Исследовательская работа по физике Приметы и суеверия с точки зрения науки
ПРИМЕТЫ И СУЕВЕРИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУКИ
Кузнецова В., Белякова Т. ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
Руководитель – Косарева О.А., преподаватель высшей квалификационной категории
Год за годом, день за днём мы становимся свидетелями всё новых и новых научных открытий, технических изобретений. Нас уже трудно чем-то удивить. Но вот что интересно – независимо от социального статуса, количества дипломов и званий люди всё так же суеверно продолжают плевать через левое плечо и стучать по деревяшке, «чтоб не сглазить». Далеко не каждый рискнёт отправиться в дальнее путешествие, не присев на дорожку. И, наверное, даже у самого отъявленного скептика при виде разбитого зеркала промелькнёт-таки мысль, что это не к добру.
Почему человек доверяет подобным обстоятельствам? Что заставляет поступать его так, а не иначе? Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти по ходу нашего исследования.
Актуальность темы:
суеверия настолько вошли в нашу жизнь, что стали неотъемлемой частью нашей натуры;
тема обусловлена недостаточностью изученности;
изучение традиций, примет и суеверий воспитывает в человеке любознательность к истории собственной страны
Цель: исследование примет и суеверий
Объект исследования: приметы и суеверия.
Задачи:
1) провести анализ литературы по вопросу истории возникновения примет и суеверий, а так же причин веры людей в приметы и суеверия;
2) выделить наиболее распространенные приметы и суеверия России;
3) провести социологический опрос по данной проблеме, обработать статистические данные, сделать выводы.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы, работа с Интернет-ресурсами, обобщение данных), практические (социологический опрос).
Следует отметить, что вопрос суеверий и примет является не до конца изученным, в частности история их возникновения. В нашем исследовании мы опирались на мнения окружающих нас людей, а так же на статистику, приведенную на Интернет - форумах, изучающих данный вопрос.
Прежде чем начать рассмотрение темы суеверий и примет, необходимо отделить эти два понятия. Что есть примета, и что есть суеверие. Несмотря на то, что эти понятия: народные приметы и суеверие тесно связаны друг с другом, тем не менее, они различны по своей сути.
Знаток великого и могучего русского языка В.И. Даль объясняет суеверия как «ошибочное, ложное верование во что-либо; вера в причину и следствие, где никакой связи нет». И хотя многие из нас утверждают, что не верят в «бабушкины приметы», но, на деле, всё иначе. Суеверия прочно вошли в нашу жизнь.
Слово «суеверие» образовано с помощью наречия «суе», или «всуе» – «напрасно, даром, тщетно, попусту». Есть более узкое, церковное, определение: суе – «противоположное вечному благу нашему, жизни духовной». О человеке мы говорим «суетный», о жизни – «сплошная суета».
Народные приметы, это своеобразные подсказки – предупреждения, которые подмечали внимательные люди, фиксировали в своём сознании и передавали из поколения в поколение.
Откуда берутся суеверия?
Суеверия существуют с зарождения цивилизации и по сей день.
Почти невозможно объяснить, как именно зарождаются суеверия.
Приметы возникли ещё в глубокой древности, когда люди с затаённым вниманием присматривались к окружающей их природе, и улавливали связь между поведением животных и погодными изменениями.
Итак, источниками сегодняшних суеверий служат:
суеверия предков (исторически сложившиеся суеверия);
языческие обряды и традиции, предания и легенды (поклонение идолам);
страх перед непознанным;
страх смерти;
боязнь получить проклятие, сглаз, болезнь и т.д.
Но на самом деле все приметы и суеверия можно трактовать, опираясь на науку, на её знания. Мы сделали подборку лишь некоторых примет и суеверий и попытались объяснить их существование с точки зрения науки.
Дрова в печи плохо разгораются и дымят - к оттепели.Перед оттепелью увеличивается количество водяных паров в воздухе. Дрова, положенные в топку, впитывают эту влагу из воздуха, попавшего в топку через трубу. Энергия, выделяющаяся при горении некоторых поленьев, должна пойти на нагревание воды, попавшей в дрова, а затем на её испарение. Поэтому огонь «развивается» слабо, и дрова плохо разгораются.
Гроза предвещает плодородие.
При грозе обычно бывает молния - большой атмосферный электрический разряд. Во время молнии происходит ионизация воздуха, которая является благоприятным фактором для урожая. Если грозы частые, - урожай богатый.
Разбить зеркало – к несчастью. Это суеверие связано ещё со слюдяными зеркалами, а позднее – со стеклянными. Покрывать прозрачную основу серебряной амальгамой как делают сейчас, тогда ещё не умели. Поэтому использовали тонкий слой ртути. Догадаться не сложно, что произойдет после того, как разобьётся такое стекло! Ведь надо было собрать с пола ртуть, превратившуюся в тысячи микроскопических шариков, а это очень трудно! Так шарики чрезвычайно ядовитой и легко испаряющейся ртути оставались дома, закатившись в далёкие уголки комнаты. В зависимости от размеров зеркала, недомогание целой семьи, связанное с отравлением парами ртути, могло закончиться смертельным исходом.
Положи ветку осины в квашеную капусту – она долго не испортиться.
Эта примета основана на явлении проникновения «дубильных» веществ осины в квашеную капусту, что приводит к долгому сохранению капусты
Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде.
В сухую погоду насекомые не боятся намочить крылья, и могут попасть «на стол» к пауку.
На пороге сидеть – заболеть.
Порог – это место, через которое в дом, комнату входит холодный поток воздуха. Человек, сидящий на пути этого потока, имеет все шансы заболеть.
Когда ласточки низко летают – жди ветра с дождём.
Ласточка летает с открытым клювом, захватывая им мошкару. Перед дождём атмосферное давление понижается, и мошкара летает низко над землёй. Ласточке приходится за пищей опускаться в полёте ниже.
Зачесалось в ухе – быть дождю.
Перед дождём атмосферное давление понижается, а барабанная перепонка в ухе – это та же мембрана в барометре. Она чуть буде прогибаться. Эти небольшие колебания вызывают в ухе то состояние, при котором хочется почесать в нём.
Кошка стала пышнее – быть холодам.
При холодной погоде шерсть поднимается, становится «дыбом», чтобы в промежутках между шерстинками и ворсинками оказалось больше воздуха; воздух же – плохой проводник тепла.
Чёрная кошка перебежала дорогу – жди несчастий.
Это суеверие уходит корнями в кельтскую культуру. У кельтов бытовало поверье, будто бы чёрные кошки отличаются особым бесстрашием, особенно по отношению к змеям. Общеизвестна привычка кошачьих приносить охотничьи трофеи в дом, даже если те всё ещё подают признаки жизни. Исходя из всего вышеперечисленного, можно понять, почему чёрная кошка ассоциировалась у кельтов с несчастьем: змею в доме вряд ли можно назвать удачей.
Существует ещё такая версия. В средние века разразилась эпидемия чумы, которая переносились крысами, соответственно, кошки тоже стали переносчиками этого заболевания. В связи с этим люди стремились всячески избегать кошек. Но ночью кошки, особенно чёрные, становятся плохо заметными. Случайно выскочившая из подворотни кошка наводила панический страх. Вот тогда и появилось поверье: если кошка перешла вам дорогу - вам не повезёт.
Хорошему прыжку хороший разбег нужен.
Пословица объясняется явлением инерции. Чем больше разбег при прыжке, тем дольше движение по инерции.
Пятница, 13.
Насчет происхождения мистической силы пятницы, 13, существует несколько версий. Наиболее популярное объяснение даёт Тайная Вечеря, в которой принимали участие 13 человек - Иисус и 12 его учеников. Тринадцатым был предатель Иуда. Другое объяснение состоит в том, что конклавы ведьм всегда состояли из тринадцати участниц. Протоколы судов не всегда подтверждают это правило, но народ верил в него твёрдо. Считается, что в этот день все упыри, ведьмы и прочая нечисть собирается на демонический шабаш со всех концов света. Ещё пятница «провинилась» в том, что, по преданию, Адам и Ева отведали запретный плод и были изгнаны из рая именно в этот день. Есть и другая версия: 700 лет назад прекратила существование самая могущественная и богатая организация в Европе – Орден Тамплиеров. Воинствующие монахи строили дороги, вели войны, финансировали строительство готических соборов. Но в 1307 году они исчезли с исторической арены так же таинственно, как и появились на ней. В один день 13 апреля, в пятницу, все они были схвачены, посажены за решётку, а потом сожжены на кострах инквизиции.
Люди, боящиеся «зловещих» дней встречаются довольно часто. Учёные считают параскадекатриафобию тяжёлым недугом. Этой фобией страдали многие известные люди. Например, Наполеон не назначал на такие дни никаких важных дел, и уж тем более сражений. Гёте вообще предпочитал не вылезать из постели целые сутки. Композитор Арнольд Шенберг настолько боялся числа 13, что, можно сказать, умер от своего болезненного суеверия. Всю пятницу 13 июля 1951 года он провёл под одеялом, трясясь от страха. За четверть часа до полуночи его жена заглянула в комнату сказать, что бояться осталось 15 минут. В тот момент Шенберг с трудом поднял руку, выдавил из себя слово «гармония» и скончался.
Девушке на выданье нельзя садиться на угол стола – не выйдет замуж.
Раньше вся домашняя мебель была из натурального дерева. Обеденный стол тому не исключение. Доказано, что угол стола (из натурального дерева, не обработанного) выделяет энергетику, которая будоражит кровь человека. А молодой девушке это могло нанести непоправимый вред: если она до венчания вступит в отношения с молодым человеком, то весь её род будет опозорен. Замуж её уже никто не возьмёт. А вот угол деревянного дома (из стволов деревьев) наоборот убирает энергетику, которая будоражит. Поэтому провинившихся детей ставили в угол, чтобы успокоить их энергетику.
Как мы видим, все приметы основаны на обыденном наблюдении за бытом, и правильно сделанных выводах. Просто многие приметы так прочно вошли в нашу жизнь своеобразным ритуалом, что мы не задумываемся, откуда эти приметы произошли, что явилось причиной их появления. Поэтому многие приметы считаются людьми за суеверия, и поэтому игнорируются.
В рамках исследовательской работы нами был проведён социологический опрос. Суть его заключалась в выяснении процентного соотношения людей, которые верят (не верят) в приметы и суеверия. Нами было опрошено 36 человек. Среди опрошенных были как студенты, так и преподаватели. В ходе исследования были получены следующие результаты: верят в приметы и суеверия 29 опрошенных (81%), не верят вообще – 5 человек (14%), 2человека затруднились ответить (5%). Следует отметить, что самыми распространёнными суевериями оказались: разбитое зеркало – 15 человек (45%); число 13 – 10 человек (30%); чёрный кот – 7 человек (21%); о соли – 4 человека (4%). Третьим объектом исследования был вопрос «Знаете ли Вы причину возникновения примет и суеверий?» Положительный ответ был у 29 опрошенных (81%), отрицательный у 4 опрошенных (11%), 3 из опрошенных затруднялись ответить (8%).
Человечество развивается, умнеет, приближается к пику эволюции. А суеверия как жили, так и живут. И верят люди в них не меньше, чем 100, 200 лет назад.
Приметы и суеверия появились много веков, и даже тысячелетий назад. Древние люди пытались объяснить мир так, каким они его себе представляли. Это послужило причиной появления многочисленных суеверий и верований. И, несмотря на то, что большинство из них практически не содержат истины, люди продолжают им верить, и так оно и должно быть. Человек не может знать всего, а значит, он будет продолжать строить догадки и выдвигать гипотезы о том, как устроен мир. Все мы немного суеверны. Это заложено в нас природой.
Приметы, как старые, так и новые, делают нашу жизнь с одной стороны разнообразнее, а с другой - могут усложнить быт, если приметам следовать чересчур. Поэтому, ко всему, в том числе и к приметам, подходите с умом, властвуйте над ними, не давая им властвовать над вами.
Используемая литература и источники
Барбин А.В., «Приметы. Суеверия. Знаки» – М.: «Эксмо», 1999
Даль В.И., Толковый словарь живого великорусского языка. – Москва, 2008
Комарова И., Книга примет. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1999
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Даль В.И., Толковый словарь живого великорусского языка. – Москва, 2008
Барбин А.В., «Приметы. Суеверия. Знаки» – М.: «Эксмо», 1999
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Комарова И., Книга примет. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1999
15