Рабочая программа по элективному курсу Фонетика-это интересно 9 кл.


Пояснительная записка
Программа элективного курса по русскому языку «Фонетика – это интересно». Представляет собой перечень тем для изучения, предлагает возможный путь воплощения конкретных целей обучения, который определяет отбор и логическую расстановку этих тем, характер занятий и систему упражнений.
Эта программа о звуковом многообразии нашей речи. В ней решаются вопросы о фонетических закономерностях русского языка, о его благозвучии и правилах произношения, о своеобразном взаимоотношении речи устной и письменной введет в мир поэтической звукописи, познакомит с некоторыми особенностями сценической речи.
Данная программа не только расширит познания учащихся в области языка, но и пробудит интерес к науке, которая называется языкознанием.
Общие цели и задачи данной программы:
-сформировать понятие о фонетических языковых единицах . Выработать умения и навыки правильно выделять эти фонетические звуковые единицы.

Структура курса:
1.«Фонетика –это интересно»,
2.«Звуки и слоги. Две самые краткие фонетические единицы»,
3.«Что нужно чтобы речь зазвучала?»,
4.«Имеет ли звук значение».
5.«Говори правильно!»
Планируемым результатом обучения по программе будет являться подготовка к ГИА по русскому языку.
Предметные знания в следующих областях : «Фонетика»,
«Орфоэпия»
Предметные умения и навыки- навыки выполнения фонетического разбора,
выделение слогов ,звучание звуков., навыки работы с научной, справочной литературой.

Интеллектуальные умения и навыки- умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки грамотной устной и письменной речи.
Мыслительные навыки – навыки оперирования формулировками, определениями.
Учащиеся должны знать основные фонетические понятия, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является умение различать звуковое многообразие нашей речи. По уровню освоения данная программа профессионально-ориентированная.
Обучение , а также оценка знаний и умений обучающихся проводятся в форме творческих работ, упражнений и эвристических бесед по всем темам.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу во внеурочное время.
Итоги реализации программы.
К концу обучения учащиеся должны получить полное представление о фонетическом строе языка.
Календарно-тематическое планирование

Тема урока Колич.
часов Основные понятия Форма контроля Дата По факту
№ Раздел 1 «Фонетика –это интересно! » ( 1 час)
1 Введение. Для чего нужно изучать фонетику? 1 Фонетика АЭТ( автор экранного текста) 02.02 Раздел 2 Звуки и слоги. Две самые краткие фонетические единицы.(3)
1 Фраза. Три позиции звуков речи. 1 Фраза. Пауза. Речевые такты слоги, звуки, артикуляция, акцетика, музыкальный тон , высота тона. Произношение фраз. Выделение голосом звуков. 09.02 2 Гласные и согласные звуки. 1 Звуки губные и язычные, переднеязычные, смычновзрывные , дрожание, слогораздел, слоги открытые и закрытые Тренировочные упражнения в произношении звуков. Инсценирование по произношению звуков. 16.02 3 Твердость и мягкость согласных звуков. 1 Фонетическая единица-слог фонема открытые и закрытые слоги. Упражнение по определению твердости и мягкости согласных звуков 23.02 Раздел 3 Что нужно чтобы речь зазвучала? (2 ч)
1 Фонетическое ударение .Интонация 1 Ударение, интонация, длительность гласных звуков, омографы, ударение одноместное и разноместное. Постановка слогов под ударение.
Интонационное оформление слова. 02.03 2 Интонация 1 Подвижность ударения. 09.03 Раздел 4. Имеет ли звук значение? (3)
1 Почему звук назвали фонемой? 1 Фонема, фонология, звукотипы. Упражнение в звучании звуков, их выделение из слогов.
Инсцениров. 16.03 2 Лотогиф.
Метаграмма.
Анаграмма. 1 Лотогриф.
Менаграмма.
Анаграмма. Фонетический разбор игра «Лесенка», «Предъяви пропуск» 23.03 3 Соотноситель-
ный ряд согласных по твердости и мягкости 1 Игра «Спортивный судья» 06.04 Раздел 5 « Говори правильно!» (3 ч)
1 Что значит говорить правильно? 1 Орфоэпия
Общие фонетические законы , частые правила произношения. Пишем и произносим 13.04 2 Произношение гласных 1 Пишем и произносим 20.04 3 Произношение
Согласных.
Частые правила произношения. 1 Упражнения в произношении сочетаний согласных звуков, грамматических форм иноязычных слов. 27.04 Всего: 12 часов

Литература
1.А.И.Журавлев . Звуки и смысл М., 1991.
2.Е.Н.Дрыжакова. В волшебном мире поэзии.- М..1978
3.Е.В.Язовицкий.Говорите правильно.-Л.,1969г.
М.В.Панова. «Занимательная орфография» М.. 1984 г.
М.С.Лапатухина, Е.В. Скорлуповский «Школьный толковый словарь русского языка»
С.Г.Бархударова. «Орфографический словарь русского языка» М., 1984 г