Образовательная деятельность по развитию речи с элементами логопедии на тему Звук и буква Ч. Лексическая тема День защитника отечества. (подготовительная группа детского сада)
Конспект открытой образовательной деятельности
по развитию речи с элементами логопедии
в подготовительной группе
«Звук и буква Ч. Лексическая тема
«День защитника отечества»
Провела: учитель - логопед
Алентьева О.В.
Открытая образовательная деятельность по развитию речи с элементами логопедии в подготовительной группепо теме
«Звук и буква Ч. Лексическая тема
«День защитника отечества».
Цель:Сформировать знания детей о звуке и букве Ч на материале лексической темы «День защитника отечества».
Задачи: (образовательные, развивающие, воспитательные)
Образовательные:
- уточнить фонематическое представление детей о звуке Ч;
- познакомить с буквой Ч.
Развивающие:
- развивать умения у детей определять позицию звука Ч в словах (начало; середина; конец); выбирать из текста слова с заданным звуком.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать у детей умение работать в коллективе и навыки взаимной помощи.
Методические приемы:
упражнениена определение настроения и передачуего с помощью мимики;
рассматривание картинок с заданным звуком;
дидактическая игра «Не ошибись»;«Подскажи словечко»;
элементы дыхательной гимнастики (динамическая пауза);
игра «Подбери картинку».
Оборудование и материалы:
Демонстрационный, раздаточный материал, мультимедиа, ноутбук.
Подготовительная работа: работа по развитию фонематического слуха и восприятия; беседа по лексической теме «День защитника отечества»; работа по формированию у детей правильного речевого дыхания.
Ход деятельности.
1.Организационный момент.
Упражнение на определение настроения и передачу его с помощью мимики «Облако». Слайд 1.
На доске 4 рисунка с изображением облаков: удивленного, печального, злого и веселого. Педагог читает стихотворение по фрагментам, после каждого дети находят облако с соответствующим мимическим выражением.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел…
Вот маленькое облако над озером плывет,
И удивленно облачко приоткрывает рот:
-Ой, кто там в глади озера пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький? Летим, летим со мной!
А вот другое облачко расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так, а вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное страшилище летит
И кулаком громадным сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья, но ветер мне помог:
Так дунул… что страшилище пустилось наутек.
Вот облако веселое смеется надо мной:
-Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним: - Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку махал я вслед рукой.
Так очень долго я искал и вам хочу сказать,
Что два похожих облачка не смог я отыскать...
(Н.Екимова)
Логопед спрашивает у детей, какое облачко было последним (веселое), все изображают веселое облачко и переходим к следующему виду деятельности.
2. Определение цели деятельности.
Вместе вспоминаем понятие «звук» (это то, что мы произносим и слышим) и «буква» (это то, что мы пишем и читаем).
На экране появляются картинки, в названии которых есть звук Ч (чашка, чайник, чемодан, сачок, очки, мяч). Логопед просит детей найти общий звук в этих словах и называет картинки, утрированно произнося звук Ч. Дети определяют общий звук. Слайд 2.
Определяем с детьми цель деятельности.
Логопед вместе с детьми произносит изолированный звук Ч. Даем ему полную характеристику:
-звук Ч согласный (потому что когда мы его произносим во рту есть преграда);
-звук Ч всегда мягкий и на схеме мы его всегда обозначаем зеленым цветом.
Затем на экране появляется картинка черепаха и рядом буква Ч. Слайд 3.
Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть букву Ч и сказать, на что она похожа…
3. Дидактическая игра «Не ошибись».
(Развитие фонематического слуха и восприятия.)
Логопед говорит детям, что сейчас будет произносить разные слова, а дети, если услышат в слове звук Ч, должны хлопнуть в ладоши.
Логопед называет слова, утрированно произнося звук Ч там, где он встречается.
(чай, чайка, щука, кочка, очки, оса, машина, перчатки, вещи, клещи, бочка, мяч, плач, плащ, ночь, помощь, калач, лещ, дочь, чашка, щетка)
Дети внимательно слушают и выполняют задание, стараясь не ошибиться.
Логопед подводит итог игры, отмечает особенно внимательных детей.
4. Динамическая пауза.
Логопед предлагает детям сделать небольшую паузу и немного отдохнуть.
Вместе с детьми вспоминаем, что для красивой и плавной речи, нам необходимо уметь правильно дышать. Для этого мы повторим несколько упражнений дыхательной гимнастики. Вместе вспоминаем, что правильный вдох делаем носом, а выдох – ртом.
Выполняем следующие упражнения дыхательной гимнастики:
« Плечи»; « Насос»; « Кошка».
Затем дети возвращаются на свои места.
5. Логопед предлагает детям вспомнить о каком предстоящем празднике мы говорим на текущей неделе. О «Дне защитника отечества». Слайд 4.
Логопед задает детям несколько вопросов по данной теме:
-Кто такие «защитники отечества»?
(это наши воины и солдаты, которые защищают нас и нашу страну от врагов).
-Кто считается первыми «защитниками»?
(в древней Руси это были богатыри). Слайд 5.
-Кто сейчас, в мирное время, охраняет границы нашей Родины?
(пограничники). Слайд 6.
Логопед предлагает детям послушать отрывок из стихотворения Галины Щербаковой «Когда я вырасту большой».
Когда я вырасту большой,
Хочу я стать солдатом;
Хочу границу охранять,
Как в молодости папа:
В дозор ходить, ночей не спать,
Чтоб дети крепко спали,
Чтоб всех людей ночной покой
Мне лично доверяли.
В письме я маме напишу,
Как без нее скучаю,
Что службу хорошо несу,
Границу охраняя...
Краткая беседа по стихотворению:
-О ком это стихотворение?
-О чем мечтает мальчик?
Логопед говорит детям, что сейчас будет читать это стихотворение еще раз, а детям нужно найти и выбрать из него слова, в которых слышится звук Ч. В словах, выбранных детьми, уточняется позиция звука Ч при помощи карточек-схем (начало слова, середина слова, конец слова). Карточки выставляются на доску.
Логопед обращает внимание детей на позицию звука Ч в словах, которые они выбрали (середина слова). Детям читаются еще несколько предложений и дается такое же задание – найти слова со звуком Ч, определить его позицию (начало, середина, конец). Слайд 7.
Примеры:
Добрыня Никитич был настоящий силач.
Оружие богатыря это меч.
Часовые, заступая на посты, сверяют часы.
На доске выставляются карточки-схемы к словам со звуком Ч из предложений.
6. Рефлексия. Слайд 8.
-С каким звуком и какой буквой мы сегодня познакомились?
-О каком предстоящем празднике мы сегодня вспомнили?
-Отрывок из какого стихотворения мы сегодня прочитали?
(название стихотворения, автор)
-Какое задание или упражнение вам понравилось больше всего?
-Какое задание сегодня оказалось самым трудным?
- Вы справились со всеми заданиями и играми, потому что умеете быть внимательными, сосредоточенными, знаете много разных звуков и умеете их различать… Слайд 9.
Используемая литература.
«Инновации – в логопедическую практику». Составитель О.Е.Громова.
Т.А. Ткаченко «В первый класс – без дефектов речи».
Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит».
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. «Фронтальные логопедические занятия».
Е.М.Косинова «Уроки логопеда».
Т.А.Ткаченко «Логопедическая энциклопедия».