Проект Космонавтом быть хочу


Тип проекта. Познавательно-творческий.
Срок: краткосрочный (1 неделя).
Возраст детей – участников проекта: 5-6 лет (старшая группа)
Актуальность темы проекта:
В настоящее время, когда жизнь так стремительно летит, когда огромный поток информации обрушивается на нас каждый день, когда компьютер рядом с ребенком с рождения, - очень трудно сохранить в человеке духовные качества и патриотические чувства. Современные дети должны знать больше, чем их сверстники конца ХХ века. Но они, также, должны быть духовно развиты, в них надо воспитать нравственность и патриотизм. Поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, позволяющих закладывать в маленького человека не только позиции самостоятельности, активности, инициативности, но и духовные и нравственные начала. Такую возможность дает метод проектов, который позволяет расширить образовательное пространство, включить в него большое количество детей и взрослых, становится стимулом включения в совместную деятельность с детьми и педагогами родителей. Это способствует не только расширению каких-либо воспитательно-образовательных задач, но и дает возможность родителям поближе познакомиться и узнать друг друга, они открывают в ребенке и в себе самом такие качества, умения, возможности, о которых раньше и не подозревали. Увлеченные темой проекта, все участники духовно сближаются, все «болеют» одним общим делом. Общий эмоциональный настрой позволяет творить чудеса. 
С древних времён людей манило всё недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос. А потому, солнце, луна и звёзды всегда притягивали их взгляды и души. Они заставляли мечтать, раздумывать и любить. С тех пор люди сильно изменились. Их больше манит экран телевизора. Да и времени для того, чтобы полюбоваться звёздами, всё чаще не находиться. Люди разучились удивляться и радоваться простым и одновременно гениальным вещам: снежинке, первой весенней травинке, бабочке, порхающей с цветка на цветок. Звёздам, созвездиям и даже целым галактикам.
В своих мечтах, воплощенных в сказках, легендах, фантастических романах, человечество уже давно стремилось в космос, об этом свидетельствуют и многочисленные (как правило, неосуществимые) изобретения прошлого. Рассказы о полете в небо уже встречаются в ассиро-вавилонском эпосе, в древне - китайских и иранских легендах. Широко известен греческий миф о полете к Солнцу Икара на крыльях, скрепленных воском. Полет к Луне на крыльях описал Лукиан Самосатский. (2 в. н. э.).
Проблема:
Дети не имеют достаточных знаний о космос
Методологическая база:
Большая книга «Почему» /Москва, изд. «Махаон» 2006г.
Бурмистрова Л., Мороз В. Всемирная детская энциклопедия
«Космос» /Москва, изд.  «Эксмо», 2003г.
Воронцов-Вельяминов Б.А., Маркушевич А.И. «Детская энциклопедия. Мир небесных тел» /Москва,.«Педагогика»,1972г.
Левитан Е.П. «Твоя вселенная» /Москва «Просвящение» 1995г.
Нищеева И.В. Раз планета, два комета. Астрономия для малышей. Дошкольникам о звёздах и планетах
Нуриа Рока Серия «Что говорит наука», «Вселенная», «Земля»/ Москва 2006г.
Попова Т.И. Мир вокруг нас / Москва ЛИНКА-ПРЕСС 1998
Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд. /Москва ООО «Издательство Скрипторий 2003»  2007
Стюарт Кларк     «Наша вселенная», «Махаон», 2001г.
Шорыгина Т.А., Парамонова М.Ю. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги рассказы / Москва ТЦ Сфера ,2011
Цель проекта:
Последовательное введение ребенка в мир элементарных научных знаний о планете Земля, о космосе.
 
Задачи:
формировать развитие элементарных естественнонаучных представлений;
формировать элементарные представления о техническом прогрессе;
развивать познавательно-исследовательскую деятельность;
развить интерес к профессии космонавта.
подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек.
Содействовать активному использованию в речи разных типов предложений; вступать в диалог со взрослыми; при желании поделиться своими мыслями, чувствами, знаниями, использовать монологическую речь
раскрыть творческий потенциал детей;
развивать коммуникативные навыки;
вовлечь родителей в образовательный процесс;
воспитывать гордость за русских космонавтов;
Реализация проекта предусматривает несколько этапов:
- подготовительный (организационный);
- основной;
- завершающий.
Подготовительный этап.
Задачи этапа: подбор необходимого материала для реализации проекта.
В ходе предварительной работы воспитателями группы был отобран и систематизирован материал по теме проекта, и на его основе были составлены конспекты интегрированной образовательной деятельности с детьми.
Кроме того, были подобраны иллюстрированный материал, художественная литература, пословицы, поговорки и дидактические игры.Для родителей были подготовлены консультации и рекомендации о посещении с детьми планетария с целью ознакомления с солнечной системой
Основной этап
Задачи этапа: реализация проекта
Первой частью данного этапа работы над проектом стало определение уровня знаний дошкольников. Для этого была проведена беседа на тему: «Что я знаю о космосе». Как выяснилось в ходе беседы, воспитанники недостаточно хорошо знают космос, солнечную систему и т.д.. С учетом этого родителям была предложена консультация по теме: «Посещение планетария».
В ходе непосредственной образовательной деятельности по детьми были созданы рисунки в технике рисования по – мокрому, из которых в итоге была оформлена выставка рисунков «Портрет Земли»., а также выставка аппликаций из цветной бумаги «Полет в космос».
Особая роль в воспитании отводится праздникам. Яркая эмоциональная форма и содержание праздников воспитывают у детей положительные чувства. Важно, чтобы воспитанники имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья. С этой целью в рамках проекта было проведено празднование Дня Космонавтики.
Поскольку в процессе игры дошкольники лучше воспринимают и легче усваивают даже сложный материал, следующим в данной работе стало проведение с детьми дидактических игр с использованием иллюстраций, разрезных картинок: «Найди отличия», «Собери картинку», «Назови, что изображено».
Дидактические игры и упражнения помогают не только закрепить полученные знания, но и учат детей общаться друг с другом, развивают логическое мышление. В качестве примера в приложении представлено некоторые дидактические игры.
Важной частью работы по воспитанию чувства гордости за русских космонавтов стало формирование у воспитанников представлений о знаменитых людях – Юрии Гагарине, Валентине Терешковой и другими. На примере конкретных имен воспитатель дал детям представления о лучших качествах русских людей: отзывчивости, стойкости, героизме.
Результатом данной образовательной деятельности стало большое количество фотографий, из которых было решено сделать газету «Поехали!». Восковыми мелками и разноцветными карандашами дети нарисовали рисунки символизирующие космос, приклеили фото, воспитатели написали высказывания. Утром стенгазету вывесили в раздевалке, чтобы стало приятным сюрпризом для родителей.
Итогом данной проектной деятельности детьми совместно с воспитателями был оформлен уголок космоса.
Завершающий этап
Задачи этапа: подведение итогов реализации проекта.
На этом этапе была подготовлена выставка работ на тему: «Портрет Земли», аппликация «Полет в космос», демонстрация газеты «Поехали», уголка космоса. Была проведена презентация в рамках МБДОУ.
Таким образом, в ходе реализации проекта была предложена рассчитанная на неделю система работы по ознакомлению детей старшего возраста с космосом, солнечной системой, включающая различные формы непосредственной образовательной деятельности.
Весь комплекс мероприятий направлен на то, чтобы пробудить у детей желание к познанию нового, любознательность, вызвать желание познавать космические пространства, чувство гордости за русских космонавтов. Непосредственная образовательная деятельность основана на принципах доступности предлагаемой информации в соответствии с возрастом дошкольников, деятельностный подход (изготовление поделок, аппликаций, рисование, лепка, составление рассказов) и перехода от личностно – значимых для ребенка фактов к культурно – историческим.