Классный час по теме Не позволяй душе лениться

Классный час «Не позволяй душе лениться»
(Н. Заболоцкий)

Цель: 1. Формирование духовно-нравственных основ учащихся.
2. Развитие стремления к самосовершенствованию через интеллектуальный и физический труд.
3. Воспитания уважения к людям высокой духовности.

1) Кто не ценит жизни, тот не достоин ее.
Леонардо да Винчи.

2) Кто хочет сохранить свою жизнь
ценою жизни других, должен также,
когда нужно, отдать её за других.
Ж.-Ж. Руссо.

3) Жить – это бороться, бороться – это
жить.
П. Бомарше.

4) Мужество без совести подобно зверю.
О. Холмс.

5) Человек богат или беден не своим
имуществом, а своим внутренним миром.
Лев Толстой.

6) Достижение высших добродетелей
есть цель человека. В достижении их
не должно ставить себе никаких
пределов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

7) У человека не может быть иной цели
как быть настоящим человеком.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

8) Смысл имеет лишь жизнь, прожитая
ради других.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





Ход

Учитель: Стихотворение с таким названием вам знакомо с 6 класса, но в преддверии взрослой жизни я предлагаю вам обратиться к философии этой строки «Не позволяй душе лениться».
Согласитесь, что человек – это уникальное явление в этом мире, потому что обладает душой. О душе зачитайте в словаре (словарь Даля и Ожегова). А есть ли у вас свое собственное толкование этого слова?
Если люди обладают душой, как мы можем поделить всё человеческое сообщество?
Ученик: Мне кажется, на две группы: люди душевные и люди бездушные.
Учитель: Хорошо, я согласна. Люди душевные – это носители силы добра. И тогда какие нравственные качества им свойственны? (Приглашаю к доске ученика):
– Наташа, помоги мне. Ты будешь писать на доске ответы.
Ответы учеников:
1-й ученик: Небезразличие.
2-й: Честность.
3-й: Трудолюбие.
4-й: Сопереживание.
5-й: Желание помочь.
6-й: Прощение.
7-й: Любовь.
8-й: Альтруизм (человеколюбие).
9-й: Совесть.
10-й: Справедливость.
Учитель: Хорошо. А люди бездушные? Какую силу нашего мира представляют они?
Ученик: Силу Зла.
Учитель: Какие качества человеческой натуры свойственны злым людям? (Вызываю ученика к доске для записи ответов).

Ответы:
1-й ученик: Безразличие.
2-й: Черствость.
3-й: Жестокость.
4-й: Эгоистичность.
5-й: Завистливость.
6-й: Леность.
7-й: Мстительность.
8-й: Лицемерие.
9-й: Лживость.
Учитель: Спасибо, Маша. И этот список можно продолжить. Обратите внимание, что равновесие перечней почти одинаково. Но если обратимся к этому списку (качество добра), то здесь обнаруживаем христианские заповеди и истины, которым должен следовать человек. Традиционная нравственность нашего бытия происходит от религиозных учений, создателями которых были Христос, Будда, Магомет, Лао-Цзы, Кришна.
Люди, которые следовали всем заповедям испокон веков, назывались праведниками.
За помощью в проведении сегодняшней полемики я хочу обратиться к виднейшему писателю современности А.И. Солженицыну. К сожалению, ушедшему из жизни в 2008 году.
На экране портрет А.И. Солженицына и его слова (читаю): «Жизнь прекращается, когда перестаешь самосовершенствоваться».
В своих дневниках А. И. Солженицын писал: «Я понял правду всех религий мира: они борются со злом в человеке».
Я предлагаю послушать по этой проблеме рассуждения самого Солженицына.
Эпизод о добре и зле из фильма «Слово».
Длительность минут 1839 – 1915.
А.И. Солженицын многие годы искал встречи с праведниками и создавал их образы. Вспомните рассказ «Матрёнин двор» и образ Матрёны Васильевны.
Борьба и зла идет, пока живет человек. Эта борьба «не на жизнь, а на смерть». К сожалению, из истории человечества нам знакомы факты, когда зло одерживает победу. Уходит от возмездия и наказания. Вам знакомы такие примеры?
1-й ученик: Убийство на дуэли Пушкина. Дантес уехал из России и избежал наказания.
2-й: Сотни репрессированных граждан России в 30-е годы, в том числе Николай Гумилев, Осип Мандельштам и другие.
Учитель: Я согласна, ведь Н. Гумилев оказался виновным перед властями, отказавшись доносить на ближних.
Еще факты.
Ученик: Это атомная бомба, сброшенная американцами на Хиросиму и Нагасаки в 1945 году.
Учитель: Да. И многое другое, что оставило черный мрачный след на земле. Если в помощники к сегодняшней полемике с вами я выбрала А.И. Солженицына, должна сказать, что роман «Война и мир», который вы изучали в 10 классе, Солженицын прочитал в 10 лет. При этом позволив себе спорить с великим Толстым по следующему факту, что является одной из составляющих человеческой души.
Эпизод «на всё любовь» из фильма «Слово».
Длительность минут 1054 – 1125.
Учитель: Что же человечеству предпринять в победе над злом?
Ученик: Нужно каждому живущему взращивать свою душу, способную к противостоянию всему злому.
Учитель: А как вы это понимаете?
Ученик: Это постоянный процесс самосовершенствования через самокритику, самоанализ, через обращение к вечной ценности – искусству слова.
Учитель: Я бы хотела добавить, через поиск истины – смысла жизни. вспомните художественные произведения и их авторов, где ведется исследовательский путь к смыслу жизни.
1-й ученик: Это роман Толстого «Война и мир», герои Андрей Болконский и Пьер Безухов и их идея «быть полезными людям».
2-й: Это Соня Мармеладова из романа Достоевского «Преступление и наказание». Она следует библейским заповедям, к чему призывает и Раскольникова.
3-й: Это принц Гамлет из одноименного произведения У. Шекспира «Гамлет» с его вечным вопросом «быть или не быть»?
Учитель: Какую позицию выбирает Гамлет?
Ученик: Я думаю, быть – это бороться со злом, не быть – оставаться безразличным.
Учитель: Верно, так это воспринято великим поэтом и актером В. Высоцким, сыгравшим Гамлета в театре на Таганке.
Подойти к доске и обратить внимание детей на перечень качеств «Зла».
Учитель: Что же должно происходить в человеке, чтобы в его душе исчезло это (зло)?
Ученик: Должна происходить каждодневная работа души.
Учитель: Что вы вкладываете в понятие «труд души»?
1-й ученик: Осмысление.
2-й: Раскаяние.
3-й: Переосознание поступков, взглядов.
Учитель: Что же еще мы забыли?
4-й ученик: Упорный телесный (физический) труд.
Учитель: Человек труда никогда не сможет совершать дурных поступков, озлобляться и, тем более – мстить. Вспомните опять солженицынскую Матрену: две войны пережила, шестерых детей похоронила, ничего не нажила. Жили они с колченогой кошкой в старой бревенчатой избе. И конечно были поводы в душе этой женщины для плохого настроения. Давайте обратимся к тексту рассказа, который у вас на столе. Прочитайте:
Ученик: «У нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетенным кузовом – по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам. Да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой».
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на афоризмы, которые сопровождают нас на этом уроке, и определитесь, какой из них подходит к характеристике сути этой героини.
Ученики находят:
«Человек богат или беден не своим имуществом, а своим внутренним миром». (Лев Толстой).
Учитель: Именно такие люди, как Платон Каратаев из романа «Война и мир», Матрёна Васильевна, Федот Евграфович из повести Васильева «А зори здесь тихие» и многие другие, уходя из этого мира, оставляют след добра и душевной просветленности. Ибо смыслом их жизни является любовь к ближнему, любовь к Родине, любовь к жизни.
Звучит мелодия песни «Есть только миг».

На фоне музыки 1-й ученик читает:

Человек – это след,
Это мысль и творенье,
Память или предмет
Или даже забвенье.
Так бывает горит,
Что он сердце расплавит.
То как метеорит,
Ничего не оставит

2-й ученик:
Какой ты в жизни след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед?
Или незримый, прочный след
В чужой душе на много лет.

Учитель: Наше время общения подошло к концу. И поверьте, я, как человек и учитель, буду счастлива, зная, что время, проведенное нами вместе, не останется бесследно в ваших душах.
Спасибо.






















13PAGE 15


13PAGE 14515




http://жемчужины-мысли.рф/цитаты/по авторам/Л. Шефер.html