Урок по литературному чтению для 2 класса Работа по картине Утагава Хиросиге Тростник под снегом и дикая утка
Утагава Хиросигэ «Тростник под снегом и дикая утка»
Цель. Учись видеть красоту в простом.
В Чайном домике пьют чай, ведут неторопливую беседу и любуются свитком.
Найди в «Музейном Доме» свиток «Тростник под снегом и дикая утка». Его автор – японский художник Утагава Хиросигэ.
Свиток- полоса бумаги или шелка с текстом или живописным изображением, свернутая в трубку. В Китае и Японии в развернутом виде служит украшением помещения.
Тростник- дикорастущее травянистое растение. Многолетник. Высотой почти 5 метров. Растет по берегам водоемов, на болотах. Им покрывают крыши. Из него делают легкие постройки.
Какая часть реки напоминает, что совсем недавно было тепло?
Какая часть реки предупреждает, что впереди – зима?
Снег уже прошел или продолжает идти?
Много ли его уже выпало?
Миша сказал, что сухие стебли тростника похожи на лапы огромного паука, который схватил уточку.
Ты с ним соглашаешься?
Чтобы лучше разглядеть уточку, изучи фрагмент (часть, кусочек) свитка. Возьми лупу и рассмотри сначала головку и грудь, а потом крылья уточки.
Где перо блестящее, упругое и длинное?
А где – короткое и пушистое?
Маша говорит, что уточка -красавица.
Ты того же мнения?
Миша говорит, что уточке летом было лучше, чем зимой.
Ты разделяешь это мнение?
Вернись от фрагмента к свитку. Видишь красные печати в правом нижнем углу? Разглядел сову на одной из них? Это знак наступающих холодов зимы.
Миша обнаружил, что на второй печати изображены олень и лошадка (вид сзади).
А ты распознал эти фигурки?
Барсук пояснил, что каждая из этих фигурок означает слово «счастливый». А вместе они означают другое слово – «простой».
Разгадка секрета такая: счастливый человек тот, кто умеет подмечать красоту в самом простом. Красоту в том, что совсем рядом, справа, слева, сверху, под ногами.
Попробуй и ты по пути из школы приглядеться к знакомому тебе деревцу.
Понаблюдай за птицами, которых ты часто не замечал.
Посмотри на дорогу, уходящую вдаль.
Обрати внимание на небо, которое никогда не бывает одинаковым.
Может быть, тебе удастся увидеть окружающий мир по –новому?
Автор учебника советует нам, чтобы по пути из школы каждый из нас постарался быть очень наблюдательным, чтобы обнаружить в привычном окружении что-то необычное, - то о чем можно, например, завтра в классе всем рассказать. Это непросто! Поэтому я не могу дать это в качестве обязательного задания. Но вы все-таки постарайтесь: вдруг у кого- то это уже сегодня получится? Следующий урок по литературному чтению мы как раз с этого и начнем: сначала выясним, удалось ли кому-нибудь обнаружить красоту в простом. Не возражаете?
В верхнем углу свитка висят три ниточки каких-то закорючек.
А ты заметил эту запись? Вернись к свитку и посмотри на нее через лупу.
Японцы пишут сверху вниз. Это иероглифы. Здесь целое стихотворение из трех строчек. Его написал сам художник Хиросигэ.
Дикая утка кричит.
От дыхания ветра
Гладь воды становится рябью.
Такие стихи из трех строчек называются по-японски хокку, или хайку. В них поэты выражают свое восхищение красотой мира.
15