Содержание и технология урока по теме «Секреты свитка. Поход в Музейный Дом. Фрагмент Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка»


Предмет: литературное чтение
Тема учебного занятия: «Секреты японского свитка. Поход в Музейный Дом. Фрагмент Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка»
Место урока в теме: 5 урок
Тип урока: знакомство с новым материалом
Цель урока: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по осознанному восприятию текстов японской поэзии – хокку и овладению приемами понимания прочитанного и прослушанного текста, приемами интерпретации и анализа смысла данных произведений в ходе групповой и коллективной работы под руководством учителя.
Задачи урока:
учить детей рассматривать живописное произведение и учить переходить к обобщению на основании наблюдений;
постараться добиться того, чтобы все вопросы к картине складывались в некую обобщенную картину мира; 
воспитывать внимательное отношение к каждой детали живописного произведения, побуждать детей вглядываться, чтобы обнаружить что-то интересное; 
подвести детей к мысли, что каждый человек может обнаружить в привычном красоту, если он будет заинтересованным и наблюдательным. (На материале японского свитка «Тростник под снегом и дикая утка».)

Содержание и технология урока
Этапы Задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Оборудование
I. Вводно-мотивационный
Развивать учебно-познаватель
ную
деятельность
Сегодня на уроке мы продолжим работу по новой главе учебника. Давайте прочитаем стихотворение М. Бородицкой «Улов»
Всё что увидел рыболов ценность?
Действительно ли это богатый улов, или над рыбаком смеются?
Богатство для рыболова – это: иметь в ведре всё, что он увидел, или всем этим любоваться?
Так что же такое богатство?
Вспомните, как называется глава в учебнике? А тема главы? Дети читают стихотворение.
Учащиеся высказывают свои мнения
О настоящем и ненастоящем богатстве Коммуникативные, познавательные, регулятивные Хрестоматия с. 74
Презентация
II. Работа по теме урока Формировать умение находить различные средства выразительности, определяющие отношение автора; умение вести диалог, составлять несложные монологические высказывания о живописных произведениях. А теперь давайте прочитаем тему нашего урока.
Какая цель нашего урока?
Давайте составим план урока. Посмотрите на страницы учебника и скажите, чем мы будем сегодня заниматься.

Итак, начинаем работу.
Найдите в словаре значение слова «свиток».
Многие японские живописные произведения написаны на свитках, которые не предназначены для того, чтобы их вывешивали, например, на стенах. Их хранят в красивых специальных лакированных коробках, лишь иногда вынимают, чтобы полюбоваться и наполнить душу радостью. Обычно их разворачивают после дождливого летнего сезона во время чайной церемонии, и любуются, любуются…
Рассмотрите рисунок, на нем изображен интерьер Чайного домика. Кого вы на нем видите?
Чтение текста внешней интриги.
Прочитайте задание в учебнике
Прочитайте в иллюстрированном словаре, что обозначает слово «тростник».
Найдите свиток в «Музейном доме»
Работа по картине. Сегодня мы будем рассматривать живописное произведение и постараемся внимательно отнестись к каждой детали, будем учиться вглядываться в него, чтобы обнаружить что-то интересное.
Какая часть реки напоминает, что совсем недавно было тепло?
Какая часть реки предупреждает, что впереди зима?
Снег уже прошел или продолжает идти?
Много ли его уже выпало?
Чтение интриги
Ты соглашаешься с Мишей?
Чтобы лучше разглядеть уточку, изучи фрагмент (часть, кусочек) свитка. Возьми лупу и рассмотри сначала головку и грудь, а потом крылья уточки.
Где перо блестящее, упругое и длинное? А где короткое и пушистое?
Маша говорит, что уточка – красавица. Ты такого же мнения?
Миша говорит, что уточке летом было лучше, чем зимой.
Ты разделяешь это мнение?
Вернись от фрагмента к свитку. Видишь красные печати в правом нижнем углу.
Разглядели сову на одной из них?
Это знак наступающих холодов, зимы.
Миша обнаружил, что на второй печати изображены олень и лошадка (вид сзади)
А ты распознал эти фигурки?

Чтение интриги
На доске слова Счастливый. Простой
Разгадка секрета такая: счастливый человек тот, кто умеет подмечать красоту в самом простом. 
Секреты свитка
Узнать, что такое свиток и разгадать его секреты
Работа с учебником
Поход в «Музейный Дом»
Творческая работа
Работа с толковым словарем
Машу, Мишу и Гостеприимного Барсука
Найдите в Музейном Доме, свиток «Тростник под снегом и дикая утка»
Работа с иллюстрированными словарями
Учащиеся высказывают свое мнение.
Продолжает идти
Учащиеся высказывают свое мнение
Да.
Учащиеся высказывают свое мнение.
Учащиеся высказывают своё мнение.
Учащиеся высказывают свое мнение.
Коммуникативные, познавательные, регулятивные Презентация, учебник с. 108
Русский язык, 2 часть («Толковый словарь»)
Хрестоматия «Окружающий мир», с. 158
Учебник «Музейный Дом», лупы
IV. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее изученного. Обращение к личному опыту учащихся Развивать умение обобщать усвоенное и включать его в систему ранее изученного.
В чем увидел красоту Хиросиге?
Сможете ли вы увидеть красоту, попробуйте сочинить хокку по свитку Хиросиге. Вспомните, из скольких строк состоит хокку.
А я вам прочитаю слова японского поэта Басё. В уточке, снеге, сухом тростнике.
Из 3.
Коммуникативные, познавательные, регулятивные Презентация
V. Рефлексия деятельности Формировать умение оценивать свою деятельность Как называлась тема урока?
Смогли ли мы разгадать секрет свитка? В чем он заключается?
Кому удалось увидеть красоту в самом простом и необычном?
VI. Домашнее задание Обеспечить понимание домашнего задания. Учебник с.110-111 Автор учебника советует нам, чтобы по пути из школы каждый из нас постарался быть очень наблюдательным, чтобы обнаружить в привычном окружении что-то необычное, — то, о чем можно, например, завтра в классе всем рассказать. Это непросто! Поэтому я не могу дать это в качестве обязательного задания. Но вы все-таки постарайтесь: вдруг у кого-то это уже сегодня получится? Следующий урок по литературному чтению мы с этого и начнем: сначала выясним, удалось ли кому-нибудь обнаружить красоту — в простом.