Как стать идеальным классным руководителем?
Как стать идеальным классным руководителем: взгляды из-за парты.
Кто он, классный руководитель? Каким он должен быть, что бы ребята считали его лидером?
Вот он вошел в класс Делает объявление Заполняет журнал Проверяет дневники Организует уборку, походЧитает записку от родителей Классный руководитель помогает обрести себя, наметить свой путь, выбрать увлечение, стать лучшим другом, повести за собой
Проведенные нами исследования среди школьников 8-16 лет должны были выявить отношение к статусу классного руководителя в школе, а также показать, какие личные и профессиональные качества классных руководителей востребованы детьми. Полученные результаты поразили своей серьёзностью и требовательностью, а иногда-детской непосредственностью. На вопрос «Если бы я был классным руководителем» учащийся 8-го класса ответил: «Я бы вообще уволился!» Неожиданно? Лаконично? Но сколько чувств! Конечно, классным руководителем не всегда становится личность, способная строить жизнь, достойного человека. И в маленькой головке возникает вопрос: «Какое право Вы имеете меня воспитывать?» а родители задумываются, сможет ли «слабый» классный руководитель помочь личностному становлению его ребенка?
Но всё же ситуация в образовании такова, что огромное количество талантливых, гениальных, заинтересованных классных руководителей продолжают работать с детьми и в свободное время, и без дополнительной оплаты труда. И их любят, их обожают, к ним возвращаются после долгих лет разлуки со школой. Именно они являются примером для сотен, тысяч школьников - примером Настоящего Классного Руководителя.
Каков же он, этот эталон? На основе анкетных данных мы составили модель (образ) личности профессионального классного руководителя и памятку для педагогов, желающих им стать.
Общие характеристики:
Мерой воспитанности классного руководителя является интеллигентность – антипод хамству, невежд, жлобству.
Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым.
Если воспитатель хочет, чтобы его уважали, он в первую очередь должен уважать человеческое достоинство других.
Прежде чем требовать внимания к себе, воспитатель должен проявить его к окружающим, помнить об интересах, нуждах и потребностях детей.
Нужно иметь:
Внутреннюю нравственную свободу.
Независимость мышления.
Свободу выбора образа мыслей и поведения.
Осознание своей полноты ответственности за результаты поступков.
Нужно уметь:
Планировать свою профессиональную деятельность, интересную и вдохновляющую внеклассную жизнь, образ личности каждого воспитанника.
Анализировать и прогнозировать результаты своей деятельности.
Оказывать помощь воспитанникам в личном становлении каждого.
Научить воспитанников анализировать свою внеучебную деятельность.
Устанавливать социальные контакты с родителями, учителями-предметниками своего класса, общественностью.
Самое главное для классного руководителя
в общении с детьми:
доброта (конечно, доброта без требовательности – это ловушка для педагога. Но для детей – это оказалось самое главное качество в классном руководителе. Может быть, ребята устали от постоянного контроля и претензий, и им нужны простые человеческие чувства?);
внимание;
забота;
понимание;
отзывчивость;
коммуникабельность;
доброжелательность;
ответственность;
открытость;
гуманизм;
искренность;
чувство юмора;
серьёзность;
сдержанность;
справедливость;
целеустремленность;
современность.
Самое главное для классного руководителя в общении с родителями:
честность и справедливость;
терпеливость;
спокойствие;
вежливость;
деликатность (такт);
высокий уровень культуры.
Быть классным руководителем – значит:
взять на себя большую ответственность;
уметь слушать и понимать;
заботиться о каждом воспитаннике своего класса: о его психическом, физическом и нравственность состоянии;
помогать (в учении, в общении с классном и окружающим социумом, с родителями, в самоопределении и саморазвитии);
руководить и поддерживать дисциплину;
заменить маму, папу, старшую подругу или друга;
быть всегда на стороне справедливости.
Памятка для классного руководителя:
Не будь назойливым, помни: у каждого свой мир интересов и увлечений, печалей и радостей.
Сохраняй спокойствие, пока не найдешь правду!
Войди в ситуацию, попробуй понять, что чувствует ребенок. Реши, что делать дальше.
Совершай добрые и хорошие поступки, дети учатся у нас!
Доставь ребенку радость общения с тобой! Похвали! Укажи на успехи! Воодушеви!
Дай ребенку больше самостоятельности и права выбора.
Будь внимателен! Умерь свои ожидания. Дети – это совсем не взрослые!
Избегай обвинений!
Покори в себе гордыню! Признайся, что и ты чего-то не знаешь!
Развивай в себе незаурядность! Импровизируй!
Не сравнивай себя с другими педагогами! Сравни себя сегодняшнего с собой вчерашним.
15