Комплексная программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАКМАСИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Согласовано:Утверждаю:
Экспертная группа
________________Директор школы
_______________________________
________________Заслушана на педагогическом
Дата____________совете____________________
Комплексная программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

АВТОР ПРОГРАММЫ:
Лих Лариса Викторовна-
Заместитель директора по ВР
-2016-
Информационно-аналитическая записка
лагеря с дневным пребыванием детей
МКОУ Бакмасихинская СОШ.
«В воспитании нет каникул».
( педагогическая мудрость)

Летние каникулы - это активная пора социализации, продолжение образования обучающихся. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков. Система управления сферой отдыха и оздоровления детей регламентируется федеральными целевыми программами, ежегодными постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, региональными законодательными актами и постановлениями глав администраций субъектов Российской Федерации, региональными программами, ведомственными актами.
Под сменой лагеря с дневным пребыванием понимается форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с обучающимися общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания. Лагерь с дневным пребыванием детей при образовательном учреждении средней общеобразовательной школе был впервые организован в 1987 году.
Деятельность лагеря организована в классных кабинетах начальной школы. Все школьные помещения, занятые под нужды лагеря с дневным пребыванием детей, соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда воспитанников лагеря.
Горячее питание организовано в школьной столовой. Набор помещений столовой: обеденный зал на 50 посадочных мест, горячий цех с раздаточной, моечная столовой и кухонной посуды, кладовая, раздевалка для персонала. Перед обеденным залом установлено 2 умывальных раковины.
В летнем лагере созданы необходимые условия для проведения занятий физкультурой и спортом, организации физкультурно-оздоровительных мероприятий.
В распоряжении детей спортивный зал, спортивная площадка, на которой находится футбольное поле, волейбольная площадки и прыжковая яма. Физкультурный зал, спортплощадка оснащены необходимым игровым и спортивным оборудованием: шведская стенка (деревянная)- 29 секций, баскетбольные щиты, теннисные столы-2 штуки; волейбольные стойки-2 штук, перекладина- 1 шт, брусья параллельные- 1.

Образовательное учреждение располагает помещениями для отдыха, досуга, культурных мероприятий лагеря с дневным пребыванием детей, которые используются в соответствии с план - сеткой программы лагеря.
К услугам воспитанников лагеря и библиотека. Библиотечный фонд включает 400 экземпляров книг. Школа подключена к линии Интернет. Ресурсы библиотеки, Интернет-ресурсы активно используются при подготовке к мероприятиям лагеря, при составлении ответов на вопросы викторины и др. Ежегодно библиотекарь проводит со школьниками, отдыхающими в лагере библиотечные уроки. В образовательном учреждении работает школьный музей («История школы», «Быт русского народа») Данные ресурсы так же активно используются в организации досуговой деятельности ЛДП. Мероприятия, проводимые там, способствуют духовно-нравственному воспитанию и становлению духа патриотизма. Ведь система детских оздоровительных учреждений является важной и неотъемлемой частью системы внешкольного воспитания, которая обеспечивает ребёнку возможность для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих потребностей в сфере досуга.
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Взаимодействие пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей с социумом.
Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей.
Кинозал «Перекрёсток»
г. Куйбышев
ГИБДД
Парк культуры и
отдыха
г. Барабинск
Дом детского творчества
Сельский дом культуры
Школьный музей
Краеведческий
Музей
г. Барабинска

Ежегодно около 30 школьников посещают лагерь с дневным пребыванием детей. За многолетнюю историю существования в лагере отдохнуло более полутора тысяч воспитанников.

Количество детей отдохнувших в лагере от общего количества обучающихся:

Возрастная структура воспитанников лагеря – это дети от 6,5 до 15 лет.
-53784550165
Преимущественно летний лагерь работает в одну смену (июнь), а в 2010 году деятельность лагеря была организована в две смены (июнь, июль). Лагерные смены организуются и во время осенних и весенних каникул.
В летнем лагере с дневным пребыванием детей в 2015 году было оздоровлено 28 детей различных льготных категорий: дети из многодетных семей, дети, находящиеся под опекой или воспитывающиеся в приемных семьях, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Целью деятельности ЛДП является компенсация недостаточного и отрицательного воздействия внешней среды на личность ребёнка через развитие положительного интереса к осознанию собственной социальной значимости. Система организованного и неформального досуга в летнем лагере позволяет решить важнейшую социально-педагогическую задачу: заполнить время ребёнка культурно-ценностным содержанием, приобщить к мировой, отечественной культуре, помочь в самосознании личной самостоятельности каждого в отношении к миру и между людьми.
-200025-1335405Педагоги создают воспитательное пространство, в котором каждый ребёнок выстраивает поле своей жизнедеятельности, исходя из собственной сущности и опираясь на личностные ресурсы.
Лагерь является комфортной средой для активизации чувства собственной значимости. В каникулы ребёнок на собственном опыте получает возможность ощутить свободу и самостоятельность, проявить самоорганизацию и самодеятельность. Атмосфера социального бытия, непосредственное окружение личности, совокупность различных условий жизнедеятельности предполагают, что лагерь со своими специфическими особенностями организации и условиями жизнедеятельности имеет реальные предпосылки для создания особого воспитательно-образовательного пространства, к которым следует отнести:
- малочисленность коллектива, что позволяет с большей точностью и предсказуемостью проектировать воспитательный процесс;
особый стиль взаимоотношений педагогов и детей в лагере и переплетение их межличностных связей, создающие основу для формирования отношенческого элемента воспитательного процесса.
Кадровый состав лагеря с дневным пребыванием детей включает в себя начальника лагеря, инструктора по физической культуре, воспитателей и уборщика служебных помещений. Всего в 2014 и 2015 годах для работы в лагере были задействованы 12 сотрудников. Уровень квалификации педагогов, задействованных в лагере с дневным пребыванием, высок:
первая квалификационная категория- 3 человек;
высшая квалификационная категория- 0 человека;
не имеет категории-0 человек.
Стаж работы в лагере: до 1 года - нет, до 5 лет- нет, от 5 до 10 лет- нет и свыше 10 лет- 3 человек.
Лето для детей - это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное-самого себя.
Исходя из этого, задачей образовательного учреждения является разработка педагогических систем, ориентирующих личность ребенка на саморазвитие.
Цель программы: создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени, развития ребенка как субъекта культуры и собственного творчества, формирования общей культуры и навыков здорового образа жизни.
Основным средством, позволяющим достигать поставленной цели с максимальным включением детей в воспитательный процесс, является сюжетно-ролевая игра, которая способна интегрировть различные виды деятельности. Игра — это комплексное педагогическое средство.
«Игра - это возможность отыскать себя в обществе, в человечестве, во Вселенной» - эти слова Януша Корчака говорят о роли игры.
В игре решаются образовательные, воспитательные, развивающие и оздоровительно-досуговые задачи.
Важно, что любой человек, участвуя в интересной и увлекательной игре, незаметным для себя образом решает сложнейшие задачи самоопределения и саморазвития. Именно в игровой форме реализуются про граммы лагерных смен.
Программа деятельности лагеря краткосрочная, рассчитана на один год. В 2013 году – программа «Бригантина» (комплексная), в 2014 году - программа «Лето-это маленькая жизнь» (комплексная), в 2015 году – «Улыбка» (комплексная). Основная цель реализуемых программ - сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья.
Досуг только тогда становится и временем отдыха и временем саморазвития, когда выбор деятельности основан на добровольности, на интересе, удовольствии и психологическом комфорте.
Комплексность программ позволяет охватывать разные направления деятельности:
духовно-нравственное воспитание;
патриотическое воспитание;
экологическое воспитание;
формирование основ здорового образа жизни и культуры здоровья;
спортивно-оздоровительное;
гуманистическое
правовое и др.
Воспитатель дает детям возможность добровольно выбирать занятия, развивать творчество, пробуждать интерес к социально ценным видам деятельности. В лагере педагоги могут гораздо больше внимания уделять спортивной, досуговой деятельности, дополняя и расширяя тем самым влияние школы на ребёнка.
Ежегодно ведется мониторинг удовлетворенности воспитанников лагеря и их родителей условиями, созданными в летнем лагере с дневным пребыванием детей. Метод исследования - анкетирование.
Анализ анкет позволил сделать следующие выводы:
1. Воспитанники высоко оценивают культурную программу, организованную в лагере. Самыми интересными 55% опрошенных детей считают игровые программы и дискотеки, 35%-спортивные мероприятия, 10%- просмотр кинофильмов.
2. Среди мероприятий,проводимых в ЛДП дети отмечают интерес к конкурсам «Золушка в стране чудес», «Супердеточки против супервожатых», «Стар-тинейджер- танцевальное шоу», спартианские игры и др.
3. Питание, организованное для воспитанников лагеря отличается разнообразием. 100% отмечают,что меню столовой понравилось. Детям хотелось бы больше мороженного и сладостей.
Кроме того, изучение мнения воспитанников, позволило сделать вывод, что большинство обучающихся за время обучения в школе отдыхают в лагере с дневным пребыванием от 2 до 7 раз.
Изучение эмоционального фона лагеря показывает положительный настрой, царящий в лагере. «Было весело»- так ответили 100 % воспитанников 1 отряда, 100% воспитанников 2 отряда и 90% воспитанников 3 отряда.
Учитывая опыт прежних лет, можно с уверенностью сказать, что деятельность летнего лагеря с дневным пребыванием детей, построенная в форме игры, дает положительные результаты. Ребята, посещавшие летний лагерь в прошлом году стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в школьной жизни. Желающих, посещать лагерь много, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении.

Паспорт программы летнегопришкольного оздоровительного лагеря «Радуга»
с дневным пребыванием детей
Полное название программы Комплексная программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»
Цель программы Создать условия для укрепления физического, эмоционального здоровья детей, развития личности ребенка, воспитание лучших черт гражданина.
Участники программы Дети 6,5—15 лет включительно, обучающиеся в образовательном учреждении, будущие первоклассники.
Сроки реализации программы Июнь 2016 года
Основные задачи деятельности - Профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних,
- развитие творческих способностей,
- воспитание культуры поведения,
- привитие навыков здорового образа жизни,
- воспитание любви и уважения к природе и истории родного края.
Направление деятельности, направленность деятельности Профилактическое
Гражданско-патриотическое
Спортивно-оздоровительное
Нравственно-эстетическое
Досугово- развлекательное
Название организации МКОУ Бакмасихинская СОШ
Авторы программы Лих Лариса Викторовна,
заместитель директора по ВР
Почтовый адрес организации 632305 Новосибирская облБарабинский район
с. Бакмасихаул. Центральная 11
Ф.И.О. руководителя организации Чепурнова Елена Сергеевна
Контактный телефон 8(383)6161142
Имеющийся опыт реализации проекта. Дата создания программы На протяжении нескольких лет работает наш пришкольный лагерь.
Данная программа реализуется впервые, год создания – 2016.
Место реализации программы МКОУ Бакмасихинская СОШ
Пояснительная записка
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летний период. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Каждому родителю хочется, чтобы ребёнок на каникулах был занят какой-либо деятельностью.
Система образования по-прежнему остается главным организатором занятости, отдыха и оздоровления детей.
Организация летней занятости детей сегодня – это не только социальная защита, это еще и пространство для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.
Комплексная Программа предусматривает комплексное решение поставленных задач через разнообразные формы занятости детей с учетом их возрастных, психолого-педагогических особенностей, интересов и возможностей,
На базе нашей школы не первый год существует летний лагерь с дневным пребыванием детей. Весь коллектив школы старается, чтобы детям было не только интересно, но и они могли с пользой провести свободное время, научились петь, танцевать, играть, мастерить.
Лето - наилучшая пора для общения с природой. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год. Поэтому педагоги стараются, чтобы дети внимательно посмотрели вокруг себя и увидели, что удивительное рядом.
Большинство мероприятий проходит в игровой форме. И действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
В нашем лагере дневного пребывания детей главное – не просто провести мероприятие, а увидеть поступки ребёнка, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
Содержание летнего досуга - активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Являясь активным участником игры в лагере, ребёнок, как правило, после окончания смены начинает использовать приобретённые игровые знания в школе, в классе, компании друзей с целью организации досуга. Новая роль организатора игр также способствует личностному развитию. Полученные знания разнообразных игр и опыт организаторской деятельности позволят ему стать хорошим помощником педагога в реализации программ воспитания и закрепить на практике полученные знания, умения, навыки.
Именно поэтому в каждый этап программы «Радуга» включены разнообразные типы игр, с целью развития тех или иных качеств, знаний, умений, навыков и способностей ребёнка, а также всестороннего развития его личности.
Цель - создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
Создание условий для организованного отдыха детей.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Формирование у ребят навыков общения и толерантность.
Принципы, используемые при планировании и
проведении лагерной смены:
Программа летнего оздоровительного лагеря «Радуга» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Радуга» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
Нормативно-правовые документы
В основе концепции программы следующие нормативно-правовые документы:
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы Управления образования.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Акт приемки лагеря.
Планы работы.
Объективные факторы работы лагеря
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
Временный характер детского объединения.
Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря.
Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
Концепция программы
Методическое проектирование лагеря «Радуга» опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.
При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:
Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л. Выготский).
Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко)

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Подготовительный (определение первоначального состояния деятельности лагеря).
Создание коллектива воспитателей и вожатых
Ознакомление с программой
Подготовка сценариев, оформление иллюстрированных материалов
Диагностический (определение роли, склонностей, способностей детей)
Запуск игры
Проведение диагностики (анкетирование, опрос)
Проведение мероприятий (занятий, конкурсов)
Практический:
Деление на блоки
Реализация программы лагеря
Участие в конкурсах программ
Работа инициативной группы
Формирование команд для участия в мероприятиях
Выпуск газеты
Вручение символики
Итоговый
Подведение итогов реализации программы
Анализ реализации программы, корректировка
Итоги диагностики
Администрация школы начинает работу задолго до открытия лагеря. Это время называют подготовительным периодом лагерной смены, который может начаться за полгода до смены и завершиться приемом детей в отряд. В это время приводится в порядок территория лагеря и документация, а также решаются вопросы подготовки сотрудников. В подготовительный период воспитатели:
знакомятся с правилами внутреннего распорядка, требованиями к работе, традициями лагеря.
по решению начальника лагеря распределяются по отрядам.
составляют примерный план работы отряда на смену, учитывая возрастные особенности детей
подготавливают материалы, которые могут пригодиться в течение смены (вырезки из журналов, открытки, сборники с играми, песнями и сценариями, книжки со сказками, воздушные шарики и т.д.)
принимают участие в благоустройстве лагеря.
Организационный период длится первые 3 дня. В этот период происходит знакомство детей между собой, с воспитателями и лагерем, адаптация к новым условиям жизни (режим дня, бытовые условия и т.д.), определение ролей, которые дети будут выполнять в коллективе («лидер», «исполнитель», «аутсайдер», «креативщик», «критик» и т.д.). Организационный период - это очень трудное время и для детей, и для воспитателей. В первые дни перед вожатым стоит несколько задач:
познакомиться с отрядом (запомнить каждого ребенка по имени, узнать некоторые их личностные особенности, выявить интересы).
перезнакомить детей между собой, помочь адаптироваться к новым условиям познакомить с территорией, рассказать о правилах и традициях лагеря, составить законы жизни отряда).
создать уютную атмосферу (красиво оформить отряды), дать возможность проявить себя в мероприятиях различной направленности, сплотить отряд (проводить игры, направленные на сплочение, выбрать отрядную символику - название, девиз, песня, эмблема, создать отрядный уголок)включить детей в деятельность, раскрыть перед ними перспективы этой деятельности (составить вместе с детьми план смены)
создать эмоциональный настрой на яркую, интересную будущую совместную жизнь (с первого дня проводить с детьми веселые, интересные, неожиданные мероприятия и игры).
2. Основной период характеризуется своей стабильностью: ребята привыкают к воспитателям и их требованиям, к режиму дня, к жизни в коллективе. Отряд входит в определенный ритм: подготовка мероприятия, проведение, снова подготовка.
В основной период задачами вожатого становятся формирование коллектива и развитие в нем самоуправления. Это достигается путем объединения ребят вокруг какой-либо деятельности, проведения КТД (коллективных творческих дел), передачи некоторых полномочий ребятам- лидерам.
На середину лагерной смены приходится второй пик трудности — «пик привыкания» (примерно 12-13 день). В данной обстановке часто возникают конфликты между детьми и вожатыми. Для преодоления пика привыкания (на 13 — 14 день) провести такое мероприятие, которое бы встряхнуло ребят, полностью поменяло окружающую обстановку, явилось бы крупной «авантюрой». Например, «Украденный полдник», «Праздник нечистой силы», «Зарница». Данные мероприятия продумываются заранее и готовятся либо вообще без участия детей данного отряда («Украденный полдник»), либо, наоборот, полностью задействуя их в подготовке (поход). Самое главное «перевернуть все с ног на голову».
Заключительный период начинается за три дня до конца смены. Это время подготовки к закрытию лагерной смены, подведения итогов и самых ярких, запоминающихся событий.
Провести генеральную уборку помещений.
Основное назначение деятельности заключается в организации единой образовательной среды развития личности ребенка, приобретение им необходимых знаний, умений, навыков, жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях.
Практическая воспитательная деятельность включает в себя:
Проектно- проблемный тип деятельности.
Проектно- ориентированная форма организации деятельности ребенка.
Развитие мотивации личности к познанию, приобретению жизненного опыта.
Организацию и проведение занятий.
Проведение занятий по планам творческих секций.
Организацию и проведение совместных воспитательных мероприятий отрядов лагеря с учреждениями ДО, учреждениями социума, МЧС, ГИБДД.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
В лагере 2 отряда (дети и подростки от 6 до 15 лет). Основное содержание деятельности осуществляется на четырех уровнях: лагерь, образовательное пространство, социум, отряд. Участники смены входят в отряды по интересам. Каждый отряд имеет приоритетное направление деятельности (валиологическое, экологическое, спортивное, медицинское, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и др.), имеет свое название. Участники смены в процессе деятельности приобретают опыт, обмениваются опытом на уровне проблемных столов - обучающих занятий.
В пришкольном лагере все равны и каждый находит для себя дело. Здесь он действительно свободен и у него есть возможность развиваться в соответствии со своими интересами и способностями. Воспитанники находятся в своем отряде и объединены в различные группы, но между ними существуют дружеские отношения.
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.
Выбор форм работы определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей. Большое значение придается работе, направленной на формирование здорового образа жизни, борьбе с вредными привычками.
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Намечается проведение педагогических совещаний по итогам работы летнего лагеря при школе, методических совещаний по накоплению, распространению и обобщению опыта организации работы ЛДП.
Предусматриваются мероприятия по организации переподготовки кадров, обеспечивающих организацию летнего отдыха и оздоровления детей, созданию «методической копилки».
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде направлений (модулей):
1. Организационный модуль:
планирование;
подготовка к лагерной смене;
оформление лагеря;
подготовка материальной базы;
определение обязанностей;
подготовка к сдаче приемной комиссии.
организация питания в школьном оздоровительном лагере.
2. Оздоровительный модуль:
утренняя зарядка;
встречи с медицинским работником;
влажная уборка, проветривание;
принятие солнечных и воздушных ванн;
беседы о вредных привычках;
организация питания воспитанников;
спортивные праздники, соревнования по лёгкой атлетике;
подвижные спортивные игры;
3. Творческий модуль:
работа профильных отрядов;
коллективно-творческая деятельность;
участие в общелагерных мероприятиях;
работа творческих мастерских;
конкурсы;
викторины.
4.Патриотический модуль:
экскурсия по селу;
экскурсия в краеведческий музей;
беседа «Символика Российской Федерации»;
конкурс рисунков «Улицы моего села»;
дискуссия «Любимые книги, любимые авторы»;
конкурс чтецов «Милая Родина моя»;
день памяти (22 июня);
посещение памятника
5. Экологический модуль:
экскурсии в природу;
экологический КВН;
викторины, конкурсы;
мероприятия.
6.Социально-психологический модуль:
диагностика;
тестирование;
индивидуальные беседы;
групповая работа;
анкетирование.
7. Профилактический модуль:
Беседы и практические занятия по безопасности дорожного движения;
Конкурс рисунков «Я знаю ПДД»;
Беседа «Твоя безопасность на дороге»;
Акция «Водитель – пешеход».
Режим лагеря с дневным пребыванием детей:
время элементы режима дня
8.30 Прием детей
9 00- 9 15 Зарядка
9 15 – 9 45 Завтрак
9 45 – 10 00 Линейка
10 00 -10 30 Прогулка на свежем воздухе
10 30 – 13 00 Работа по плану отрядов, работа кружков и секций
1300-1330 Оздоровительные процедуры
13 30 – 14 00 Обед
14 00 – 14 30 Малоподвижные игры
14 30 Уход детей домой
Взаимодействие пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей с социумом.
Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей.
Кинозал «Перекрёсток»
г. Куйбышев
ГИБДД
Парк культуры и
отдыха
г. Барабинск
Дом детского творчества
Сельский дом культуры
Школьный музей
Краеведческий
Музей
г. Барабинска

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Организационная модель воспитательной системы в школе во время каникул – это система свободных, не организуемых жёстко пространств, в центре которой находится ребёнок. Она ориентирует каждого педагога на максимально внимательное отношение к каждому ребёнку, предоставляет ему возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в самостоятельно выбранном направлении.
В этой системе основной акцент делается на удовлетворение интересов, желаний и потребностей ребёнка, самостоятельное планирование им своего времени, осуществление выбора занятия в соответствии со своими интересами.
Педагоги, реализующие в деятельности данную модель, придерживаются общей точки зрения: каждый ребёнок, при наличии необходимой помощи, исходя из своих желаний и возможностей, предоставленных школой, сам определяет, чего он хочет, что необходимо ему для получения желаемого, организует работу по достижению поставленной цели. В итоге, руководство процессом воспитания в каникулярное время уже осуществляется не только педагогом, а педагогом совместно с детьми.
Деятельность самоуправления лагеря
Общий сбор – высший законодательный орган смены. Принимает решения, касающиеся жизнедеятельности всех участников лагеря. Собирается 1 раз в неделю.
Совет лагеря – детский, исполнительный орган самоуправления, состоящий из представителей детского коллектива. Собирается 1 раз в день, подводит итоги дня, осуществляется обмен информацией, занимается подготовкой общих КТД, контролирует работу отрядов в течение дня.
Информбюро – собирает информацию о жизнедеятельности отрядов, выпускает газеты, разрабатывает оформление мероприятий.
Совет «Здоровье» - организует утреннюю зарядку, спортивные соревнования и мероприятия.
В конце каждого дня в отрядах выбирается лидер дня, который был самым активным, самым творческим, самым внимательным и т.д. Этому ребенку коллективным решением присуждается именная звезда
Факторы риска и меры их профилактики.
№ п\пФакторы риска Меры профилактики
1 Плохие погодные условия Изменение режима дня по отношению к запланированным видам деятельности. Запасные формы работы, адаптированные для работы в помещении.
2 Пассивность Отбор эффективных методов и средств для повышения активности участников программы: стимулирование мотивации
3 Усталость педагогического коллектива Четкое распределение обязанностей, объединение коллективных усилий в сложных ситуациях.
4. Утомляемость детей Хорошая организация мероприятий, чередование игровой деятельности с творческой, интеллектуальной, спортивной и другой.
5 Эмоциональное сгорание Тщательная подготовка программы смены. Разработка корпоративной культуры, использование стимулирования деятельности.
6 Травматизм Инструктаж по ТБ. Исключение травмоопасных ситуаций, ответственность и бдительность за здоровье и жизнь детей.
7 Недостаточность спортивного и игрового инвентаря. Своевременное и достаточное обеспечение.
8 Подвижные игры на улице Чередование игр на улице и в помещении.
Ожидаемые результаты:
Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
Снижение уровня негативных социальных явлений в детской среде.
Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка.
План-сетка работы лагеря
с дневным пребыванием детей
ДЕНЬ МЕРОПРИЯТИЕ
1 день «Здравствуй, это я!» Открытие лагеря.
Знакомство с режимом дня
Деление на отряды.
Проведение инструктажа по ТБ.
«Июнь -с цветами»(прогулка – наблюдение)
2 день «О, спорт, ты – жизнь!» Диагностика здоровья
Малая спартакиада под девизом: «Мы за здоровый образ жизни».
Первенство лагеря по различным видам спорта.
3 день «День хороших манер» Культура поведения в общественных местах.
Беседа о правилах этикета.
Конкурс рисунков «Все дети на свете мои друзья»
Кружок «Непоседы»
4 день «День природы» Игры на свежем воздухе
Кружок «Экология и МЫ»
Географическая викторина «По родной стране».
5 день «День кино» Кружок «Акварелька»
Летняя конкурсная программа ко Дню российского кино
Игры на свежем воздухе
«Фильм…Фильм…Фильм…» (лучшие произведения советского и российского кинематографа ко Дню российского кино)
6 день «День сказок» Чтение стихов, сказок.
«В гостях у сказки».
Инсценирование отрывков из Русских народных сказок.
Лучшая игрушка из ничего
7 день «День мальчиков и девочек» Конкурсная программа «Мистер и Мисс лагеря».
Интеллектуальный марафон.
Кружок «Росинка»
8 день «День ПДД» Правила дорожного движения – должны знать все. (Практическое занятие).
Конкурс рисунков по ПДД.
Дорожная азбука в загадках.
Велогонки
Кружок «Волшебная кисточка»
9 день «День индейцев» Шоу сорванцов
Игра «Искатели клада»
Викторина «Там, на неведомых дорожках»
Работа кружка «Оригами».
10 день «День народных традиций» посвящается дню России. Час общения. « Моя Россия»
Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия»
Конкурсная программа «Русские традиции»
Кружок «Экология и МЫ».
Патриотические песни
Игры, прогулки на свежем воздухе
11 день «День пожарной безопасности»
Беседа о правилах пожарной безопасности.
Конкурс плакатов «Встань на защиту леса».
Конкурсная программа « Огонь и человек»
12 день «День героев ВОВ» Акция «Обелиск»
Посещение архивной комнаты сельской библиотеки. Возложение цветов к памятнику погибших воинов.
Беседа «Начало войны»,
конкурс рисунков «Была война».
13 день «День чистоты» Спортивное шоу « Солнце, воздух и вода…»
Подвижные игры на свежем воздухе
Бой королю Мусору и принцессе Замарашке
Акция « ОТХОДЫ В ДОХОДЫ». Уборка территории.
Кружок «Непоседы»
14 день «День цветных карандашей» Конкурсная программа «Веселый художник лагеря»
Конкурс рисунков «Ура, лето»
Час общения «Искусство в нашей жизни»
Поход с играми на местности
Работа кружка «Акварелька»
15 день «День родного села» Беседа « История моей деревни»
Экологический субботник
Танцы на траве,
Час разучивания новых песен
Кружок « Экология и МЫ»
16 день «В объективе – МЫ!»» Фото-сессия «Как нам вместе хорошо».
Оформление альбома.
Танцевальный марафон
Кружок «Волшебная кисточка»
17 день «День достижений» Листок динамики здоровья (зачет).
Книга рекордов Гиннеса
Турнир по настольному теннису
18 день «День прощания с лагерем» Закрытие лагерной смены.
Игра – путешествие по станциям.
« Детство – это я и ты».  Прощальный концерт
«Прощальный автограф». Фото на память
Анкетирование
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Устав МКОУ Бакмасихинская СОШ
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы Управления образования.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Акт приемки лагеря.
Планы работы.
Материально-технические условия предусматривают:
Применение Источник финансирования и материальная база Ответственные
1 2 3 4
Кабинеты Комната отдыха, игровая комната, творческая мастерская Материальная база школы.
Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов Начальник лагеря, воспитатели,
технический персонал
Спортивный
зал Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды) Материальная база
школы Спортивный
руководитель
Спортивная площадка Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания Материальная база
школы Спортивный
руководитель
Школьный двор Отрядные дела, игры-путешествия Материальная база
школы Воспитатели, администрация лагеря
Школьный коридор Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской Материальная база
школы Воспитатели, администрация лагеря
Школьная библиотека Литература для педагогов и детей лагеря Материальная база
школы Библиотекарь
Школьная столовая Завтрак, обед Фонд социального страхования Заведующая пищеблоком
Комнаты кружковой работы Кружки рукоделия, рисования, моделирования Родительские средства на закупку материалов для поделок и занятий в кружках Начальник лагеря
Методический кабинет Творческая мастерская вожатых, воспитателей, руководителей кружков Материальная база школы Начальник лагеря
Комнаты гигиены Туалеты, места для мытья рук, сушилки для полотенец, раздевалки Материальная база школы Начальник лагеря, воспитатели,
технический персонал
Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
начальник лагеря;
социальный педагог;
Кураторы отрядов:
воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
Руководители творческих мастерских
из числа работников ДК
№ ФИО Должность в ОУ Должность в лагере
1 Лих Лариса Викторовна Заместитель директора по ВР Начальник пришкольного лагеря
2 Юрк Полина Петровна Учитель физической культуры Воспитатель пришкольного лагеря
3 Кондрашечкина Галина Николаевна Учитель начальных классов Воспитатель пришкольного лагеря
5 Зайцева Мария Андревнаповар повар
Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела
творческие мастерские
индивидуальная работа
тренинги
деловые и ролевые игры
Критерии оценки эффективности программы:
Качество организации отдыха детей.
Использование новых методик и технологий по привитию детям навыков здорового образа жизни.
Привлечение родителей и социальных партнеров к реализации программы смены.
Адекватность и эффективность содержания, форм и методов работы с детьми разных возрастных категорий, учет интересов и потребностей детей.
Сочетание традиционных и инновационных технологий воспитательно-образовательного процесса.
Наличие в лагере кружков и секций для детей.
Использование различных форм организации детского самоуправления.
Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса летне-оздоровительной работы.
МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
№ мероприятие ответственный дата
1. Совещание с педагогическим коллективом «Мониторинг в лагере»
воспитатели
Первый день смены.
2 Входное анкетирование
воспитатели
Первые дни смены
3 Рефлексия мероприятий.
воспитатели В теч. смены
4 Мониторинговое исследование «Выбор»
воспитатели
В теч. смены
5 Мониторинговое исследование «Игра в слова»
воспитатели
В теч. смены
6 Итоговое анкетирование воспитатели
За 3-4 дня до окончания смены

Список используемой литературы
Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.