Дидактические материалы к урокам
Кто важнее?
В царстве частной речи было много замков. Один из них принадлежал наречиям.
Наречия любили поспорить друг с другом, кто важнее.
Я, говорит одно наречие, могу прыгать по-заячьи.
А стоит представить меня, хвастается другое, так всё исполнится. А вот ты когда собираешься помогать людям? - обращается оно к наречию, сидящему в мягком кресле.
Когда-нибудь, лениво отвечает то.
А я очень люблю вредить всем, растягивая слова, вставило наречие еле-еле. Стоит меня подставить, так всё делается медленно.
И я тоже! крикнуло наречие кое-как. Стоит мне встать рядом с глаголом, так всё дело портится.
И вдруг погас свет. Все стали сталкиваться, падать, возмущаться. Кто-то крикнул:
Где же наречие ярко?
Почему оно нам не поможет? подхватили другие.
А зачем я вам? спросило наречие ярко. Ведь вы всё-всё можете. Вы же важнее всех.
Наречия покраснели. Стыдно им стало за своё хвастовство. А наречие ярко подошло к глаголу светит, и всё стало по-прежнему. Только никто уже больше не хвастался.
Вопросы и задания:
1. Выпиши наречия, употреблённые в данной сказке, объясни их правописание.
2. Расскажи о значениях других наречий, не встречающихся в сказке.
3. Сделай вывод о том, зачем нужны языку наречии в целом какова их роль.
Проделки наречий
Наречия легко образуются из других слов. И это не случайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова; Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Замени в слове хороший окончание суффиксом, -о-, и получилось замечательное наречие хорошо!
Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, наверх, кверху, сверх, сверху и даже верхом очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге...
Потом добрались наречия. и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоём и надвое, из скакать вскачь и на скаку, из догонять вдогонку, из обнимать в в обнимку.
Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать слитно или раздельно.
А то ещё некоторые наречия любят писаться вообще по-особому через чёрточку. Вот и приходится всё время быть настороже, чтобы не ошибиться.
Вопросы и задания:
От чего образуются наречия в русском языке?
2.О каких случаях образования наречий вы узнали из этой сказки?
3. Продолжите сказку, дополнив её историями образования наречий другими способами.
Используйте для этого данный ниже материал: тысяча, миллион, миллиард; утром, вечером, домой; по- хорошему, по-русски, по-нашему и др.
Напиши наречия, встретившиеся в сказке, в 2 столбика:
Дополни своими примерами:
Слитно
Раздельно
Сказки и рассказы об имени существительном и числительном
Как морфология порядок навела
Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха никакого порядка!
Попытались слова как-то построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. «Без командира нам не обойтись, решили слова. Призовём-ка мы на помощь Морфологию!».
- Кто из вас обозначает предмет? спросила Морфология у слов.
- Мы обозначаем предмет, ответили одни.
- А какие формы у вас есть?
- Род, число, падеж.
- А что вы умеете делать?
- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.
- Становитесь под знамя «Имя существительное!» приказала Морфология.
- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, залог, можем быть сказуемым! отрапортовали другие слова.
- Становитесь под знамя «Глагол!» ответила Морфология, Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова Так-с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости o их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.
Морфология командир над всеми частями речи. Вместе С Синтаксисом входит она в Королевство Грамматики Королём. В этом королевстве является могущественный ЯЗЫК, а королевой мудрая Грамматика.
У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна строгая, любящая порядок Морфология.
Именно от неё, прекраснейшем из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Причастие, Деепричастие, Наречие, Предлог, Частица, Союз, Междометие.
Вопросы и задания:
Назовите все известные вам части речи.
Какой раздел русского языка их всех объединяет?
Приведите по три примера известных вам частей речи.
CКАЗКИ О НАРЕЧИИ
Ох уж это наречие!
Я невзлюбил наречие ещё задолго до того, как узнал о нём впервые. Всю жизнь оно меня преследует. «Стой прямо, сиди ровно, правильно говори по-русски, пиши красиво, считай верно ,делай все быстро, аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески, давай сдачу по-мужски» - только и слышу я ежечасно.
Все это непросто выполнить. А как вам понравится есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что тебя видят насквозь?
Другому хочется безудержно носиться вскачь, а вот мне приятнее возлежать горизонтально и ТИХО-ТИХО листать книжные страницы, которых видимо-невидимо.
В школе мы закончили изучение надоевшего мне наречия, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечёт по-новому: весело, необыкновенно, а может быть, и по-прежнему кое-как».
Вопросы и задания:
Напишите сказку - антипод, начав её словами: «Наречие я полюбил ещё задолго до того, как узнал о нём».
Части речи
Живут в городе Частеречинске различные части речи русского языка: существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение, наречие, предлог, союз, частица, междометие. Всего десять частей речи.
В труде живут, в заботах. Много и добросовестно работают, укрепляя и обогащая родной язык. Дружно. живут, помогают друг другу, в чём могут. Трудится, например, прилагательное «широкий» и существительное «поле», чтобы поставить словосочетание «широкое поле» в предложный падеж., ничего не получается!
Кликнут на выручку предлог «в»: сразу всё на своём месте, и словосочетание готово: «в широком поле».
А вот по характеру части речи сильно отличались.
Одни: существительное, прилагательное, числительное, местоимение; наречие, глагол были очень самостоятельны. Они имели свои лексические значения, в предложении являлись его членами. К ним и вопрос задать можно, они всегда на него ответят.
А другие (предлог, союз, частица) без самостоятельных час тей речи - никуда! Лексического значения у них нет, в предло жении они не играют никакой роли, так как не являются членами предложения, на вопросы не отвечают боятся!
И получается, что они в роли прислуги у самостоятельных членов предложения.
Предлог служит для связи (однородных членов) слов в словосочетании, союз может связывать однородные члены предложения и даже простые объединять в сложные. А для того, чтобы лучше передать какие-то оттенки чувств, согласие или сомнение, уверенность или мечтательность, служат различные частицы.
И, наконец, особняком стоит ещё одна часть речи междометие. Но оно существо загадочное, малопонятное, разговор о нём ещё впереди.
Вот так и живут части речи. А хотите узнать о них побольше, пожалуйте в гости в страну Морфологию, в город Частеречинск.
Там гостям всегда рады!
Вопросы и задания:
О чём говорится в данной сказке?
Передайте её содержание в научном стиле.
Заполните таблицу: служебные, самостоятельные части речи.
Несклоняемые имена существительные
В Морфологию попали очень странные слова. Они иноязычного происхождения и не хотели, как русские слова, изменяться, по падежам. Они хотели сохранить своё иностранное достоинство.
Много раз уговаривала их королева Грамматика вести себя как русские слова.
Ведь живут они теперь в русском языке. Но несклоняемые слова были неумолимы.
На следующий день, сговорившись, они убежали на остров недалеко от страны Безграмотландии.
Подговорили они пиратов Единицу и Двойку привозить ним учеников-двоечников.
Им нравится обманывать ребят. Несклоняемые существительные залезли к ним в тетрадки. Ученики не узнавали их и изменяли, как русские слова.
Один мальчик писал так: «Я пришел в школу без пальта, без кашна, а когда были в зоопарке, видел громадную шимпанзе и разговаривал с какадой. Домой я ехал в метре и думал о кине»
Несклоняемые слова только хихикали.
Тогда королева Грамматика решила прибегнуть к крайней мере.
Она создала правила узнавания этих слов. Ребята познакомились с этими правилами в параграфе учебника и стали правильно употреблять несклоняемые существительные.
Вопросы и задания:
Познакомьтесь и вы с правилами употребления несклоняемых существительных и расскажите о них своим товарищам.
2.В соответствии с правилами употребления несклоняемых
существительных исправьте ошибки в предложениях из сказки.
Понятие о прилагательном
С сегодняшнего дня мы переселяемся в город Имя Прилагательное и долго-долго будем путешествовать по его улицам, переулкам и площадям. Каким представить себе Прилагательное? По-моему, оно похоже на. огромный гобелен, вышитый не только разноцветными нитками, но и наполненный разнообразными интересными качествами и свойствами. Это очень важный, крупный город и государстве Морфология. Достаточно сказать, что по количеству жителей он занимает третье место (после Существительного и Глагола).
А ещё можно представить его таким: это огромная поляна, на которой можно найти всё от цвета, запаха, вкуса до разнообразных веществ: деревянных, каменных, серебряных. От характера человека (волевого, сильного, доброго) до явлений окружающей действительности (солнечного света, тёмной ночи, грозового ветра).
И на этой поляне чудесных свойств и качеств растёт
То самое древо познания с листочками-именами всех предметов. Ведь Прилагательному никак не прожить без друга Существительного, иначе кому оно будет служить? Кто поймёт его душу? Кому понадобятся его признаки, его богатство?
Живут они оба в государстве Морфология, а работают в соседнем Синтаксисе.
Вопросы и задания:
Признаки чего обозначают прилагательные? Приведите примеры и запишите их.
Определите в данных словосочетаниях род, число и падеж прилагательных. У кого они их позаимствовали?
Размышления Баюна о существительном
Кому нужны существительные? Ведь если бы их не было, то не придумали математику, не было бы её вовсе! А там, глядишь, и физики, и химии, и географии, вот жизнь была бы у ученика! Одна физкультура!
Или возьмем время. Зачем нужно его точно обозначать? Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса?Нет, на свою голову придумали точно обозначать всё: время, деньги, страницы, упражнения, задания и только скажи, что я не прав! Язык не повернется.
Вопросы и задания:
А вы согласны с Баюном? Нужны ли нам числительные?
Напиши свои доказательства, приведи примеры. Подумай
над тем, чтобы каждое доказательство было полным, убедительным, логичным.
Предки
Однажды из страны Арифметики в страну Грамматику шли два числительных: Одиннадцать и Двенадцать. Устали по дороге и сели отдохнуть под развесистой семеркой. Вот Двенадцать и «спрашивает: «Скажи, почему, ты пишешься с двумя н, а я с одним?»
Одиннадцать ответила: «Это очень интересная история, ко-торая произошла давным-давно. Когда-то наши предки не былипохожи на нас и писались в три слова: один на десять, два надесять. Позже они решили, что удобнее жить одним словом исоединились. Так и появилось в числительном одиннадцать «нн»,одно от корня, другое от бывшего предлога».
Вопросы и задания:
Что нового вы узнали о правописании числительных из данной сказки?
Передайте содержание сказки научным стилем речи.
РАЗГOВOP СЛОВ
Однажды Вова Словознайкин открыл свою тетрадь и вдруг услышал, как кто-то переговаривается. «Кто бы это мог быть?» удивился он и на всякий случай оглянулся. Но никого не было.
Вова прислушался и догадался: «Да ведь это же слова переговариваются!»
- Я самое главное слово, говорило существительное, - я требую, чтобы вы все мне подчинялись. Ваш род, число и падеж, говорило оно прилагательному и числительному, должны зависеть от меня. Если хотите дружить со мной, беспрекословно подчиняйтесь мне.
- Ишь, чего захотело, возмутилось числительное, когда я стою в именительном падеже, а ты рядом со мной в родительном, то я управляю тобой. Например: Возле старой берёзы школьники нашли десять подберёзовиков. Здесь я управляю тобой, так какое ж ты главное.
Не хвастайся, поддержало прилагательное числительное. Вовсе ты не главное. У каждого слова своё предназначение. И если бы нас не было, то не перед кем тебе было бы и хвастаться.
Вопросы и задания:
В чем заключается научная суть спора, который вели прилагательное, существительное и числительное?
2. Продолжите сказку. Что мог бы сказать спорщикам герой сказки Вова Словознайкин? Используйте для продолжения сказки материал для наблюдений, данный ниже:
Мы купили в магазине десять килограммов помидоров.
Два школьника опоздали на урок.