Дидактические игры к урокам Русского языка


Дидактические игры по русскому языку
(из опыта работы )Игры с картинками.
Школьникам раздаются картинки с изображением действия людей или животных. Например, девочка рисует, дети играют, кошка играет с котятами. Учащиеся должны составить по картинке предложения, а затем, изменяя цель высказывания, делают эти предложения вопросительными.
Например: - Мама-кошка играет с котятами.
- Мама-кошка играет с котятами?
Какое слово подойдет?
Подбери к нарисованным животным подходящее слово: к каждому животному, нарисованному на картинках (ослик, пёс, муравей, лиса, волк). Подберите слово, которое его верно характеризует (верный, упрямый, хитрая, зубастый, трудолюбивый).
Строчная или прописная?
Учитель пишет на доске слова (пушок, вера и т.д.), играющие делятся на две команды. Первая придумывает предложения с одним из данных слов, чтобы оно писалось со строчной буквы, а вторая - с прописной.
Подскажи словечко.
Учитель начинает предложение, ученики заканчивают его.
Составь сочетание.
Играющим раздаются карточки с предлогами: и, из-за, из-под, от, с,, до, у, без, на, в, под, над (по 2-3 карточки каждому). Дети, употребляя предлоги, составляют сочетания глагола с существительным.
Например: отъехал от дома, слез с дерева.
Кто последний.
К слову, названному учителем, придумать определение. Например:
бабушка (старенькая, добрая, седая, ласковая);
автобус (маленький, новый, синий, вместительный);
вагон (пустой, детский, крытый).
Побеждает тот, кто больше назовёт определений или кто последний скажет.
Какое слово повторило эхо.
Замели метели... (ели, ели, ели)
Мчатся от двустволки... (волки, волки)
В инее дубочки... (бочки, бочки)
Заперли засовы... (совы)
Начинают тигры... (игры)
Рак купил картину... (тину)
Какой звук чаще звучит
Клим из Клина ехал в Крым,
Ким из Крыма ехал в Клин (К)
Боря Ире дал ириску,'Ира Боре - барбариску (Р)
Над крышею груша,
На крыше Андрюша (Ш)
Испекла Иришка куклам по коврижке Нравятся коврижки Гришке и Маришке (Ш)
У Аграфены и Арины Растут герань и георгины (Г)
Черепаха, не скучая,
Час сидит за чашкой чая (Ч)
У ёлки иголки колки (К)
Сорок сорок ели сырок (С)
Лото
Учитель произносит слово, ученики находят к нему картинку и закрывают соответствующий ей рисунок в карточке:
Коза, коса; гора, кора; зуб, суп; трава, дрова; дом, том; грот, крот.Слова-перевёртыши
Придумать такие слова, которые можно читать и наоборот, например нос - сон, мир - Рим, кот - ток и т.д. Дети по очереди называют слова, побеждает тот, кто последним называет слово.
Графические игры
Цель: научить детей переводить звучащую речь в письменную. Начинается это с изучения букв, а кончается умением расположить буквы алфавитном порядке, обозначать звуки буквами, составить слова из букв и слогов.
1.Даны элементы букв, допишите букву:
У (Ж) I (А) Г (Б)
Ь (Ы) 1 (Г) V (К) э(3) Л (М)
2. В предложенной картинке найти предметы, названия которых начинаются с букв 3, К, И, А...
3. Напишите буквы, из которых состоит слово «мир», одну под другой. Возле каждой буквы допишите слово.
ДорогаМ....
ОкноИ....
МылоР....
4. Напишите буквы, из которых состоит слово «мир», одну под другой. Возле каждой буквы продолжите такие слова, которые образуют предложение.
Мальчик
Интересно
Рассказывает
5. Загадки.
Ко РТУ приставьте букву к И вы получите зверька (крот).
С Ы мы мчим вас, что есть мочи.
С У мы ноги ваши мочим (лыжи - лужи).
С Л холодный я и гладкий
С М душистый я и сладкий (Лед, мед)
6.Расположите кубики так, чтобы заглавные буквы были в алфавитном порядке и прочтите слово, составленное из маленьких букв.
(зима)
7. По первым звукам нарисованных предметов прочитайте имена двух веселых человечков (героев сказок).
ключ барабан
арбуз утюг
рыба рыба
азбука арбуз
ножницы топор
дом игла
арбуз ножницы
шар очки
(карандаш) (Буратино)
8. Даны названия различных предметов. Нужно расположить их в алфавитном порядке, прочитать, потом назвать по памяти.
часыкнигадиван
вилкаяблокоогурец
9. Выберите буквы одного вида и составьте из них имена мальчиков и девочек.
3, т2В3 ш4Рзс4и, 02
Я3 Н, а4Аз
А, я2Л2а410. Выпишите в клеточку ту букву из каждого слова, которая указана цифрой. Прочитайте полученное слово.
Лист Мир Куча Дом
4 3 2 1
Т РУ Д
11. На «Г» - гора На «Т» - трава
А какие еще слова начинаются с буквы Б, У, Ш, А, В...
12. Разная форма флажков подскажет вам вопрос и ответ на него
КЭТТ КТО ЭТО?
ООЛЭТЕОВ ЭТО ЛЕВ
Что вы знаете об этом животном?
13.Поменяйте местами книги на полке так, чтобы можно было прочесть пословицу.
(Семь раз отмерь - один раз отрежь)
14.Какие слова написаны на переплетенных полосках бумаги?
Книга
Вагон
Олень
Трава
15.Отгадайте ребусы.
Я Я Я Я Я Я Я(семья)
(восток)
(заяц)
(китель)
16.Замените проставленные в клеточках цифры на буквы, которые им соответствуют, и прочтите пословицу. Объясните, что она означает и когда ее можно применять.
00 14 9 6 3 7 9 4 4 10 11 12 2 10 13 2 7 1 5 7
а - 1 л - 6 Ц - 8 е- 11
и - 2 ю - 5 п - 9 н- 12
я - 3 т-7 с- 10 ы - 13
о-4 17. Загадка у меня к вам есть,
Загадка не простая:
Какую букву можно есть, когда она пустая?
(Ка-пуста)
Какое слово состоит всего из полбуквы?
(Пол-ка)
18. Вот какие чудесные квадраты придумали давным-давно дети и послали в журнал «Чиж».
(модель)
ч и ж
и в а
ж а РРи с
И ра
С А Д
к У б
У X о
б о к
м я ч
я м а
ч а й
Почему они чудесные? Придумайте такие же.
к о т
о н о
т о м
д О м
О н а
м а к
ш У м
У X а
м а к
пО л
о с а
л а к
в о т
о с а
т а 3
X О рО н О
рО в
19.Выпишите семь правильных ответов на загадки в вертикальные столбики
1.В сосне дупло, в дупле тепло, А кто в дупле живет в тепле?
2.Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
3 Разноцветное коромысло Над рекой повисло.
4 Как называется, ты знаешь,
Но подскажем мы тебе,
В ней 33 родные буквы,
Которые узнал ты в букваре.
5. Не птичка, а с крыльями, не самолет, а летает.
6. У стеклянных берегов Не бывает рыбаков.
7. Два кольца, два конца, посередине гвоздик.
Теперь в верхней горизонтальной линии прочитайте ответ еще на одну загадку:
Не гром, а гремит, но тем знаменит.
Б А РА Б А Н
Е РА 3 А К О
Л Б д Б Б В ж
К У У У О А н
А А К И ц
А У ы
м 20.Отгадайте ребусы:
(Родина)
(нагар)
(Стриж)
(ласточка)
(Наклейка)
(веточка)
21. Головоломка.
Составьте любое слово из букв большого формата, например ДОМ, а теперь разрежьте их на 2 части. Игра готова. Детям нужно сложить буквы, а потом составить из них слово.
22.
1. Я пространственное тело,
И не сложен я с натуры,
Если ж вставишь «Л» умело,
Стану домом я культуры.
(куб - клуб)
2.Чтоб поддерживать скворечню,
Иль антенну, я гожусь.
С мягким знаком я, конечно,
Сразу цифрой окажусь.
(шест - шесть)
3.Я важная деталь судна,
И без меня оно по воле ветра мчится,
А если букву «Б» ты вставишь внутрь меня, То я простая денежная единица.
(руль - рубль)
4.С «Е» - покажет где, откуда,
С «А» - разносится повсюду,
С «И» - есть ягода большая,
В августе ей угощают.
(слева - слава - слива)
Лексические игры.
Четыре ответа - одно предложение
Дети делятся на 4 команды. Учитель называет предметы, например пароход.
I команда- Какой он?
II-Что он делает?
П1-Как происходит действие?
IV-Где происходит действие?
Большой пароход плывёт по реке.
Любопытный.
Дети садятся в круг, в центре которого ведущий, его в этой игре называют «любопытным». Назвав громко какую-нибудь букву и обождав немного, чтобы играющие могли подготовиться, «любопытный» забрасывает их вопросами: «кто?», «с кем?», «куда?», «зачем?»
Отвечать на них нужно быстро словами, начинающимися на ту букву, которую назвал ведущий. Тот, кто не сразу ответит на вопрос или даст неправильный ответ (с другой буквы), платит фант.
Ответим на вопросы.
1. Учитель показывает картинку с изображением предмета и задает вопрос:
- Что с ним сделано?
Ответ должен быть однозначным. Например:
Ёлка - срублена.
Картофель - выкопан.
Каша - съедена.
Лампа — зажжена.
Флаг - поднят.
Яблоко — сорвано.
2. Кто больше придумает ответов на вопрос «как» применительно к данным глаголам:
говорить;
идти;
читать;
глядеть.
3. Кто больше составит ответов на любой из предложенных вопросов, используя данные глаголы.
Например: приехать (когда?) утром.
Вопросы: Когда? Как? Откуда? Куда? Где?
Глаголы: уйти, спускаться, слушать, приехать, встретить, идти, собрать, бежать, перепрыгнуть, строить и т.д.4. Ученик описывает своего героя, не называя его. Класс отгадывает, что это за герой, из какой книги.
5. Загадывают тему сказки, обговаривают, кто в ней действует. Начинает один, продолжает другой, по очереди.
Составь слово из слогов
ст. «Врун» Д.ХармсаА вы знаете, что У?
А вы знаете, что Па?
А вы знаете, что Пы?
Что у.... моего
Было 40 сыновей?
А вы знаете, что Со?
А вы знаете, что Ба?
А вы знаете, что Ки?
Что пустолайкиНаучилися летать?
А вы знаете, что На?
А вы знаете, что Не?
А вы знаете, что Бе?
Что вместо солнца
Скоро будет колесо?
А вы знаете, что Под?
А вы знаете, что Мо?
А вы знаете, что Рем?
Что океаном
Часовой стоит с ружьем?
Допишите стихотворение
«Эхо» Е.Ф.ТрутневойЗа рекой, то тут, то там
Что-то бродит по кустам.
Эхо, эхо, это ты?
Отвечает эхо: «Ты-ы!»
Я пойду, а ты сиди!
Эхо мне в ответ («Иди-и-и!»)
Перееду за реку!
Эхо мне в ответ («Ку-ку»)
И найду тебя в кустах!
Отвечает эхо: («Ах!»)
От меня не убежишь!
Отвечает эхо: («Ши-ш-ш!)
Передай скороговорку
Несколько команд по 5-10 человек строятся в один ряд каждая. Руководитель сообщает на ухо капитанам скороговорку. Те передают ее на ухо соседу и т.д. Побеждает команда, которая быстрее и правильно передает скороговорку, произнесенную последними членами команд вслух.
1. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перескороговоришь.
2. На дворе трава, на траве дрова.
3. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
4. Водовоз вез воду из-под водопровода.
5. Архип осип, Осип охрип.
6. Щетинки у чушки, чешуя у щучки.
7. Ушел косой козел с козой.
8. Прохор и Пахом ехали верхом.
9. Клади уголь в угол.
Исправь ошибку поэта.
У вратаря большой улов - влетело в сетку пять голов.
Лежит лентяй на раскладушке, грызет, похрустывая, пушки.
Пугал крестьян окрестных сел паривший в воздухе осел.
Над тихим озером росла пышноголовая метла.
Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это.
Волкам и беркутам на страх кабан пасет овец в горах.
Поэт закончил строчку, в конце поставил точку.
Поэт напутал, поправь его.
ст. «Чудеса» А. Санина.
Дым на улице стоит
Дом из труб его валит
На чердак залезла ложка
Со стола упала кошка
В день весенний у ворот
Начал дружно таять мед
Пироги пекутся в речке.
Рыбаки сидят у печки
Путник в город шел мешком...
Вы слыхали о таком?
Кто не верит чудесам,
Убедится может сам.
Какие это предметы.
Дай быстрый и точный ответ:
Про каждый рисунок-предмет:
Кто сделал его, из чего И где он нужнее всего?
(игла, крючок, нитки, лопата и др.)
Придумай или вспомни загадку.
Крапива, как (огонь)
Ковшик, как (утка)
Березы, как (сестрицы)
Сахар, как (мел)
Календарь, как (толстяк)
Рыжая лиса, как (пламя)
Туман, как (молоко)
Баранки, как (кольца)
Весла, как (руки)
Вагон, как (дом)
Расческа, как (пила)
Ноты, как (птицы на проводах)
Скворечник, как (дом)
Зонт, как (крыша)
Не огонь, а жжется
Утка в море, а ковш на заборе
Стоят в поле сестрицы,
Платьица зелены, тапочки белены.
Он тверд и бел, как будто мел, и ты его немало съел.
Худеет с каждым днем толстяк
И не поправится никак.
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало -
Нет ни дыма, ни пожара.
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Стало видно далеко.
На шпагате кольца к чаю
В магазине покупаю.
К лежебоке у реки
Притащил я две руки,
По руке к бокам приладил
И поплыл по водной глади.
Я зашел в зеленый дом
И неделю пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом.
Зубастая пила В лес густой пошла.
Весь лес обходила,
На пяти проводах
Отдыхает стая птах.
Дом построен для певца,
Без окошек, без крыльца.
Кто со мной под дождик вышел, для того я вроде крыши.
Загадки-добавлялки.
Верещунья, белобока,
А зовут её ...(сорока)
Хитрый след плести стараясь,
По сугробам прыгал ... (заяц)
Мёд в лесу медведь нашёл.
Мало мёду, много ... (пчёл)
У меня пропал носок,
Утащил его ... (щенок)
Кто один имеет рог?
Отгадайте ... (носорог)
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его ... (скворец)
Подготовлен самолёт
И отправился в ...(полёт)
Наполни корзину.
На доске рисуют 2 корзины. Одной команде предлагается подобрать в корзину картинки, изображающие овощи, другой - фрукты.
Собери букет.
Одной команде предлагается собрать букет, составленный из названий полевых цветов, другой - из садовых. В игре можно использовать картинки.
Назови три предмета.
Ведущий, у которого мяч, называет одно слово, например, мебель, и бросает мяч любому из игроков. Поймавший должен назвать 3 предмета, относящихся к данному слову (стол, стул, шкаф).
Не ошибись.
Дети встают в круг, ведущий - в середине. Он кидает мяч поочередно играющим и одновременно произносит слово. Если оно обозначает предмет, который можно потрогать (стол, друг, книга), то играющие ловят мяч. Если слово не обозначает предмет (мысль, дружба, желание), то нельзя ловить мяч. Ошибшиеся выходят из круга.
Скажи правильно.
К.И.Чуковский в своей книге «От двух до пяти» рассказывал нам, как говорят маленькие дети. Они еще не изучали русский язык и поэтому неправильно образуют слова. Исправьте их.
Одетки - одеждаУлиционер - милиционер
Людь - человекСтроганок - рубанок
Сердитки - морщинкиКопатка - лопатка
Чаха - чашкаКолоток - молоток
Одуван - одуванчикНачаепился - напился чаю
Ползук - паукДождь налужил - лужи от дождя
Мазелин - вазелинНет я вежа - в противоположность «невежа»
Кружинки - пружинкиПальчатки - перчатки
Дюжина вопросов.
1. В барабан можно бить палочками. А в какой барабан нельзя бить?
(в барабан машин, в барабанревольвера)
2. Если повозиться, узел можно развязать. А какой узел нельзя развязать?
(железнодорожный узел)
3. Вилкой можно есть мясо и другие кушанья. А какой «вилкой» нельзя
есть?
(велосипедной вилкой)
4. Из полотна можно сшить рубашку. И из какого полотна ничего нельзя сшить?
(из полотна дороги, изжелезнодорожного полотна)
5. Гребнем можно расчесать волосы. А каким гребнем нельзя причесываться?
(гребнем морской волны)
6. Ключами отпирают и запирают замки. А какими ключами нельзя отпирать?
(родниковым, скрипичным,басовым)
7. Патрон можно положить в ружье и выстрелить. А каким патроном нельзя стрелять?
(электрическим)
8. Бородку можно обрить и бородки не будет. А какую бородку нельзя сбрить?
(бородку ключа)
9. Яблоко можно взять и съесть. А какое яблоко нельзя съесть?
(глазное яблоко)
10. На ось можно надеть колеса. А на какую ось нельзя надеть даже одного колеса?
(на земную ось)
Назови несколько предметов одним словом.
Учитель называет слова, имеющие несколько значений, заранее предупредив ребят, что каждым из этих слов называются несколько предметов, явлений, например: лист, крыло, кабина, голова, автомат, герой, журавль, земля, картина, каша, класс, ключ, кожа, колено, конь, лес, линия, мир, молоко, нос, окно, стол. Ученики должны описательно или словосочетаниями объяснить, какие предметы названы.
Антонимы.
Пара слов, которые мы можем составить, отгадав эти загадки, объединены по противоположному признаку. Это антонимы.
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня ... (прохлада).
Я антоним к слову смех,
Не от радости, утех
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это - ... (плач).
Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я ... (зима).
Не бываю без начала,
Близкий родственник причала, Делу всякому венец, Называюсь я ... (конец).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна, Называюсь ... (тишина).
Вставь слова противоположного значения в стихотворные строчки.
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь (близко).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты (храбрец).
Теперь «начало» я скажу.
Ну, отвечай (конец).
Грамматические игры.
Знаете ли вы русский язык?
1.Я буду называть слова в единственном числе, а вы хором во множественном числе.
Кот - коты
плот - плоты
крот - кроты
грот - гроты
цветок - цветы
человек - люди
судно - суда
морковь
дуга - дуги
рука - руки
мука
беда - беды
день - дни
пень - пни
лень -.... еда - ....
ведро - ведра
бедро - бёдра
перо - перья
метро
телёнок - телята
цыплёнок - цыплята
козлёнок - козлята
бочонок - бочонки
2.Я буду называть существительные мужского рода, а вы соответствующие им женского рода.
Повар - поварихаткач - ткачиха
портной - портнихакупец - купчиха
заяц - зайчихахрабрец
слон - слонихаврач - ....
петух - окунь -
учитель - учительница
ученик - ученица
3.А теперь наоборот: я буду называть существительные женского рода, а вы соответственно - мужского.
индюшка-индюк
лиса-лис
коза-козел
оса-...стрекоза-...львица-лев
кошка-кот
белка-...Письмо рисунками.
Даны картинки. Играют две команды. Ребята из первой команды должны «написать письмо», составив рисунки в определенной последовательности. Дети из второй команды должны «прочесть» это письмо.
Сложить первые буквы названий предметов.
Например, гриб, рыба, арбуз, чай, игра, переезд, рак, игра, лед, единица, лед, игра.Что бывает высокое (длинное, широкое, низкое, узкое).
Ведущий называет прилагательные и бросает мяч одному из играющих, тот должен назвать предмет, характеризующийся этим признаком.
Например, высокий (дом, дерево и т.д.).
Ученик, назвавший предмет, бросает мяч другому игроку.
Сколько получится.
Из слов, написанных на доске, составьте несколько предложений, которые отличаются порядком употребления слов.
Например: вчера, домой, пришел, вечером, я.
Сколько различных предложений получится?
Вопросы - цепочкой.
Дети садятся в круг. Ведущий задает вопрос одному из играющих, тот отвечает и на основе своего ответа строит вопрос следующему ученику и т.д. Например:
- Какое время года сейчас?
- Зима. Какие деревья зимой?
- Все белые, словно в шубах и шапках.
индюшка - индюк лиса - лис коза - козёл оса
стрекоза львица - лев кошка - кот белка
(грачи прилетели)
Стихотворные упражнения как средство развития орфографического навыка.
ЗапоминалкиИмена, фамилии, клички, города
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда.
Почему же мы с тобой
Пиши с буквы прописной
Таня, Ваня, Мила и Ирина
Коля, Петя ну и Нина
Иванов, Петров, Орлов
Ленинград, Москва, Ковров?
ЖИ-ШИ
Чижи, ужи, ежи, стрижи
Жирафы, мыши и моржи
Кружи, дружи, служи, спеши
Запомни слоги жи и ши.
Жи И ШИ, ЖИ И ШИ
С буквой и всегда пиши:
Мыши, ёжики, моржи
Лыжи, лужи, камыши
Мыши, ёжики, чижи-
Только с и всегда пиши.
чя—щяЧа и ща, ча и ща -
Роща, чаща и свеча
Пища, туча, саранча -
С буквой а и ща и ча.
ЧУ—ЩУ
Щука, чум, ищу, молчу -
Я слова учу, учу
Чу да щу, чу да щу
Я пятёрку получу.
Я грамотно писать хочу
Слова на чу и щу учу.
Чулок и чудо, и чугун
Чудак и щука, и ворчун,
Чумазый, чучело, чурбан
Чудесный, чувство и чулан,
Кричу, ворчу, ищу, тащу
Я с у пишу и чу и щу.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.
Если буква гласная вызвала сомнения
Ты немедленно её ставь под ударение.
Слуху вы не доверяйте - удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело, а теперь пишите смело!
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударение,
Чтоб развеять все сомнения!
Село, гнездо, сосна, весна
Одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух
Коль есть у них безударный звук.
Ты в них число лишь измени
Подскажут гласную они:
Села, гнёзда, вёсны и конечно сосны.
Страна, земля, стрела, сосна,
Г ряда, зерно, слеза, листок,
Кормушка, озеро, цветок.
Диктанту нашему конец.
Кто не ошибся - молодец!
Омонимы
В тетради я бывала
Косая и прямая
В другом своём значении
Я планка для черчения
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю.
(линейка) •
Она и стойкость и терпение
Из книги выписка - цитата,
При этом также отношение
Имеет к фотоаппарату.
(выдержка)
Ударение
Грамматические загадки.
Я сборник карт,
От ударения
Зависит два моих значения:
Захочешь - превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани.
(атлас - атлас)
Мы для пильщика подставка,
Мы для кучера сиденье.
Но попробуй-ка, поставь-ка Нам другое ударение - Осторожней будешь с нами Забодаем мы рогами.
(козлы - козлы)
ь - показатель мягкости
Мягкий знак, мягкий знак -
Без него нельзя никак
Без него не написать -
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо «шесть», получим шест
Вместо «есть», напишем ест.
Станут «пенками» «пеньки» -
Уголками угольки.
Банка в баньку превратится
Вот, что может получиться,
Если будем забывать,
Мягкий знак в словах писать.
ь - разделительный
Перед е, ё, и, ю, я,
Я в корнях стою друзья
Воробьи, семья, жильё,
Перед я, ю, и, е, ё.
ъ - разделительный
Было «сели», стало «съели»,
Догадаться вы сумели Почему случилось так?
Кто виновник? - Твёрдый знак.
Ъ - нам нужен тоже.
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объяснение,
И подъезд, и объявление.
Глухие и звонкие согласные
Грамматические загадки
С глухим согласным наливаюсь в поле,
(колос)
Со звонким - сам звеню я на раздолье.
(голос)
С глухим траву она срезает,
(коса)
Со звонким - и листочки объедает.
(коза)
С глухим согласным мы его читаем,
(том)
Со звонким - в нём мы обитаем.
(дом)
(роса - роза, шесть - жесть)
Если слышишь парный, звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй.
Зуб - на зубы, лёд- на льды,
Будешь грамотным и ты.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
Грядки. Нет чего? Нет грядок.
А тетрадка? Нет тетрадок.
Зубки — изменили — зубы.
Шубки - проверяем - шубы.