Программа для организации летнего отдыха детей по экологическому направлению
Паспорт программы летнего лагеря
«Экологическая карусель»
Название
программы «Экологическая карусель»
Тип лагеря Профильный лагерь дневного пребывания
Автор- составитель программы Зепп Е.В.
Павличкова А.Ю.
Колесова М.Н.
Название проводящей организации МОУ «Тубинская СОШ»
Адрес организации п. Тубинский ул. Таежная 7, корпус 1
Телефон 8 (39535) 47-3-22
Форма проведения Работа школьного лагеря с дневным пребыванием детей
Сроки реализации программы Лето 2012 г.
Общее количество участников (детей и взрослых) 72 (60 и 12)
Условия участия программы Заявления родителей обучающихся
Условия достижений целей и задач программы Взаимодействие и сотрудничество педагогического и управляющего персонала школы
Исполнители основных мероприятий программы Педагоги МОУ «Тубинская СОШ»
Источники финансирования родительская плата
спонсорская помощь
местный бюджет
Ожидаемые результаты полноценный отдых и оздоровление участников лагеря
формирование потребности вести здоровый образ жизни, использовать полученные знания в повседневной жизни
полученные знания и навыки активизируют исследовательскую деятельность среди младших школьников и обучающихся среднего звена.
участники лагеря получат начальные знания и навыки по действию в чрезвычайной ситуации природного характера, способах выживания в лесной местности. Школьники получат возможность расширить знания о природе, лекарственных растениях родного края и поселка, приобретут практические навыки экологической работы.
расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей.
личный рост участников программы
Механизм реализации программы Последовательное отслеживание эффективности педагогических воздействий на ежедневных планерках, вводная, пошаговая и итоговая диагностика, анализ результатов деятельности лагеря
Пояснительная записка.
«Мы – хозяева нашей Родины и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».
М. Пришвин.
Лето – наилучшая пора для отдыха и восстановления здоровья, общения с природой и смены впечатлений, встреч с чем - то интересным и неизведанным. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за учебный год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
Учитывая природно - климатические особенности расположения поселения (тайга, большое количество речек и родников, близость залива), наличие у образовательного учреждения пришкольного участка и Поляны здоровья, запросы родительской общественности по оздоровлению и воспитанию детей, направленность работы педагогического коллектива на создание условий для развития и самореализации каждого обучающегося в 2012-2013 учебном году на базе учреждения открывается летний экологический лагерь.
О положительном влиянии природы на все органы чувств человека, его характер и состояние здоровья известно давно. Многие педагоги и психологи отмечают значимость общения обучающихся с природой и природными объектами для гармонизации межличностных отношений, психической разгрузки, взаимодействия личности с окружающим миром, самовоспитания и в конечном итоге успешной социализации.
Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания.
На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Но и в нашем регионе наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, изменение розы ветров и погодных условий вследствие вырубки лесов. Поэтому сохранение природной среды приобретает первостепенное значение. Школьникам, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будет рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Наиболее эффективной формой реализации экологического воспитания является работа летнего лагеря, который позволит осуществить переход от изучения процессов, происходящих в природе, в тесном контакте с окружающей средою к практической деятельности по ее сохранению. Единая система учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной деятельности школьников по изучению и охране природы в рамках летнего лагеря является необходимым условием формирования экологической культуры, формирования у ребят чувства сопереживания к происходящему с окружающей средой, пониманию того, что ее нужно беречь и охранять.
II. Концептуальные основы программы
Цель: создать условия для успешной организации экологического взаимодействия сельских школьников с природой как основополагающего регулятора формирования экологической культуры личности каждого ребенка
Задачи:
организация активного отдыха и оздоровление детей;
расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;
максимальное использование возможностей природного окружения;
выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
приобщение к природоохранной деятельности;
развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Принципы деятельности лагеря.
Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения детей в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха, поощрение достигнутого.
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
Принцип демократичности
Участие всех детей и подростков в мероприятиях с целью развития творческих способностей.
Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений и вредных привычек, формирование чувства ответственности за свои поступки и действия.
Принцип сочетания воспитательных мероприятий с экологической деятельностью детей предусматривает режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены и дня;
- активное участие обучающихся во всех видах деятельности.
Прогнозируемые результаты реализации программы
Полноценный отдых и оздоровление участников лагеря
2. Формирование потребности вести здоровый образ жизни, использовать полученные знания в повседневной жизни
3. Полученные знания и навыки активизируют исследовательскую деятельность среди младших школьников и обучающихся среднего звена.
Участники лагеря получат начальные знания и навыки по действию в чрезвычайной ситуации природного характера, способах выживания в лесной местности. Школьники получат возможность расширить знания о природе, лекарственных растениях родного края и поселка, приобретут практические навыки экологической работы.
Расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей.
Личный рост участников программы
Содержание программы
Экологический лагерь предполагает подготовительный этап (теоретический) и основной период (образовательно-оздоровительный).
Подготовительный этап включает:
разработку программы экологического лагеря
При разработке программы учитываются особенности расположения поселка и образовательного учреждения, задачи и направления деятельности МОУ «Тубинская СОШ», возрастные особенности и способности обучающихся, кадровое обеспечение, материальные возможности
обеспечение полноценного питания и режима работы лагеря
кадровое обеспечение
привлечение медицинского работника для обследования детей (необходимые прививки);
обеспечение необходимым оборудованием, инвентарем и материалом
акарицидная обработка поляны «Здоровья» против клещей
подготовка проектной документации;
реклама лагеря в средствах массовой информации школьного и поселкового уровней
косметический ремонт задействованных кабинетов.
Основной период лагеря
Модель лагеря – игра «Экологическая карусель». В основе сюжета: прохождение каждым отрядом ряда остановок, что позволяет каждому ребенку за смену принять участие в разных видах экологической деятельности.
I этап – организационный, 1 день смены.
Цель: командообразование и включение участников лагеря в игру
Задачи этапа:
более близкое знакомство детей друг с другом, быстрое прохождение адаптационного периода;
мотивация на игровое взаимодействие;
определение стартовой станции, обсуждение законов и правил игры.
На этом этапе школьники придумывают название, эмблему и девиз своего отряда, знакомятся с «остановками» «Экологической карусели», направлениями деятельности и основными мероприятиями, маршрутным листом. Изучают распорядок дня, правила техники безопасности, поведения и пожарной безопасности. Этап завершается праздничным мероприятием - открытие смены.
Правила игры “Экологическая карусель ”.
В ходе игры каждый отряд должен пройти 4 остановки (блока программы):
«Экологический ликбез» - лекции и практические занятия по основам экологии и охране природы; экскурсии на поляну «Здоровья», питомник Тубинского лесничества для наблюдения за растениями, насекомыми, птицами. Профориентационная работа.
«Я – исследователь» - изучение экологического состояния пришкольной территории, лекарственных растений, уровня загрязнения водных ресурсов, воздуха на территории поселка. Как результат – составление экологической карты поселка.
«Спортивно-оздоровительное направление» - даст возможность каждому обучающемуся получить теоретические и практические знания о правилах и приемах здоровьсбережения, грамотных действиях в чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть в условиях нашего региона и поселения. Спортивные игры, соревнования восполнят дефицит двигательной активности.
«Театральное и художественное творчество» - включает творческую мастерскую «Поделки из природного материала», постановки экологического театра, фотовыставки «Необычное в обычном», выпуск газет, создание творческих работ, презентаций и их представление участникам лагеря.
«Экологическая практика» включает общественно – полезный труд на пришкольном опытном участке, поляне «Здоровья», поселковом памятнике.
Каждый отряд работает на станции в течение 3дней, из которых 2 отводятся на мероприятия и подготовку к 3 заключительному дню, где в игровой форме закрепляются полученные знания и умения, каждый представляет результаты деятельности по своему направлению (Приложение 1)
II этап – основной период, проходит под девизом “Понимание друг друга и природы!” 2-13 день смены.
Задачи этапа:
- постепенное включение участников лагеря в совместную жизнь;
- создание условий для самореализации и развития детей.
Этот период насыщен спортивными соревнованиями, экскурсиями, выставками, интеллектуальными и развлекательными мероприятиями, конкурсами, викторинами, акциями, проектами, деловыми играми экологического содержания, потому на этом этапе раскрываются и развиваются творческие способности учащихся, экологическое мышление и культура обучающихся, расширяется запас знаний о природе родного края и способах бережного отношения к ней.
Обучающиеся развивают навыки общения друг с другом и окружающей средой. Проводят различные исследования, диагностику окружающей среды в соответствии с возрастными особенностями.
III этап – заключительный, посвящен подведению итогов работы лагеря, 14,15 дни смены.
Задачи этапа:
- рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы);
- представление итогов работы участников лагеря;
- поощрение победителей в различных номинациях: коллективных и индивидуальных.
Подведение итогов деятельности отрядов на разных станциях осуществляется через выставки природного материала и фотогалерею, показ презентаций направления «Необычное в обычном», круглый стол «Руку дружбы – родной природе», представление итогов исследовательской работы. Работа организуется в течение двух дней: в первый – групповая по итогам каждой станции, во второй – заключительное мероприятие – «Экологический карнавал».
Основные направления деятельности.
Таблица «Основные направления деятельности и формы работы»
№ Направление Форма Результат
1 Учебно-познавательное, исследовательское - Экологический ликбез: лекционные, практические учебные занятия, экскурсии, работа с научной и учебной литературой, компьютерные презентации, просмотр учебных фильмов
- Изучение профессий экологической направленности, диагностика способностей и профессиональных предпочтений обучающихся
- диагностические психологические тесты
- проведение лабораторных и практических работ, анализ полученных результатов
- изучение и сбор лекарственных растений - усвоение теоретических и практических экологических знаний и навыков учащимися
- формирование убеждений в необходимости беречь и охранять природу.
- развитие и расширение кругозора учащихся
- выявление обучающихся, имеющих знания и практические навыки, необходимые для выбора профессии экологического направления
- формирование навыков исследовательской работы
- составление «Экологической карты поселка»
- составление гербария лекарственных растений
2 Спортивно-оздоровительное - Утренняя зарядка
- воздушные и солнечные ванны.
- подвижные игры
- походы на поляну «Здоровья»
- соревнования
- школа выживания: ориентирование на местности, изучение и отработка на практике правил поведения и пожарной безопасности в лесу, на водных объектах - пропаганда и формирование здорового образа жизни
- укрепление состояния здоровья обучающихся- увеличение двигательной активности
- формирование навыков грамотного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
3 Художественно-эстетическая - творческие дела: выставки поделок из природного материала, «экологический театр», показ экологической моды, конкурсы рисунков, плакатов, песен, стихов, рекламы- круглый стол по экологическим проблемам
- праздничная программа «Экологический карнавал»
- День открытых дверей
- тематические дни - развитие творческих способностей обучающихся
- оформление композиций из природного материала, из вторичного сырья
- выставки работ обучающихся
- использование работ детей в рекламных и природоохранных мероприятиях.
- укрепление взаимодействия с родителями, организация совместной деятельности
4 Социально-значимая деятельность - трудовой десант на пришкольной территории,
- праздник труда «Поможем природе»
- уход за цветниками - благоустройство и озеленение школьной территории,
- развитие нравственности через посильное участие в труде и охране природы
Режим работы лагеря «Экологическая карусель»
9.00 – 9.10 - утренняя зарядка
9.15 – 9.30 - линейка
9.30 – 10.00 - завтрак
10.00 – 12.00 - «Экологическая карусель» (работа отрядов на станциях)
12.00 – 13.00 - спортивно-оздоровительные мероприятия
13.00 – 13.30 - обед
13.30 - 14.30 - отчет по работе на станции (тематический день)
- оздоровительные мероприятия
- интеллектуальные игры
- развлекательные мероприятия
- свободное время
План-сетка мероприятий
лагеря дневного пребывания «Экологическая карусель»
Виды
деятельности 1 день
2 день
3 день
4 день
5 день
6 день
Учебно-познавательное
исследовательское Инструктаж по правилам техники безопасности и поведения Экологический ликбез:
-“Водная и воздушная среда обитания” Коммуникативно-познавательная игра «Водный и воздушный мир вашего дома» Экологический ликбез:
- “Экология как наука (проблемы и охрана природы»)”,
- «Экология здоровья»
Лабораторные и практические работы по исследованию воздуха и воды в школе, состояния пришкольной территории
Составление экологического паспорта школы Исследование «Полезные и вредные свойства продуктов»
Спортивно-оздоровительное «Летние забавы» -игры на свежем воздухе
Модуль “Чрезвычайные ситуации природного характера и знания ПДД” Игра-эстафета “Помни правила движенья, как таблицу умножения” Модуль “ Здоровый образ жизни”
Художественно-эстетическая - День сбора «Огоньки знакомства»
- Открытие лагерной смены, определение очередности прохождения станций по маршруту «Экологическая карусель» «Экологический театр» Театральное представление «Музыкальная шкатулка»
Социально – значимая деятельность
Прополка цветников, трудовой десант на пришкольном участке
Виды
деятельности 7 день
8 день
9 день
10 день
11 день
12 день
Учебно-познавательное
исследовательское - «Экология здоровья»
- Игра «Экологическое лото»
Составление и показ презентации Экологический ликбез “Живая лаборатория”
Практическая работа «Определение возраста деревьев по спилу», «Определение хлорофилла» в листьях растений» Брейн – ринг «В союзе с природой»
Составление и представление компьютерной презентации Экологический ликбез «Зеленая аптека»
Лекарственные растения на пришкольном участке
Спортивно-оздоровительная Игра “ Зов джунглей” Занятия по модулю “Выживание. Туризм” - “ Зов леса”.
-Туристическая полоса препятствий Занятия по модулю “Выживание. Туризм”
Художественно-эстетическая Презентация инсценированной песни «Очумелые ручки»: изготовление поделок из природного материала, рисунки на экологическую тему «Наши руки не для скуки»- выставка поделок из природного материала, рисунков Работа фотостудии «Необычное в обычном», разработка экологической моды, рекламы.
Социально – значимая деятельность Прополка цветников, трудовой десант на пришкольном участке
Виды
деятельности 13 день
14 день
15 день
Учебно-познавательное
Составление и распространение памятки для любителей комнатных растений Представление экологического паспорта школы
- круглый стол «Руку дружбы – родной природе»
Закрытие лагеря «Экологический карнавал»
исследовательское Составление гербария Представление гербария Спортивно-оздоровительное - “ Зов леса”.
-Туристическая полоса препятствий Поездка в досуговый центр г. Усть-Илимск Художественно-эстетическая Показ фильмов, рекламы, представление экомоды, выставки творческих работ Подготовка к закрытию смены Социально – значимая деятельность Прополка цветников, трудовой десант на пришкольном участке
См. Приложения 2, 3 к плану-сетке)IV. Ресурсное обеспечение.
Кадровые условия (Приложение 4)
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
директор школы, обеспечивающий организацию лагеря «Экологическая карусель»
начальник лагеря
воспитатели
вожатые
инструктор по физкультуре
заведующая производством
аккомпаниатор
медсестра
кухонная рабочая
уборщица
Материально-технические условия
Для реализации программы летнего экологического лагеря в 2012 году
МОУ «Тубинская СОШ» предоставляет:
кабинеты №№ 1-4, 9,10,15,16, психологической разгрузки, оснащенные необходимой мебелью, коврами, канцелярскими товарами, компьютерами, проекторами и электронными досками, электронными записями музыки, учебного материала экологической и здоровьесберегающей направленности, музыкальными инструментами, радиомикрофонами, тренажерами, ТСО (телевизоры, DVD, музыкальный центр, караоке, две цифровые фото и видео камеры), учебным оборудованием для проведения опытов и исследовательской работы
столовую
актовый зал
спортивный зал и площадки, оснащенные спортивным инвентарем и оборудованием
тренажерный зал
изолятор
2 медкабинета
пришкольный опытный участок
поляну «Здоровья»
автобус КАБЗ и микроавтобус УАЗ
Финансирование работы лагеря планируется по программе летнего отдыха за счет средств местного бюджета, родительской платы и спонсорской помощи (Приложение 5)
Методические условия деятельности лагеря включают наличие:
необходимой документации,
программы деятельности
плана работы на смену,
методической, учебной литературы на электронном и бумажном носителях
электронных энциклопедий и обучающих фильмов, презентаций, сайтов Интернета
разработок мероприятий, теоретических и практических занятий, опытно-исследовательской деятельности. (Приложение 6)
V. Схема управления программой.
Механизм реализации Программы основывается на соответствии направлений и форм работы поставленным целям и задачам лагеря. Создание условий для индивидуального развития личности ребенка реализуется через участие в занятиях экологической и здоровьесберегающей направленности, отбор педагогических приёмов и средств с учётом возрастных особенностей детей, обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления, привлечение педагогов для организации коллективной творческой деятельности.
Начальник
лагеря
Планерка
Воспитатель
Вожатая
Медсестра
Инструктор по спорту
аккомпаниатор
1 отряд
2 отряд
3 отряд
4 отряд
Обслуживающий персонал
Столовая
Реализация Программы обеспечивается взаимодействием с внешним социумом на территории Тубинского поселения и г. Усть-Илимска.
VI. Общие сведения.
Общее число участников смены за летний период - 60
Возрастная категория – 7-15 лет
Сведения о географии участников программы – обучающиеся МОУ «Тубинская СОШ»
Количество смен – 1
Место проведения – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тубинская средняя общеобразовательная школа», Усть-Илимский район, Иркутская область
VII. Результативность реализации программы измеряется:
степенью укрепления и оздоровления детей
созданием атмосферы сотрудничества и взаимодействия
положительной мотивацией к экологической, трудовой, здоровьесберегающей, исследовательской деятельности, проявлением потребности работать в коллективе
улучшением отношений в детской среде, устранением негативных проявлений
созданием необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени у детей, формированием у них общей культуры