Организации летнего отдыха детей младшего школьного возраста
Организации летнего отдыха детей младшего школьного возраста
Т.П. Паряева
Учитель начальных классов
Большемалышенской средней школы
Северо-Казахстанская область, Кызылжарский район,
С. Большая Малышка
В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим. Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения. Система образования по-прежнему остаётся главным организатором отдыха и оздоровления детей. Летний отдых – это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Летние каникулы начинаются с экскурсий по родному краю «Экологические тропинки» - такие мероприятия приобщают детей к экологической культуре, воспитывают любовь и бережное отношение к окружающему миру. С целью организации летнего отдыха детей младшего школьного возраста и детей предшкольной подготовки, в нашей школе организована летняя оздоровительная площадка «Солнышко», которая выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания. Лето – это, прежде всего, солнечные и тёплые деньки, поэтому и название «Солнышко». Ребёнок – главная фигура на площадке, очень важно, чтобы он чувствовал себя по-настоящему комфортно, а это в первую очередь зависит от умения воспитателей и учителей создать микроклимат. При составлении планирования работы, продумываются все возможности для раскрытия потенциала каждого ребёнка, при этом педагоги учитывают желания и любимые развлечения детей, чутко реагируют на запросы, интересы, настроения детей, умеют выслушать каждого ребёнка. В нашей школе накопился богатый методический материал по организации летнего отдыха детей.
Цели и задачи детской оздоровительной площадки «Солнышко»: создание необходимых условий для организации отдыха, оздоровления и занятости детей, профилактики детской безнадзорности, правонарушений и преступности, укрепления здоровья, безопасности и творческого развития детей в период летних каникул.
Содержание деятельности.
Формирование духовно-нравственных качеств является одним из основных направлений деятельности площадки. Реализация программы проходит с помощью коммуникативных, творческих, развивающих и подвижных игр; организации коллективных творческих дел, физических коррекционных упражнений и по закаливанию организма.
Ожидаемые результаты:
- укрепление здоровья детей;- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;- расширение социального опыта;- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- творческое развитие детей, обогащение духовного мира и интеллекта ребёнка;- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
В целях решения поставленных задач определяются основные приоритеты: формирование поликультурной личности обладающей патриотизмом, гражданственностью, интернационализмом, высокой моралью и нравственностью, а также развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся. Воспитание поликультурной личности велось по формированию всех видов культур: нравственной, политической, правовой, эстетической, экологической, трудовой, физической.
Кадровое обеспечение - один из актуальных вопросов организации работы летней оздоровительной площадки. Её основа педагогический коллектив: учителя начальных классов, воспитатель предшкольной подготовки, учителя казахского языка и физической культуры, психолог, музыкальный руководитель, медработник. Во время работы складывается сплочённый коллектив единомышленников, деятельность которых направлена на грамотную методическую организацию работы и сплочение детского коллектива.
В программе летнего отдыха детей: развлекательные, интеллектуальные, творческие, спортивные мероприятия, коммуникативные и ролевые игры, тренинги, беседы и др. Каждый день имеет свое направление и название:
-День защиты детей,
-День открытия смены,
-День государственных символов РК,
-День вежливости,
-День игрушек,
-День творчества,
-День «Путешествие к доброму здоровью»,
-День ОБЖ,
-День леса,
-День дружбы,
-День спорта,
-День сказок,
-День «Почемучек» и т. д.
При организации летнего отдыха большое внимание уделяется мероприятиям по укреплению здоровья детей и подростков: соблюдению режима дня, проведению мероприятий по закаливанию, физической культуре, профилактике нервных переутомлений и предупреждению вредных привычек. С целью пропаганды здорового образа жизни, обогащения знаний учащихся о здоровье, о способах сохранения своего здоровья и его укрепления; формирования у детей понимания важности и ценности здоровья проводятся: фестиваль здоровья «Всегда будь спортивным и здоровым», ЗОЖ «Надо, надо умываться по утрам и вечерам», познавательная игры «Наши друзья- витамины», час здоровья «Щедрые подарки здоровья», «Приключение в неведомом царстве», экскурсия «Лесная аптека», весёлые старты, уроки ОБЖ «Секреты Тетушки Совы» и ПДД, психологические тренинги. С целью формирования научного мировоззрения, политической сознательности, гуманизма, казахстанского патриотизма, миролюбия, правообразования, правовой культуры и поведения, подрастающего человека проводятся: интеллектуальный марафон «Государственные символы РК», праздник Знаний «Волшебное путешествие по стране Казахстан», беседа «Язык – живая душа народа», беседа-театрализация «Под единым шаныраком», уроки казахского языка. Беседы «Правила, по которым мы живём», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Школа хороших манер» способствуют умению определять, что такое «можно» и что такое «нельзя» в обществе, развитию коммуникативных умений и навыков, воспитанию положительных качеств личности.
В неучебной деятельности формируется нравственная позиция человека, которая характеризуется в понимании своего гражданского долга и ответственности к себе, в проявлении к другим людям честности, чуткости, милосердия, отзывчивости, в установлении добрых отношений. У учащихся воспитываются доброжелательные отношения к старшим и сверстникам, стремление приносить посильную помощь окружающим, быть трудолюбивыми, вырабатываются привычки культурного поведения с помощью следующих мероприятий: « Правила вежливости», практикум «Делай добро и ты растворишь зло», турнир «В стране вежливых наук», часы общения «Учитесь улыбаться», «Спеши делать людям добро», «Праздник вежливых ребят».
Экскурсия «Экологические тропинки», изготовление поделок из природного материала, экологические сказки, конкурсная программа «Поможем птицам пережить зиму», экологический десант, творческая дискуссия «Горе – туристы пришли в лес», беседа «Правила поведения в лесу» - такие мероприятия приобщают детей к экологической культуре, воспитывают любовь и бережное отношение к окружающему миру.
ДЕНЬ ОТКРЫТИЯ СМЕНЫ
Дата Время Мероприятия Ответственный учитель
09:30 Встреча детей 10:00 Открытие смены «Давайте познакомимся» 10:10 Утренняя зарядка 10:30 Завтрак 10:40 Школа хороших манер 11:00 Изучаем казахский язык «Кел, танысайық» 11:30 Музыкальный час «Веселые нотки» 12:00 Игры на свежем воздухе «Море-суша», «Пятнашки на веревочке», «Невидимка» 12:50 В мире сказок и приключений (чтение книг) 13:00 Каждой вещи своё место. Уход детей домой ДЕНЬ ВЕЖЛИВОСТИ
Дата Время Мероприятия Ответственный учитель
09:30 Встреча детей 10:00 Психогимнастика «Доброе утро, солнышко!», «Ласковушки» 10:10 Утренняя зарядка 10:30 Завтрак 10:40 Добрые дела «Спеши делать людям добро» 11:00 Праздник вежливых ребят 11:30 Игра «Дружба начинается с улыбки» 12:00 Игры на свежем воздухе «У ребят порядок строгий», «Волчата и лисята» 12:50 По страницам любимых книг (чтение книг, рисование) 13:00 Каждой вещи своё место. Уход детей домой ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕНЫХ СИМВОЛОВ РК
Дата Время Мероприятия Ответственный учитель
09:30 Встреча детей 10:00 Психогимнастика «Приветствие» 10:10 Утренняя зарядка 10:30 Завтрак 10:40 Викторина «Без символов государства не бывает» 11:00 Мы и пляшем, и поём, очень весело живем 11:30 Изучаем казахский язык «Өз нышаны жоқ мемлект болмайды» 12:00 Конкурс рисунков «Моя Родина - Казахстан» 12:50 Занятия по интересам 13:00 Каждой вещи своё место. Уход детей домой. ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Дата Время Мероприятия Ответственный учитель
09:30 Встреча детей 10:00 Психогимнастика «Бутоны цветов» 10:10 Утренняя зарядка 10:30 Завтрак 10:40 Экологическая сказка «Разноцветная речка» 11:00 Экологический десант (уборка территории стадиона) 11:30 Экологическая дискуссия «Горе -туристы пришли в лес» 12:00 Спортивный час «Зоологические забеги» 12:50 Просмотр мультфильмов на экологическую тему 13:00 Каждой вещи своё место. Уход детей домой. ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Дата Время Мероприятия Ответственный учитель
09:30 Встреча детей 10:00 Психогимнастика «Бутоны цветов» 10:10 Утренняя зарядка 10:30 Завтрак 10:40 Экологическая сказка «Разноцветная речка» 11:00 Экологический десант (уборка территории стадиона) 11:30 Экологическая дискуссия «Горе -туристы пришли в лес» 12:00 Спортивный час «Зоологические забеги» 12:50 Просмотр мультфильмов на экологическую тему 13:00 Каждой вещи своё место. Уход детей домой. ДЕНЬ ПДД
Дата Время Мероприятия Ответственный учитель
09:30 Встреча детей 10:00 Психогимнастика «Ласковое солнышко» 10:10 Утренняя зарядка 10:30 Завтрак 10:40 Путешествие в страну дорожных знаков. 11:00 Практическое занятие «Изучаем дорожную азбуку». 11:30 Конкурс рисунков «Узнай и нарисуй». 12:00 Игры на свежем воздухе «Веселый перекресток», «По сигналу светофора». 12:30 Игра «В гостях у светофора». 13:00 Каждой вещи своё место. Уход детей домой. ДЕНЬ СМЕХА
Дата Время Мероприятия Ответственный учитель
09:30 Встреча детей 10:00 Психогимнастика «Улыбка», «Кто смешнее засмеется». 10:10 Утренняя зарядка 10:30 Завтрак 10:40 Путешествие в страну Вообразилию. 11:00 Танцевально- игровая программа «Веселая прогулка под парусами». 11:30 Конкурс рисунков «Очевидное - невероятное». 12:00 Игры на свежем воздухе «Не зевай», «Удочка», «Великаны и гномы». 12:30 Конкурс врунов. 13:00 Каждой вещи своё место. Уход детей домой. ДЕНЬ ИГРУШЕК
Дата Время Мероприятия Ответственный учитель
09:30 Встреча детей 10:00 Психогимнастика «Радостное настроение» 10:10 Утренняя зарядка 10:30 Завтрак 10:40 Представление «Моя любимая игрушка». 11:00 Изучаем казахский язык «Біздің ойыншық тарымыз». 11:30 Сказочный дом моделей для игрушек. 12:00 Игры на свежем воздухе «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Конники-спортсмены». 12:30 Путешествие к игрушкам. 13:00 Каждой вещи своё место. Уход детей домой. ДЕНЬ ЗАКРЫТИЯ СМЕНЫ. ДЕНЬ ТВОРЧЕСТВА
Дата Время Мероприятия Ответственный учитель
09:30 Встреча детей 10:00 Психогимнастика «Сюрприз для друга». 10:10 Утренняя зарядка 10:30 Завтрак 10:40 Золотая кисть. 11:00 Музыкальный конкурс «Соловушки». 11:30 Изучаем казахский язык «Кел ойлайық та, ойнайық». 12:00 Интеллектуальная игра «Кто хочет получить книгу?» 12:30 «Веселый каблучок». 13:00 Каждой вещи своё место. Уход детей домой. В течение летнего отдыха дети учатся жить в коллективе, сообща познавать новое, трудиться, играть, быть хорошими товарищами. Они занимаются по интересам, творчески самореализуются, интеллектуально развиваются, формируются общественно значимые компетенции, лидерские качества, развивается самодеятельность. Ребёнок усваивает опыт, входя в социальную среду, и сам воспроизводит систему социальных связей, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих, реализуя себя как личность.