Рабочая программа по русскому языку (3класс, УМК Перспектива)


«Рассмотрено»
Руководитель МО
_________________ /Гарипова Э.Н. /
Протокол №___
от «____ » августа 2015 г. «Согласовано»
Заместитель директора по УР
МБОУ «СОШ № 8»
____________ / Сычёва Л.В. /
«_______» августа 2015 г. «Утверждено»
Директор МБОУ «СОШ № 8»
_______________ /Сергеев А.С./
Приказ №____
от «______» августа 2015 г.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку , 3 класс
предмет, класс
Чумаковой Ольги Николаевны,
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
к рабочей программе по русскому языку для 3 класса.
Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (2009 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требований Примерной программы начального общего образования (2012г.),локального акта, Положения о рабочих программах МБОУ «СОШ №8», Базисного учебного плана РТ (2013 г.).
Содержание программы направлено на освоение третьеклассниками знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку.
Предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Содержание тем учебного курса.
Мир общения. Повторяем — узнаём новое (11 часов)
Диалог. Собеседники (3 часа)
Изучение различий в ведении диалога и спора. Создание описательного текстас использованием текстов литературных произведений.
Диалог, дискуссия, общение, речь, собеседник, спор, ссора, текст, язык.
Культура устной и письменной речи (2 часа)
Актуализация умения определять значимость речи в общении. Работа с орфограммами: безударная гласная, парная и непроизносимая согласная, удвоенная согласная, твёрдый и мягкий знаки и др., используя алгоритм проверки. Изучение правил устной и письменной речи. Изучение деления слова на слоги на основе открытого и закрытого слога. Оформление заявления.
Заявление, культура речи, культурный человек, открытый и закрытый слог, скороговорка, устная и письменная речь.
Текст (6 часов)
Актуализация знаний о тексте: тема, главная мысль, структура, содержание. Актуализация знаний о типах текста: сообщение, описание, рассуждение. Освоение алгоритма определения названия текста. Составление плана текста. Изучение понятий «художественный текст» и «научный текст». Редактирование текста. Составление заметки для газеты.
Заглавие текста, заметка, газета, тип текста, научный текст, план текста, стиль текста, художественный текст.Язык — главный помощник в общении (34 часа)
Слово и его значение (12 часов)
Актуализация знаний о классификации слов на основе их лексического значения. Актуализация умений работать со словарями разных видов. Изучение многозначных слов, имён собственных и нарицательных, синонимов, омонимов, антонимов и слов, служащих для замещения других слов (местоимений).
Антонимы, имена собственные и нарицательные, многозначность слова, омонимы, происхождение слов, синонимы, словазаместители (местоимения).
Состав слова, словообразование (15 часов)
Актуализация умения разбирать слова по составу без выделения основы, подбирать однокоренные слова. Актуализация знания правила употребления разделительных Ъ и Ь.
Изучение состава слова с выделением основы. Изучение значения морфем. Освоение способов словообразования с помощью морфем. Изучение образования и написания сложных слов.
Корень слова, нулевое окончание, основа слова, приставка, родственные слова, состав слова, суффикс, сложные слова, соединительная гласная в сложных словах, чередование согласных в корне слова.
Предложение, члены предложения (10 часов)
Актуализация знаний о типах предложений по интонации и по цели высказывания. Актуализация знаний о главных членах предложения. Изучение способов образования словосочетаний. Построение предложения с второстепенными и однородными членами.
Второстепенные члены предложения, объявление, однородные члены предложения, словосочетание, типы предложений по интонации и по цели высказывания.
Части речи (70 часов)
Имя существительное (13 часов)
Актуализация знаний об имени существительном. Актуализация умения определять части речи. Изучение значимых (самостоятельных) и служебных частей речи. Изучение рода имени существительного. Освоение правила написания «Ь» на конце имён существительных после шипящих.
Глагол, значимые части речи, имя существительное, имя прилагательное, мягкий знак, неодушевлённое, одушевлённое, предлог, род, служебные части речи, союз, частица, число, шипящие звуки.Изменение имён существительных по падежам. Склонение (23 часа)
Актуализация знаний о понятиях «имя существительное», «окончание». Изучение названий паде%жей и падежных вопросов. Освоение разбора имени существительного как части речи. Изучение местоимения как части речи. Редактирование текста с использованием личных местоимений.
Винительный падеж, дательный падеж, именительный падеж, имя существительное, личное местоимение, местоимение, начальная форма слова, окончание, падеж, предложный падеж, родительный падеж, склонение, творительный падеж.Глагол (23 часа)
Актуализация знаний о глаголе: значение части речи, изменение по числам. Изучение временных форм глагола, освоение правил определения времени глагола, рода и числа глагола прошедшего времени. Изучение неопределённой формы глагола и освоение правописания суффиксов глагола неопределённой формы. Освоение правила написания частицы не с глаголом. Освоение морфологического разбора глагола.
Глагол, неопределённая форма, настоящее время, будущее время, простое будущее время, сложное будущее время, прошедшее время, единственное и множественное число, род, формообразующий суффикс л, частица не.Имя прилагательное (17 часов)
Актуализация знаний о прилагательном: значение части речи, изменение по числам. Изучение форм рода и падежа имени прилагательного, освоение правила написания окончания прилагательного. Освоение морфологического разбора имени прилагательного как части речи.
Единственное и множественное число, имя прилагательное, падеж, окончание, признаки имени прилагательного, род, склонение.
Повторение (7 часов)
Место курса в учебном плане.
Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным планом) планом. На изучение русского языка во 3-ем классе отводится 5 часов в неделю – всего 170 часов. В связи с национально-региональным компонентом на изучение курса выделено 3 часа в неделю и 1 час взят из школьного компонента ( в календарном плане выделен курсивом), итого на изучение русского языка отведено 4 часа в неделю – всего 136 часов.
Результаты изучения курса
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
сравнение;
анализ;
синтез;
классификация и обобщение по родовидовым признакам;
установление аналогий и причинно-следственных связей;
построение рассуждений;
отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Программа рассчитана на 170 часов. В связи с введением национально-регионального компонента на изучение предмета отводится 136 часов (3 часа в неделю и 1 час из школьного компонента в планировании выделен курсивом).
Раздел по плану РФ по плану РТ
«Мир общения. Повторяем – узнаём новое» 16 11
«Язык – главный помощник в общении» 39 34
«Состав слова» 18 12
«Части речи» 87 74
Повторение 10 5
Итого: 170 136
Планируемые результаты обучения по курсу «Русский язык» в 3 классе.
Личностные результаты
Третьеклассник научится:
•испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
•осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
•относиться с уважением к представителям других народов;
•уважительно относиться к иному мнению;
•понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
•соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
•развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
•конструктивно разрешать проблемные ситуации;
•оценивать свои успехи в освоении языка.
Третьеклассник получит возможность:
•сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
•эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
•сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
•осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
•стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
• сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.
Метапредметные результаты
Третьеклассник научится:
•ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
•понимать цели и задачи учебной деятельности;
•находить ответы на проблемные вопросы;
•пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);
•самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
•пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
•пользоваться справочной литературой (словарями);
•развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
•развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
Третьеклассник получит возможность научиться:
•делать самостоятельные выводы;
•находить выход из проблемных ситуаций;
•определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
•выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;
Предметные результаты
Развитие речи. Речевое общение
Третьеклассник научится:
•понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;
•относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
•анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
• понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить); •выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
•контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
•правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;
•различать диалогическую и монологическую речь;
•составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
•составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
• пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
•писать изложения по составленному плану;
•составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.
Третьеклассник получит возможность научиться:
•совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
•говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;
•делать полный и краткий пересказ текста;
•устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
•исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);
•совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
•соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.
Главный помощник в общении — родной язык
Фонетика, графика, орфография
Третьеклассник научится:
•проводить звукобуквенный анализ слов;
•определять ударение в словах;
•делить слова на слоги и на части для переноса;
•находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;•верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных;
•правильно писать «не» с глаголами;
•использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;
•писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами.
Третьеклассник получит возможность научиться:
•верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;
•формировать представление о единообразии написания слова, морфем;
•писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч.
Лексика
Третьеклассник научится:
•различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;
•сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);
•распознавать в тексте синонимы и антонимы;
•находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;
•сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;
•объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.
Третьеклассник получит возможность научиться:
•понимать различие основной функции имён и личных местоимений;
•объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;
•различать мотивированные и немотивированные названия.
Состав слова (морфемика)
Третьеклассник научится:
•разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;
•выделять в слове основу и окончание;
•составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
•различать однокоренные слова и разные формы одного слова;
•объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;
•образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;
•правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;
•понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.
Третьеклассник получит возможность научиться:
•находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать);
•образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
•определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
•правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.
Имя существительное
Третьеклассник научится:
•различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;
•определять число имён существительных;
•определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;
•определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;
•изменять имена существительные по падежам.
Третьеклассник получит возможность научиться:
•верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;
•сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;
•образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;
•разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).
Местоимение
Третьеклассник научится:
•сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;
•употреблять личные местоимения в речи.
Третьеклассник получит возможность научиться:
•устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.
Глагол
Третьеклассник научится:
•распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
•определять времена глаголов;
•образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;
•определять число глаголов;
•верно писать частицу «не» с глаголами;
•писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы.
Третьеклассник получит возможность научиться:
•обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.
Имя прилагательное
Третьеклассник научится:
•находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
•определять связь имени прилагательного с именем существительным;
•верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.
Третьеклассник получит возможность научиться:
•делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного;
•объяснять роль имён прилагательных в речи;
•использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.
Синтаксис
Словосочетание
Третьеклассник научится:
•объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;
•составлять словосочетания по заданным моделям;
•находить словосочетания в предложении.
Предложение
Третьеклассник научится:
•определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;
•находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;
•находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);
•устанавливать связь между членами предложения по вопросам;
•находить в предложении однородные члены.
Третьеклассник получит возможность научиться:
•верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.
Текст
Третьеклассник научится:
•отличать текст от простого набора предложений;
•устанавливать связь между предложениями в тексте;
•определять тему и основную мысль текста;
• озаглавливать текст;
•выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;
•составлять план текста;
•распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).
Третьеклассник получит возможность научиться:
•различать художественные и научные тексты;
•составлять тексты разных типов.
Критерии оценивания.
Диктант.
«5» – ставится.если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии.
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
¨ нарушение правил орфографии при написании слов;
¨ пропуск и искажение букв в словах;
¨ замену слов;
¨ отсутствие знаков препинания в пределах программы второго класса;
¨ неправильное написание слов, которые не проверяются правилом.
За ошибку не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 ошибка и 1 исправление;
«3» – ставится, если в работе допущены 2 ошибки и 1 исправление;
«2» – ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Контрольный диктант.
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно; «4» – не менее 3/4 верно; «3» – не менее 1/2 верно; «2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
Словарный диктант (12-15 слов).
"5" ("отлично") - без ошибок.
"4" ("хорошо") - 1 ошибка.
"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки.
"2" ("плохо") - 4 и более ошибок.
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 ошибка или 1 исправление;
«3» – 2 ошибки и 1 исправление;
«2» – 3 ошибки
Формой итоговой промежуточной аттестации является диктант.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\пТема урока Кол-во часов Элементы содержания (основные вопросы и понятия) Характеристика учебной деятельности Виды контроля Планируемые результаты
Дата проведения
предметные метапредметныеплан факт
Речевое общение. Повторяем – узнаём новое (11 часов)
1 Речевое общение. Диалог. Собеседники. 1 Диалог. Собеседники.
Мир общения. Сформировать представление о диалоге и его видах и формах.
Ввести правила ведения диалога.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Cформировать представление о стиле текста.
Ввести алгоритм определения названия текста.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
• Формулировать правила позитивного диалога.
• Строить диалог, используя вежливые слова.
• Составлять и писать диалог с разными социальными службами, используя правила ведения диалога.
• Составлять текст на заданную тему, используя содержание литературных произведений.
• Писать новые словарные слова.
• Восстанавливать порядок частей текста в соответствии с планом.
• Дописывать недостающую часть текста.
• Составлять и записывать художественный (научный) текст, используя словосочетания и предложения.
• Определять тему текста, главную мысль текста и озаглавливать его. Познавательные умения:
— различать дискуссию и ссору в диалоговом общении;
— вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета;
— определять тему беседы;
— определять структуру письма;
— отбирать необходимую информацию из содержания литературных произведений;
— определять речевые ошибки в тексте;
— использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога с разными социальными службами.
Регулятивные умения:
— планировать своё действие в соответствии с целью;
— выполнять учебное задание в соответствии с планом и правилами;
— учитывать характер ошибок, вносить коррективы;
— ориентироваться в разных способах выполнения задания.
Коммуникативные умения:
— слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога;
— учитывать мнение партнёра при работе в паре;
— использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога;
— адекватно использовать речь. 1.09.15 2 Разница между диалогом и спором. 1 Диалог, спор. Словарный диктант 3.09 3 Речь устная и письменная. 1 Культура устной и письменной речи. Индивид.карточки4.09 4 Культура устной и письменной речи. 1 Кто? Кому? Зачем? Как? С какой целью. 5.09 5 Культура устной и письменной речи. 1 Вежливые слова. Работа с деформированным текстом 8.09 6 Текст. 1 Тема, главная мысль. Работа с текстом. 10.09 7 Текст. 1 Виды текстов. 11.09 8 Текст. 1 Особенности текстов. 12.09 9 Текст. 1 Научные и художественные тексты. Тест 15.09 Диктант
Письмо по памяти.
Вопросы. 10 Входная контрольная работа. 1 17.09 11 Работа над ошибками. 1 18.09 Язык – главный помощник в общении (34 часа)
12 Язык – главный помощник в общении. 1 Помощники языка: мимика, жесты, рисунки. Сформировать представление о многозначных словах и омонимах, именах собственных и нарицательных, об именах существительных и их заместителях (местоимениях).
Актуализировать умение работать со словарями разных видов.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Сформировать представление о способах словообразования с помощью морфем.
Ввести правила:
— написания корня в однокоренных словах;
— написания соединительной гласной в сложных словах;
— написания приставок и предлогов.
Научить использовать полученные знания и умения в практической деятельности.
Сформировать представление о словосочетании и о предложении с второстепенными и однородными членами.
Ввести правило постановки знаков препинания в предложении с однородными членами.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Словарный диктант. • Определять значение слова, используя «Словарь иностранных слов», словарь В. И. Даля.
• Использовать антонимы и синонимы для замены слов в тексте
• Располагать синонимы по степени возрастания признака.
• Писать фразеологические обороты с антонимами.
• Подбирать однокоренные проверочные слова к орфограммам в корне слова.
• Образовывать новые слова, используя разные способы словообразования.
• Устанавливать соответствие между словом и его схемой.
• Писать орфограммы в новых словарных словах.
• Писать текст, вставляя пропущенную орфограмму и раскрывая скобки.
• Формулировать в словосочетании вопрос от основного слова к зависимому.
• Выделять графически основу предложения.
• Дополнять предложение второстепенными членами.
• Писать предложения с однородными членами, оформляя соответствующими знаками препинания.
• Писать текст объявления, используя второстепенные и однородные члены предложения; оформлять текст в соответствии с требованиями.
Познавательные умения:
— определять условия развития русского языка и обосновывать своё мнение;
— определять лексическое значение слова на основе этимологии и обосновывать своё мнение;
— раскрывать смысл понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы» и «многозначность слова» и обосновывать своё мнение;
— использовать приобретённые знания при составлении SМS-сообщения.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— ориентироваться в разных способах выполнения задания;
— выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
— адекватно воспринимать оценку своих действий.
Коммуникативные умения:
— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамкахучебного диалога;
— учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;
— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре;
— адекватно использовать речь для представления результата.
19.09 13 Звуки и буквы. 1 Языковые единицы: звук, буква, слог. Выборочное письмо. 22.09 14 Слог, ударение. 1 Самостоятельная работа. 24.09 15 Девять правил орфографии. 1 Орфограмма.
Правила письма. Проверочная работа. 25.09 16 Прописная буква в именах собственных. 1 Правила написания собственных имен сущ. Зрительный диктант. 26.09 17 Буква безударных гласных. 1 Определение безударных гласных в корне слова. Словарная работа. 29.09 18,19 Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. 2 Безударные гласные: проверяемые и непроверяемые. Самостоятельная работа.
Выборочное письмо. 1.10
2.10 20 Проверяемые и непроверяемые парные согласные в корне слова. 1 Правила определения проверяемых парных согласных в корне слова. Тренинг написания слов с парными согласными .3.10 Проверочная работа. 21 Проверяемые и непроверяемые парные согласные в корне слова. 1 6.10 22,23 Непроизносимые согласные. 2 Тест. 8.10
9.10 24 Разделительные твёрдый и мягкий знаки. 1 Правила употребления разделительного ъ и ь знака Словарный диктант. 10.10 25 Развитие речи. Обучающее изложение. 1 Изложение текста по опорным словам. Изложение. 13.10 26 Удвоенные согласные. 1 Знакомство со словарными словами с удвоенными согласными .Словарная работа. 15.10 27 Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. 1 Тренинг правильного написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Проверочная работа. 16.10 28 Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. 1 Диктант. 17.10 29 Перенос слова. 1 Правила переноса слов. Самостоятельная работа.
Контрольный диктант. 20.10 30 Проверка знаний учащихся. 1 22.10 31 Что рассказало слово. 1 Знакомство с современными и старинными жестами . слово – основная единица речи. Сообщение. 23.10 32 Что рассказало слово. 1 Работа со словарём. 24.10 33,34 Синонимы. 2 Слова близкие по значению. Самостоятельная работа. 27-29.10 35 Антонимы. 1 Слова противоположные по значению. Словарный диктант. 30.10 36 Омонимы. 1 Слова схожие по звучанию. Словарная работа. 31.10 37 Многозначные слова. 1 Слова, имеющие несколько значений. Работа со словарями. 10.11 38 Слово и его значение. 1 Знакомство с понятием – лексическое значение слова. Тест. 12.10 39 Словосочетание. 1 Словосочетаниа: слова, связанные по смыслу. Выборочное письмо. 13.11 40 Словосочетание. 1 14.11 41 Предложение. 1 Связь слов в предложении. Составление предложений 17.11 42 Главные члены предложения. 1 Понятие – главные члены предложения. Подлежащее, сказуемое. Свободный диктант.
Работа с текстом. 19.11 43 Предложения с однородными членами. 1 Наблюдение за однородными членами предложения. Нахождение однородных членов предложения. 20.11 Самостоятельная работа. 44 Предложения с однородными членами. 1 21.11 45 Контрольный диктант. 1 Диктант. 24.11 Состав слова (12 часов)
46 Состав слова. Корень. 1 Корень – главная часть слова, однокоренные слова. Сформировать представление о способах словообразования с помощью морфем.
Ввести правила:
— написания корня в однокоренных словах;
— написания соединительной гласной в сложных словах;
— написания приставок и предлогов.
Научить использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Словарный диктант. • Подбирать однокоренные проверочные слова корфограммам в корне слова.
• Образовывать новые слова, используя разные способы словообразования.
• Устанавливать соответствие между словом и его схемой.
• Писать орфограммы в новых словарных словах.
• Писать текст, вставляя пропущенную орфограмму и раскрывая скобки. Познавательные умения:
— определять основу слова, нулевое окончание в слове;
— раскрывать смысл правила о написании корня в однокоренных словах с чередованием согласных и без него;
— определять способы словообразования с помощью суффикса и приставки;
— раскрывать значение понятия «сложные слова;
— использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание, используя правило;
— выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;
Коммуникативные умения:
— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;
— адекватно использовать речь для представления результата. 26.11 47 Корень. 1 Словарная работа. 27.11 48 Корень. 1 28.11 49 Корневые орфограммы. 1 Тренинг: орфограммы в корне слова. Проверочная работа. 1.12 50,51 Приставка. 2 Части слова. Приставка и её роль в слове. Зрительный диктант. 3,4.12 52,53 Суффикс. 2 Части слова. Суффикс. Разбор слов. 5,8.12 54,55 Окончание и основа. 2 Части слова. Окончание. Основа слова. Разбор слов. 10-11,12 56 Как образуются слова. 1 Способы образования новых слов. Самостоятельная работа. 12.12 57 Контрольный диктант по теме «Состав слова». 1 Диктант. 15.12 Части речи (74 часов)
58 Работа над ошибками. Части речи. 1 Сформировать представление о значимых и служебных частях речи, о роде имени существительного.
Ввести:
— приём определения рода имени существительного;
— правило написания «Ь» на конце имён существительных после шипящих.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Работа с текстом. • Дополнять предложение (текст) значимыми (служебными) частями речи.
• Определять род имён существительных и писать слова по группам.
• Подбирать (и писать) к именам существительным мужского рода антонимы и синонимы женского и среднего рода.
• Писать «Ь» — показатель женского рода в именах существительных с шипящим звуком на конце.
• Составлять и оформлять от имени Вани ответ на письмо, используя изученные правила. Познавательные умения:
— раскрывать значение выражений «значимые части речи», «служебные части речи;
— раскрывать значение понятий «мужской род», «женский род», «средний род»;
— различать значимые и служебные части речи;
— различать род имён;
— определять значение «Ь» в именах существительных женского рода с шипящим звуком на конце.
Регулятивные умения:
— соотносить учебное действие с известным правилом;
— выполнять учебное задание, используя алгоритм;
— оценивать результат собственной деятельности.
Коммуникативные умения:
— формулировать
понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
— учитывать мнение партнёра в рамках учебного диалога и приходить к совместному решению. 17.12 59 Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста. 1 Работа с текстом, выборочное письмо, ответ на вопрос. Ответы на вопросы. 18.12 60 Имя существительное. 1 Части речи – имя существительное. Выборочное письмо. 19.12 Словарная работа. 61 Собственные и нарицательные имена существительные. 1 Правила написания имён существительных. 22,12 62,63 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. 2 Знакомство с понятием – одушевлённые и неодушевлённые имена сущ. Работа с деформированными предложениями. 24,25.12 64 Число имён существительных. 1 Изменение им.сущ. по числам. Практическая работа. 26.12 65 Контрольный диктант по теме «Имя существительное». 1 Диктант.
12.01.16 66,67,
68,69 Род имён существительных. 4 Понятие «род» имен сущ. Словарный диктант 14.15,16,19.01 70 Развитие речи. Обучающее изложение. 1 Изложение текста по коллективно составленному плану. Изложение 21,01 71,72 Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. 2 Правописание сущ. С шипящим на конце. Орфограмма. Зрительный диктант 22,23.01 73 Контрольный диктант по теме «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода». 1 Контрольный диктант 26.01 74,75,
76 Изменение имён существительных по падежам. 3 Понятие «падеж» «склонение» Сформировать представление:
— о постоянных признаках имени существительного;
— о местоимении как части речи.
Ввести:
— алгоритм определения падежа имени существительного;
— алгоритм разбора имени существительного как части речи.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Практическая работа • Определять в предложении (тексте) падеж существительного.
• Склонять существительное.
• Разбирать существительное как часть речи.
• Определять и указывать в тексте местоимения.
• Редактировать и писать текст, заменяя существительное подходящим местоимением.
• Составлять и оформлять надпись на подарке. Познавательные умения:
— раскрывать значение понятий «склонение», «падеж», «начальнаяформа слова», «личное местоимение;
— определять падежный вопрос для существительного (одушевлённого, неодушевлённого;
— различать вопросы именительного и винительного, родительного и винительного падежей;
— определять роль существительного (местоимения) в предложении.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное действие в соответствии с планом;
— выполнять учебное действие, используя алгоритм;
— выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
— адекватно использовать речь для представления результата. 28,29,30.01 77 Изменение имён существительных по падежам. Именительный падеж. 1 Склонение им.сущ. И.п., вопросы, окончания Практическая работа
Практическая работа
2.02 Словарный диктант
78,79 Изменение имён существительных по падежам. Родительный падеж. 2 Склонение им.сущ. Р.п., вопросы, окончания. 4.02
5,6 Практическая работа
80 Изменение имён существительных по падежам. Дательный падеж. 1 Склонение им.сущ. Д.п., вопросы, окончания. 9.02 Практическая работа
81 Изменение имён существительных по падежам. Винительный падеж. 1 Склонение им.сущ. В.п., вопросы, окончания. 11.02 Практическая работа
82 Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж. 1 Склонение им.сущ. Т.п., вопросы, окончания. 12.02 Практическая работа
83 Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж. 1 Склонение им.сущ. Т.п., вопросы, окончания. 13.02 84 Изменение имён существительных по падежам. Предложный падеж. 1 Склонение им.сущ. П.п., вопросы, окончания. Практическая работа
16.02 85,86 Изменение имён существительных по падежам (склонение). 2 Упражнение в склонении имен существительных. Самостоятельная работа 18-19.02 87 Контрольный диктант «Имя существительное». 1 Контрольный диктант 20.02 88 Работа над ошибками. 1 25.02 89,90,
91 Местоимение. 3 Части речи. Слова указывающие, но не называющие предмет. Словарная работа 26,27.02
1.03 92,93,
94 Глагол. 3 Части речи. Слова, обозначающие действия предмета. Роль в речи. Сформировать представление о морфологических признаках глагола и его правописании с частицей не.
Ввести:
— правило определения времени глагола;
— правило определения рода и числа глагола прошедшего времени;
— алгоритм разбора глагола как части речи;
— правило написания частицы не с глаголом.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Свободный диктант. • Определять:
— морфологические признаки глагола;
— глагол неопределённой формы;
— член предложения, выраженный глаголом.
• Писать:
— глаголы неопределённой формы, настоящего, прошедшего и будущего времени;
— глаголы с частицей не.
• Составлять и писать окончание сказки. Познавательные умения:
— определять морфологические признаки глагола неопределённой формы, настоящего, прошедшего и будущего времени;
— определять роль глагола в предложении;
— определять случаи написания глагола с частицей не;
— использовать приобретённые знания при написании окончания сказки.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм;
— ориентироваться в разных способах выполнения задания.
Коммуникативные умения:
— в рамках учебного диалога формулировать понятные высказывания, используя термины.
3,4,5.03 95,96,
97 Изменение глаголов по временам. 3 Наблюдение за изменением глаголов. Выборочное письмо. 8,10,11.03 98 Глаголы настоящего времени. 1 Упражнение в определении времени глагола.
Упражнение в правильном употреблении глаголов. Работа с текстом. 12.03 99,100 Глаголы прошедшего времени. 2 Восстановление деформированного текста. 15.03-17.03 101,
102 Глаголы будущего времени. 2 18-19.02 103,
104,
105 Неопределённая форма глагола. 3 Наблюдение за неизменяемыми глаголами..Словарная работа 29.03-31.03,1.04-2.04 106 Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола. 1 Упражнение в употреблении глаголов нужной формы. Проверочная работа 5.04 107,
108 Изменение глаголов по числам. 2 Наблюдение за изменением глаголов по числам. Деформированный текст 7,8.04 109 Развитие речи. Сочинение. 1 Составление рассказа по заданной теме. Сочинение 9.04 110,
111,
112 Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 3 Наблюдение за изменением глаголов прошедшего времени. Работа с текстом 12,14,15.04 113,
114 НЕ с глаголами. 2 Упражнение в написании глаголов с частицей не. Словарный диктант 16.04-19.04 115,
116 Глагол. 2 Закрепление изученного о глаголе. Самостоятельная работа. 21-23.04 117 «Глагол». 1 Контрольный диктант 24.04 118,
119 Имя прилагательное. 2 Части речи. Слова обозначающие признак предмета. Сформировать представление о непостоянных признаках имени прилагательного: род, число, падеж.
Ввести:
- правило написания окончания прилагательного;
- алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного;
- алгоритм разбора имени прилагательного как части речи.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Выборочный диктант
• рассказывать:
- алгоритм разбора прилагательного как части речи;
- правило написания окончания прилагательного;
- алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного;
• склонять прилагательное с существительным;
• определять ошибки в морфологическом разборе прилагательного, вносить исправления и выделять графически окончание;
• писать:
- прилагательные-антонимы, прилагательные-синонимы. Познавательные умения:
- определять роль прилагательного в тексте;
- определять непостоянные признаки имени прилагательного;
- различать падежные вопросы имени прилагательного и существительного.
Регулятивные умения:
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности, и оценивать его.
Коммуникативные умения:
- осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению при работе в паре, группе;
- адекватно использовать речь для представления результата. 26.04-28.04 120,
121 Изменение имён прилагательных по родам и числам. 2 Наблюдение за изменением имен прилагательных. Работа с текстом 29-30.04 122,
123 Изменение имён прилагательных по числам. 2 Деформированный текст 3.05-5.05 124 Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. 1 Упражнение в правильном употреблении имен прилагательных. 6.05 Словарная работа 125 Развитие речи. Сочинение-описание. 1 Составление текста-описания любимой игрушки. Сочинение 7.05 126,
127,
128 Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. 3 Связь им. прил. с им.сущ. Согласование в роде, числе, падеже. Тест 10.05
12.05
13.05 129 Имя прилагательное. 1 Закрепление изученного о прилагательном. Самостоятельная работа 14.05 130 «Имя прилагательное». 1 Контрольный диктант 17.05 131 Работа над ошибками. 1 18.05 Повторение (5 часов)
132,
133,
134 Повторение. Слово. Предложение. Текст. 3 Повторение изученного за год. Работа с текстом. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Тест. Регулятивные умения:
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности, и оценивать его.
Коммуникативные умения:
- осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению при работе в паре, группе;
- адекватно использовать речь для представления результата. 18.05
19.05 Проверочная работа.
Работа с деформированным текстом. 135 Повторение изученных орфограмм. 1 21.05 136 Повторение. Правила правописания. 1 24.05 Свободный диктант. Список литературы.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2009 год.
2.Примерная основная образовательная программа начального общего образования. 2012 год.
3.Петерсон Л.Г., Железникова О.А., Климанова Л.Ф. и др. «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы.
4.Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы.
5.Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Учебник с приложением на электронном носителе. 3 класс. В 2-х частях.
6.Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Методическое пособие . 3 класс.
7.Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Русский язык» 3 класс (CD).