Рабочая программа по русскому языку 3класс


УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №5
______________ Соколова А.Х.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» ДЛЯ 3 КЛАССА
(НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
(2013-2014 уч.год)
Программа разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной (Концепция и программы для начальных классов, М. П. -2010)
Срок реализации – 1 год.
Составитель: Проскурина С.В.
с. Кавалерское
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программой для начальной общеобразовательной школы по русскому языку, рекомендованной Министерством образования и науки РФ /- М.: Просвещение,2010г./, учебно-методическим комплексом учебного предмета «Русский язык» В.П. Канакиной. Программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю.
Цель - развивать устную и письменную речь учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности; обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо.
Задачи:
вырабатывать осмысленное отношение к употреблению в речи слов и предложений;
развивать мыслительные умения: анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное;
формировать грамматические понятия: текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, значимые части слова;
совершенствование речевых знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему и главную мысль, части текста, составлять план;
вырабатывать навыки грамотного письма.
Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.), способность к самооценке и самоконтролю.
Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для ее выполнения, установление последовательности и распределение во времени учебной работы.
Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания.
Для достижения поставленных целей и задач выбраны следующие методы обучения:
словесные;
наглядные;
практические;
объяснительно-иллюстративные;
репродуктивные.
Предпочтительные формы учебного процесса: коллективная, групповая и индивидуальная.
Формы контроля:
контрольное списывание;
диктант;
тест.
Для реализации данной программы используется учебно – методический комплект:
Учебник В.П. Канакиной «Русский язык 3 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение»,2013.
Рабочая тетрадь по русскому языку. В.П. Канакина. Части 1 и 2- М.: «Просвещение»,2013.
Календарно-тематическое планирование
№ нед. № ур. Наименование разделов, тем Кол-во часов Стр. учебника
1 Язык и речь 2 1 нед. 1.1 Виды речи. 6-7
1.2 Для чего нужен язык. 8-10
2 Текст 2 2.1 Что такое текст. 12-13
2.2 Типы текстов. 13-14
3 Предложение 12 3.1 Что такое предложение. 15-16
2 нед. 3.2 Виды предложений по цели высказывания. 17-18
3.3 Знаки препинания в конце предложений. 19-20
3.4 Виды предложений по интонации. 21-23
3.5 Обращение. 24-25
3.6 Главные и второстепенные члены предложения. 26-27
3 нед. 3.7 Главные и второстепенные члены предложения. 28-30
3.8 Простое и сложное предложения. 31-32
3.9 Словосочетание. 35-36
3.10 Обучающее сочинение по картине. 37
3.11 Закрепление по теме. 38
4 нед. 3.12 Контрольная работа по теме «Предложение». 4 Слово и его лексическое значение 6 4.1 Однозначные и многозначные слова. 40-41
4.2 Синонимы и антонимы. 42-44
4.3 Омонимы. 45-46
4.4 Словосочетание. 47-48
5 нед. 4.5 Фразеологизмы. 49-51
4.6 Изложение по вопросам. 52
5 Части речи 5 5.1 Что такое части речи. 53-54
5.2 Собственные и нарицательные имена существительные. 55-56
5.3 Имя прилагательное. 57-58
6 нед. 5.4 Имя числительное. 59-60
6 Однокоренные слова 1 6.1 Однокоренные слова. 61-62
7 Слово и слог. Звуки и буквы. 7 7.1 Гласные звуки. 63-64
7.2 Согласные звуки. 65-66
7.3 Правописание слов с парным согласным звуком. 67
7 нед. 7.4 Разделительный мягкий знак. 68-69
7.5 Правописание слов с изученными орфограммами. 70
7.6 Закрепление по теме. 71-72
7.7 Контрольная работа по теме «Слово и слог. Звуки и буквы». 8 Состав слова 20 8.1 Корень слова. 74-75
8 нед. 8.2 Корень слова. 76-77
8.3 Корень слова. 78
8.4 Формы слова. Окончание. 79-80
8.5 Как найти в слове окончание. 81-82
8.6 Как найти в слове окончание. 83
9 нед. 8.7 Контрольная работа за 1 четверть. 8.8 Приставка. 84-85
8.9 Значения приставок. 86-88
8.10 Суффикс. 89-90
8.11 Значения суффиксов. 91-92
10 нед. 8.12 Значения суффиксов. 93-94
8.13 Основа слова. 95-96
8.14 Основа слова. 97
8.15 Основа слова. 98
8.16 Изложение по плану. 99
11 нед. 8.17 Закрепление по теме «Состав слова». 100
8.18 Закрепление по теме «Состав слова». 101
8.19 Контрольная работа по теме: «Состав слова». 8.20 Работа над ошибками. 9 Правописание частей слова 30 9.1 Орфограммы в значимых частях слова. 102-103
12 нед. 9.2 Правописание слов с безударными гласными в корне. 104-105
9.3 Правописание слов с безударными гласными в корне. 106
9.4 Правописание слов с безударными гласными в корне. 107-108
9.5 Правописание слов с безударными гласными в корне. 109
9.6 Правописание слов с безударными гласными в корне. 110
13 нед. 9.7 Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. 111-112
9.8 Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. 113
9.9 Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. 114
9.10 Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. 115
9.11 Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. 116
14 нед. 9.12 Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. 117-118
9.13 Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. 119
9.14 Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. 120
9.15 Правописание слов с удвоенными согласными. 121-122
9.16 Сочинение-описание по картине. 123
15 нед. 9.17 Правописание суффиксов и приставок. 124-125
9.18 Правописание суффиксов и приставок. 126-127
9.19 Правописание суффиксов и приставок. 128
9.20 Правописание суффиксов и приставок. 129-130
9.21 Правописание приставок и предлогов. 131-132
16 нед. 9.22 Контрольная работа по теме «Правописание частей слова». 133
9.23 Правописание приставок и предлогов. 134-135
9.24 Правописание слов с разделительным твердым знаком. 136-137
9.25 Правописание слов с разделительным твердым знаком. 138-139
9.26 Правописание слов с разделительным твердым знаком. 140
17 нед. 9.27 Закрепление по теме. 141
9.28 Закрепление по теме. 142
9.29 Закрепление по теме. 9.30 Закрепление по теме. 10 Части речи. 75 10.1 Общее представление о частях речи. 4-6
Имя существительное 30 18 нед. 10.2 Имя существительное. 8-9
10.3 Роль имен существительных в речи. 10-11
10.4 Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 12-13
10.5 Изложение по вопросам. 14
10.6 Собственные и нарицательные имена существительные. 15-16
19 нед. 10.7 Наши проекты. Тайна имени. 17-19
10.8 Число имен существительных. 20-21
10.9 Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. 22-23
10.10 Изложение по плану. 24
10.11 Род имен существительных. 25-26
20 нед. 10.12 Род имен существительных. 27-28
10.13 Род имен существительных. 29-30
10.14 Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. 31-32
10.15 Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. 33-34
10.16 Изложение по самостоятельно составленному плану. 35
21 нед. 10.17 Падеж имен существительных. 36-37
10.18 Падеж имен существительных. 38-39
10.19 Падеж имен существительных. 40-41
10.20 Сочинение по картине. 41
10.21 Именительный падеж. 42
22 нед. 10.22 Родительный падеж. 43-45
10.23 Дательный падеж. 46-47
10.24 Винительный падеж. 48-49
10.25 Различие дательного и винительного падежа. 50-51
10.26 Творительный падеж. 52-53
23 нед. 10.27 Предложный падеж. 54-55
10.28 Изложение по коллективно составленному плану. 56
10.29 Все падежи. 57-59
10.30 Обобщение знаний об имени существительном. 60-62
10.31 Контрольная работа по теме: «Имя существительное». Имя прилагательное 19 24 нед. 10.32 Имя прилагательное. 64-65
10.33 Связь прилагательных с существительным. 66-67
10.34 Роль прилагательных в тексте. 68
10.35 Роль прилагательных в тексте. 69
10.36 Упражнение в распознавании и употреблении прилагательных. 70-71
25 нед. 10.37 Род имен прилагательных. 72-73
10.38 Изменение прилагательных по родам. 74
10.39 Изменение прилагательных по родам. 75
10.40 Изменение прилагательных по родам. 76-77
10.41 Число имен прилагательных. 78-79
26 нед. 10.42 Изменение прилагательных по числам. 80-81
10.43 Контрольная работа за 3 четверть. 82
10.44 Изменение прилагательных по падежам. 83
10.45 Изменение прилагательных по падежам. 84-85
10.46 Упражнение в определении падежа имен прилагательных. 86
27 нед. 10.47 Упражнение в определении падежа имен прилагательных. 87
10.48 Упражнение в определении падежа имен прилагательных. 88
10.49 Сочинение по картине. 89-90
10.50 Закрепление по теме: «Имя прилагательное». Контрольная работа по теме: «Имя прилагательное». 5 10.51 Местоимение 92-93
28 нед. 10.52 Личные местоимения. 94-95
10. 53 Лицо и число личных местоимений. 96-97
10.54 Употребление местоимений в тексте. 98
10.55 Закрепление по теме: «Местоимение». Глагол 21 10.56 Глагол как часть речи. 100-101
29 нед. 10.57 Роль глаголов в речи. 102-103
10.58 Роль глаголов в речи. 104
10.59 Сочинение по рисункам. 105
10.60 Неопределенная форма глагола. 106-107
10.61 Неопределенная форма глагола. 108
30 нед. 10.62 Число глаголов. 109-110
10.63 Времена глаголов. 111
10.64 Времена глаголов. 112
10.65 Времена глаголов. 113-114
10.66 Времена глаголов. 115
31 нед. 10.67 Изменение глаголов по временам. 116-117
10.68 Изменение глаголов по временам. 118-119
10.69 Изложение по вопросам. 120
10.70 Род глаголов в прошедшем времени. 121-122
10.71 Род глаголов в прошедшем времени. 123
32 нед. 10.72 Правописание НЕ с глаголами. 124-125
10.73 Правописание НЕ с глаголами. 126-127
10.74 Правописание НЕ с глаголами. 128-129
10.75 Закрепление по теме: «Глагол». 130
10.76 Контрольная работа по теме: «Глагол». Повторение изученного за год 10 33 нед. 11.1 Части речи. 131-132
11.2 Изложение по самостоятельно составленному плану. 133
11.3 Предложение. 134-135
11.4 Текст. 136-137
11.5 Правописание частей слова. 138-139
34 нед. 11.6 Правописание частей слова. 140
11.7 Изложение по плану. 141
11.8 Контрольная работа за год. 142-143
11.9 Правописание частей слова. 11.10 Закрепление изученного. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
Названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
Частей речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное, местоимение, предлог);
Членов предложения: главных и второстепенных.
Учащиеся должны уметь:
Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов);
Проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
Производить звуко-буквенный разбор слова;
Разбирать слова по составу, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
Распознавать части речи и их грамматические признаки;
Изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять имена существительные с ударными окончаниями, изменять имена прилагательные по родам в ед. ч.; изменять глаголы по временам и в прошедшем времени по родам;
Интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложений по цели высказывания и интонации,
Вычленять в предложении основу и словосочетания;
Производить элементарный синтаксический разбор предложений;
Определять тему текста, его основную мысль, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
Определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
Писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.