Программа летнего отдыха детей и подростков Маленькая страна
ХАНТЫ - МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17»
Пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей
ПРОГРАММА
Срок реализации программы: июнь, АВГУСТ 2015г.
Авторы программы: Ситникова Елена Анатольевна
Котоусова Татьяна Александровна
г. Нижневартовск, 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. 13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc409092392" 14ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 13 PAGEREF _Toc409092392 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc409092393" 142. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ 13 PAGEREF _Toc409092393 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc409092394" 143. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ 13 PAGEREF _Toc409092394 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc409092395" 144. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 13 PAGEREF _Toc409092395 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc409092396" 145. КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 13 PAGEREF _Toc409092396 \h 14131515
13 LINK \l "_Toc409092397" 146. СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 13 PAGEREF _Toc409092397 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc409092398" 147. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 13 PAGEREF _Toc409092398 \h 14241515
13 LINK \l "_Toc409092399" 148. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СИСТЕМА АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. 13 PAGEREF _Toc409092399 \h 14271515
13 LINK \l "_Toc409092400" 149.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 13 PAGEREF _Toc409092400 \h 14301515
10. 13 LINK \l "_Toc409092401" 14СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13 PAGEREF _Toc409092401 \h 14321515
11. 13 LINK \l "_Toc409092402" 14ПРИЛОЖЕНИЯ 13 PAGEREF _Toc409092402 \h 14341515
15
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
№ п/п
наименование
содержание
название программы
«Маленькая страна»
автор
Ситникова Е.А., заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ № 17»;
Котоусова Т.А., педагог-организатор МБОУ «СОШ № 17»
руководитель
Букренева К.Г., директор МБОУ «СОШ № 17»
адрес учреждения
628621, г. Нижневартовск, п. Тепличный, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Тюменской области, ул. Заводская, 9
контактные телефоны
8-3466-210408
8-3466-210643
т/факс 8-32466-210408
электронный адрес
mosh17@yandex.ru
краткое содержание программы
Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.
цель программы
Создание условий для организации оздоровительного отдыха детей и подростков, развития их творческого потенциала, активной жизненной позиции, содействия трудовой занятости и социальной адаптации подростков через создание условий для привлечения максимального количества молодых людей к общественно-полезной деятельности
задачи программы
Развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела;
Сплочение детского коллектива, поддержание духа сотрудничества и взаимопомощи;
Повышение самосознания подростков через разнообразные формы работы;
Расширение кругозора детей и подростков через игровой сюжет с учётом возрастных особенностей и интеллектуального уровня;
Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков "группы риска".
Формирование навыков здорового образа жизни
сроки выполнения программы летнего пришкольного лагеря
июнь, август 2015 года
вид программы летнего пришкольного лагеря
Физическое, духовное, патриотическое развитие детей, средствами игры, познавательной и трудовой деятельности.
форма проведения
летний пришкольный лагерь
место проведения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17»
география участников
старая часть округа, пос. Тепличный, пос. Магистраль, микрорайон 2П, микрорайон 14П, микрорайон «Северная роща»
целевые группы
обучающиеся в возрасте от 6,5 до 18 лет
общее количество участников за сезон
I смена – 100 обучающихся
III смена – 50 обучающихся
Необходимая сумма средств для реализации программы
150 000 рублей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лагерь – это место, где каждый ребенок может состояться как уникальная личность
Лагерь – это большая, умная Игра, которая помогает детям радоваться жизни,праздновать жизнь практически ежечасно.С.А.Шмаков
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей «Югорка». За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
Ежегодно для обучающихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МБОУ «СОШ № 17». Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных, малообеспеченных семей, детей и подростков "группы риска". Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана комплексная программа «Маленькая страна».
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха и оздоровления детей в условиях лагеря дневного пребывания при образовательном учреждении. Принимая во внимание эмоционально – психические перегрузки ребенка в школе и семье, перед воспитателями стоит цель организации эффективной оздоровительной работы с детьми.
Направления программы основываются на формировании мотивации к здоровому образу жизни, патриотическому и трудовому воспитанию и, конечно же, оздоровлении и закаливании детей.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
· повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
· модернизацией старых форм работы и введением новых;
· необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы;
· в организации летних трудовых отрядов, привлечение подростков к работе, и трудоустройство несовершеннолетних на временные работы в каникулярный период времени, которое осуществляется посредством заключения договоров с работодателями и Центром занятости населения.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов воспитательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
Как показывают результаты анкетирования «Лето - 2014», все дети без исключения с радостью ждут каникул, желая связать с ними реализацию своих надежд и мечтаний, увидеть новое и неизведанное, испытать себя в незнакомых условиях, научиться новому делу и труду. И здесь важно не обмануть ожидания детей.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
Новизна и оригинальность программы заключается в гармоничном сочетании физкультурно – оздоровительной, художественно - творческой, трудовой, экологической деятельности обучающихся. Программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разнопрофильную деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха детей в условиях летнего оздоровительного пришкольного лагеря. В период смены каждый отряд будет заниматься своим направлением (профилем), после чего, в середине смены пройдет мастер- класс («Вертушка»), где каждый отряд научит чему-нибудь детей из других отрядов. Таким образом, все дети попробуют деятельность каждого профильного отряда.
По продолжительности программа является краткосрочной.
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПРОГРАММЫ
Адаптированность – уровень фактического приспособления индивида, уровень его социального статуса и самоощущения; успешность приспособления индивида в обществе.
Креативность – творческие способности индивида, характеризующиеся
готовностью к принятию и созданию новых идей.
Самосовершенствование – осознанное развитие у себя достойных
(нужных по жизни и этичных) навыков и качеств, а на их основе – освоение
новых ролей.
Самореализация – раскрытие своих возможностей; осуществление своих
имеющихся желаний, своих знаний, умений и способностей.
Самоценность – психологический фактор, определяющий все то, что
происходит невидимо для других, внутри собственного душевного мира,
проявляясь через общение с другими людьми, через поступки.
Социальный опыт – накопленный результат активного взаимодействия с
окружающим миром.
Сотрудничество – совместная деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду.
Сотворчество – совместное с кем-либо творчество.
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в течение двух лагерных смен, 21 день (1 смена - с 01 июня по 25 июня 2015 года, III смена - с 03 августа по 26 августа 2015 года). Основной состав лагеря – это дети от 6,5 до 18 лет включительно, обучающиеся образовательных учреждений. При комплектовании особое внимание уделяется детям из многодетных, малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей пенсионеров, инвалидов, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детей «группы риска». Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек.
3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей (законных представителей), педагогов волнуют вопросы воспитания здорового физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей. Развитию творческого и трудового потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое значение. Педагоги дополнительного образования художественно - эстетической, патриотической, спортивно-оздоровительной, экологической и трудовой направленности единодушно считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Создание условий для организации оздоровительного отдыха детей и подростков, развития их творческого потенциала, активной жизненной позиции, содействия трудовой занятости и социальной адаптации подростков через создание условий для привлечения максимального количества молодых людей к общественно-полезной деятельности
Задачи:
Развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела;
Формирование базы всевозможных знаний игр для использования их в дальнейшей работе;
Сплочение детского коллектива, поддержание духа сотрудничества и взаимопомощи;
Повышение самосознания подростков через разнообразные формы работы и труда;
Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков "группы риска".
Формирование мотивации к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.
Принципы:
безусловная безопасность всех мероприятий;
учет возрастных особенностей;
индивидуальности: каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности;
гуманизма: к каждому человеку относятся как к личности, способной выразить свои идеи, мысли, предложения;
доверии и поддержки - основан на том, что к каждому человеку, к его мотивам, интересам необходимо относиться уважительно, доверять и поддерживать его;
принцип свободы выбора;
распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры обучающихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
5. КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, имел мотивацию к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
При хорошей организации питания, медицинских наблюдений и правильно организованным спортивным и трудовым мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
Осуществление экскурсий, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае, патриотизма к Отечеству, научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине. Предполагается, что дети приобретут коммуникативные навыки, чего требует и социальный заказ общества. Дети должны почувствовать и свою социальную значимость.
Критерии оценки результативности реализации программы:
1. Качество организации отдыха детей;
2. Использование новых методик и технологий по привитию детям навыков
здорового образа жизни;
3. Привлечение родителей и социальных партнеров к реализации программы
смены;
4. Адекватность и эффективность содержания, форм и методов работы с детьми разных возрастных категорий, учет интересов и потребностей детей;
5. Сочетание традиционных и инновационных технологий воспитательно- образовательного процесса;
6. Наличие в лагере объединений дополнительного образования детей;
7. Использование различных форм организации детского самоуправления;
8. Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса летне- оздоровительной работы.
Диагностические мероприятия включают:
отбор-тестирование детей и подростков, отдыхающих в оздоровительном лагере (тесты для изучения интеллектуальных, творческих, лидерских способностей детей);
вводная диагностика для изучения ожиданий детей от смены в лагере;
вводная диагностика родителей для изучения показателей здоровья и особенностей личности детей – отдыхающих лагеря;
текущая диагностика пребывания в лагере, ощущений от времяпрепровождения, эмоциональных состояний детей;
заключительная экспресс-диагностика для изучения результативности образовательно-воспитательного процесса в лагере. (Приложение)
6. СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Лагерь для ребёнка – новое жизненное пространство, новая социальная среда, где царит любовь, уважение, творчество, право выбора, где ребёнок получает опыт самоопределения.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в различные виды деятельности.
Главная цель в разработке и реализации программы «Маленькая страна» - создание условий для организации оздоровительного отдыха детей и подростков, развития их творческого потенциала, активной жизненной позиции, содействия трудовой занятости и социальной адаптации подростков через создание условий для привлечения максимального количества молодых людей к общественно-полезной деятельности.
Программа летнего пришкольного лагеря предполагает следующие направления и виды деятельности:
художественно-творческая деятельность
опирается на принципы личностной ориентации, принципы воспитания успехом - развивает и воспитывает у детей чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности, дисциплинированности, прививает любовь к работе «по законам красоты».
Воспитательное значение трудно оценить - приобщая детей к духовной культуре, открывать, вводить их в мир прекрасного, высвобождая их творческую природу, лишь следуя природе, а не исправляя её – это правило в деле воспитания детей.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
Инсценировки
Вечера-конкурсы
Концерты самодеятельности
Гостиные
Выставки
Дни фантазёра
Ритмичные, музыкальные игры
Праздники, развлечения.
спортивно-оздоровительная деятельность:
направлена на оздоровление и совершенствование всех функций организма, на снятие психоэмоционального стресса, накопленного за учебный год.
Для формирования здорового образа жизни необходимо создать комфортную среду. С этой целью можно использовать следующие формы работы:
Формы организации спортивно-оздоровительной деятельности:
Ежедневные проверки санитарного состояния комнат
Ежедневный контроль здоровья детей
Беседы с врачом
«Пятиминутки здоровья» - беседы на различные темы о здоровом образе жизни
День здоровья
Зарядка (тематическая, оздоровительная, сюжетная, театрализованная).
Подвижные, малой подвижности игры.
Эстафеты (смешная, сказочная, комическая и т. д.)
трудовая деятельность.
Назначение трудовой деятельности – преобразование окружающей действительности. Общественно-полезная деятельность имеет назначение воздействия на духовную сферу жизни окружающих людей. Именно в школьном возрасте она выполняет существенную роль в процессе социализации личности. Для растущего человека в современных условиях это ещё и вхождение в мир рыночных отношений. В последнее время широкий интерес стал, замечен к занятиям вне сферы профессиональной деятельности – к сфере досуга, хобби, имеющим тесную связь с трудовой деятельностью: посадка растений, уборка территории, высадка леса, содержание аквариума, и т. д. всё это требует выработки творческого отношения к труду.
Лето - прекрасное пора, когда дети могут проявить свои хозяйственные способности, предприимчивость.
Трудовая деятельность – это то, без чего не может осуществляться нормальное воспитание детей.
Формы организации трудовой деятельности детей:
Аукцион трудовых сюрпризов
Благоустройство территории
«Город Весёлых Мастеров»
Дежурство
Зелёный патруль
Клуб умельцев
Рейд «бережливых»
Эстафета трудовых дел
Экологическая деятельность
Назначение экологической деятельности: воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе, организация активного общения с природой, содействие процветания флоры и фауны в микросреде человека.
Формы организации экологической деятельности:
Академия лесных наук.
Выставка изделий из природного материала.
День леса.
День птиц.
Экологическая тропа.
Экологическая зона заботы.
Экологические игры-путешествия.
Экологический вестник.
Экологический рейд – «Зона экологического комфорта».
Акции:
- «Берегите природу» - изготовление и вывешивание агиток в защиту природы;
- участие в окружной экологической акции «Спасти и сохранить»
Патриотическая деятельность
Воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края; от воспитания любви к родной школе и отчему дому к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Приобщение к духовным ценностям российской истории.
Основные формы работы патриотической деятельности:
Посещение музея школьного, городского
Игра «Россия вперёд»
Экскурсии по городу (памятникам)
Подвижные игры
Отрядные часы, расширяющие кругозор детей, помогающие ребенку осмыслить свое место в жизни и усвоить такие ценности как «Отечество», «Семья», «Жизнь»
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 смена с 01 июня по 25 июня 2015 год
1 июня
День детства. Открытие лагерной смены. Инструктаж отдыхающих в лагере по правилам безопасного поведения в лагере.
2 июня
День книги. Поход в библиотеку, участие в викторине по сказкам.
Инструктаж «Правила поведения детей при прогулках и походах».
3 июня
День отряда. Оформление отрядных уголков. Выявление лидеров, генераторов идей. Распределение обязанностей в отряде.
Медосмотр «Мой рост, мой вес».
4 июня
День лета. Конкурсная программа «Праздник лета». Осторожно, солнце! Инструктаж «Перегревание».
5 июня
День Отечества. Посещение школьного музея.
Викторина «Край мой - Югра»
Инструктаж «Правила поведения детей при прогулках и походах».
6 июня
День спорта. «В здоровом теле здоровый дух».
История спорта. Спортивные соревнования (веселые старты). Игры на свежем воздухе.
Инструктаж «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».
8 июня
День друзей. Игра на местности «В поисках клада».
Конкурс рисунков и плакатов «Незабываемый момент»
Инструктаж «Безопасность детей при проведении игры на местности».
9 июня
День экологии. Борьба с королем Мусором.
Трудовой десант: уборка территории школы.
Конкурс рисунка на асфальте на тему «Природа и мы».
Инструктаж «Правила дорожного движения»
10 июня
День труда. Работа мастерских «Поделки из природного материала». Оформление выставки поделок.
11 июня
День таланта. Танцевально-игровая программа «Минута славы». Ярмарка талантов «Кто во что горазд».
12 июня
День России. Игра - викторина «Россия – Родина моя!»
Инструктаж «Правила при поездках в автотранспорте».
13 июня
День мира. Экскурсия в природу. Игра-путешествие «По тропинкам лета». Пословицы и поговорки о природе.
Книга рекордов лагеря.
15 июня
День красоты. Конкурсная программа «Мисс лагеря, мистер лагеря». Беседа «Как беречь глаза?»
16 июня
День здоровья. Праздник «Дорога к здоровью».
Беседа «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
17 июня
День игры. Мои любимые игрушки.
Парад игрушек (рассказ о своей игрушке). Интеллектуально- творческая игра « Эрудит». Создание флага и герба
18 июня
День Фемиды. Викторина «Права детей».
Конкурс «Самый спортивный»
19 июня
День Земли. Праздник цветов. Конкурс рисунков «Летние цветы».
20 июня
День музыки. Поем любимые песни. От классики до «попсы» - слушание музыки.
22 июня
День Памяти и скорби. День начала Великой Отечественной Войны – беседа, презентация.
23 июня
День моды. Конкурсная программа «Костюм 21 века»
Конкурс эскизов одежды будущего
24 июня
День природы. Красная книга - Югры.
25 июня
День сюрпризов. Праздник «Закрытие лагерной смены». Игра «Утро неожиданностей». Закапывание капсулы с пожеланиями ребятам лета 2016 года.
Концерт «Звездопад»
3 смена
с 03 августа по 26 августа 2015 год
3 августа
День детства. Открытие лагерной смены. Инструктаж отдыхающих в лагере по правилам безопасного поведения в лагере.
4 августа
День «Творчества» Минутка здоровья «Солнечный удар»
2. Конкурс рисунков на асфальте «Здравствуй, лето!»
3. Конкурсно-игровая программа «Зов джунглей»
Инструктаж «Правила поведения детей при прогулках и походах».
5 августа
День отряда. Оформление отрядных уголков. Выявление лидеров, генераторов идей. Распределение обязанностей в отряде.
Медосмотр «Мой рост, мой вес».
6 августа
День лета. Конкурсная программа «Праздник лета». Осторожно, солнце! Инструктаж «Перегревание».
7 августа
День знатоков ПДД
-Конкурсно - игровая программа « Мы и дорога»
-Конкурс социального плаката « Человек и дорога»
-Спортивно-развлекательное состязание: «Умные, смелые, ловкие!»
8 августа
День знатоков родного города
-Информационный калейдоскоп.
(сообщение библиотекаря)
-Викторина «Умники и умницы нашего города»
10 августа
День гостеприимства
- КТД « Пригласительная открытка»
-Презентация «Это МЫ!»
11 августа
День физкультурника
Конкурсно-игровая программа «Путешествие в Спортландию»
12 августа
День чистоты
-Операция: «Экология»
-Ярмарка рекордов: «Чистота-залог здоровья!»
13 августа
День таланта. Танцевально-игровая программа «Минута славы». Ярмарка талантов «Кто во что горазд».
14 августа
День «Знаек и Почемучек»
- Информационный выпуск «А вы знаете, что?»
-Познавательно-конкурсное мероприятие "Что в имени моем?"
15 августа
День строителя
-Конкурс рисунков на асфальте «Город Будущего глазами ребенка».
-Конкурс будущих строителей «Лучший архитектурный проект».
17 августа
Романтический день
Почта приятных сюрпризов.
«Мистер и мисс Романтика»
18 августа
День самоуправления
-«Все на выборы!» Совет лагеря
Концерт: «Взрослые и дети».
19 августа
Яблочный денёк
-Историческая справка: «Спас у нас!»
-Игровая программа. «Яблочные разнообразия»
20 августа
Летний карнавал.
-Конкурс: «У кого смешнее?».
-Изготовление карнавальных костюмов из подручного материала.
-Карнавальное шествие.
21 августа
День разбойников.
-Коллективная игра: «Найти сокровища».
22 августа
День Государственного флага России
КТД:
-Изобразительное искусство: «Флаг моего дома»
-Информационный выпуск: «А знаете ли ВЫ»
24 августа
Школа актёрского мастерства
-Шоу актёрского мастерства: «Кастинг в театре Буратино».
25 августа
Космическое путешествие.
-Развлекательно-познавательное мероприятие: «космические эстафеты».
-Музыкальная гостиная: песни о космосе и космонавтах.
- Минутка здоровья: «Как поднять настроение».
26 августа
День сюрпризов. Праздник «Закрытие лагерной смены». Игра «Утро неожиданностей». Закапывание капсулы с пожеланиями ребятам лета 2016 года.
Концерт «Звездопад»
7. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В кадровое обеспечение деятельности летнего пришкольного лагеря «Югорка» входит начальник лагеря, его заместитель (педагог – организатор), воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор спортивно-оздоровительной работы (физорганизатор) из числа педагогических работников.
Начальник лагеря обеспечивает общее руководство деятельностью смены лагеря, создает безопасные условия для проведения образовательной и оздоровительной работы, занятости воспитанников, их трудовой деятельности.
Заместитель начальника лагеря организует воспитательную деятельность, осуществляет связь с культурно – просветительными и спортивными учреждениями.
Воспитатели несут ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности, организацию и содержание оздоровительно - воспитательной деятельности, работу органов самоуправления и проведения досуговых мероприятий в рамках программы деятельности отрядов.
Музыкальный работник и руководитель спортивно – оздоровительной работы осуществляют воспитательную деятельность по плану лагеря, проводят мероприятия, следят за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности.
Специальные кадры (психолог, социальный педагог, медсестра) осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязательностей, могут быть привлечены для педагогической поддержки работы органов самоуправления.
Орган самоуправления представляет собой совет командиров отрядов, которой совместно с вожатыми реализует коллективные, творческие, оздоровительные мероприятия с детьми.
Вожатые подбираются из числа студентов педагогического ВУЗа или ССУЗа в помощь воспитателям.
8.ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СИСТЕМА АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Программа разработана с учетом следующих нормативно- правовых документов:
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Конституцией РФ;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98г. № 124 –ФЗ;
- Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 г № 197 – ФЗ;
- Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
Устав МБОУ «СОШ № 17» .
- Положение о пришкольном лагере дневного пребывания.
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
- Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
- Должностные инструкции работников.
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
- Заявления от родителей.
- Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
- Акт приемки лагеря.
- Планы работы.
СИСТЕМА АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для отслеживания результативности программы будут использованы следующие методы:
1. Анкетирование детей на начальном этапе и в конце смены;
2. Наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить
лидерские качества, уровень коммуникативности;
3. Анализ участия отряда в общелагерных творческих делах, уровня активности и достижений;
4. Экран настроения;
5. В конце смены будет подготовлен аналитический отч т о результатах
реализации программы, подготовлены фото и видео материалы;
6. Анкетирование родителей с целью выявления уровня удовлетворенности предоставляемой услугой.
В соответствии с поставленной целью и задачами в программе деятельности пришкольного лагеря «Маленькая страна»; наличия системы форм и методов реализации программы, предполагается, что в течение лагерной смены:
1. Дети укрепят своё здоровье при обеспечении сбалансированным, витаминизированным питанием в течение лагерной смены и реализации мероприятий по спортивно – оздоровительному направлению воспитательной работы; получат знания по сохранению и укреплению своего здоровья; обретут навыки здорового образа жизни.
2. Обретут гражданскую позицию – сохранять и охранять родную природу, бережно относиться к истории своей Родины, истории и культуре других народов, соблюдать традиции своей семьи и коллектива.
3. Будут сформированы навыки коммуникативной деятельности.
4. Дети получат знания об общеисторических, нравственных и духовных ценностях, научатся ценить их и пользоваться ими в своём социальном опыте.
5. Дети раскроют свои творческие и познавательные способности.
Также при планировании мероприятий учитываются возможности разновозрастного отряда, интересы детей. А это большая возможность успешной реализации программы в лагерной смене.
9.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
Материалы для оформления и творчества детей.
Наличие канцелярских принадлежностей.
ИКТ-технологии.
Призы и награды для стимулирования.
Применение
Кабинеты
Игровые комнаты
Спортивныйзал
Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды)
Спортивная площадка
Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания
Школьный двор
Отрядные дела, игры-путешествия
Школьная библиотека
Литература для педагогов и детей лагеря
Столовая
Завтрак, обед
Комнаты гигиены
Туалеты, раздевалка
Пришкольный участок
Организация общественно-полезного труда
Музыкальные инструменты, теле-видео-аппаратуру
Организация содержательного оздоровительного отдыха детей
Близкое нахождение зеленых массивов
Развитие и оздоровление детей
Смета расходов (финансово-экономическое обоснование программы)
№ п/п
необходимые средства
обоснование
Сумма
(руб.)
печатно-множительные работы
разработки мероприятий, наглядность, баннеры
30.000
призовой фонд
награждение по итогам проведения мероприятий (2 смены по 10.000 на каждую)
20.000
типографические, издательские услуги
издание буклетов, сборников по итогам смены
20.000
изготовление атрибутики
футболки, кепки, галстуки, значки
40.000
приобретение основных средств на развитие материально – технической базы (обоснование для приобретения)
велосипеды, самокаты, ролики, скейтборды, стендовый материал
40.000
итого
150.000
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы/под ред. И.С Артюховой.- М.:ВАКО, 2007.
2. Козлова М. А. Я иду на урок в начальную школу: Сценарии школьных праздников, Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
3. Лещинская В.В. «Праздники для младших школьников» ООО «Аделант», 2009.
4 Шмаков С.А. «Дети на отдыхе» прикладная «Энциклопедия» Москва – 2001.
5. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. 1 класс. – М ВАКО, 2004
6. «Интересные каникулы. Сборник программ и сценариев для оздоровительно-образовательных центров, детских лагерей и площадок» /под ред. А.Г.Лазаревой. – М.: Илекса; Москва/Ставрополь:, 2012.
7. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
8. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
9. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.
10. Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. Москва: ВАКО, 2007 г.
11. Шпарева Г.Т.. Отдыхаем весело и интересно! Москва. Педагогическое общество России. 2005 г.
12. Сысоева М.Е.. Организация летнего отдыха детей. ГИЦ «Владос». М.2003 г.
13. Организация детского отдыха. Нормативно- правовые документы. ТЦ Сфера.
14. Научно-методический журнал Заместителя Директора школы по Воспитательной работе. Центр «Педагогический поиск». 2000 – 2007 гг.
15. Методическое пособие по организации летнего отдыха детей / Сост.: С.П. Беткер, Е.Н. Лемня, Г.Ф. Ренёва; Под ред. Е.Г. Мазуровой. - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001. - 172с.
16. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база /сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2006.
17. Здравствуй, лето: Сборник инструктивно-методических материалов для организаторов летнего отдыха и оздоровления детей и подростков / Под общ. Ред. С.И. Калашникова, С.В. Адаменко – Ставрополь: СКИПКРО, 2005.
18. Гончарова Е.И., Е.В.Савченко, О.Е. Жиренко. Школьный летний лагерь. Москва «ВАКО» 2004 г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анкета для обучающихся (в начале смены)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
– Твои первые впечатления от лагеря?
– Что ты ждешь от лагеря?
– Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
– В каких делах ты хочешь участвовать?
– Что тебе нравится делать?
– Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
– Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь потому, что____________________________________
Я не хочу, чтобы________________________________________________
Я хочу, чтобы __________________________________________________
Я боюсь, что ___________________________________________________
Пожалуйста, напиши также свои фамилию и имя __________________
Анкета для обучающихся (последний день смены):
Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе
некоторые вопросы. Надеемся на помощь и понимание.
– Что было самым важным в этот период для тебя?
В этом лагере__________________________________________
В твоей семье____________________________________________
В отношениях между людьми ______________________________
– Что ты запомнил больше всего?
– Переживал ли ты здесь такие состояния?: / Творчество/ Полет фантазии/Одиночество/
Уверенность в себе/ /“Меня не поняли”/“Я нужен!”/ Счастье/ Скука (подчеркни)
– Что нового ты узнал?_______________________________________
– Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере? Кому и за что ты бы хотел (мог) бы сказать “спасибо”
– СПАСИБО!
за___________________________________(КОМУ?)_____________________
– СПАСИБО!
за___________________________________(КОМУ?)_____________________
– СПАСИБО!
за___________________________________(КОМУ?)_____________________
– Закончи предложения: Я рад, что ___________________________________
Мне жаль, что _____________________________________________________
Я надеюсь,что_____________________________________________________
Твое имя, фамилия _____________________________________________
Уровень эмоционального развития отдыхающего
Фамилия, имя ребенка: ___________________________________________
Отряд: _________________________________________________________
Руководитель: ___________________________________________________
настроение
Дни смены
Красный
Желтый
Зеленый
Синий
Коричневый
Черный
Рейтинг мероприятий
Критерии
Мероприятие
Соревнование
Очень понравилось
Понравилось
Остался равнодушным
Не понравилось
Социальный портрет отряда
Руководитель: __________________________________________________
Количество детей: _______________________________________________
Количество мальчиков: ___________________________________________
Количество девочек: _____________________________________________
Возраст детей: ___________________________________________________
География: ______________________________________________________
Социальный портрет отдыхающего
ФИО: __________________________________________________________
Дата: ___________________________________________________________
Класс: __________________________________________________________
Адрес: _________________________________________________________
С каким настроением вы к нам пришли? _____________________________
Что вы умеете делать? ____________________________________________
Чему бы вы хотели научиться? _____________________________________
Чему бы вы хотели научить других? ________________________________
Ваши любимые игры? ____________________________________________
Чем бы вы хотели заниматься в лагере?______________________________
Анкета
личностного роста
1. Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
2. Если тебе интересно в лагере, то что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
3. Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
4. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
5. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
6. Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
7. Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
8. Что ты рассказываешь дома о лагере?
9. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
10.Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
11.Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
12.Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
13.Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы)?
Анкета для родителей в конце смены
Уважаемые родители!
С целью совершенствования системы оздоровления, отдыха и занятости детей просим Вас заполнить опросный лист, отметив соответствующие Вашему выбору ответы знаком «V» в графе «Ответ».
Будем признательны, если Вы позволите уточнить ответы, сообщив Ваши данные и телефон для контактов
Ф. И. О. телефон ______________________________________________
Вопрос Ответ
Название образовательного учреждения,
сроки путевки
Возраст ребенка (полных лет)
Категория семьи:
неполная
малообеспеченная
многодетная
другая
Эмоциональное состояние ребенка после
смены:
В лагере понравилось
Не понравилось, так как неинтересно
Не понравилось питание
Не понравились условия
Не понравились вожатые
Не понравился режим дня
Не понравилось отсутствие спортивных
мероприятий
Не понравилось, что мало свободного
времени
Не понравилось другое
Ваши предложения по усовершенствованию
системы организации отдыха детей
наблюдение, анкетирование, игры на развитие коммуникативных навыков; включение ребят в игру – «Путешествие по Солнечной стране»
2. Основной период предполагает:
Обеспечение условий для реализации программы смены;
Предоставление возможностей творческой и лидерской самореализации каждого участника;
Помощь в решении личностных проблем детей;
Качественная организация совместной деятельности детей и взрослых;
Обеспечение возможностей для развития личности ребёнка.
В этот период проводятся основные мероприятия: КТД, спортивно - состязательные, познавательно - развлекательные игры; конкурсы. В ходе смены детям предоставляется возможность показать свои нравственные, коммуникативные качества, раскрыть творческие способности и духовные ценности каждого участника лагерной смены.
3. Заключительный период включает:
Оценку деятельности отряда и отдельного отдыхающего;
Диагностику успешности реализации программы смены;
Выработку рекомендаций на новый лагерный сезон.
Во избежание ненужного единообразия, создания условий для развития творческого потенциала не только детей, но и педагогических работников было принято решение об организации тематической смены, основанной на ролевой игре.
Данная программа реализуется посредством сюжетно-ролевой игры-путешествия по Солнечной стране.
Почему именно игра? Игра - самое интересное, что придумано человеком. Она стимулирует познавательный интерес, трудовую активность, волевые преодоления, раскрепощает личность, помогая её самовыражению, самосуществованию, самоутверждению снимает психологический барьер между взрослым и ребёнком. Она вносит живую струю творчества, яркости и необычности в любое коллективное и групповое дело, в любую форму. Игра - это естественная потребность и детства, и отрочества и юности.
Срок реализации программы - лагерная смена.
Педагогические условия
Соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие общелагерных мероприятий в дополнительном образовании по интересам;
Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
Обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
Единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
ПРОГРАММА «Маленькая страна» летнего пришкольного лагеря
муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Нижневартовска
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015
"МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА"Times New RomanЗаголовок 1БђЗаголовок 215