Конспект урока с элементами проектной деятельности по теме Свойства воды Нестандартный урок.
Конспект урока с элементами проектной деятельности по теме "Свойства воды"
Нестандартный урок.
Федотова Лилия Васильевна, учитель начальных классов
Цели:
Обобщить знания по теме ……………..
Продолжить знакомство детей со свойствами воды.
Активизировать познавательную деятельность младших школьников.
Развивать исследовательские и творческие способностей учеников, ум, смекалку, фантазию, воображение, умение общаться друг с другом, держаться перед публикой.
Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому.
Урок окружающего мира по теме «Свойства воды»
№ Этап урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Методический комментарий
1
2
3
4
5 Актуализация знаний. Вводная беседа
Постановка целей и задач.
Постановка проблемы
Построение плана проектной деятельности
Проектная деятельность групп (проведение экспериментов)
Итог урока.
Составление проекта. -Жидкость без цвета и запаха, которую мы пьем, чтобы утолить жажду — это вода. (слайд 4)
- Вода удивительна тем, что может присутствовать в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Океаны, моря, реки, покрывающие Землю — это вода. (слайд 5)
-Тучи, облака, туманы — это тоже вода. (слайд 6)
-Ледники, снеговые покровы — и это вода.(слайд 7)
- Объект исследования: вода.
Изучить свойства воды.
1.Научиться ставить эксперимент и уметь его объяснить.
2.Исследовать влияние качества и состава водных растворов на растения.
1) Изучить свойства воды.
2) Спланировать и выполнить исследование по заявленной теме.
3) Исследовать влияние качества Н2О на выращивание растений.
4) Сделать вывод по результатам исследования.
Группа 1. Эксперимент№1.
Убедимся, что вода имеет вес.
Материалы: пластиковые бутылки, скотч, вода, гвоздь.
Проткнем в одной бутылке отверстия по кругу, в другой сверху вниз. Заклеим отверстия скотчем, нальем в бутылки воду, отклеим скотч. Струйки воды с горизонтальными отверстиями льются на одном расстоянии. В бутылке с вертикальным рядом нижняя струйка выбрасывается дальше всего. (Приложение . Фото 1, 2)
Вывод: вода имеет вес. Она выдавливается из отверстий с определенной силой. Сила больше там, где больше глубина воды. Поэтому самые нижние струйки дальше всего выбрасываются.
Группа №2. Эксперимент№2
Сейчас мы увидим поверхностное натяжение своими глазами.
Материалы: емкость для воды, тальк, вода, жидкое мыло.
Наполним емкость водой, посыпаем тальком поверхность воды. Получилась белая пленка. Попробуем проткнуть поверхность воды пальцем. Натяжение воды держит тальк. Теперь обмакнем палец мылом и снова проткнем воду. В месте касания мыла тальк быстро удаляется от пальца. (Приложение. Фото 3, 4)
Вывод: Вода обладает поверхностным натяжением.
В быту это свойство применяется при стирке и мытье посуды.
Группа №3. Эксперимент №3.
Там где мыло не касалось, натяжение сохраняется. Это можно увидеть, проделав следующий опыт.
Материалы: емкость для воды, картон, ножницы, жидкое мыло, вода.
Наполним емкость водой, опустим в воду вырезанный из картона кораблик острым концом по направлению к центру. Намочим палец жидким мылом и опустим в воду за лодочкой. Лодочка начинает двигаться к противоположному краю емкости.(Приложение 5)
Вывод: Мыло разрушило сцепление молекул за лодочкой, и она движется в сторону, где сила натяжения больше.
Группа 4. Эксперимент №4.
Следующий опыт позволит нам убедиться, что вода может проникать во все свободные пространства.
Материалы: вода, емкость для воды, лист бумаги, ножницы.
Вырежем из бумаги цветок. Загнем лепестки внутрь. Положим цветок на воду. Лепестки постепенно раскрываются. (Приложение. Фото 6,7.)Вывод: Бумага разбухла и лепестки распустились.
Группа 5. Эксперимент №5.
У соленой воды плотность выше, чем у других жидкостей. Проведем опыт, подтверждающий это наше утверждение.
Материалы: бокал, бумага, вода, соль, красное вино, подсолнечное масло, подкрашенный спирт.Сначала наливаем на дно бокала солёной подкрашенной воды, затем тоненькой струйкой льем вино. Сверху наливаем таким же образом в бокал подсолнечного масла, слой подкрашенного спирта. Жидкости легли слоями на соленую воду. (Приложение. Фото 8.)Вывод: Самая большая плотность из взятых мной жидкостей у солёной воды, самая маленькая у подкрашенного спирта.
Группа 6. Эксперимент №6.
Является ли вода проводником? Ответим на этот вопрос с помощью известного опыта.
Материалы: стеклянная или пластмассовая емкость, вода, два зажима, электропровод, батарейка на 4,5 В., лампочка, дистиллированная вода, соль, ножницы.Наполним емкость дистиллированной водой, опустим в воду зажимы, провода подсоединим к лампочке. Лампочка не зажглась. Добавим в воду соль и проделаем то же самое. Лампочка горит. (Приложение. Фото 9, 10)Вывод: Дистиллированная вода не пропускает ток. Если добавить соль, вода становится проводником.
Женя: Сначала я решил попробовать каждую воду на вкус. Приятнее всего мне показалась вода под образцом №3. Это родниковая вода.
Мое предположение: лучше всего редис будет расти в контейнере, политом этой водой. (Приложение. Фото 11)Ход работы:
20.08.2011г. Высаживаем в контейнеры с землей одинаковое количество (7 шт.) семян редиса. Подписываем на бутылках с водой порядковый номер. Подписываем на контейнере название источника, из которого взяли воду. Поливаем в каждом контейнере землю из бутылки с тем же номером. (Фото 12)
23.08.2011г.
В контейнере №1, 4 всходов нет.
В контейнере № 2 взошло 5 ростков :1.9см.;1.5см.; 1.5см.; 1см.; 0.7см. Ростки ровные, стебельки крепкие.
В контейнере №3 взошло 2 ростка: 1.3см.; 0.5см. Ростки ровные, стебельки крепкие.
26.08.2011г
Всходы во всех контейнерах.
В контейнере №1 взошло 3 ростка: 2.5см.; 1.5см.; 1.2см. Ростки тонкие, листики маленькие. (Фото 13)
В контейнере №2 уже 6 всходов: 3,5см.; 2,7см.; 2,5см.; 2,2см.; 1,2см, 0,7см. Ростки крепкие, прямые, листики ровные. (Фото 14)
В контейнере №3 всего 5ростков: 1,7см.; 1,5см.; 1,2см.; 1см.; 1см. Ростки чуть слабее, чем в контейнере №2.
В контейнере №4 всего 2 ростка: 1см.; 0,7см. Ростки слабые, листики жухлые, маленькие.
29.08.2011г.
В контейнере №1 всего 4ростка: 3,2см.; 2,5см.; 2,2см.; 1,2см. Ростки окрепли. Листья средние по размеру.(Фото 15)
В контейнере №2 взошли все семена: 7,2см.; 7см.; 6,5см.; 5см.; 5см.; 5см; 2,6см. Самые высокие, крепкие ростки из всех образцов. Листья крупные. (Фото 16)
В контейнере №3 всего 6 всходов: 7см.; 7см.; 6см.; 5,5см.; 5см.;3см. Ростки чуть хуже, чем в контейнере №2.
В контейнере №4 самые слабые из всех образцов. Ежедневный прирост незначительный.
Итак, из посаженных мной семян в контейнере №1 (использовал водопроводную воду) самые слабые всходы.
В контейнере №4 (водопроводная вода отстоянная) чуть лучше, всходов на 2 больше.
В контейнере №3(поливал родниковой водой) взошло 6семян из 7. Ростки сильные, высокие, листки большие. Мое предположение подтвердилось частично.
Самое большое количество всходов(7 из7) в контейнере №2, который я поливал бутылированной водой.
Вывод: Состав воды для полива и количество примесей в ней имеет значение при выращивании огородных растений.
Я решил проверить какую воду из взятых мной образцов станут пить мои кошки. Известно, что животные могут выбирать самую полезную для себя пищу с помощью особого чутья.
В подписанные миски я налил воду из бутылок, которые использую для полива. Поставил миски в месте кормления домашних животных. (Фото 17)
Каждый день наливал свежую воду. Первый день кошки пили воду из мисок №2,3. Через несколько дней кошки стали пить только из миски №2. В мисках №1, 4 вода осталась нетронута. (Фото 18).
Вывод: кошки предпочитают ту же воду, что и растения.
Вода имеет вес.
Вода обладает поверхностным натяжением.
Мыло и другие моющие средства уменьшают поверхностное натяжение, разрушая связь между молекулами воды.
Одно из основных свойств воды - текучесть. Вода может проникать во все свободные пространства.
Плотность соленой воды выше плотности пресной и других жидкостей.
Дистиллированная (очищенная) вода не пропускает ток.
Вода, содержащая соли, является проводником.
При выращивании растений имеет значение, какая вода используется для полива.
Вода, содержащая кальций, магний, гидрокарбонаты, не содержащая хлор является лучшим вариантом для полива.
Домашние животные предпочитают пить воду, не содержащую хлор.
У: Вода выполняет множество функций. Это среда обитания водных животных, растений, микроорганизмов; растворитель и источник питательных веществ. Вода участвует в обмене веществ, происходящем в живых организмах и во многих других процессах. Во всем живом на нашей планете есть вода. (слайды 1,2)
Что же такое вода?
У: Около 70% земной поверхности покрыто водой. Солнечные лучи нагревают поверхность океана и вода испаряется, превращаясь в водяной пар. На большой высоте пар превращается в капельки, капельки собираются в облака и тучи, а из туч падает снег и дождь. Весной снег и лед тают, и реки снова несут воду в моря и океаны. Так совершается круговорот воды в природе.
Вода, как и все другие вещества, обладает рядом свойств. Если знать основные свойства воды, то можно без труда ответить на вопросы: Почему вода солёная, почему мутная? А почему корабль в воде не тонет? Почему капли бывают разной формы? Как могут жить в реке, покрытой льдом рыбы?
Вы изучали литературу, кто то из вас наблюдал за тем, какое значение качества и химического состава воды имеют для человека, животных и растений. Сегодня на уроке, работая в группах, используя свои знания, вы познакомитесь со свойствами воды, проведёте ряд опытов и исследований, проверяя полученную информацию. Что же будет являться объектом исследования?
Предмет исследования: основные свойства воды, значение качества и химического состава воды для человека, животных и растений.
Каковы цели исследования?
Задачи исследования:
Методы исследования: описание, метод наблюдения, эксперимент.
Цель экспериментов:
1) Изучить свойства воды.
2) На основании полученных результатов сделать выводы.
Какой вывод вы можете сделать, проведя свой эксперимент?
Какое оборудование для этого необходимо?
Многие насекомые, живущие у воды, пользуются поверхностным натяжением, чтобы передвигаться по воде (например, водомерка). Мыло уменьшает силу поверхностного натяжения. Где же в быту применяется это свойство?
Почему лодочка начинает двигаться к противоположному краю ёмкости?
Вода может проникать в пустые пространства. В данном случае она проникла между волокнами бумаги
У какой жидкости самая большая и самая маленькая плотность?
Можно сделать целую картину, используя пресную воду и соленую воду различной концентрации.
Так как в природе не существует воды без примесей, нужно соблюдать все меры безопасности: нельзя трогать электроприборы мокрыми руками или стоя на мокром полу без резиновой обуви.
Сегодня мы посмотрим, каково влияние качества и состава воды на выращивание растений
Цели исследования:
Выяснить влияет ли на скорость роста растений качество и состав воды для полива.
Сделать выводы на основании полученных результатов
Материалы: семена редиса сорта «Моховский»; контейнеры с землей; вода водопроводная (обр.№1); вода бутылированная (обр.№2); вода родниковая (источник п. Булыгино) (обр.№3); вода водопроводная отстоянная (обр.№4); миски для животных. Вода, содержащая кальций, магний, гидрокарбонаты; не содержащая хлор является лучшим вариантом для полива. Количество всходов максимальное, ростки самые крепкие. Использование водопроводной воды, содержащей хлор для полива нежелательно. Количество всходов минимально, ростки слабые.
В своей работе вы изучили основные свойства воды теоретически и проверили полученные данные с помощью экспериментов и исследования.
На основании выполненной работы давайте сделаем выводы (говорят учащиеся, представители групп).
Для здоровья человека также полезна вода, содержащая необходимое количество солей и минералов. Без воды человек может прожить только несколько суток. Вода доставляет питательные вещества, микроэлементы и кислород к клеткам нашего организма. Она играет ключевую роль в терморегуляции, выполняет функции очищения от шлаков. Её количество в нашем организме регулирует процессы обмена веществ. Пить воду, не содержащую солей и минералов вредно, так как она только выводит соли из организма, но не восполняет. Без полезных микроэлементов могут развиться многие болезни.
Самое решающее звено этой новации — учитель. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Проектные технологии формируют:
-способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,
-навыки поиска, анализа и обработки информации,
-умение выдвигать гипотезы, четко планировать действия, делать выводы, оценивать достигнутые результаты,
-учат взаимодействовать с другими людьми, эффективно сотрудничать в группах
Для усвоения учебного материала используется метод проектов - продуктивный, творческий способ.
Проектная деятельность обучающихся совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Условием проектной деятельности
является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта.
Цель исследовательской деятельности
развитие личности, приобретение учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний.
Формирование аналитических элементов проектной и исследовательской деятельности в процессе работы над проектом: выдвижение идеи (мозговой штурм), формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ;
Презентационных элементов: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
Коммуникативных: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;
Информационных: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, материалов, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов.
Домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе вышеперечисленные варианты, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Оценивание успешности обучающихся в выполнении проекта или исследования
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Можно оценивать:
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
количество новой информации использованной для выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
социальное и прикладное значение полученных результатов.