Конспект урока русского языка по теме Местоимение как часть речи (6 класс)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»
Местоимение как часть речи
урок русского языка в 6 классе
Пичугина О.А., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Биджан

Тема Местоимение как часть речи
Цель деятельности учителя - дать понятие о местоимении как части речи;
- научить определять роль местоимений в тексте;
- научить правильно употреблять местоимения в речи;
- используя знания учеников по теме «Местоимение как часть речи», помочь учащимся в создании собственного образовательного продукта в виде ответа на вопрос «Какова роль местоимений в тексте?»
Тип урока Урок открытия нового знания
Планируемые образовательные результаты М.: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила.
П.: знать характеристику местоимения по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; о текстообразующей роли местоимений; об употреблении местоимений в речи; распознавать местоимения в предложении и в тексте; определять синтаксическую роль местоимений; различать местоимения, указывающие на предмет, на признак, на количество; уметь использовать местоимения для связи частей текста; исправлять недочёты в употреблении местоимений.Методы и формы обучения Наблюдение над языком, исследование; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, парная, фронтальная, самостоятельная работа
Использование пед.технологийЭвристический метод – метод эвристического наблюдения, исследования, эмпатииИспользование технологий деятельностного типа Проблемный диалог, продуктивное чтение, оценивание учебных успехов
Оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, экран
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем
Основные понятия Местоимение

Ход урока
Организационный момент.
Работа с новым материалом.
- Тема урока «Местоимение как часть речи». Сегодня на уроке мы будем говорить о местоимении.
- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?
- С этой частью речи вы немного уже знакомы. На доске большое дерево без листьев. У каждого на парте лежит листочек от дерева (это знания, которые учащиеся получили ранее о местоимении). Представьте свои знания, начиная с фразы «Я знаю, …». Ребята прикрепляют свои листья-знания на дерево.
- Часть дерева осталось без листьев. В завершении изучения темы, я думаю, дерево будет всё в листве.
Метод эвристического наблюдения
- Прослушайте сказку, написал её великий педагог Януш Корчак для детей много лет назад. Сказка поможет вам разобраться в том, что же такое местоимение.
Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Это такое маленькое словцо кто.
Постучали в дверь, ты спрашиваешь: "Кто?" А не будь этого малыша кто, ты должен был бы спросить: "Это Казик стучит? Или тетя? Или гончар? Или продавец посуды?" А тот все бы отвечал: "Нет, нет, нет ". И ты мог бы так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел и не пил бы, а все только спрашивал бы. А так: "Кто там?"— и в этом коротеньком кто сидят все имена, всех на свете людей. Кто — это местоимение.
- Что же такое местоимение? Ответы учащихся.
- Прочитайте определение местоимения на с. 164 учебника.
Метод исследования
Найдите и выпишите местоимения из текста, отгадайте загадку. Чем местоимения отличаются от слов, которые они заменяют?
Утром – так заведено –
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе войдёт оно
Розовой жар-птицей.
А стемнеет – он придёт:
Тоненький, смущённый,
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл – плывёт она
В пелене тумана.
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна.
- Учащиеся делают вывод.
3. Запись текста под диктовку.
В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком (Г. Скребицкий.)
- Подчеркните местоимения и существительные, вместо которых они употреблены. С какой целью Г. Скребицкий использует такую замену? Какова же роль местоимений в построении текста?
4. Работа по нахождению ошибок в употреблении местоимений.
- Местоимение обычно заменяет существительное, двусмысленность может вызвать одинаковым родом разных существительных. Устно исправьте предложения.
1) Дубровский убил медведя. Троекуров велел содрать с него шкуру. 2) Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу. 3) Мальчик снял шапку с головы и подбросил ее вверх. 4) Экскурсовод ознакомила нас с темой экскурсии, и от неё мы узнали много интересного.5) Художник вынул картину из рамы и отослал её на выставку.Учащиеся исправляют ошибки.
Метод эмпатии5. - Вы, ребята, убедились в необходимости употребления местоимений в речи. Я предлагаю вам следующее задание, представьте себе, что вы копирайтер (если учащиеся не знают этого слова, можно объяснить), придумайте рекламу местоимению.
Заслушиваем ответы учащихся.
6. Попробуйте улучшить этот текст (отредактируйте его).
Ландыш – мой любимый цветок. Ландыш цветёт весной, в мае. Запах ландыша мне очень нравится.
7. Синтаксический разбор предложений Со школьных лет чувствовал я красоту русского языка. В нем меня привлекала его звучность, богатство слов и выражений.
- Найдите в предложениях местоимения, определите их синтаксическую роль. Сделайте вывод о синтаксической роли местоимений в предложении.
- Подчеркните местоимение с предлогом. Как оно пишется с предлогом? А как сформулировать более широко правило о написании предлогов с местоимениями? Варианты ответов учащихся.
Подведение итогов
- Сегодня на уроке мы говорили о местоимении.
- Что такое местоимение?
- Какова роль местоимений в тексте? Может быть, не стоит употреблять местоимения в речи совсем?
Вернёмся к нашему дереву. Можете ли вы ещё несколько листочков-знаний прикрепить к дереву?
Рефлексия
- Вспомните, какие цели урока были нами поставлены? Достигли ли мы их?
- Какая форма работы вам понравилась больше? Почему?
- Что вызвало затруднения?

Домашнее задание
Выполнить упр. 391 (для слабоуспевающих учащихся).
Выполнить упр. 392 (для остальных).
Или написать сочинение-миниатюру на тему «Как я попал в Страну Местоимений».