Конспект урока по русскому языку на тему Обобщение и систематизация изученного по теме Местоимение (6 класс) 
Уроку русского языка   «Обобщение и систематизация изученного по теме  «Местоимение»
6 класс
Учитель: Гараджиенко И.А., МОБУСОШ №6 п. Прогресс Новокубанского района Краснодарского края
Конспект урока
Цель урока: обобщить и систематизировать  знания о местоимении как части речи.
Задачи урока:
Образовательные:
Обобщить и систематизировать знания детей о части речи местоимении, об употреблении и правописании местоимений.
Развивающие:
развивать умение отличать местоимения от других частей речи; находить местоимения в тексте, правильно писать и употреблять в речи
развивать память, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь;
Воспитательные:
воспитывать учебную активность, умение работать в парах;
формировать положительную мотивацию к обучению.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями для работы в парах и группах, тетради. 
Ход урока
Организационный момент
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Я желаю, чтобы ваша жизнь наполнилась такими же сочными, яркими красками, как  на этой картине.
II. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы обобщим и систематизируем знания о части речи, которая спряталась в ребусе 
 Запись темы в тетрадь.
Какова тема урока? Какова цель нашего урока? 
III. Обобщение изученного материала о местоимениях.
             Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городу «Местоимение». Во время путешествия вы будете получать бонусы, если правильно ответите на вопросы и выполните задания. В конце урока вы обменяете бонусы на оценки. Но перед путешествием давайте подумаем, каким может быть город под названием «Местоимение».
? Почему он так называется?
? Много ли жителей будет жить в этом городе? 
Сколько улиц будет в городе? 9
? Как могут называться улицы в городе? Кто будет жить на улице Личная, назовите местоимения.
Город окружен высоким забором и для того, чтобы попасть на территорию города, нужно правильно ответить на вопросы о местоимении. 
Выполним задание: блиц-опрос. 
Первое задание: блиц-опрос.
Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их. (да)
Возвратное  местоимение себя не имеет им. п., рода и числа.
Вопросительные местоимения КТО, ЧТО не изменяются по родам и числам.
Все неопределенные местоимения изменяются по падежам. (некто, нечто - не изменяются)
Местоимения некого, нечего, себя не имеют им. падежа.
Если не, ни отделяется от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно.
В неопределенных местоимениях приставка ни пишется под ударением, не - без ударения. 
Мы отправляемся в путь и останавливаемся на станции «Третий лишний». Ваша задача: найти лишнее слово и обосновать свой выбор.
1. ВАС       ВЕС      НОС
2. ДРУГОЙ ЛЮБОЙ КАКОЙ
3. МОЙ СВОЙ СЕБЯ
4.НЕКОГО НИКТО НЕЧЕГО
 
3. Станция «Сообразительная». На ней мы встретили вопросительные и относительные местоимения. Вспомните их (кто, что, какой, каков, который, чей, сколько). В чем их особенность? Одни и те же местоимения могут быть относительными и вопросительными. Как мы будем отличать их друг от друга? 
Задание: Составьте и запишите предложения таким образом, чтобы данные местоимения выступали в разных разрядах. Который, чей. 
4.Станция «Двойников». Здесь вышли к нам местоимения его, ее, их. Как вы думаете, почему?
Задание: определите разряд местоимений, укажите роль в предложении.
Мы услышали его.
Мы услышали его песню.
На столе лежала ее книга.
Я люблю ее.
Мы знали его как доброго и честного человека.
Его душевные качества привлекали многих. 
5.Физкультминутка. 
6.Станция «Исправь ошибку». Очень часто мы неверно употребляем местоимения в речи. 
Которую книгу вы недавно прочитали? 
 Дедушка протянул внуку его пухлую руку.
Чего вы знаете об ихнем авторе?
Кто-то из девочек вбежала в класс.
Больной попросил сестру налить себе воды.
На его никто не обращает внимания.
Во сколько метрах от школы находится стадион? 
7. Станция «Пиши правильно». Здесь мы встретили отрицательные и неопределенные местоимения. Почему об этих местоимениях мы будем говорить на станции «Пиши правильно»? Вспомните правило, как пишутся эти местоимения. Поработаем с учебником. Откройте с.87, упражнение 479. 
( по одному уч-ся выходят к доске, остальные работают в тетради)
Задание: выбрать из упражнения отрицательные и неопределенные местоимения, записать, объяснить.
Станция «Проверочная». Прочитайте рассказ.
Задание: Выписать все местоимения (взаимопроверка)? Понятно ли, о чем идет речь в рассказе? Почему?
                                      Рассказ
Пошёл однажды кто-то на прогулку и нашёл что-то.
Поднял его и отправился домой. Навстречу идет некто, остановил его и спрашивает:
 - Что несёшь?
 - Что-то.
- Давай меняться?! У меня тоже есть кое-что. Несколько штук.
Поменялись и пошли каждый своей дорогой: кто-то понёс домой кое-что, а некто что-то. Вот и вся история. 
Вот и подходит к концу наше путешествие. 
9.Рефлексия: Закончи предложение  Сегодня на  уроке я задумался о …
III. Итог урока (подсчет бонусов, выставление оценок). 
IV. Домашнее задание на выбор:
 Выполнить задание: «Составь кроссворд на тему «МЕСТОИМЕНИЕ».
Написать рассказ на тему «Город под названием «Местоимение»
 Упражнение 448, стр. 83.