Урок по русскому языку Обобщение по теме местоимение

Открытый урок по русскому языку в 4 классе


Тема: Обобщение знаний о местоимении
Цели: - обобщить и систематизировать знания о местоимении;
развивать умение правильно употреблять местоимения в тексте;
отработать навык написания местоимений.

Ход урока:
Организационный момент

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»

Учитель: Сегодня мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих знаниях?
Тогда внимание – первое задание.
На доске:
Я, он, в, на, ты, нас, мне, мни, мы, а, мнем, под, тебя, нос, тот, эта, но.
Учитель: Прочитайте слова. Что вы заметили?
Дети: Здесь слова разных частей речи. Есть союзы (а, но) и предлоги (в, на, под). Есть существительное – нос. Два глагола – мни и мнем. А остальные слова местоимения.
У: Замечательно. Вы нашли местоимения. Им не удалось вас перехитрить. Давайте напишем эти местоимения в тетрадки.

Минутка чистописания

(Дети называют местоимения, и учитель записывает их на доске, дети повторяют узор за учителем)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема урока

У: Вот мы и в гостях. Нас впустили местоимения. У них много для нас заданий. Справитесь?
- Что такое местоимение?
Д: Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. А еще местоимения указывают на признак предмета. То есть местоимения указывают на существительные и прилагательные.
У: Молодцы. А можете привести примеры?
Следующее задание. Я называю местоимения, а вы вспоминаете все, что о них знаете: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
Д: Это личные местоимения 1, 2 и 3 лица. 1 лицо – я, мы. 2 – ты, вы. 3 – он, она, оно, они. Личные местоимения не изменяются по числам, а бывают единственного (я, ты, он, она, оно) или множественного числа (мы, вы, они).
Для выражения вежливости вместо местоимения ТЫ говорят ВЫ. Когда мы обращаемся к кому-то одному, то Вы пишется с большой буквы.
Местоимения 3 лица изменяются по родам. Он – мужской род, она – женский род, оно – средний род. А во множественном числе местоимения по родам не изменяются. Местоимения склоняются по падежам. К местоимениям ЕМУ, ИМ, ЕГО, ЕЙ, ИХ, ЕЮ, ИМИ после предлогов добавляется Н. Например: у нее, к нему. Местоимения не имеют приставок. Предлог с местоимением пишется отдельно. В предложении является подлежащим или дополнением, определением.
У: Умнички. А сейчас – сюрприз. Местоимения приготовили вам загадки. В тетрадь вы запишите только местоимения, которые спрятались в ответе.
1. Из какого местоимения, если к нему прибавить «сто», можно испечь пирог?
Д: Тесто. Местоимение – те.
2. За какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов?
Д: Заяц. Местоимений - я
3. К какому местоимению надо прибавить слог ЛО, чтобы получить неодушевленный предмет?
Д: Мыло. Местоимение – мы.
4. Придумайте слово, в котором спрятались три личных местоимения.
Д: Вымыты. Местоимения – вы, мы, ты.
У: А теперь посмотрите на эти пять местоимений. Что вы заметили?
Д: Местоимение ТЕ – это указательное местоимение.
У: Хотя основное занятие всех местоимений – указывать на предметы и признаки предметов, - только одна группа местоимений называется указательными. Вы можете еще назвать какие-нибудь указательные местоимения?
Д: Те, тот, такой, там, тут, это, эта, этот, эти.

4. Самостоятельная работа (карточки)

Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже. Исправьте ошибки.
Недалеко от (я) покачивалась ветка сосны. На (она) сидели дятлы. Вдруг дятлы стали летать надо (я). Из рощицы вышла птица. Перышки нее были окрашены в светлый цвет, а на их темные пятна и черточки.

5. Физкультминутка

Руки в сторону поставим,
Правой левую достанем.
А потом наоборот,
Раз-хлопок, два хлопок
Повернись еще разок!
Раз-два-три-четыре, -
Плечи выше, руки шире!
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись!

6. Работа с учебником

стр. 43 упр. 32
- Составьте предложения с указанной в скобках формой местоимения 2-го или 3-го лица. При записи составленных предложений укажите перед каждым местоимением в скобках падежный вопрос. Покажите стрелками связь слов в словосочетаниях с местоимениями.
стр. 45 упр. 34
- Объясните правописание выделенных орфограмм. Запишите текст под диктовку. Укажите лицо, число и падеж личных местоимений. 2-е предложение разберите по членам, укажите части речи.

7. Итог урока

Как названье дать словам:
Я, ты, мы, и нам, и вам,
Кто и что, какой и сколько,
Этот, тот, такой и столько,
Наш, и ваш, и мой, и твой,
Их, его, ее и свой?
Это без сомнения,
Все .(местоимения)

- Чем занимались на уроке? Для чего вы это делали?

8. Домашнее задание

стр. 49 упр. 39



15