Конспект по русскому языку для 7 класса «Обобщение темы «Местоимение» 
Тема урока:   Обобщение темы:  «Местоимение»
Цели урока:
1. Образовательные: повторить и обобщить местоимения и их разряды;
2. Развивающие: развивать навыки умения правильно употреблять местоимения в речи: Обогащать словарный запас учащихся
3. Воспитательные: воспитать интерес к русскому языку и  истории
Оборудование урока:  тестовые вопросы, карточки, иллюстрации к ярмарке
Методы обучения: демонстрационный, поисково-исследовательский, практический.
Тип урока:  интегрированный ( история).
Ход урока:
1. Организационный момент:    проверка присутствующих; 
                                                      объявление темы, цели урока.
2. Проверка домашнего задания:
3. Обобщение местоимении
Актуализация знаний учащихся: историческая справка о традициях и особенностях ярмарки. 
Беседа-опрос:   - Что такое базар? (1. Б. место для торговли, обычно на площади.)
- А что такое  ярмарка? (Большой торг, к-ый проходит в одном и том же месте, в одно и то же время.)
-  Можно ли слова  базар и ярмарка употребить в переносном значений?  (Книжный б. колхозный б.; устроить б. – базарная бабка)
-  Кто раньше продавал на ярмарках товар?  (купцы)
-  В Казахстане, где проходила первая ярмарка?
-  Как называлась эта ярмарка?
-  В каком году она была?
- Сколько лет  существовала это ярмарка?
- Чем ещё были знамениты старинные ярмарки? (соревнования, игры, шутки, песни и т.д.)
Учитель: Сегодня на уроке мы тоже устроим ярмарку. Только будем продавать и покупать товар необычный -  свои знания. Каждый человек т.е. вы, пришедшие на ярмарку,  пришли не с пустыми руками, а с домашним заданием. Откройте свои корзины т.е. тетради с домашним заданием и покажите свой товар. ( Проверяем д/з)  + вопросы:
-  Что такое местоимение?
-  На какие разряды делятся местоимения?  Примеры:
 - Как склоняются местоимения?  Пример: 
- Какие местоимения пишутся через дефис?  Пример:
Учитель:  К сегодняшнему уроку подготовлены «купцы» - ученики, которые будут задавать вопросы и задания.
I зазывала:    Подходи честной народ!
                        Нынче ярмарка идет
                        Собрались на ней честные 
                        Купцы заморские и местные
                       Нам товар свой предлагают
                       Очень интересный.
                       Ты корзину подставляй 
                      Личные местоимения выбирай и
                      Падежи определяй  
 ( Ваш, себя, меня, мной, наш, всякий, весь, этот, тебя, самый, они, я, мы, они,  обо мне, ты,  тобой, вы, )
II зазывала:    Хожу  я по базару,
                          Ищу себе я пару.
	Помогите мне, друзья!
                          Ведь без пары мне нельзя.
Работа у доски: назвать разряды местоимении, записать их во мн.числе и придумать предложения  Я, ТОТ, НАШ   (с каждого ряда по уч-ку)
III  зазывала:    Подходи, честной народ!
                            Знатоков тут бой идет
                            Кто трудится, не ленится,
                           Тот в бою и отличится.
Раздать карточки:
№ 1. Выберите нужное местоимение и назовите разряд.
Полчаса тому назад вам (кое-кто , кто-то) звонил.
В нашем классе (кто-то, кое-кто, некто) забывает аккуратно выполнять домашние задания.
Ваня ( что-нибудь, что-то) тихо сказал товарищу.
№ 2. Укажите местоимение, определите разряд и их падеж.
Передо мною волны моря. 2. Его голос звучал как морская волна. 
3.  Где-то песню соловья вдалеке слышу я.
№ 3. Правильно употребите местоимения.
Подошел  к (он); повстречался с (они); подарил (она); написал (он);
работал с (они);  рассказал о (она); приготовил для (он);
Ф и з м и н у т к а:  Кто раньше начнет и больше песен споет с местоимениями ( выбрать с каждого ряда певца, считают сами ученики)
Учитель:  В начале урока мы говорили, что ни одна ярмарка не проходит без веселых шуток и забав. Вот и на нашей ярмарке не  обойтись без них. Свои шутки нам прислали ребята из других стран. Получив  их, вы  должны: прочитать текст выразительно, чтобы мы все смеялись, а потом найти местоимения и определить их разряд.
№1.  Сын говорит матери:
- Знаешь, мамочка, учительница просила меня разборчивее писать буквы, и я не знаю, что мне теперь делать?
- То есть как не знаешь? Надо писать разборчивее.
- Если я буду писать разборчивее, она может увидеть мои ошибки.
№ 2. 
-  Мама! Вчера учитель отослал домой Марко, потому что он пришел неумытый.
-  Так ему и надо вашему Марко.
-  А сегодня все пришли неумытыми!
№ 3.  Учительница ученику: 
- Назови, пожалуйста, четыре основных элемента природы.
- Огонь, воздух, земля . . . 
- А ещё? Вспомни – ка, что ты употребляешь для мытья рук?
- Мыло. . .
Учитель: пока ребята готовятся к ответу, с классом проводится две др.упражнения
Вставь местоимения
А)  Девочка учится отлично.     дали похвальную грамоту.  Мама и папа любят  .  Родители заботятся о  .  Они гордятся  .
      Б)  решили стать тимуровцами.   нравится эта работа.   радостно встречают ветераны войны.  написали в газете.
     2) Прочитайте отрывок из письма. Что производит неприятное впечатление?
Здравствуй,  Миша!
Я получил твоё письмо. Я рад, что лагерь, где ты отдыхал, тебе понравился.
Я тоже был в лагере. Я хочу рассказать тебе, как я научился играть в теннис.
Рефлексия урока.
-  Что такое местоимение?
-  На какие разряды делятся местоимения?  
- Как склоняются местоимения?  
- Какие местоимения пишутся через дефис?  
- В отрицательных местоимениях, когда пишется приставка НЕ, а когда НИ?
-  А как пишутся, если употребляется с предлогом? 
Например:  Не у кого – ни у кого, 
                     Кое у кого, кое о чем
Итог:  Здесь у нас аукцион –
            Подводит итоги он, 
            Тот, кто больше, лучше знает, 
            Тот награду получает. (Оценки)
Д/ з:  разработать рекламу.