Экологическая викторина-игра Лесное казино (флора и фауна Республики Коми)
Экологическая викторина - игра «Лесное казино»
(флора и фауна Республики Коми).
Класс: 2-3
Цель занятия: в игровой форме дать обучающимся дополнительные знания о природе родного края, расширить кругозор; воспитывать любовь к природе родного края; способствовать активизации каждого ученика в деятельности.
Оборудование и ТСО: для учителя – компьютер, мультимедийный проектор, экран; фонограмма «Голоса птиц».
Для обучающихся: сигнальные карточки (1,2,3) и фишки красного, желтого, зеленого, белого цветов.
Структура классного часа:
Организационный момент - 1 мин
Определение темы, постановка целей и задач – 4 мин
Актуализация знаний – 1 – 2 мин
Применение знаний и умений в процессе игровой деятельности – 26 - 28 мин
Подведение итогов – 3 мин
Рефлексия – 2 мин
Ход занятия:
Организационный момент
Взаимное приветствие. Учитель: Девиз нашего классного часа сегодня:
Смотри, читай, отгадывай,
Пусть победит смекалка.
Думай, пробуй и ищи,
Будет трудно – не пищи!
Определение темы, постановка целей и задач
Учитель: Уважаемые умники и умницы! Я приветствую вас в интеллектуальном лесном казино. Наше казино – это место, где каждый, кто много читает и много знает, кто любит и оберегает природу своего родного края, может заработать деньги своим собственным умом. Только деньги у нас особенные. Это фишки достоинством в 1 «ум». Помните, как говорится в поговорке: «Один ум хорошо, а два лучше». Готовы к игре? (ответы учащихся)
Учитель: Чтобы начать игру, нам нужно разделиться на команды. Сегодня у нас будут играть 4 команды: команда животных, птиц, рыб и растений. Выберите карточку, которая определит, в какой команде вы будете сегодня. В каждой команде выберите капитана, который будет давать ответы.
Учащиеся вытаскивают карточки с названиями
животных, птиц, рыб и растений Республики Коми,
рассаживаются к своим командам, выбирают капитанов.
Учитель: Ребята, а вы обратили внимание на то, какие животные и растения взяты для определения команд? Где их можно встретить? (ответы учащихся)
Учитель: Конечно, это животные и растения Республики Коми. Как вы думаете, я выбрала их случайно? Почему наша игра посвящена Республике Коми? (ответы учащихся, определение темы, постановка целей и задач игры)
Актуализация знаний
Учитель: - Правила интеллектуального казино:
Каждый вопрос по - разному стоит.
В игре 4 раунда. В каждом раунде по 5 вопросов. На каждый вопрос дается 3 варианта ответа.
На обсуждение вопроса дается 1 минута.
Вопрос обсуждает вся команда.
Для ответа нужно использовать сигнальные карточки с номерами 1, 2, 3, которую поднимает капитан команды.
Победитель определяется по наибольшему количеству набранных «умов».
Так же «ум» можно заработать, давая дополнительную информацию.
Учитель: Итак, вперед, умники и умницы! Играйте и выигрывайте!
Применение знаний и умений в процессе игровой деятельности
Учитель: Внимание! 1 раунд: «Зеленый друг». Цена вопросов – 1 «ум».
1 вопрос: - Какое дерево зацветает весной первым в наших краях? (Варианты ответов: ольха, береза, тополь)
2 вопрос: - С цветением каких кустарников в наших краях наступает похолодание? (Варианты ответов: сирени, черемухи, рябины)
3 вопрос: - Какое дерево не гниет в воде, а превращается в камень? (Варианты ответов: ель, лиственница, сосна.)
4 вопрос: - Какое дерево не боится ни морозов, ни жары?
(Варианты ответов: тополь, пихта, сосна)
Почему? (У сосны очень длинные, уходящие вглубь земли, корни).
5 вопрос: -Какое дерево весной «плачет»? (Варианты ответов: осина, сосна, береза)
Почему? (У березы начинается сокодвижение).
Природа наделила Республику Коми многими богатствами, но все же основным ее достоинством являются леса.
(звучит фонограмма «Голоса птиц»)
Учитель: Внимание! 2 раунд: «Остроглаз». Цена вопросов – 2 «ума».
Этот раунд посвящен птицам. Птицы радуют нас своим пением, их прилет весной оживляет наш город. А сколько пользы приносят наши пернатые друзья!
1 вопрос: - Какая птица в наших краях самой первой запевает в конце зимы, возвещая приход весны? (Варианты ответов: синица, дрозд, снегирь)
2 вопрос: - Какая птица прилетает перед ледоходом и «тонкими ногами ломает лед» - говорят в народе? (Варианты ответов: скворец, грач, трясогузка)
3 вопрос: - Как птицы ориентируются, возвращаясь на родину? (Варианты ответов: по луне, по звездам, по солнцу)
4 вопрос: - Какие птицы самые дружные? («Тронь одного – все за него горой»). (Варианты ответов: синица, грач, ласточка)
Информация: Вы, наверно, слышали народную примету «Ласточка низко летает – к дождю». Оказывается, перед дождем повышается атмосферное давление, и насекомые летают низко. Охотясь за ними, ласточки тоже вынуждены низко летать. Одна семья ласточки за лето истребляет 1000000 вредных насекомых.
5 вопрос: - Какая птица в наших краях раньше всех откладывает яйца? (Варианты ответов: сорока, синица, ворона)
Учитель: А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).
Руки в сторону согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись через правое плечо,
Через левое еще.
Дружно присели,
Пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
Учитель: Внимание! 3 раунд: «Речные жители». Цена вопросов – 3 «ума».
1 вопрос: - Какая рыба занесена в Красную книгу Республики Коми? (Варианты ответов: карась, омуль, щука)
2 вопрос: - Мальков какой рыбы в народе называют «пестрятки»? (Варианты ответов: окунь, ёрш, сёмга)
Информация: Мальки семги поначалу не похожи на родителей, у них пестрые бока, за что их и называют «пестрятками».
3 вопрос: - Какая рыба может нападать на уток, куликов, белок, мышей или крыс, которые переправляются по воде? (Варианты ответов: семга, щука, окунь)
Информация: Щука – хищница, питается в основном рыбой: окунем, плотвой, ершом и т.д. В весенний период щука лакомится личинками раков и лягушками. Иногда щука нападает на своих сородичей. Но только тех. кто меньше по размерам.
4 вопрос: - Какая рыба достигает полутора метров в длину и 39 кг веса? (Варианты ответов: семга, таймень, сиг)
5 вопрос: - О какой рыбе говорится в загадке «Драчун и забияка, живет в воде, носит когти на спине»? (Варианты ответов: окунь, ёрш, хариус)
Учитель: Внимание! 4 раунд: «Маленькие тайны природы». Цена вопросов – 4 «ума».
1 вопрос: - Какой зверь зимой страшен белке? (Варианты ответов: волк, куница, лиса).
Почему? (Куница белку выгоняет из жилья, съедает запасы)
2 вопрос: - У какого зверя зимой самый теплый дом? (Варианты ответов: белка, бобр, медведь)
Информация: Жилье белки называется гайно, оно шарообразное. Снаружи замаскировано листьями, ветками ели, внутри выстлано мхом, травой, шерстью. Температура в любой мороз 18-19 градусов тепла. У белок бывает от 3 до 5 гнезд.
3 вопрос: - Какой зверь самый чистоплотный? (Варианты ответов: куница, бобр, барсук)
Информация: Около норы барсука всегда чисто, туалет – глубокие ямки – барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Уходя на охоту, он очищает шерстку, расправляет примятые в норе волоски.
4 вопрос: - Какой зверь может приносить приплод 3-4 раза в год? (Варианты ответов: заяц, бобр, белка)
5 вопрос: - Какой вид животных охраняется в нашей Республике Коми? (Варианты ответов: лось, барсук, лиса)
Подведение итогов
Учитель: -Уважаемые умники и умницы! Наша игра подошла к концу. Пора подвести итоги. Подсчитайте в командах количество «умов».
Подсчет баллов, определение победителей
и лучших игроков команды, награждение.
Рефлексия
Учитель: А теперь пусть каждый определит, как он проявил себя на классном часе: выбрать (по желанию - и продолжить) фразу из приведенных на экране:
Классный час Я на классном часе Итоги классного часа
Интересно Работал Понял материал
Скучно Отдыхал Узнал больше, чем знал
Безразлично Помогал другим Не понял
Рефлексия учащихся, учителя.
Учитель: Вы достойно играли сегодня! Показали, что хорошо знаете и любите родную природу. И это замечательно! Узнавайте еще больше о природе своего края, берегите ее.
Литература:
1.Энциклопедия для детей. Том 2. Биология/Составитель С.Т.Исмаилова. 3-е издание переработано и дополнено – М.: Аванта+, 1996. -704 с.
2. Экологическая игра «Лесное казино». – Окружающий мир – начальные классы – Копилка сайта – К УРОКУ.RU http://www.k-yroky.ru/load/73-1-0-13828