ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей Заповедные тропинки туристско-краеведческое направление
ПРИЛОЖЕНИЕ __
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
СОГЛАСОВАНО:
Методический совет МКОУ ДОД ЦДТ
Протокол № ___ от ___________20__ г.
Председатель методического совета
________________/______________/
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКОУ ДОД ЦДТ
____________/Н.А. Васькина/
«___» _________ 20 __ г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
Заповедные тропинки
Объединение «Голубая змейка»
(Срок реализации: 1 год. Возраст обучающихся: 9-12 лет)Составитель:
Котова Наталья Николаевна
педагог дополнительного образования
Богданович
2016 СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА PAGEREF _Toc434231448 \h 32.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН93. СОДЕРЖАНИЕ114 .МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ145.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСистема образования в России находится в непрерывном состоянии реформирования и модернизации. Одним из направлений конструктивной модернизации российского образования видится в возвращении российской школы в свою культурно-историческую почву, восстановление в системе образования исторической и культурной преемственности. Чувство любви к Родине выращивается в человеке впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос.
Краеведение играет существенную роль в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании. Цель краеведческого образования - способствовать духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации.
Актуальность программы заключается в следующем: организация планомерной, систематической работы по краеведению способствует формированию у детей целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально-экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей обучающихся; становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям; формированию толерантности и толерантного поведения; укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только обучающимися, но и родителями, наличие богатых возможностей для большого количества обучающихся; изучение истории малой Родины через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа родителей и детей в деле охраны и восстановления природы; памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями. Все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье, формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса обучающихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Новизна программы: программа носит развивающий характер, так как главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.Цель программы - создание условий для активной деятельности подростков, основанной на принципах добровольности, самостоятельности, способствующей развитию личностного потенциала ребенка, его духовно-нравственных качеств, инициативности, активной гражданской позиции.
Задачи программы:
образовательные:
побуждать обучающихся включаться в практическую исследовательскую деятельность;
формировать представление об историческом прошлом родного края;
способствовать изучению истории и природы своего родного края;
развивающие:
развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
развивать устную коммуникативную способность обучающихся;
формировать умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
развивать мотивацию к сбору краеведческого материал;
расширять общеобразовательный кругозор обучающихся;
воспитательные:
воспитывать патриотизм, любовь к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему;
формировать важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности, а также гражданскую активность и социально значимые качества;
воспитывать у обучающихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков;
формировать потребности в саморазвитии;
формировать активную жизненную позицию.
Предлагаемая программа дополнительного образования по краеведению относится к общеразвивающим программам для детей младшего и среднего школьного возраста. Она направлена на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использует при этом возможности различных видов детской деятельности.
При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования:
- включает работу с родителями по привлечению к организации и обеспечению образовательной, практической и творческой деятельности ребенка;
- предусматривает организацию практических отчетов коллективов, проведение открытых занятий;
- является гибкой и допускает внесение изменений;
- создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, ее интеграции в современную социальную среду;
- обеспечивает качество образования, при котором развитие детей адекватно современному уровню дополнительного образования.
В программе использованы элементы Комплексной программы дополнительного образования «Каменный пояс – 2020: гражданско-патриотическое воспитание средствами краеведения», а также программа Свердловской области «Родники».
Материалы по историческому краеведению, легшие в основу данного курса, располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности.
Структура содержания программы предусматривает разделение на теоретические, практические и контрольно-итоговые занятия. Первые ориентированы на формирование определённого объёма знаний по краеведению. Вторые направлены на развитие умений и навыков. Третьи позволяют объективно и дифференцированно оценить результаты учебной деятельности юных краеведов. Такой подход позволяет разнообразить формы работы, вызывая интерес у детей к краеведению. Данная рабочая программа дополнительного образования по краеведению рассчитана на 1 год обучения. Предусмотренные программой занятия проводятся в постоянной группе детей 9-12 лет – 324 часа в год, 3 занятия в неделю продолжительностью 3 часа.
Содержание программы разделено на 6 блоков и отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений.
Блок 1. Организационная деятельность.
Блок 2. Урал – опорный край державы.
Блок 3. Родословие. Богатство моей семьи.
Блок 4. Моя малая Родина.
Блок 5. Родники – живая вода.
Блок 6. Урал многонациональный.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения обучающихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Прогнозируемый результат: изучение курса способствует:
формированию у детей позиции человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города и семьи;
формированию экологических знаний обучающихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов.
В итоге освоения программы, обучающиеся должны получить знания по краеведению, а также овладеть следующими умениями и навыками:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
работать в читальном зале библиотеки;
готовить и выступать с докладами и сообщениями;
работать в семейных и городских архивах;
уметь собирать, анализировать и синтезировать необходимую информацию;
сравнивать и обобщать факты;
работать с атласом и контурной картой;
иметь гуманное отношение ко всему окружающему;
иметь чувство гордости за свою Родину, свой город, за успехи своих земляков.
Работая по данной программе, обучающиеся получают:
интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;
возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;
выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих.
Основные формы и методы работы.
На всех этапах туристско-краеведческой деятельности применяются различные методы исследования, а именно:
-литературный метод заключается в отборе и анализе литературных источников (архивные материалы, книги разных лет издания (научно-популярные, научные монографии, энциклопедии, справочники и т.д.), статьи из периодической печати, работы научных конференций);
-статистический метод исследования заключается в изучении количественных показателей в характеристике ряда краеведческих объектов и явлений;
-визуальный метод (наблюдение) заключается в обобщении собственных наблюдений во время исследований любого туристско-краеведческого объекта. В процессе работы проводятся беседы с местными жителями, работниками органов государственной власти, специалистами хозяйства, культуры и образования, свидетелями событий, научными работниками. Все интересные и памятные места фотографируются или снимаются видеокамерой;
-картографический метод (пространственного моделирования) является одним из наиболее распространенных методов исследования в туристическом краеведении. Он известен с древних времен, но его следует относить к современным. Ведь карта, картосхема – это логическая образно-знаковая модель территории, которая целенаправленно отображает объекты, явления, связи и взаимозависимости, принадлежащих к этой территории;
-анкетный метод – это письменный (а иногда и устный) опрос многих людей (местных краеведов, жителей населенного пункта) по определенной анкете или по специально составленным вопросами (миниопросник) для сбора массового материала, чтобы установить определенные закономерности или явления. Может применяться как во время полевых, так и при стационарных формах краеведческой роботы;
-экспедиционный метод (полевых исследований) необходим для активизации туристско-краеведческой работы. Перед обучающимися ставятся различные познавательные и практические задачи, способствующие повышению их умственной деятельности и самостоятельности (организация экспедиций, путешествий и т.д.);
-фотосъемка – это неотъемлемая составляющая каждой туристско-краеведческой путешествия, экскурсии, экспедиции. Фотографии дают возможность зафиксировать интересные эпизоды из жизни туристов-краеведов и является важным документом проведенной работы последнее время широко используется и видеосъемка.
При организации деятельности с детьми используются современные технологии и подходы: ИКТ, КТД, гуманно-личностный подход, коммуникативно-деятельностный и др. При этом приоритеты отдаются активным методам работы: практическим, игровым, исследовательским, проектным, творческим.На занятиях применяются различные формы индивидуальной, групповой и массовой работы:
практические,
рассказ педагога и рассказы детей,
беседы,
дискуссии,
встречи с интересными людьми,
мини-рефераты,
походы, экскурсии,
квесты, конкурсы, викторины,
видео-занятия,
заочные экскурсии,
презентации.
Мониторинг обучающихсяВключает в себя:
«Входной мониторинг» - имеющиеся знания по краеведению.
«Текущий мониторинг» - проводится в течение учебного года.
«Итоговый мониторинг» - в конце учебного года.
Формы проведения аттестации:
творческие работы обучающихся;
игры: викторины, квесты и т. д.
тестирования, опросы, наблюдения.
Кроме того, могут использоваться следующие способы отслеживания результатов:
самоконтроль: ведение личного дневника, оформление индивидуальных творческих папок, портфолио, альбомов и т.п.;
участие в смотрах, научно-практических конференциях, акциях, экспедициях;
составление схем, таблиц, планов, карт.
Если обучающийся объединения, полностью освоивший программу, к концу обучения показывает высокие результаты, он получает свидетельство в соответствии с Положением МКОУ ДОД Центр детского творчества о выдаче документов об освоении дополнительной образовательной программы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАННазвание темы Всего часов Теоретические
занятия Практические
занятия Формы контроля
1.Блок
Организационная деятельность 3 1 2 Тестирование «Что я знаю о Родине?»
2. Блок:
Урал - опорный край державы 81 16 65 2.1 Территория Могучего Урала
6
2
4
2.2 История нашего края 3
1
2
2.3 Урал в годы ВОВ 1941-1945 г.г. 18
4
14
2.4 «Здесь реки сини, горы сини…» 21
3 18 2.5 Богатство Урала
9
2
7
2.6 Легенды Урала
18
4 14
Итоговое занятие
6 6 Тестирование
3. Блок: Родословие. Богатство моей семьи 51
10
41
3.1 Зачем изучать историю своей семьи? 3
1
2
3.2 Роль семьи в жизни человека 15
3
12 3.3 С чего начать поиск истории предков? 15
3
12
3.4 Правила работы с архивом
15
3 12
Итоговое занятие
3
3
Презентация исследовательской работы «Моё генеалогическое древо»
4. Блок:
Моя малая Родина 72 11
61 4.1 Мой любимый Богданович 27
6
21
4.2 Загадки городских улиц 15
2
13
4.3 Богдановичский район 15 1 14 4.4 История Богдановича в лицах 12 2 10 4.5 Итоговое занятие 3 3 Квест «Мой город»
5. Блок:
Родники – живая вода 78 19 59 5.1 Вода – это жизнь! 9 2 7 5.2 Источники воды 3 1 2 5.3 Водные новости 12 3 9 5.4 Питьевая вода 15 3 12 5.5 Водные ресурсы Урала 9 1 8 5.6 Водные ресурсы Богдановича 12 3 9 5.7 Родники Богдановичского района 15 6 9 Итоговое занятие 3 3 Викторина «Капелька по капельке»
6. Блок:
Урал многонациональный 39 8 31 6.1 Толерантность 9 1 8 6.2 Народы Урала 6 2 4 6.3 Особенности культуры народов Урала 21 5 16 6.4 Итоговая работа 3 3 Защита творческой работы
ИТОГО 3.СОДЕРЖАНИЕ
1. Блок: организационная деятельность.
Теория. Беседа «Что такое краеведение? Зачем и как изучать свой край?». Планирование деятельности на учебный год.
Практика. Входная диагностика: тестирование «Что я знаю о Родине?»
2. Блок: Урал – опорный край державы.
2.1 Территория Могучего Урала
Теория. Лекция с использованием ИКТ: «Территория Урала. Екатеринбург – третья столица России. Достопримечательности городов Свердловской области».
Символика Свердловской области
Практика. Работа с картой: географическое положение Урала на карте России, Прослушивание гимна РФ, свердловской области. Чтение стихов о Родине.
2.2 История нашего края
Теория. Лекция с использованием ИКТ: «Урал-батюшка, железный хребет (История развития Уральской металлургии).
Практика. Отгадывание кроссвордов, ребусов, занимательных загадок по теме.
2.3 Урал в годы ВОВ 1941-1945г.г.
Теория. Просмотр документальных фильмов о ВОВ: «Одна на всех победа» и др.
Практика. Выставка – оригами «Военная техника».
2.4 «Здесь реки – сини, горы – сини…»
Теория. Беседа с использованием ИКТ: «Растительный мир Урала».
Кинолекторий «Животный мир Урала». Рассматривание Красной книги Урала.
Практика. Прогулка в парк.
2.5 Богатства Урала
Теория. Беседа с использованием ИКТ: «Подземная кладовая». «Народные промыслы Урала».
Практика. Рассматривание коллекции полезных ископаемых.
Просмотр серии м/ф «Гора самоцветов». Рисование и раскрашивание уральских росписей.
2.6 Сказочный Урал
Теория. П. П. Бажов – уральский писатель, мудрец, сказочник.
Практика. Просмотр м/ф «Сказы Бажова» по выбору детей. Литературно - географическая викторина «Малахитовая шкатулка».
3. Блок: Родословие – богатство моей семьи.
3.1 Зачем изучать историю своей семьи
Теория. Лекция: «Основные понятия родоведения: генеалогия, виды генеалогического древа, род, поколение, традиция, реликвия».
Практика. Рассматривание готового генеалогического древа на примере семьи царской семьи. Дискуссия «Роль семьи в жизни человека».
3.2 С чего же начать поиск истории предков?
Теория: Беседа: «Источники знаний об истории семьи: устные, письменные, вещественные. Правила сбора и оформление найденной информации». Беседа-рассуждение «Где можно найти информацию о родственниках» (архивы, библиотеки).
4. Блок: Моя малая Родина
4.1 Мой любимый Богданович
Теория: Лекция с использованием ИКТ: История основания города. Город в прошлом и современности. Заочная экскурсия: «Градообразующие предприятия».
Практика: Диалог – рассуждение детей «Что я знаю о родном городе? Что бы я хотел узнать о нём?». Экскурсия на ж/д вокзал г.Богданович. Экскурсия на предприятие города.
4.2 Загадки городских улиц
Теория. Беседа – обсуждение «Улицы, по которым я хожу. Почему они так называются? Мой маршрут».
Практика. Работа с картой города. Практикум по составлению маршрута «Дом – школа».
4.3 Богдановичский район
Теория. Беседа об истории, достопримечательностях, особенностях сёл ГО.
Практика. Работа с картой. Заочная экскурсия: «По деревням и сёлам».
«4.4 История Богдановича в лицах
Теория: Рассказ: «Наш земляк – Степан Щипачёв». История возникновения музея.
Практика. Чтение стихов поэта С. Щипачёва. Экскурсия в литературный музей им. С. Щипачёва.
5.Блок: Родники – живая вода
5.1 Вода – это жизнь
Теория: Лекция с использованием ИКТ: «Где нужна вода?». Обзорная беседа: «Водные ресурсы России».
Практика: Видеотека «Мир воды». Работа с картой (океаны, моря, реки). Обитатели морей.
5.2 Источники воды
Теория: Лекция «Виды источников воды».
Практика: Видеотека «Мир воды».
5.3 Водные новости
Теория: Лекция: «Что такое пресная вода». Лекция с использованием ИКТ: «Нехватка пресной воды», «Охрана водных ресурсов».
Практика: Дискуссия «Так ли необходима пресная вода», «Как я могу сохранить источники пресной воды?». Видеотека «Мир воды». Эксперимент по очистке воды.
5.4 Питьевая вода
Теория: Лекция: «Система очистки воды. Как вода попадает в кран».
Практика: Дискуссия: «Какую воду можно пить?», «Какую воду пили в старину?». Экскурсия на «Водоканал». Просмотр м/ф.
5.5 Водные ресурсы Урала
Теория: Лекция с использованием ИКТ: «Реки Урала».
Практика: Видеотека «Обитатели морей». Наблюдение за водными обитателями. Защита реферата «Водные обитатели Урала».
5.6 Водные ресурсы Богдановича
Теория: Лекция-обзор. Лекция «Что такое ключевая вода?». Дискуссия «Святая вода – правда или миф?».
Практика: работа с картой района. Акция: «Мы за чистоту рек!». Видеотека по теме. Встреча со священнослужителем.
5.7 Родники Богдановичского района
Теория: Беседа «Забытые родники».
Практика: Работа в библиотечном фонде «История Родников». Экскурсия на родник».
6 Блок: Урал многонациональный
6.1 Толерантность
Теория: Лекция «Что я знаю о толерантности?»
Практика: Обсуждение примеров толерантного отношения к окружающим.
Тренинги «Жить в мире с собой и другими», тренинг «Планета толерантности».
6.2. Народы Урала
Теория: Разнообразие народов на Урале. История заселения Урала.
Практика: Просмотр м/ф «Гора самоцветов».
6.3 Особенности культуры народов Урала
Теория: Лекция с использованием ИКТ: «Традиции различных народов», «Национальные костюмы».
Практика: Прослушивание аудиозаписей народного фольклора народов Урала. Викторина «Вместе не тесно».
4 .МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕДля поддержания постоянного интереса обучающихся, на занятиях творческого объединения используются видео и фото презентации, документальные фильмы, мультфильмы, фотовыставки, создание и презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов, что дает возможность детям самим проявлять творчество. Тематика занятий строится с учетом интереса обучающихся, их возможностей и желаний.
Оснащение учебного кабинета:
1.тематическое оформление кабинета;
2.библиотечка с методической, историко-краеведческой и туристической литературой;
3.экспозиция «Витрина Седого Урала» музея комплексно-краеведческой направленности МКОУ ДОД ЦДТ ГО Богданович «Музей истории, краеведения и быта;
4.видеотека с видеофильмами и видеосюжетами по краеведению, туризму;
5.фотоальбомы по краеведению, туризму и споту;
6.стенды;
7.дидактический материал.
5.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАрхипов, Н.П. Как были открыты Уральские горы / Н.П. Архипов, Е.В. Ястребов. – Свердловск, Юж.-Урал. кн. изд., 1980
Богданович/Авт.-сост. В. К. Климов. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кН.изд-во, 1998.- 208с.:ил.
Бондарева Г.Я. Изучение родословия как средство духовно-нравственного воспитания школьников \ МУ «Управление образования исполнительного комитета Менделеевского муниципального района РТ» - Менделеевск. -2012
Введение в генеалогию (родоведение). Учебное пособие для ст.кл. общеобразовательных учреждений. /Автор-составитель И.Ю.Протащук, - 3-е изд., испр. И доп. Казань: Хэтер, 2009. – 192с.
Виноградов, Н.Б. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века: Учеб. пособие для 6-7 кл. основной шк. / Н.Б. Виноградов, Г.Н. Чагин, В.А. Шкерин. – Екатеринбург: Изд. Дома учителя, 2001
Высоцкий В.В. Беседы по патриотическому воспитанию. Москва, «5 за знания» 2008.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Москва, «Просвещение», 2001
Деникаева О.В. Урал. Человек. Истоки. Педагогический альманах. Екатеринбург, Центр «Учебная книга», 2005.
«Дополнительные образовательные программы» № 2(44)2016(приложение к журналу «Внешкольник»). – М.,ООО «Новое образование»,2016. – 80с.
«Живая вода «Урал –камня.» Альбом – Екатеринбург: «Издательский дом «Сократ», 2007. – 256с., ил.
История Отечества для детей: Пособие для учащихся начальных классов школ всех типов./ Левицкая З.В. – М.: ВЛАДОС, СИПКРО, ИЭКА «Поволжье», 1996. – 176с.
Калистратова Э. А. Работа над родословием: Краткая методическая разработка в помощь учителю. – Екатеринбург, 2012.- 24с.
«Каменный пояс – 2020: гражданско - патриотическое воспитание средствами краеведения: комплексная программа дополнительного образования на 2013-2020гг./ И. С. Огановская, О. В. Вопилова, Н. С. Касатова(и др.)- Екатеринбург: ГАОУ СО «Дворец молодёжи», 2013.-72с.
Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. - Учитель, Волгоград,2007 «Потешные прогулки по Уралу» / С.А. Лаврова; (худ. А.М. Елисеев). – М.:РИПОЛ классик, 2011. – 40с.: ил.
Мажитов, Н.А. Тайны Древнего Урала: Археология, ученые открытия, гипотезы / Н.А Мажитов. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1973
Семейные летописи. Хрестоматийное приложение к учебному пособию И.Ю.Протащук «Введение в генеалогию (родоведение) для ст.классов общеобразовательных учреждений, одобренное Министерством образования и науки РФ /Сборник материалов Всероссийских гуманитарно-просветительских конференций «История моей семьи – страница многовековой истории Отечества». Изд. 3-е, испр. и доп. Издание периодическое с 2005г. Казань, 2009. – 312с. (с илл.).
Тематическое и поурочное планирование по основам родоведения (генеалогии): к учебному пособию И.Ю.Протащук «Введение в генеалогию (родоведение)» /И.Ю.Протащук. Изд. 3-е, испр. и доп. – Казань: Изд. Хэтер, 2009. – 146с. (Серия «Учебно-методический комплект»).
Широков, В.Н. Древнейшее искусство уральских пещер: Пособие для учителя и учащихся / В.Н Широков. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1995.