Внеклассное занятие по правилам дорожного движения на тему Правила на улицах и дорогах. Тормозной путь транспортных средств.
Внеклассное занятие по правилам дорожного движения.5 класс.Краснопёрова Галина ЛеонидовнаТема занятия: «Правила на улицах и дорогах. Тормозной путь транспортных средств».Цели занятия:1. Вспомнить основные правила поведения на улицах и дорогах; выявить причины дорожно-транспортного травматизма;2. Познакомить учащихся с понятиями «тормозной путь», «остановочный путь»;3. Развивать внимание, осторожность;4. Воспитывать милосердие, доброе отношение друг к другу.
Ход занятия:
1.Вступительное слово учителя.- Дорогие друзья! Когда-то все водители были пешеходами. И когда-нибудь все пешеходы станут водителями. Но и те и другие обязаны знать и соблюдать Правила дорожного движения. - Зачем? – спросите вы.- Затем, чтобы не подвергать опасности ни свою, ни чужую жизнь и здоровье. Соблюдать эти правила – значит, уважать других участников дорожного движения, - скажет вам любой сотрудник автоинспекции.
Ученик 1.
Правила дорожного движения - Это часть Таблицы Уважения:Пешехода надо уважать,На него не надо наезжать.
Ученик 2.И прошу вас уважать шофера,Каждый может стать шофером скоро.Если рядом путь перебегать,Можем мы шофера напугать.
Ученик 3.Нужно всем участникам движенияСоблюдать Законы Уважения!
- И ещё очень важно помнить: если дома, во дворе, на даче, в лесу мы с вами просто люди, то, вступая или выезжая на дорогу, мы с вами сразу становимся участниками дорожного движения – пешеходами, пассажирами, водителями.2.Постановка темы занятия, его цели.Одна из самых частых причин несчастных случаев на улицах и дорогах – переход улиц перед близко идущим транспортом. Сегодня мы постараемся выяснить, почему нельзя перебегать улицу, если автомобиль близко, почему нельзя хвастаться такой ложной смелостью и почему машину нельзя остановить мгновенно.
3.Чтение подготовленным учеником или учителем отрывка «Авария» из книги А.Дорохова «Зеленый…Желтый…Красный!
Авария.По проспекту ехал тяжелый грузовик с прицепом, полным кирпича. Впереди дорога была свободна, и шофер прибавил скорость.Внезапно из-за кустиков, которыми отделен здесь тротуар, на проезжую часть вылетел мячик, а за ним выскочила девочка, старавшаяся его догнать. Забыв обо всем на свете, она бежала прямо наперерез несущемуся на большой скорости грузовику.Опытный шофер был внимателен. Он мгновенно нажал на тормоз, круто повернул руль. Громадная машина проскочила в двух шагах от девочки, не задев её.Однако такое резкое торможение не прошло даром. Груженый прицеп развернуло, бросило вправо, и он всей своей тяжестью ударил по двум стоящим возле тротуара легковым машинам.Вот какова цена легкомысленного поступка девочки…А на следующий день я прочел в газете о другом подобном случае. Но его последствия были намного печальней.Уже темнело. По улице быстро ехал автобус, возвращавшийся в парк. И вдруг перед ним появился мальчишка, перебегавший улицу.Решив, по-видимому, проскочить перед самым автобусом, мальчик неожиданно поскользнулся и упал. Все, кто это видел, замерли от ужаса. Еще мгновение – и ребенок погибнет под колесами тяжелой машины!Это понял и водитель. Не теряя и доли секунды, он одним движением руля бросил машину в сторону, и автобус на всем ходу врезался в фонарный столб. Удар был страшен. Весь перед машины смяло, будто он был картонным. А пожилой шофер уронил голову на руки, которые еще сжимали руль. Шофер спас мальчишку, заплатив за это собственной жизнью… Как это ни печально, но подобные аварии происходят в наших городах и поселках не так уж редко. Разбиваются машины, остаются навсегда калеками, а то и погибают хорошие, смелые и благородные люди. Подумай, не случится ли так, что и ты можешь стать виновником такой аварии… А. Дорохов
4. Беседа с учащимися. - Что стало причиной аварии в первом случае? Во втором?- Как водители спасли жизни этих детей?- О каких правилах дорожного движения забыли дети?
5. Выявление причин дорожно-транспортного травматизма. Правила на улицах и дорогах.(На доске или стенде рисунки учащихся по ПДД) Причины: - переход перед близко идущим транспортом; - переход улиц в неустановленном месте (это очень опасно и очень часто приводит к несчастным случаям); - хождение по проезжей части улицы, дороги; - игра на мостовой; - неправильное поведение при выходе из трамвая, автобуса, троллейбуса; - неправильный обход транспорта.
Рассказы учащихся историй из жизни.
Основные правила поведения детей на улице: - Ходите только по тротуару, придерживаясь правой стороны. Не ходите по мостовой. - На загородной дороге идите по обочине навстречу движению транспорта. - Не переходите улицу перед близко идущим транспортом. - Не играйте на улице. Не катайтесь по улице на санках, коньках, самокатах. - На велосипедах по улицам городов разрешается ездить ребятам с 14 лет.
(Повторяя эти правила, учитель показывает рисунки-плакаты или презентацию по теме «Правила дорожного движения»)
6. Слово учителя. Знакомство с новыми понятиями. - Так почему же водитель не может остановить машину мгновенно? Попытаемся разобраться.Машина трогается с места медленно. Тяжело груженный автомобиль с трудом набирает силу. Но с каждым метром движение облегчается, а мотор гудит тише. По этому поводу обычно говорят:«Автомобиль набрал скорость». У каждого движущегося предмета, у каждого автомобиля, мотоцикла, велосипеда – своя скорость, своя энергия, которая зависит от его массы и от скорости движения. Чем тяжелее автомобиль, чем больше его скорость, тем больше усилие, развиваемое в колесах, тем больше энергии. Но чтобы остановить движущийся автомобиль, надо, чтобы возникло сцепление между колесами автомобиля и дорогой. Если мы выключим мотор, то автомобиль проедет еще какое-то расстояние по инерции. А если потребуется раньше остановить автомобиль, то надо сделать так, чтобы колеса вращались медленнее. Для этого водитель нажимает на тормозную педаль. Чем сильнее он это делает, тем медленнее начинают вращаться колеса, тем больше сцепление шин с дорогой. При резком торможении можно услышать характерный визг, иногда из-под колес поднимается дым, а на асфальте остается черный след. Это от тепла, возникающего при трении. Независимо от того, как быстро водитель затормозил, автомобиль все равно движется вперед. Это может на себе проверить каждый. Попробуйте начать бег с места. Трудно! А теперь попробуйте моментально остановиться. Это невозможно. Что-то так и тянет вперед. Чтобы остановиться, надо сделать еще несколько шагов. А почему это так? Сила разбега не так уж и велика, но и в этом случае трение, возникшее между дорогой и подошвой, не может перебороть силу разбега. Бегун не может внезапно, моментально остановиться, даже если бы он этого хотел.Вот поэтому и нет силы, которая моментально остановила бы движущийся автомобиль. От начала торможения, с момента нажатия на тормозную педаль, до полной остановки автомобиль проходит некоторое расстояние. Это – путь торможения.Например, машина, идущая со скорость 60 км/ч, проскочит не меньше тридцати метров. И это на сухом асфальте и при неизношенных шинах, на которых еще не стерся выпуклый рисунок протектора. Именно этот рисунок цепляется за почву и останавливает машину. А если недавно прошел дождь и асфальт сделался мокрым и скользким? Или если дорога покрыта падающим снежком или, того хуже, налетом льда? Или шины на этой машине уже «лысые»? Путь торможения тут возрастает особенно резко. Путь торможения, а также опасная зона возрастают на укатанной снежной дороге в 2 раза, а при гололедице – в 5 раз. Остановить автомобиль зимой гораздо труднее, чем летом. При торможении на скользкой дороге автомобиль может потерять управляемость и будет скользить дальше наподобие саней. Не всегда удается удержать автомобиль на дороге, и он может съехать в кювет.Вот почему никогда не перебегайте дорогу перед приближающейся машиной. Вам кажется, что она далеко и вы еще успеете перебежать. А на самом деле машина, идущая со скоростью 60 км/ч, проходит за одну только секунду 17 метров. Достаточно вам споткнуться и упасть, и даже самый опытный и внимательный водитель вас не спасет. Вы попадете под колеса. Понимаете, что это значит?Но может случиться и так, что вы благополучно перебежите перед машиной и …окажетесь в двух шагах перед другой машиной, которую не видели.Именно такие случаи бывают чаще всего.
7. Чтение учащимися стихотворений С. Михалкова «Скверная история», В. Лебедева-Кумача «Про умных зверюшек», Э. Мошковской «Не задавите машину», А. Дмоховского «Ученик и грузовик»и др.
8. Мы – водители. Практическая часть. - Представим себе, что у всех нас есть права на вождение автомобиля, что мы – водители. Садимся за руль, включаем зажигание, заводим мотор. Поехали. Едем по улице. Погода ясная, асфальт сухой, настроение отличное. Стрелка спидометра, вздрагивая, показывает: 20, 30, 40. И вдруг на дорогу, прямо перед нашим автомобилем, выбегает мальчик. Нажимаем на тормозную педаль… С момента, когда водитель замечает опасность, и до момента, когда он нажимает педаль тормоза, проходит некоторое время, которое называется временем реакции водителя. Это время очень короткое и может показаться даже незначительным, но имеет огромное значение. У здорового человека оно составляет 0,8 – 1,0 секунду. В то время, когда человеческий мозг «телеграфирует» - дает ноге указание для остановки, автомобиль движется дальше. Это – путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя.А путь, который проходит автомобиль с того момента, когда водитель заметил опасность, до полной остановки, называется остановочным путем.Таким образом, остановочный путь равен пути, проходимому за время реакции водителя, плюс путь торможения.К счастью, мальчик отделался легким пинком. Но от испуга он побледнел и готов был расплакаться. А ведь все могло кончиться иначе. Как? Попробуйте перечислить все возможные последствия поступка этого мальчика…(Учащиеся предлагают свои варианты)
9. Подведение итогов.
Литература1. Бедарев О. Азбука безопасности. М., 1979 г.2. Дорохов А. Зеленый…Желтый…Красный! М., 1975 г.3. Рублях В.Э. Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. М., 1981 г.4. Извекова Н.А. Учителю о правилах дорожного движения. М., 1982 г.5. Усачев А. Березин А. Школа безопасности.М., 1997 г.
Приложение.
Стихи
Не задавите машину. - Сегодня – выходной, сегодня – день свободный, пойдем гулять с тобой, куда и где угодно! Пойдем с тобой по мостовой! Пойдем на красный свет!
- На красный? Прекрасно! А почему бы нет? Пошли, пошли, беседуя, беседуя пошли… А в результате с «Волгою» Столкнулись «Жигули»…
Бац! ЗИЛ затормозил и газззил, и грозззил! И «пикап» заголосил: «Нету сил! Нету сил! Ой, мое крыло! Ой, мое стекло! Ой, мои бока! Бедный я «пикап»»! И раненый «пикап» бензином кап и кап… «Прощаться надо с жизнью», - сказззали тормоззза, с печальной укоризной уставились глаза… Механик «скорой помощи» с волненьем говорит: - Опять плохие новости: машина – инвалид!
- Сегодня – выходной, сегодня – день свободный, пойдем гулять с тобой, куда и где угодно! Пойдем с тобой по мостовой! Ведь мы же выходные! - А как же остальные? А как же остальные?
Мигает очень горестно машины-шины глаз:
«Ну как же вам не совестно, подумайте о нас!
Мы не хотим на кладбище, послушайте би-би!
Товарищ, ой, товарищ, стой, ты нас не задави!!!»
Э. Мошковская Скверная история.
Движеньем полон город - Волнуются шоферы,Бегут машины в ряд. Во все гудки гудят,Цветные светофоры Колеса и моторыИ день и ночь горят. Остановить хотят.
И там, где днем трамваи Свернул водитель круто,Звенят со всех сторон, Вспотел как никогда:Нельзя ходить зевая. Еще одна минута - Нельзя считать ворон. Случилась бы беда.
Но кто при красном свете И взрослые и детиШагает напрямик? Едва сдержали крик:А это мальчик Петя - Чуть не убит был Петя - Хвастун и озорник. Хвастун и озорник…
С. Михалков
Про умных зверюшек.
Входит Зайка чуть живой.Где скакал? – На мостовой.Не послушал Зайка папу - Отдавили Зайке лапу.
На мостовой автомобили Лисенка чуть не задавили. На мостовую нипочем Не надо бегать за мячом.
Кот катался без заботы,Не глядел на красный свет,Налетел на бегемота,Поломал велосипед.
Курица на улице Едва не пропала, Потому что курица Ходит где попало.
Правила движения звери не знали.Мышки-глупышки хвосты потеряли.Хрюшка – без шляпы.Зайка – без лапы.Плачут звериные мамы и папы.
Филина вызвали: «Милый учитель! Вы наших деток ходить научите». Филин очки роговые поправил, Выучил всех выполнению правил.
Правила знаешь – ходи себе смело,Будут и лапки и хвостики целы.Радостны дети:И Мышка и Зайка,Правила этиИ ты почитай-ка!
В. Лебедев-Кумач
Ученик и грузовик.
Говорит беспечный Петя:- Мне опасность не грозит.Как шофер меня заметит - В тот же миг затормозит.Что же может тут случиться?Ведь на улице покаГрузовик меня боится,А не я грузовика!
Он смеется: Не пойму, Отчего и почему Должен путь ученик Уступать грузовику, Если может грузовик Уступить ученику?Каждый, кто машиной правит,Скажет вам наверняка,Что, конечно, не задавитУченик грузовика.
Но добавим мы серьезно, Что растяпа-ученик Может рано или поздно Сам попасть под грузовик.
Вот поэтому всегда,Чтобы не стряслась беда,Должен путь ученикУступать грузовику,На дороге каждый мигДолжен быть он начеку!
А. Дмоховский