Программа деятельности МБОУ Греково-Степановской СОШ Одарённые дети
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГРЕКОВО-СТЕПАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Утверждаю
Директор школы
______________Е.Г.Пащенко
«___»____2015г. ПР. №____
Программа
«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
на 2015 — 2016 учебный год
Разработчики программы:
заместитель директора Алексеева Т.А. ,
педагог-психолог Киселева О.А.
I. Пояснительная записка
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
II. Актуализация
В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая работа, и организация предпрофильной подготовки учащихся, и развитие исследовательской деятельности.
При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
III. Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети:
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Формы работы с ОД:
групповые занятия с одаренными учащимися;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
курсы по выбору;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
исследовательская деятельность и участие в НПК.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.
IV. Цель
Цель программы «Одаренные дети»: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
V. Задачи
изучение природы детской одаренности;
выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;
создание базы данных в рамках Программы;
внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
организация совместной работы ОУ, СДК и прочих учреждений по поддержке одаренности;
развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей;
подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.
VI. План работы с одаренными детьми
№ Основные направления Сроки Ответственные
Организационная работа
1.1 Корректировка плана работы с ОД. Август Зам. дир1.2 Семинар - практикум: «Умственная одаренность и ее психологические проявления. Склонности учителя к работе с ОД». Сентябрь Зам. дир.
Педагог-психолог
Диагностическая работа
2.1 Подготовка диагностических материалов (анкеты для родителей, тесты для учащихся, карты наблюдений и др.). Сентябрь
В течение года Зам. дир.
Педагог-психолог
2.2 Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности. Классные руководители
2.3 Диагностика родителей и индивидуальные беседы. 2.4 Выявление и отбор одаренных, талантливых детей. Составление базы данных ОД, ее пополнение. Зам. дир.
Работа с ОД по индивидуальным планам
3.1 Определение наставников ОД в соответствии с базой данных. Сентябрь Зам. дир.
3.2 Составление индивидуальных планов работы с ОД. 1-я неделя октября Учителя – предметники
3.3 Собеседование с учителями – предметниками по индивидуальному плану работы с ОД. Утверждение индивидуальных планов работы с ОД. 2-я неделя октября Зам. дир.
Педагог-психолог
3.4 Реализация индивидуальных планов работы с ОД В течение года Учителя - предметники
Интеллектуальное развитие ОД
4.1 Подготовка материалов для проведения школьного тура олимпиад. Октябрь Зам. дир.
Педагог-психолог
4.2 Участие в школьном туре олимпиад. Ноябрь - декабрь 4.3 Участие в районном туре олимпиад. 4.4 Участие в конкурсах, выставках, конференциях. В течение года согласно плану ОУ Зам. дир. по ВР
4.5 Мониторинг результативности работы с ОД. Пополнение данной электронной базы. В течение года Зам. дир.
4.6 Организация творческих отчетов, выставок, смотров. В течение года согласно плану ОУ Педагог - организатор
Работа научного общества учащихся
5.1 Организационное заседание учащихся, членов НОУ: постановка задач, планирование работы, формирование секций научного общества.
Ознакомление с нормативными документами, с циклограммой исследовательской деятельности. Октябрь Зам. дир.
5.2 Выбор тем для исследовательской работы, закрепление руководителей. Индивидуальные консультации. Октябрь Руководители исследовательской работы
5.3 Работа с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме. Октябрь Руководители исследовательской работы
5.4 Овладение навыками работы на компьютере, их совершенствование. В течение года Учитель информатиким5.5 Сбор материала по теме исследования, индивидуальные консультации. Ноябрь Руководители исследовательских работ
5.6 Практическое занятие с учащимися: «требования к оформлению исследовательских работ». Индивидуальные консультации. Декабрь Зам. дир.
5.7 Завершение исследовательских работ. Рецензирование работ руководителями Январь Руководители исследовательских работ
5.8 Практическое занятие “Методика защиты исследовательских работ”. Индивидуальные консультации. Зам. дир.
5.9 Школьная научно-практическая конференция Февраль Зам. дир.
5.10 Оформление электронного «Сборника исследовательских работ учащихся».
март Дополнительное образование
6.1 Работа детских объединений Алексеево-Лозовского ДДТ на базе нашей школы Сентябрь, в течение года Зам. дир.
Руководители объединений
6.2 Работа спортивных секций. В течение года согласно графику Учитель физической культуры
6.3 Подготовка к зимней спартакиаде. Согласно плану Методическое сопровождение
7.1 Сбор и подготовка аналитической информации:
- формирование и своевременное пополнение базы данных ОД;
- отчет по реализации индивидуальных планов работы с ОД;
- анализ результатов олимпиад;
- мониторинг результативности работы с ОД. В течение года
Апрель
Декабрь
В течение года Заместители директора, учителя – предметники, руководители исследовательских работ
7.2 Сбор и систематизация методических материалов по работе с одаренными детьми. В течение года Зам. дир.
7.3 Итоги работы с ОД в 2015/2016 учебном году. Планирование работы на следующий год. Май Зам. дир.
VII. Возможные риски
неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;
рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.
VIII. Предполагаемые результаты
увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;
повышение социального престижа школы на местном, муниципальном уровне.
IX. Источники информации
Одаренные дети. Система работы в школе (компакт-диск) — «Учитель», 2012.
Методическая работа в школе (компакт-диск) — «Учитель», 2011
Журнал «Управление в школе» из-во «1 сентября» 2012,2013гг.
X. Приложения
Приложение 1
УМСТВЕННАЯ ОДАРЕННОСТЬ. ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению – это внутреннее условие умственного роста. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.
Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.
К выделенным видам одаренности относятся следующие:
Художественная одаренность
Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.
Общая интеллектуальная и академическая одаренность
Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.
Творческая одаренность
Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, A. M. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.
Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и в то же время вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:
• Отсутствие внимания условностям и авторитетам;
• Большая независимость в суждениях;
• Тонкое чувство юмора;
• Отсутствие внимания к порядку и организации работы;
• Яркий темперамент.
Социальная одаренность
Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т. д.
Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно тем не менее выделить общее черты:
• Интеллект выше среднего;
• Умение принимать решение;
• Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;
• Ощущение цели, направления движения;
• Гибкость; приспособливаемость;
• Чувство ответственности;
• Уверенность в себе и знание себя;
• Настойчивость;
• Энтузиазм;
• Умение ясно выражать мысли.
Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.
Сложности психического развития одаренных детей.
Положение о гармоничном психическом развитии одаренных детей неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психолого-педагогического изучения феномена детской одаренности.
Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью. Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем.
Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все. Учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения. Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть.
Социальная изоляции – это не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которых оказывается ребенок при отсутствии группы, с которой он мог бы общаться.
Приложение 2
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ,
ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
(по Ю.Б. Гатанову)
1. «Мозговой штурм». Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Затем поощрять обучающегося в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят ему в голову — независимо от того, насколько они являются идентичными. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже — хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются — с точки зрения реализации.
2. «Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами:
— групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные;
— соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.;
— команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей и не было постоянных неудачников. Критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных.
3. Сотрудничество и кооперация дают возможность научиться жить в группе. Они учат взаимопониманию, развивают способности к лидерству, позволяют менее одаренным детям пережить успех, сотрудничая с более одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми.
4. Неоценимая деятельность. Суждение педагога, его оценка откладывается до того момента, пока сам ученик не увидит другие возможные идеи или способы решения той проблемы, которую он пытался решить, а также проекты и работы, сделанные другими.
Приложение 5
МБОУ Греково-Степановская СОШ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
за 2015/2016 уч. год
№ Ф.И.О. учащегося
класс Результативность участия (указывать уровень)
олимпиады конкурсы НОУ
Название предмета Место Уровень проведения Название Место Уровень проведения Тема работы Место Уровень проведения
1 2 3 Приложение 3
МБОУ Греково-Степановская СОШ
База данных «Одарённые дети»
По итогам 2014-2015 учебного года
№ ФИО Класс Примечания
Интеллектуальные способности
1. Киселев Данил Александрович 8 Участник многих олимпиад и конкурсов, пишет стихи
2. Биганашвили Кирилл Вячеславович 2 Участник многих олимпиад и конкурсов, отличник
Лидерские качества
3. Оверченко Татьяна Вадимовна 7 Принимает участие во всех классных и общешкольных мероприятиях
4. Долгополова Алёна Дмитриевна 5 Принимает участие во всех классных и общешкольных мероприятиях
5. Лубяная Анастасия Александровна 6 Принимает участие во всех классных и общешкольных мероприятиях
6. Биганашвили Любовь Вячеславовна 7 Принимает участие во всех классных и общешкольных мероприятиях
7. Биганашвили Кирилл Вячеславович 2 Принимает участие во всех классных и общешкольных мероприятиях
Спортивные способности
8. Сазонов Дмитрий Дмитриевич 11 Лучший волейболист школы
9. Ихлакова Анна Андреевна 9 Гимнастика
10. Симисенко Егор Васильевич 8 Лучший футболист школы
Художественно-артистические способности
11 Биганашвили Любовь Вячеславовна 7 Занимается танцами
12 Ященко Юлия Анатольевна 8 Занимается танцами, пишет стихи
13 Кобцева Валерия Сергеевна 8 Занимается танцами
14 Барбашева Анастасия Владимировна 9 Отлично рисует
15 Родионова Анастасия Михайловна 6 Пишет рассказы и стихи, принимает участие в районных вокальных конкурсах, имеет призовые места
16 Ященко Алексей Анатольевич 6 Хорошо читает стихи
17 Кобцева Юлия Ивановна 8 Пишет стихи
18 Биганашвили Кирилл Вячеславович 2 Отлично танцует
Приложение 4
Конкурсы, акции, мероприятия, олимпиады
2014-2015 учебный год
№
п/п Название мероприятий, конкурсов Фамилия,
имя
участника Результат Фамилия,
имя
руководителя
1. Районный конкурс готовности агитбригад по ЮИД 10 участников - Лесникова О.А.
1. Районный конкурс рисунков: «Красота божьего мира». Лубяная Анастасия
Барбашева Анастасия - Биганашвили Г.Н.
2. Областная программа деятельности РРДМОО СДиМД «Продвижение»
Вектор «Единение»- «Культура в красках» Барбашева Анастасия
Биганашвили Кирилл
Киселев Данил Грамоты
за участие-3
Биганшвили Г.Н.
3. Всероссийская олимпиада по основам православной культуры: «Русь Святая, Храни веру Православную»(школьный тур) 4,5,6,78,9,11 классы
Участников-40 участников Сертификаты и дипломы Биганашвили Г.Н.,
Можин Т.В.
4. Международный конкурс-игра по ОБЖ «Муравей» 13 участников Сертификаты за участие-13 Беденко Г.М.
5. Всероссийская олимпиада по основам православной культуры: «Русь Святая, Храни веру Православную»(муниципальный тур) 6,7,8классы-
31 уч. Дипломы участника-3
Киселев Д, Оверченко Т., Биганашвили Л.)
Биганашвили Г.Н.
6. Дистанционная олимпиада по химии и биологии. Проект «Инфоурок».
7,8,9 классы
15 участников
Диплом IIстепени-3
(биология)
Диплом IIIстепени -2
(биология)
Диплом IIIстепени-1
(химия)
Сертификаты за участие-9
Кобцева В.И.
7. Районный конкурс агитбригад "Формула здоровья" 6 участников Грамота за участие Биганашвили Г.Н.
8. Всероссийская предметная олимпиада «Белый ветер»(история, общесвознание) 2 участника-7 класс
Сертификат за участие-1(история)
Диплом Iстепени-обществознание (Биганашвили Любовь) Можин Т.В.
9. Всероссийская предметная олимпиада «Белый ветер»(математика, русский язык) 4 класс-10участников Сертификаты за участие-5.
Диплом IIстепени-(русский язык)-2ч.
Диплом IIIстепени -(математика)-3ч. Егорова Р.Н.
10. Всероссийская предметная олимпиада «Белый ветер» 2 класс -2 участника Диплом Iстепени-1(математика)
Сертификат за участие-1(окружающий мир) Лубяная Н.В.
11. Всероссийская предметная олимпиада «Белый ветер» 3 класс-2 участника Сертификаты за участие-2 Плешакова Л.И.
12. Всероссийский конкурс «Наша планета» 1 участник Сертификат за участие-1 Кобцева В.И.
13. Всероссийский конкурс «Творчество М.Ю.Лермонтова9 участников Сертификаты за участие-8
Сертификат -2место по РФ Лубяная Н.А.
Киселева О.А.
14. Всероссийский фотоконкурс «Дай лапку, друг!» 8 участников Сертификаты за участие-8 Биганашвили Г.Н.
15. Районный этнографический конкурс «Славен Дон-2015» 1 участник-Ихлакова А. Лесникова О.А.
16. Районный конкурс «У войны не детское лицо» 1 участник-Оверченко Т. Сертификат участника-1 Киселева О.А.
17. Районный конкурс «Минута славы» 4 участника
Ихлакова А.,
Биганашвили К.,
Позднова Т.,Мещерякова А. Сертификаты за участие-2 Биганашвили Г.Н.,
Егорова Р.Н.
18. Районная экологическая акция «Мы за чистый район» Грамота
за участие Кобцева В.И.,
Биганашвили Г.Н.
19. Районная благотворительная акция «Рождественский Перезвон» Грамота
за участие Биганашвили Г.Н.
20. Всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие»(школьный тур) 60 участников Сертификаты участников.
Диплома Ι степени.
12 Дипломов ΙΙ степени.
24 Диплома
ΙΙΙстепениБиганашвили Г.Н
21. Всероссийская фотовыставка «9 Мая-Урок Памяти»на сайте
noosfera-centr.ru2-Сазонов А.,Лубяная А. Сертификаты участников-2 22. Всероссийский проект «Подвиг Матери!» на сайте «Матери России»
2-
Биганашвили Л.,
Александренко А. Биганашвили Г.Н,
Киселева О.А.,
Лубяная Н.А.
23. Международный конкурс рисунка «День Победы». Интернет-проект MuGaleRu.ru.
6 участников Сертификаты участников-6 Биганашвили Г.Н
24. Районный православный конкурс фотографий «Верую».Номинация «70-летие Победы». 3 участника-Александренко А.,Береснева Л., Биганашвили Л. Грамота- 2 место
Биганашвили Г.Н
25. Всероссийская историческая викторина «Фронт в тылу врага» 7 участников Свидетельство участника- 7 Лесникова О.А.
26. Всероссийская историческая викторина«Великая Отечественная война». 12 участников Сертификаты участников-12 Биганашвили Г.Н
27. Всероссийский проект «Наследники Победы» на сайте «Матери России». 1-Лубяная А. Биганашвили Г.Н
Лубяная Н.А.
28. Конкурс инсценированной песни военных лет-ЮИД 7 участников Лесникова О.А.
29. Всероссийская патриотическая акция «Карта памяти», издательство «Просвещение» 1-Лесников Эдуард Почетная грамота-1 Лесникова О.А.
30. Районный конкурс «Живая классика» 1- Ященко А. Сертификат участника-1 Лубяная Н.А.
31. Районные «Президентские состязания» 10 участников Грамота-3место Озерова П. в многоборье
Грамота -1место. Озерова П. в упражнении сгибание и разгибание рук в упоре лёжа Беденко Г.М.
32. Районные соревнования по лёгкой атлетике. 3 участников Грамота -3 место- Лесников ЭБеденко Г.М.
33. Районная спортивная эстафета, посвящённая Дню Победы 10 участников - Беденко Г.М.
34. Районный конкурс сочинений, посвященных памятнику древнерусской культуры «Слово о полку Игореве» 1-Ихлакова А. - Киселева О.А.
35. Районный конкурс рисунков «Зелёная планета глазами детей» 1-Барбашева А. - Биганашвили Г.Н.
36. Областная программа деятельности РРДМООСДиМДВектор «Зажигание»
«ФотоКросс» 1 задание, «Красота-страшная сила»
7 участников Биганашвили Г.Н.
37. Конкурс газеты «Пионерская правда» «Я имею право жить, развиваться и дружить» 2-Киселев Д., Биганашвили Л. Результаты в сентябре Биганашвили Г.Н.,
Киселева О.А.
38. Районный конкурс исследовательских работ «Отечество» 1-Ихлакова А. - Лесникова О.А.
39. Районный конкурс «Безопасное колесо-2015» 4участника Лесникова О.А.
40. Всероссийский конкурс «Творчество А.С. Пушкина» 9 участников Сертификаты участников.
Диплом Ι –степени1
2 Диплома
ΙΙ степени.
3 диплома участника
Биганашвили Г.Н.
Лубяная Н.В.
Плешакова Л.И.
Егорова Р.Н.
41. Всероссийский конкурс «Творчество А. Барто» 10 участников Сертификаты участников.
3 диплома Ι степени.
Диплом ΙΙ степени.
3 диплома
ΙΙΙстепени.
7 дипломов участника
Биганашвили Г.Н.
Лубяная Н.В.
Плешакова Л.И.
Егорова Р.Н.
42. Всероссийский конкурс «Творчество С.Есенина» 1-Биганашвили Л. Сертификат, диплом участника.
Диплом ΙΙΙстепениБиганашвили Г.Н.
43. Всероссийский конкурс патриотических рисунков «Моя Великая Родина» 1-Барбашева А.
Сертификат участника-1 Лесникова О.А.
44. Всероссийский конкурс фотооткрыток
« Зимний флешмоб» 6 участников Сертификаты участников-6
Биганашвили Г.Н.
45. Всероссийская олимпиада «Олимпус» (весенняя сессия) 22участника Дипломы участника,
диплом лауреата Биганашвили Г.Н,
Киселева О.А.,
Лубяная Н.А.
Кобцева В.И.
Киселева Л.А.
Лесникова О.А.
Алексеева Т.А.
Александренко Е.В.
Можин Т.В.
46. Международная дистанционная олимпиада «Инфоурок» по физической культуре 1-Озерова П. Диплом ΙΙ степени Беденко Г.М.
47. Международная дистанционная олимпиада «Инфоурок» по биологии 2-Маёренко В.,
Лубяная А. Сертификаты участников Кобцева В.И.
48. Международная дистанционная олимпиада «Инфоурок» по английскому языку 3участника Диплом Ιстепени,
2 сертификата участников Алексеева Т.А.
49. Международная дистанционная конкурс-игра по информатике Инфознайка14 участников Сертификаты участников.
3 победителя муниципального уровня Киселева Л.А.
50. Международный конкурс «Лисёнок» 2участника Сертификаты участников-2 Киселева Л.А.
51. Конкурс прикладного творчества «Светлая Пасха» на сайте Интернет-проект MyGaLeRu.ru14 участников Биганашвили Г.Н.
52. IV Международная акция «Читаем детям о войне» 1участник Диплом участника Киселева О.А.
53. Международная конкурс- игра «Слон» по математике 20 участников Сертификаты участников-20 Киселева Л.А.