Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику руки с использованием Lego-конструктора
Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику руки с использованием Lego-конструктора
Подготовила воспитатель ГБОУ Школа 1467 г. Москвы
Думнова Александра Сергеевна
Развитие мелкой моторики руки является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Можно по-разному объяснить, зачем пальцы маленького ребенка должны развиваться и тренироваться, какую роль играет осязание в развитии других функций человека, как движение пальцев связано с речью, с воображением, с самовыражением.
Развитие моторики ребенка всегда привлекало внимание исследователей, поскольку развитие движения необходимо для осуществления любой деятельности, а особенно детской. Для развития психики ребенка особенно важным является овладение движениям и рук, так как значение этого чрезвычайно тонкого, умелого и точного органа в творческой деятельности человека исключительно. Формирование все более тонких и точных движений с различным участием пальцев и ладони – это не только совершенствование функции руки, но и помощь развитию мозга ребенка, его речи.
Работающие с дошкольниками знают, какие трудности испытывают дети со слабо развитой моторикой рук, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитие двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеуказанных действий. Все это неблагоприятно сказывается на его когнитивном и двигательном развитии.
Необходимо уделять специальное внимание развитию мелкой моторики детей, так как хорошо развитая мелкая моторика позволит легче овладеть навыками самообслуживания, различными видами изобразительной деятельности, конструированием, а в дальнейшем и письмом.
Цель предлагаемых игр и упражнений – формирование у детей умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий.
Предлагаемые игры направлены на развитие:
- мелкой моторики;
- зрительно-моторной координации;
- пальцевого гнозопраксиса;
- навыка ориентировки в микропространстве;
- ловкости, точности, синхронности, координации движений рук;
- зрительного восприятия и образной памяти.
Игры для развития тактильного восприятия
Знакомство с качеством изучаемого предмета проводится поэтапно: привлечение внимание ребенка к тактильному обследованию объекта, показ приемов обследования, самостоятельное обследование объекта ребенком. Словесное обозначение качества исследуемого предмета является обязательным условием процесса его осязания.
Узнавание ребенком предмета на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно держать кисть руки, регулировать ее силу захвата, улучшать тонус мышц, что делает движения рук более точными.
При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы, расширяется активный словарь.
«Чудесный мешочек»
Цель: развитие тактильного восприятия, внимания, обогащения словаря.
Методика: разнообразные Lego-детали помещены в «чудесный мешочек». Педагог просит найти элементы определенной формы (кубик 2х2, кирпичик 2х6 и т.д.).
«Ощупай и расскажи»
Цель: развитие умения узнавать на ощупь разную фактуру деталей Lego, развитие чувствительности кончиков пальцев, активизация словаря.
Методика: игра проводится аналогично предыдущей. Усложнение состоит в том, что ребенок самостоятельно описывает найденную им в «чудесном мешочке» деталь.
«С кочки на кочку»
Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, координации движений, согласованности движений глаз и пальцев, ориентировке в пространстве.
Методика: создается игровая ситуация «зайчику нужно добраться до берега, не намочив лапки». Ребенок с помощью пальцев «перешагивает» с кнопочки на кнопочку по деталям Lego-конструктора или по плате.
«Пальчики в лесу», «В гости»
Методика: динамические упражнения проводятся со сменой позы пальцев, сопровождаемых конкретным стихотворным текстом.
Упражнения для развития одновременности движений рук
Упражнения можно проводить в сочетании движений с речью. Проговаривание стихотворений одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Но не следует перегружать занятия текстовыми упражнениями, лучше чередовать их с движениями под музыку.
«Разноцветные башенки»
Цель: развитие одновременности движений, синхронности, координации движений глаз и рук, формирование зрительного и слухового восприятия.
Методика: ребенок о сигналу взрослого начинает строить две одинакового размера, но разные по цвету башни одновременно двумя руками.
«Кубик-кирпичик»
Цель: та же.
Методика: ведущая рука – кубик, другая рука – кирпичик. Ребенок одновременно двумя руками раскладывает кубик и кирпичик на плате или собирает в башенки по словесному сигналу взрослого.
«Поле с цветами»
Цель: развитие координации движений, формирование целенаправленности действий, развитие зрительного восприятия, внимания, пространственной ориентировки, активизация словаря.
Методика: ребенок одновременно двумя руками выкладывает на плате разноцветные «цветы» (элементы Lego – мозаики, конструктора), заполняя всю плату.
Усложнение: взрослый задает вопросы: «Где расположены у тебя красные цветы? Какие цветы ты обозначил(а) желтым, синим… цветом? Какие цветы ты посадил в правом верхнем углу?» и т.д.
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации
Данные упражнения активизируют предметно-практические действия у детей.
«Цветной ковер», «Составь узор»
Цель: развитие зрительно-моторной координации и зрительного восприятия, памяти, внимания, ориентировки в пространстве, закрепление знаний цвета, формы.
Методика: ориентируясь на схему (графическое изображение) ребенок выкладывает узор из Lego-элементов.
Усложнение: узор выкладывается по словесной инструкции.
а) «Математический диктант»
б) «Строка в столбик»
Цель: развитие навыков пространственной ориентировки на плоскости, умения находить и различать вертикальную и горизонтальную линию, уточнение знаний геометрических фигур.
Методика: а) По словесной инструкции ребенок выкладывает на плате геометрические фигуры или цифры.
б) Педагог знакомит ребенка с понятием «строка», «столбик». Ребенок соотносит геометрические фигуры по форме и цвету.
3. «Цветное поле»
Цель: развитие способности ребенка свободно различать геометрические фигуры независимо от цвета и формы, умения объединять их по цвету, формирование пространственной ориентировки.
Методика: ребенок, пользуясь образцом в верхней строке игрового поля, расставляет геометрические фигуры на свободных клетках так, чтобы они не повторились ни по вертикали, ни по горизонтали.
В заключении хотелось бы отметить, что пользуясь Lego-конструктором ребенок манипулирует деталями: удерживает, сжимает, скрепляет их между собой. Работая с конструктором, ребенок развивается и обучается играя.
ЛИТЕРАТУРА:
Беззубцев Г.В., Андреевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М., 2003.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПб., 2003.
Гареева Н.А. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения // Дошкольное воспитание. – 2002, №6.
Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб., 1998.
Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего. – М.: Владос, 2003.