Образовательный материал


ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья “Нурлатская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида”
Разработка урока
по сельскохозяйственному труду
на тему:
«Пикировка рассады цветов»

Учитель 1 квалификационной категории
Соколова Л. М.
2015 г.
Цель: познакомить с ростом и длиной корня, разных цветочных растений и правилами регулирования роста корня пикировкой.
Задачи:
Образовательная:
- знать, что такое пикировка, уметь пикировать растения;
- уметь пикировать растения самостоятельно.
Коррекционная:
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие зрительной и слуховой памяти.
Воспитательная:
- уважать труд людей;
- привитие любви и бережного отношения к природе;
- развитие эстетического чувства.
Тип урока: практическая работа.
Методы урока: словесный, наглядный, практический.
Межпредметная связь: математика, биология
Оборудование и материалы: посадочные ящики с ячейками, садовые инструменты, перчатки, фартуки, музыкальная композиция, презентация.
Ход урока:
1. Организационная часть.
- Отчет дежурного
(Наличие учащихся, число, месяц, год, день недели, время года)
Добрый день уважаемые гости, дети.
2. Проверка знаний учащихся.
Слайд 2
Совсем недавно в марте месяце мы сеяли семена цветочных культур. Каких? Вспомните название этих цветов. (Сальвия, целозия, астры, диморфотека, георгины, цинерария и др.) – (показываю на экране).
- Давайте вспомним, как мы производили посев семян астр.
Слайд 3
- Мы провели подсчет, сколько нам понадобится почвенной смеси, из расчета 10 кг на 1 посевной ящик (работа на доске).
- Для посадки астр мы использовали 3 посевных ящика. Сколько килограмм почвенной смеси нам необходимо?
10×3 = 30 кг
- Значит, для 3-х ящиков нам понадобилось 30 кг почвенной смеси, которая состояла из 1 части дерновой земли и 2 частей компоста.
Сколько килограмм дерновой земли мы взяли и сколько компоста?
Давайте посчитаем. Сколько всего частей у нас?
- 1 часть дерновой земли и 2 части компоста
1+2=3 части
Сколько кг почвенной смеси нам нужно? (30 кг)
Что мы должны сделать? (30 : 3 = 10 кг – составляет 1 часть)
- Значит дерновой земли нам необходимо 10 кг
- А как мы можем узнать сколько кг нам понадобится компоста? (30 – 10 = 20 кг – компоста)
- Дальше мы тщательно перемешали компост и дерновую землю и заполнили ящики. Полили слабым раствором марганцовокислого калия.
- Для чего мы поливали почву марганцовокислым калием?
- Для обеззараживания почвы и от вредителей.
Слайд 4
Посеяли семена астр, полили их из лейки с мелким ситечком и накрыли плёнкой для тепла. Прикрепили этикетку с названием и датой посева семян. Поставили ящики в теплое место.
Для посева астр мы делали бороздки глубиной 1 см. Посеянные семена заделывали землёй. Поливали лейкой и накрывали плёнкой для тепла. Когда на 7-10 день появились первые всходы, плёнку сняли и поставили ящики с сеянцами в светлое место, чтобы растения получали достаточное количество света.
3. Сообщение темы, цели и задачи урока.
Слайд 5
Сегодня мы продолжаем изучать тему: «Пикировка рассады цветов». На этом занятии мы будем пикировать рассаду астр.
Цель нашего урока состоит в том, чтобы научиться правильно, осуществлять пикировку рассады цветов астр.
- Что же такое пикировка?
Слайд 6
Пикировка – это пересадка растения после образования 1-2 настоящих листьев.
- Откройте тетради и запишите тему урока и определение слова пикировка.
- Я хочу напомнить, что любая рассада – очень важное природное создание.
Рассада цветов требует особо заботливого отношения.
У большинства рассады цветов, очень ранимая и слабая корневая система.
К ним относятся астры, петуния, и другие цветы, которые дарят нам радость своим великолепием, если за ними правильно ухаживать. Вот сегодня мы будем пикировать астры в специальные, отдельные горшочки, чтобы при высадке в открытый грунт не повредить корневую систему. Земля в горшочках должна быть влажной. У астры корневая система нежная, поэтому пересаживать её надо аккуратно.
На дальнейший рост растений влияют несколько факторов: свет, температура, подкормка, полив.
На рассаду должно попадать достаточное количество света, температуру в помещении нужно поддерживать не менее 20 градусов тепла.
4. Инструктаж выполнения работы.
Пикировать рассаду мы будем в специальные пикировочные стаканчики с дырочками внизу, для того, чтобы вода не застаивалась, и корни не загнивали.
Слайд 7
Правила пикировки
За день до пикировки рассаду обильно поливают.
Слайд 8
Пересаживают растения, поддевая каждый сеянец специальной лопаточкой для пикировки, карандашом или тонкой плоской палочкой.
Слайд 9
Держать пальцами нужно не за ножку сеянца, а за семядольные листочки.
Слайд 10
Аккуратно вынимают растение из почвы, удаляют (прищипывают) кончик корешка сеянца, оставляя две трети или даже половину. Это нужно для того, чтобы подтолкнуть к развитию боковые корешки.
Слайд 11
В почве делают небольшое углубление и высаживают туда сеянец, заглубив его до семядольных листьев.
Слайд 12
Проверяют, чтобы корни были направлены вниз, и плотно прижимают почву к корешку и семядольному колену.
Слайд 13
После пикировки рассаду поливают теплой отстоявшейся водой и на 2-4 дня ставят в светлое место.
Для работы нам понадобятся следующие садовые инструменты: лопатка, совочек, пика для пикировки рассады – астры.
5. Практическая работа
Сейчас я попрошу вас занять рабочие места. Надеваем фартуки, перчатки.
Показа последовательности выполнения работы учителем.
- У вас есть вопросы?
- Всё вам понятно?
- Перед тем, как приступить к работь к работе, давайте вспомним правила безопасной работы.
Техника безопасности
1. Помните, что с землёй нужно работать аккуратно, чтобы не попала в глаза.
2. Садовыми инструментами тоже пользоваться аккуратно.
3. Нельзя толкаться во время работы.
Показ учителем правила посадки рассады
Слайд 14
Даже учёными доказано, что растения под музыку гораздо лучше растут.
Поэтому мы с вами под весеннюю музыку будем пикировать. Надеюсь, что это вам создаст хорошее, весеннее настроение, а растениям лучшую выживаемость. Наша рассада будет крепкой, а цветы будут красивыми, пышными, если мы будем пикировать их с душой и под музыку. (Музыка)


6. Подведение итогов урока.
- Ребята наша работа подходит к концу. Давайте распикированную рассаду поставим к свету, но необходимо помнить, что рассада наша сейчас слабая и несколько дней она будет болеть, поэтому нельзя ставить ее на подоконник.
- Куда мы пикировали рассаду?
- В специальные пикировочные стаканчики с дырочками внизу.
- Для чего внизу в пикировочных стаканчиках дырочки?
- Чтобы вода не застаивалась, и корни не загнивали.
- Давайте повторим правила проведения пикировки.
Правила пикировки
За день до пикировки рассаду обильно поливают.
Пересаживают растения, поддевая каждый сеянец специальной лопаточкой для пикировки, карандашом или тонкой плоской палочкой.
Держать пальцами нужно не за ножку сеянца, а за семядольные листочки.
Аккуратно вынимают растение из почвы, удаляют (прищипывают) кончик корешка сеянца, оставляя две трети или даже половину. Это нужно для того, чтобы подтолкнуть к развитию боковые корешки.
В почве делают небольшое углубление и высаживают туда сеянец, заглубив его до семядольных листьев.
Проверяют, чтобы корни были направлены вниз, и плотно прижимают почву к корешку и семядольному колену.
После пикировки рассаду поливают теплой отстоявшейся водой и на 2-4 дня ставят в светлое место.
- В дальнейшем наша работа будет заключаться в поливе и рыхлении.
- А теперь снимаем рабочую одежду и садимся за свои парты.
Надеюсь, что ваша рассада вырастет крепкой и здоровой и будет украшать наш школьный цветник.
Хочется вам пожелать, чтобы у ваших домов тоже росли красивые, яркие цветы, посаженные вашими руками.
Цветы радуют глаза и душу человека, создают настроение.
- На этом наше занятие закончено.
- Ребята, есть ли у вас вопросы? (Нет).
Оценка. Спасибо за урок.