Образовательный материал
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
•Федерального образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
•примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной
обязательной) части учебного курса;
•программы развития и формирования универсальных учебных действий;
•программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во
взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания,
кое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
•комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном
пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства
людей в разных географических условиях;
•целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-
общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
•умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических
средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации
своей жизнедеятельности;
•умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии.
Целями изучения географии в основной школе являются:
•формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
•формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
•понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исторических факторов;
•познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России
мира;
•формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных,
оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
•формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости
географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды
для жизни на Земле;
•формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные
общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
•формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью
различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.).обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
•формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических
продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
•понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факто-
рами; зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий
проживания;
•всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально-
экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание
истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
•выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических
знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к
частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического,
личностно-деятельностного. Историко-проблемного. Интегративного, компетентностногоподходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познаватепьных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять.Доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где
преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе): представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Содержание курса географии в 5 классе нацелено на формирование у обучающихся
знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и
свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-
картографических знаний и умений, позволяющих осознать, что план и карта — выдающиеся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их
столицах.
Место курса географии в базисном учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов запять лет обучения – 280. Из них по 35 ч в год (1 ч. В неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч. (2 ч внеделю) в 7. 8 и 9 классах.
Результаты освоения курса географии
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
4) Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
5) Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
6) Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
10) Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11) Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12) Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования являются:
1) Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
3) Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
4)формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
5)умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели. Способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
6)формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно-коммуникационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
7)умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8)умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами
наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
9)умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на
основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
10)умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом
образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального
взаимодействия.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1)формирование представлений о географической науке, её роли в освоении плане-
ты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том
числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2)формирование первичных навыков использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3)формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4)овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов
географической среды, в том числе её экологических параметров;
5)овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6)овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7)формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
8) Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образовании, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Для реализации программного содержания используются следующие пособия:
География. Рабочие программы. Предметная линяя учебников «Полярная звезда.5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» /В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина-М.: Просвещение, 2012.
География 5-6 классы : учеб.для учителей общеобразовательных учреждений / В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина (и др.); под ред. А.И. Алексеева.- М.: Просвещение, 2012.
Николина В.В. География. Мой тренажер. 5-6 классы. Рабочая тетрадь. – М.:Просвещение, 2012.
Николина В.В. География. Поурочные разработки. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2012.
-7-