Образовательный материал

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 6» Советского района г. Казани









Формирование положительной мотивации у обучающихся в ДШИ по классу скрипки.
















Автор:
Сабирзянова Гульназ Маратовна,
преподаватель по классу скрипки




Формирование положительной мотивации у обучающихся в ДШИ по классу скрипки.

Процесс обучения детей на музыкальных инструментах происходит на индивидуальных занятиях. Поскольку современная система образования реализует концепцию гуманизации учебного процесса, то в центре внимания педагогического процесса становится личность ученика. Цель обучения в музыкальной школе – приобретение учеником компетенции владения инструментом. Как показала практика, заинтересованность ребенка в результате своей деятельности и осмысленность каждого своего действия значительно ускоряет процесс усвоения знаний, умений и навыков. Ещё одним из важнейших факторов, определяющих качество педагогического процесса, является ощущения физического комфорта при осуществлении исполнительской деятельности. Процесс обучения является видом высшей нервной деятельности. Термин «высшая нервная деятельность» впервые введён в науку [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], считавшим его эквивалентным понятию [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Все формы психической активности, включая мышление и сознание человека, Павлов считал элементами высшей нервной деятельности.
Непрерывное [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] высшей нервной деятельности происходит двумя путями  эмпирическим и теоретическим. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] осуществляется в процессе обучения (усвоения чужого опыта). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] осуществляется в процессе жизни  при получении непосредственного опыта и проверки сформированных в результате теоретического обучения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на личной практике.
Эмпирическое совершенствование зависит от качества физиологических процессов, поскольку, если физические действия не причиняют дискомфорт (как минимум) или приятны (как максимум), то возрастает положительная мотивация к образовательному процессу. Основным критерием, позволяющим получать удовольсвтие от исполнителськой деятельности на инструменте – это свобода игрового аппарата. Зажатость игрового аппарата может иметь 2 причины:
Физиологическую;
Психологическую.
Это разделение весьма условно, поскольку процессы протекающие в организме человека на уровне физиологии и психологии тесно взаимосвязаны.
Рассмотрим упражнения, позволяющие расслабить игровой аппарат через освобождение мышц рук:
Учитель берет руки ребёнка за пальцы и слегка раскачивает, отслеживая ощущение свободы в плечевых, локтевых и лучезапястных суставов.
«Руки-верёвки». Ученик стоит, опустив руки вдоль тела, с ощущением полной свободы в руках. Можно совершить несколько поворотов в разные стороны и отследить произвольность движения рук.
Раскачивание ученика (при условии, что учитель может гарантировать безопасность выполнения этого упражнения). Задача ученика держать спину и голову, полностью расслабив при этом руки.

В силу постановочных особенностей игрового аппарата скрипача особую роль играет свобода движений при звукоизвлечении. Физиологически эту задачу по правой руке можно решить, передав через ощущения на руке ученика 3 видов контакта кисти правой руки (Такой метод целесообразен в силу того, что такого опыта в ощущениях у учащегося нет. Передача верных ощущений способствует более точному представлению и ощущению звукоизвлечения учащимся):
1. кисть спокойно висит на руке ученика;
2. при небольшом подъёме локтя вверх под указательным пальцем возникает «точка» опоры;
3. то же самое, но добавляется нарочитое надавливание (здесь необходим комментарий: так играть нельзя!)
Все те же действия совершает ученик. На этом этапе учитель может отследить, проконтролировать и скорректировать правильность приложения усилий учащегося.
Для формирования корректного навыка звукоизвлечения целесообразно использовать образные ассоциации, чтобы перенести уже сформировавшийся в повседневной жизни мышечный опыт в исполнительскую деятельность.
Упражнения:
ученик берёт за руку учителя и тянет её на себя «как морковку из грядки»;
ученик толкает руку учителя «как мячик»;
найти точку опоры как в предыдущем комплексе упражнений и проделать пункты 1 и 2 в плоскости движения смычка, постоянно контролируя игровую точку.
пункт 3 исполнить на струне. (Можно добавить ещё один ассоциативный ряд: «съехать с горки вниз» при движении смычка вниз, посадить любимого человека на санки и «толкнуть на горку» при движении смычка верх)
Особую сложность представляет для начинающих скрипачей игра у колодки и в нижней части смычка. Это может быть связано со слабым мизинцем, неверным распределением веса руки у колодки и т.д.. Но ещё одна из причин – это то, что у учащегося ещё нет такого мышечного опыта. Для того, чтобы найти оптимальное положение и определить корректное движение руки при ведении смычка в нижней части можно воспользоваться ассоциацией.
Упражнение:
Ученик поворачивается спиной к учителю, правая рука в положении смычка у колодки. Учитель просит произвести толкательное движение назад со смыслом «Уйди!». Движение производится только локтем. Учитель может со словом «Не-а!» вернуть локоть в первоначальное положение.
То же проделать на всех пустых струнах.

Игровая атмосфера, которая создается при выполнении упражнений, связанных с бытовыми ассоциациями снимает напряженность и повышает работоспособность учащихся. Ещё один немаловажный эффект этих упражнений состоит в том, что исполнительская деятельность через бытовые ассоциации органично вписывается в мироощущение ученика, что повышает уровень психо-эмоционального и физического комфорта на занятиях, а также их эффективность этих занятий.

Формирование свободных движений в левой руке сложно в силу неестественности положения руки в подвешенном состоянии. Сформировать корректное ощущение в руке также помогают ассоциативные связи и передача и формирование тактильных ощущений.
Упражнения:
Рука ученика свободно висит. Учитель обращает внимание ученика на то, как рука «висит вниз», затем берет руку ученика и приводит её в игровое положение, направляя внимание ученика на ощущения, как рука «висит вверх».
Пункт 1 ученик делает сам. Критерием правильности выполнения упражнения может быть лёгкое покачивание предплечья, как при вибрации.
Пункт 2. Только в руке ученик держит воображаемое зеркало и смотрится в него. В это время учитель может исполнить какое-либо произведение на фортепиано, что позволит не заскучать ученику во время выполнения упражнения на выносливость.

Особое внимание следует уделить падению пальцев. Правильно сформированный навык позволит легче развить беглость, обеспечит с чистоту интонации и т.д. В решении данной задачи физиологичность движений при опускании пальцев на струну можно сформировать при формировании ассоциативных связей со знакомыми действиями и явлениями.
Упражнения:
«Позови меня в гости!». Левая рука в игровом положении без скрипки. Все пальцы по очереди падают с замахом на большой палец.
Пункт 1 на инструменте. Следить за широтой амплитуды траектории движения пальца.
«Рогатка». Учитель как бы «выстреливает» пальцем ученика на струну. Упражнение позволяет сформировать ощущение падения пальца на струну с ускорением, что необходимо при развитии беглости.

Все вышеприведённые упражнения имели предметом своего воздействия мышцы. Воздействовать на них предлагалось посредством тактильных ощущений и ассоциаций.

Следующий комплекс упражнений позволяет частично решить проблему зажатого игрового аппарата через изменение состояния сознания и перевоплощение.
Упражнения:
Исполнить проблемный отрывок произведения. Затем вспомнить состояние «Имя ученика, который может все». Отметить разницу в исполнении.
Исполнить произведение или его часть как обычно. Вспомнить состояние «Девочка-Цветочек» (для девочек, для мальчиков может быть что-то другое). Исполнить то же в новом состоянии. (Это состояние найти заранее и заякорить с образом, который ассоциируется со свободным состоянием и движением рук).
Исполнить произведение или его часть как обычно. Мысленно заполнить руки по очереди водой, огнём, воздухом, землёй. Сравнить ощущения и результаты. Выбрать оптимальный понравившийся вариант.

В результате применения приведённых выше упражнений ученик накладывает ощущение свободы и комфорта на исполняемый материал, а, значит, занятия на инструменте становятся в радость, что также формирует положительную мотивацию к занятиям музыкой.
Испльзованная литература:

Янкелевич Ю. И. Педагогическое наследие. – М.: Постскриптум, 1993. – 312 с.
Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Москва. 1965.
Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача: Пути формирования и развития. – М.: Музыка, 1985ю – 160 с.
Кюхлер Ф. Техника правой руки скрипача.
Очерки по методике обучения игры на скрипке. М.: Музгиз. 1960. – 203 с.