Образовательный материал
Министерство образования и науки Ставропольского края
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №4»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«ЧИПОЛЛИНО»
Автор:
ученица 2 «А» класса Чернова Софья
Руководитель:
учитель начальных классов
Алексеева Татьяна Ивановна
г. Михайловск, 2015 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..……3
1. Место проведения, время, материал
и методика исследования…………………………………………………....….4
2. Результаты исследования:
2.1. Подготовительный этап………………..…………………………...…...5-8
2.2. Практическая и экспериментальная работа…………..………….....9-11
2.3. Анкетирование учащихся………………………………………….…12-13
Заключение и выводы……………………………………………………..…..14
Используемая литература………………………………………………..…....15
Приложения.
Презентация.
Введение.
Цель: Вырастить зеленый лук на подоконнике, показать развитие луковиц на различных этапах роста, получить навык исследовательской работы.
Задачи:
1. Научиться элементам поисковой работы.
2. Сформировать представление о луковичных, о разнообразии сортов и их назначении.
3. Изучить особенности роста и развития, полезные и вредные свойства зеленого лука.
4. Создать оптимальные условия для выращивания лука в домашних условиях.
5. Определить степень осведомленности учащихся начальных классов о зеленом луке.
6. Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.
7. Развить трудолюбие и выдержку.
Актуальность: Определение своих возможностей в области выращивания растений, сбора необходимой информации, ее анализа, проведения опроса школьников.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленный материал может быть использован на занятиях по окружающему миру. Определить какой лук с шелухой или без нее прорастет быстрее.
Место, время, материал и методика исследования.
Место проведения эксперимента: моя квартира.
Период: апрель 2015 года.
Объект исследования: репчатый лук.
Предмет исследования: выращивание зеленого лука.
Оборудование: 2 головки лука, контейнер для яиц, компьютер для поиска информации в интернете и обработки данных.
Методы исследования:
1. Изучение научной литературы.
2. Наблюдения.
3. Описания.
4. Измерения.
5. Сравнения.
6. Эксперимент.
7. Анкетирование.
8. Обработка результатов.
Результаты исследования.
2.1. Подготовительный этап.
Из газетной статьи я узнала, что репчатый лук можно вырастить в домашних условиях без земли.
Меня это очень заинтересовало, а смогу ли я сама, на подоконнике, в контейнере для яиц вырастить зеленый лук!
Но сначала я с мамой в интернете и энциклопедии узнали о том, какое это замечательное растение.
Лук репчатый - пряное культурное растение, относящееся к семейству лилейных. Самая распространенная пряность, употребляемая многими народами ежедневно. Родиной репчатого лука считают Юго-Западную Азию.
Лук пожаловал в наши края из Средней Азии. Применяют его не только в качестве обычного овоща, добавляя в супы и салаты, но также и как лекарственное средство вот уже более 4 тысяч лет.
Еще в Древнем Египте лук является священным растением. Форма луковицы напоминала древним людям Луну, в начале его не применяли в пищу «земное подобие луны». Затем люди раскрывали лечебные свойства лука. Рабы и крестьяне при постройке пирамиды Хеопса стали есть лук в огромном количестве, так как он придавал им силы, здоровье.
Лук поистине стал божественной пищей.
Сорта лука многочисленны и разнообразны. Они различаются по длине вегетационного периода, по вкусу, гнездности, форме и окраске луковицы и по другим признакам. В России выращивают более 60 сортов лука.
Рассмотрим некоторые разновидности лука.
Репчатый лук
Самый распространенный вид лука в нашей стране. В зависимости от сорта могут быть очень острыми и едкими. Но есть сорта с большим содержанием сахара и потому менее едкие. Такие сорта хорошо подходят для использования в свежем виде в салатах и других видах закусок. Репчатый лук хорошо храниться, и может использоваться на протяжении всего года.
Лук-шалот
Этот вид лука можно назвать разновидностью репчатого лука, но луковицы шалота меньше по размеру. Обладает более нежным и сладковатым вкусом, чем репчатый лук. Лук великолепен в различных салатах и при приготовлении различных блюд.
Лук-батунЭта разновидность лука предназначена для выращивания зеленого лукового пера. Вкус этого лука нежный, ароматный и вкусный.
Лук-порей
Лук-порей не имеет как таковой луковицы, а только утолщенный стебель, который и является его основной ценностью. Вкус неострый, приятный и нежный.
Шнитт-лук
Шнитт-лук – это скорее ароматная трава. Она имеет луковицу очень небольшого размера, а в пищу употребляется перо. Не переносит тепловой обработки, поэтому добавляется в салаты в свежем виде, а в супы или вторые блюда на последней стадии приготовления этих блюд.
Применение в кулинарии.
Лук – источник витамина С, особенно много его в листьях, в 3 раза больше, чем в луковице. Для покрытия суточной потребности человеческого организма в витамине С требуется 50-60 г. зеленого лука.
Лук деликатесный овощ, имеющий важное пищевое значение. Широко применяют в кулинарии в сыром, вареном и тушеном виде, используют для супов, гарниров, в качестве приправ к мясу и сыру.
Лук улучшает вкус пищи, способствует ее усвоению.
Применение в медицине.
В медицине известен со времён Гиппократа. Лечебные свойства лука признавали все народы. Римляне считали, что сила и мужество солдат увеличиваются при употреблении лука, поэтому он входил в военный рацион. В Египте луку воздавали почести как божеству. При Гиппократе лук прописывали больным ревматизмом, подагрой, а также от ожирения. Луковый сок полезен при загрязнённых ранах. Луковый сок помогает от ангины. Съедобный лук вследствие своей горечи укрепляет слабый желудок и возбуждает аппетит.
Лук является популярным косметическим средством во многих странах мира. Соком лука рекомендуют смазывать волосистую часть головы при себорее, гнездовой плешивости, для укрепления корней волос. При этом волосы становятся шелковистыми, мягкими и блестящими, а кожа не шелушится, не образуется перхоть. От луковичного сока бледнеют веснушки; приём лука внутрь, а также луковые маски (из смеси кашицы лука с мёдом) предупреждают появление морщин, кожа лица становится свежее.
2.2. Практическая и экспериментальная работа.
Сначала мы приобрели контейнер для яиц и разрезали его на две половинки. Половинка без ячеек послужит нам поддоном, а половинка с ячейками – «грядкой», в которой мы с мамой вырезали отверстия для корней. Между поддоном и ячейками поперек кладем две шпажки для воздушной прослойки между луковицами и водой.
После чего мы приступили к подготовке лука к посадке. Для этого мы взяли две луковицы: одну в шелухе, а другую очистили от шелухи. Срезали у обеих луковиц часть верхушки, со стороны корневой системы проткнули острой шпажкой и замочили на 24 часа в воде. С этого дня я начала вести дневник наблюдений (Приложение 1).
На следующий день мы налили в поддон воду и высадили лук. После чего поставили его на подоконник, поближе к солнечному свету. И стали ждать появления первых зеленых листочков!!!
На второй день появился первый зеленый лучок из луковицы с шелухой, а вот из луковицы без шелухи зеленый лучок появился только на 4 день.
Вот такие корни выросли у наших луковиц на 4 день эксперимента. Корневая система – основной источник получения влаги для растений.
Прошло еще 8 дней, и наш лучок стал совсем большим.
В течение 12 дней лук рос в комфортных условиях (при температуре воздуха 22-24 о С, солнечном свете и влажности) и наконец вырос!!!!
Теперь лук, выращенный своими руками, можно использовать при приготовлении различных блюд. Мы добавили его в мое любимое блюдо – окрошку!!!
2.3. Анкетирование.
Мой классный руководитель Татьяна Ивановна предложила сравнить знания о зеленом луке учеников 2-го и 4-го классов. Для этого нужно было провести опрос учеников.
Опрос о зеленом луке показал, что меньше всего правильных ответов дали ученики 2 класса, в отличие от ответов учеников 4-го класса.
Вывод: чем старше ученики, тем большими знаниями об окружающем мире они обладают.
Заключение и выводы.
Вот и подошло к концу мое исследование. Теперь я знаю, что зеленый лучок можно быстро вырастить и на подоконнике, но для этого необходимо создать ему комфортные условия.
В ходе проведенного эксперимента было установлено, что лук с шелухой пророс быстрее, чем лук без шелухи.
Работа над проектом позволила мне расширить свой кругозор. Я узнала много нового не только о луке, но и о том, как увлекательно и волнительно выращивать растения: сажать, поливать, переживать, когда они плохо растут. Приобретенные умения и навыки обязательно пригодятся мне в будущем.
Процесс и результат проекта принес мне удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции.
Используемая литература.
Дурейко Л.И. Питание и здоровье. Минск: Персей, 1999.
Мартынов С.М. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье. М.: Просвещение, 1993.
Гуркин В.А., Докучаева Г.Н. «Лук –от 100 недуг» издательства «АиН» 1998.
Надеждина Н. «Где щи, там и нас ищи!». – М.: Малыш – 1989.
Газета «Хозяйство», №11, 17-23 марта 2015.
Интернетресурс.
Приложение № 1.
Таблица наблюдения за ростом зеленого лука.
число наблюдения
01.04.2015 Поместили 2 луковицы в воду на сутки
02.04.2015 Высадили лук в контейнер для яиц
04.04.2015 Проросла луковица с шелухой
06.04.2015 Проросла луковица без шелухи
14.04.2015 Высота зеленого лука 28 см