Образовательный материал
Воспитание экологической культуры детей
Любое время года прекрасно и содержит таинство закономерных проявлений жизни: то нежное весеннее возрождение, то красочное осеннее увядание, то зимняя дремота под снегом, то буйное поспевание плодов в пышной летней зелени. Дошкольнику надо показать закономерную последовательность роста и развития всего живого, его зависимость от сезонных факторов внешней среды.
Большими возможностями детского сада, дети с желанием обладает «недельная» методика ознакомления с сезонами. Одну неделю каждого месяца я планирую ежедневно различные мероприятия: наблюдение погоды, рассматривание деревьев, кустов, покрова земли; наблюдение за домашними животными; целевые прогулки и экскурсии в ближайшее природное окружение и в места, где можно увидеть сезонный труд людей.
Во всех видах трудовой деятельности, доступной ребенку-дошкольнику, наиболее ценной является работа на природе. Работая на участке, в огороде, в цветнике детского сада, я знакомила детей с выращиванием растений и правилами ухода за ними, дети постепенно узнавали последовательность сельскохозяйственных работ и овладели целыми рядом практических навыков. Дети знают, что из маленького семени моркови вырастает сладкая, сочная и большая морковь. Посадив весной маленькие семена моркови на грядке в огороде ухаживали за ними все лето, поливали, пололи, рыхлили почву. А когда, наконец, появились всходы, дети были очень рады. Они поняли, что был хороший уход за посаженными семенами. А осенью дети были удивлены, какую большую морковь они вырастили. И, конечно же, остались довольны результатом своего труда. Сами ели витаминный салат из моркови и угощали детей помладше, рассказывая, как они вырастили морковку на огороде в детском саду. Я попутно объяснила детям, что людей, которые выращивают овощи, называют «овощеводы». Для закрепления и пополнения знаний изготовила дидактические игры «Что в корзину соберем», «Во саду ли, в огороде». Заучили физкультурную минутку «Был у зайки огород», которую дети проводят самостоятельно, имитируя каждое движение. Был у зайки огород: Ровненьких две грядки. Там играл зимой в снежки, Ну, а летом - в прятки,
А весною в огород Зайка с радостью идет! Он сначала все вскопает, А потом все разровняет, Семена посеет ловко И польет свою морковку. Ямка - семя, Ямка - семя, Закопает, поливает. И глядишь - на грядке вновь Вырастет его морковь. А как осень подойдет, Урожай свой соберет. Вот собрал. И как раз — Славный на зиму запас!
А за обедом я детям показала пшеничное зернышко и колосок и объяснила, что хлеб, который они едят, произошел из этого зернышка. Дети были очень удивлены. А разобраться в их удивлении помогли нам экскурсии в поле. Весной мы смотрели, как трактора вспахивают почву, а потом, прицепив сеялки с зерном пшеницы, засевают взрыхленную почву. А летом ходили наблюдать за всходами. В конце лета наблюдали, как пшеница колосится. А вот осенью пора убирать поспевшую пшеницу. Мы с детьми наблюдали, как комбайны срезали колосья хлеба и чистое зерно сыпалось в кузов машины. Машины везли зерно пшеницы на зерноток. Там его просушивали, чистили от мусора и отправляли в хранилище. Затем эти зерна мололи, и получалась пшеничная мука. А из муки нам пекари на хлебозаводе пекли хлеб. Когда дети узнали историю происхождения хлеба, они долго рассматривали его, нюхали и стали бережнее относиться к нему. У ребят появилось желание побольше выучить стихотворений о хлебе.
Хлеб ржаной,
Батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Комбайн идет по полю, срезает колоски, а в поле остается солома. Солома тоже нужна людям. Они ее собирают и везут на ферму, где живут коровы, овцы. Дети знают, для чего людям корова: она дает мясо и молоко. В любое время года корову нужно доить. Доит ее доярка. Затем шофер на машине везет молоко на комбинат, где из молоко перерабатывают на разные продукты: творог, сметану, кефир, йогурт, сыр... А из мяса делают колбасы, котлеты.
Мы наблюдали с детьми за овцами, как их стригут и из шерсти делают теплые ткани, шерстяную пряжу - нитки. Из ниток вяжут теплые носки, варежки, шапочки. Из шерсти катают валенки. Для того чтобы домашние животные приносили пользу, за ними необходимо ухаживать, поить, кормить, чистить, заготавливать корм на зиму. Люди косят, сушат траву для своих животных, строят теплые дома, которые называются сараями.
После таких наблюдений дети стали чаще играть в сюжетно-ролевые игры «Семья», где ходили в построенный из кубиков сарай и ухаживали за коровой, овцами. Дошкольники проявляли заботу о них. Ребята с увлечением играли в сюжетно-ролевую игру «Магазин» - продавали сыр, молоко, колбасу, хлеб; с/р игру «Шатер» и т.д.
Я считаю, что трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно быть осуществлено в отрыве от семейного воспитания. Мы вместе с родителями обязаны сформировать новое экологическое сознание, и тогда оно будет строить свои отношения с природой с иных позиций, позиций биоцентризма, когда человек себя считает хотя и особой, разумной, но все же частью природы. С этих позиций экология - это не просто наука, это мировоззрение. Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.
Список использованной литературы:
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
-Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2009г.
2. Иванова А.И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду:-М.: ТЦ Сфера,2010г.
3. Сигимова Т.Н. Познание мира растений : занятия с детьми 4-7 лет- Волгоград: Учитель, 2009г.