Образовательный материал
Тематическое планирование уроков по русскому языку и литературы в 5-10 классах на тему: «Развитие речевой деятельности учащихся в процессе работы над письмом как одним из видов эпистолярного жанра».
5 класс - 5 часов
Письмо как средство человеческого общения. Знакомство с правиламинаписания писем. (Письма Деду Морозу, маме, бабушке, учителю).
Внеклассное чтение. Письма А.П.Гайдара к детям. А.Я.Трофимовойкак прекрасные сказки (Творческая работа - найти литературные тропы в письмах).
3. Роль художественных приемов в письмах А.П.Гайдара. (Письмомладшему брату, сестре, другу).
Отработка умения писать письма. Письмо другу об одном из удачнопроведенных вечеров в семье. (Написание и редактирование своих писем).
Внеклассное чтение. А.П.Чехов «Ванька». Письмо Ваньки Жукова каксредство раскрытия характера героя. (Сочинение-рассуждение «Кто может помочь Ваньке?» или «Дальнейшая судьба Ваньки»).
6 класс - 4 часа
1. Расширение знаний об эпистолярном жанре. История писем.А.П.Чехов. Юмористические рассказы «И то и се», «Новейший письмовник».
Виды писем. Частная переписка. Этикет письма. (Поздравительная открытка).
Письма литературных героев. Внеклассное чтение. А.Алексин «Коляпишет Оле. Оля пишет Коле». (Сочинение «Мой самый лучший день вгоду»).
4. Внеклассное мероприятие. Устный журнал: «Письмо неизвестному солдату».
7 класс - 6 часов
Знакомство с публицистическим стилем. Письмо в газету. (Письмо -наказ. Письмо-размышление на тему: «Хочу и надо» младшему брату,сестре).
Письмо-просьба. Письмо-рекомендация. Письмо-поздравление. (Письмо президенту, меру, директору школы).
Письмо-характеристика. Анализ писем писателю А.Маркуше. (Сочинение «Портрет дорого мне человека в форме письма в газету» или рецензия на письмо ученика).
Письмо как жанр публицистики. Письма Д.С.Лихачева «Духовное напутствие молодежи». Письмо совет, письмо-напутствие. (Ответ на письмо Д.С.Лихачева в форме сочинения-размышления), /на изучение отводится 2 часа/
Внеклассное чтение. История человеческих судеб в письмах с фронтаи обратно. (Творческая работа. Интервью с участником Великой Отечественной войны).
8 класс - 6 часов
Л.Н.Толстой «Отрочество». Внутренний монолог главного героя. Анализ глав «Я» и «Что за человек мой отец». (Сочинение «Письмо моемусовременнику»).
Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Дневник Ивана Васильевича. Сочинение в виде страничек из дневника, которые вел Иван Васильевич.
Любовь в жизни И.С.Тургенева. И.С.Тургенев. Автобиографичностьповести. (Чтение писем Тургенева к Полине Виардо).
Два письма в рассказе К.Паустовского «Телеграмма», их роль в идейном замысле рассказа. (Сочинение «Письмо матери»).
В.А.Сухомлинский. Письма к сыну. Письма родителей. (Сочинение«Письмо будущему сыну, дочери»).
Личный дневник. Роман о себе ежедневном. Этикет личного письма.(Творческая работа «Письмо самому себе»).
9 класс - 8 часов
Письма А.С.Пушкина из Болдина как образец эпистолярного жанра.Урок-исследование. (Творческая работа. Интервью с А.С.Пушкиным). /наизучение отводится 2 часа/
Письма А.С.Пушкина к Наталье Николаевне. Литературная гостиная«Поэт и любовь» по творчеству А.С.Пушкина.
Внеклассное чтение. Идейно-художественное своеобразие и неповторимость поэтического письма при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». (Письмо Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. Выразительное чтение наизусть и анализ писем).
Письмо-отзыв с элементами рецензии в газету, писателю, другу на тему «Книга, которая оставила неизгладимое впечатление».
5.Л.Н.Толстой «Юность». Анализ автобиографических глав, построенных на основе дневника. «Я проваливаюсь» и «Comme I faut». (Творческая работа. Очерк «Мой современник»)
Письмо о том, как построить новое будущее. Письмо-размышление.(На материале писем академика Д.С.Лихачева).
Итоговый урок. «Пишите письма».
10 класс - 4 часа
Аналитическая публицистика. Переписка Гоголя. Письма Гоголя к Белинскому.
В.Г.Короленко «Письма к Луначарскому».
3. Анализ художественного письма (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
4. Переписка Толстого. Письма в романе «Война и мир». Поисково-исследовательская работа.
15