Образовательный материал

Тематическое планирование уроков по русскому языку и литературы в 5-10 классах на тему: «Развитие речевой деятельности учащихся в процессе работы над письмом как одним из видов эпистолярного жанра».
5 класс - 5 часов
Письмо как средство человеческого общения. Знакомство с правилами написания писем. (Письма Деду Морозу, маме, бабушке, учителю).
Внеклассное чтение. Письма А.П.Гайдара к детям. А.Я.Трофимовой как прекрасные сказки (Творческая работа - найти литературные тропы в письмах).
3. Роль художественных приемов в письмах А.П.Гайдара. (Письмо младшему брату, сестре, другу).
Отработка умения писать письма. Письмо другу об одном из удачно проведенных вечеров в семье. (Написание и редактирование своих пи сем).
Внеклассное чтение. А.П.Чехов «Ванька». Письмо Ваньки Жукова как средство раскрытия характера героя. (Сочинение-рассуждение «Кто может помочь Ваньке?» или «Дальнейшая судьба Ваньки»).
6 класс - 4 часа
1. Расширение знаний об эпистолярном жанре. История писем. А.П.Чехов. Юмористические рассказы «И то и се», «Новейший письмовник».
Виды писем. Частная переписка. Этикет письма. (Поздравительная открытка).
Письма литературных героев. Внеклассное чтение. А.Алексин «Коля пишет Оле. Оля пишет Коле». (Сочинение «Мой самый лучший день в году»).
4. Внеклассное мероприятие. Устный журнал: «Письмо неизвестному солдату».
7 класс - 6 часов
Знакомство с публицистическим стилем. Письмо в газету. (Письмо - наказ. Письмо-размышление на тему: «Хочу и надо» младшему брату, сестре).
Письмо-просьба. Письмо-рекомендация. Письмо-поздравление. (Пись мо президенту, меру, директору школы).
Письмо-характеристика. Анализ писем писателю А.Маркуше. (Сочи нение «Портрет дорого мне человека в форме письма в газету» или ре цензия на письмо ученика).
Письмо как жанр публицистики. Письма Д.С.Лихачева «Духовное на путствие молодежи». Письмо совет, письмо-напутствие. (Ответ на пись мо Д.С.Лихачева в форме сочинения-размышления), /на изучение отводится 2 часа/
Внеклассное чтение. История человеческих судеб в письмах с фронта и обратно. (Творческая работа. Интервью с участником Великой Отече ственной войны).
8 класс - 6 часов
Л.Н.Толстой «Отрочество». Внутренний монолог главного героя. Ана лиз глав «Я» и «Что за человек мой отец». (Сочинение «Письмо моему современнику»).
Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Дневник Ивана Васильевича. Со чинение в виде страничек из дневника, которые вел Иван Васильевич.
Любовь в жизни И.С.Тургенева. И.С.Тургенев. Автобиографичность повести. (Чтение писем Тургенева к Полине Виардо).
Два письма в рассказе К.Паустовского «Телеграмма», их роль в идей ном замысле рассказа. (Сочинение «Письмо матери»).

В.А.Сухомлинский. Письма к сыну. Письма родителей. (Сочинение «Письмо будущему сыну, дочери»).
Личный дневник. Роман о себе ежедневном. Этикет личного письма. (Творческая работа «Письмо самому себе»).
9 класс - 8 часов
Письма А.С.Пушкина из Болдина как образец эпистолярного жанра. Урок-исследование. (Творческая работа. Интервью с А.С.Пушкиным). /на изучение отводится 2 часа/
Письма А.С.Пушкина к Наталье Николаевне. Литературная гостиная «Поэт и любовь» по творчеству А.С.Пушкина.
Внеклассное чтение. Идейно-художественное своеобразие и неповто римость поэтического письма при изучении романа А.С.Пушкина «Ев гений Онегин». (Письмо Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. Выра зительное чтение наизусть и анализ писем).
Письмо-отзыв с элементами рецензии в газету, писателю, другу на те му «Книга, которая оставила неизгладимое впечатление».
5.Л.Н.Толстой «Юность». Анализ автобиографических глав, построенных на основе дневника. «Я проваливаюсь» и «Comme I faut». (Творческая работа. Очерк «Мой современник»)
Письмо о том, как построить новое будущее. Письмо-размышление. (На материале писем академика Д.С.Лихачева).
Итоговый урок. «Пишите письма».
10 класс - 4 часа
Аналитическая публицистика. Переписка Гоголя. Письма Гоголя к Бе линскому.
В.Г.Короленко «Письма к Луначарскому».
3. Анализ художественного письма (по роману Ф.М.Достоевского «Пре ступление и наказание»).
4. Переписка Толстого. Письма в романе «Война и мир». Поисково-исследовательская работа.

15