Урок по географии на тему Тектоническое строение Евразии (7 класс) с использованием технологии решения ситуационных задач
Урок географии в 7 классе.
Тема «Тектоническое строение Евразии»
Цели урока:
Изучить особенности тектонического строения Евразии
Выявить влияние тектонического строения на формирование рельефа, на жизнь людей
Продолжить формировать умение работать с картами, рисунками, текстом учебника
Осознать необходимость изучения тектонического строения Евразии для обеспечения безопасности людей
Оборудование: физическая карта мира, учебник, атлас, компьютер, проектор, презентация, учебник ОБЖТип урока: урок изучения нового материала
Этапы урока:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ход урока
Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный этап Приветствие учащихся, проверка отсутствующих Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Личностные,
коммуникативные Показ видео «Авария Фукусимы» (2 минуты)
Вопрос «Почему здесь произошла авария?»
А часто ли здесь происходят землетрясения? Почему?
Абсолютно верно. Как вы думаете, какой материк и о чем пойдет наш сегодняшний разговор?
Почти в точку. Мы разберем тему «Тектоническое строение Евразии» Смотрят видео
Потому что здесь произошло землетрясение
Часто, потому что эта территория находится на стыке литосферных плит
О литосферных плитах Евразии?
Актуализация знаний. Познавательные Для того чтобы успешно изучить эту тему нам необходимо вспомнить то, что мы изучали раньше. У вас на столах находятся карточки. На одних написаны понятия, на вторых определение понятий. Вам необходимо составить пары. Выполняют задание.
Литосферные плиты – отдельные жесткие , устойчивые, малоподвижные блоки литосферы.
Платформа - крупные устойчивые участки земной коры с кристаллическим фундаментом в основании и осадочным чехлом поверх него.
Складчатые области – результат развития подвижных участков земной коры.
Фундамент – выход кристаллического фундамента на поверхность
Первичное усвоение новых знаний. Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные Хорошо, молодцы! Теперь мы с вами поработаем в группах. У нас будет две группы геологов, одна группа геоморфологов и одна туроператоров. Каждая группа будет решать очень важную проблему.
Первая группа геологов будет решать задачу №1 «Используя карту строения земной коры, физическую карту Евразии и рис.161 на стр.188 учебника найдите территории, где возможны землетрясения и территории, где возможны события подобные тем, что произошли на Фукусиме, т.е. землетрясения и цунами.
Сделайте вывод о том, в каких метах нежелательно строить АЭС».
Вторая группа геологов будет решать задачу №2 «Россия занимает одно из ведущих мест в мире по запасам нефти и газа. На физической карте Евразии найдите территорию, чрезвычайно богатую этими ресурсами. Как вы думаете, какими минеральными ресурсами была бы богата эта территория, если бы на ней отсутствовал осадочный чехол? Занимала бы в этом случае Россия ведущие позиции по добыче нефти и газа?».
Геоморфологи будут решать задачу №3 «Почему в Евразии располагаются самые высокие горы мира? Почему произошло отделение от материка Британских островов? Как вы думаете, могут ли Британские острова исчезнуть? Найдите на физической карте Британские острова и основные горные системы Евразии (стр.188 учебника)».
Группа туроператоров будет работать над 4й задачей: «Вам предстоит путешествие на Камчатку. Какую информацию вам необходимо узнать перед поездкой? Используя дополнительную литературу, скажите, как обеспечить безопасное проживание на Камчатке». Работа учеников в группах по предложенным заданиям
Первичная проверка понимания Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные Давайте послушаем ответы на предложенные задания. От каждой группы будет выступать один человек. Выступление представителей групп
Первичное закрепление. Познавательные Скажите, а возможны ли в Нижнем Новгороде землетрясения?
А как-же события 24 мая 2013 года? В районе ул. Бекетова, Ванеева, пл Свобода, а также в центре Сормова наблюдалось колебания земной поверхности. С чем оно связано?
Верно, 24 мая 2013 года произошло сильное землетрясение западнее Камчатки, в Охотском море. Оно отголосками затронуло и Нижний Новгород и Москву и Новосибирск и ряд других городов России. Нет, так как здесь не проходит граница литосферных плит.
Может быть, с сильным землетрясением в другом месте Евразиатской литосферной плиты
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Личностные Вам необходимо ознакомиться со 187-189 страницами учебника и ответить на 3,5,7 вопросы устно.
Задание для тех, кому понравилась тема нашего урока: подготовить сообщение на тему «Строительство АЭС в Навашинском районе: за и против»; «Опасности для прибрежных территорий Евразии при погружении земной коры материка» Записывают домашнее задание; выбирают тему для доклада
Рефлексия (подведение итогов занятия) Личностные Чем вам запомнился наш сегодняшний урок?
Какие впечатления вы получили на уроке?
Чем мы занимались сегодня на уроке?
Мы сегодня овладели познавательными ууд, когда рассматривали проблемные вопросы; коммуникативными ууд, когда доказывали свою точку зрения; регулятивными ууд, когда правильно планировали свою деятельность на уроке в рамках ограниченного времени; личностными учебными действиями, когда рассматривали ситуацию в Японии и в Н.Новгороде.
Вы сегодня славно поработали! Молодцы! Отвечают на вопросы
Мы работали в группах; высказывали свои мнения, обсуждали проблемы
Приложение
Карточки:
Литосферные плиты –
отдельные жесткие , устойчивые, малоподвижные блоки литосферы.
Платформа
- крупные устойчивые участки земной коры с кристаллическим фундаментом в основании и осадочным чехлом поверх него
Складчатые области –
результат развития подвижных участков земной коры
Щит –
выход кристаллического фундамента на поверхность
Задания для групп
Группа№1 Используя карту строения земной коры, физическую карту Евразии и рис.161 на стр.188 учебника найдите территории, где возможны землетрясения и территории, где возможны события подобные тем, что произошли на Фукусиме, т.е. землетрясения и цунами.
Сделайте вывод о том, в каких метах нежелательно строить АЭС.
Группа №2 Россия занимает одно из ведущих мест в мире по запасам нефти и газа. На физической карте Евразии найдите территорию, чрезвычайно богатую этими ресурсами. Как вы думаете, какими минеральными ресурсами была бы богата эта территория, если бы на ней отсутствовал осадочный чехол? Занимала бы в этом случае Россия ведущие позиции по добыче нефти и газа?
Группа № 3 Почему в Евразии располагаются самые высокие горы мира? Почему произошло отделение от материка Британских островов? Как вы думаете, могут ли Британские острова исчезнуть? Найдите на физической карте Британские острова и основные горные системы Евразии (стр.188 учебника).
Группа №4. Вам предстоит путешествие на Камчатку. Какую информацию вам необходимо узнать перед поездкой? Используя дополнительную литературу, скажите, как обеспечить безопасное проживание на Камчатке.