Урок по географии для 9 класса коррекционной школы 8 вида Растительный мир Краснодарского края


Урок географии в 9 классе
Растительный мир Краснодарского края. Красная книга. Охрана растительного мира.
Цели: Познакомить учащихся с разнообразием и особенностями растительного мира нашего края, охраной растений и причинами создания Красной книги.
Задачи:
Образовательные: Формировать умение учащихся работать с картой и дополнительными источниками информации.
Развивающие: Развивать мышление (умение наблюдать, сравнивать, обобщать), внимание, речь. Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к родному краю.
Оборудование: Карта Краснодарского края, иллюстрации, гербарий растений Краснодарского края, Красная книга, дополнительная литература, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
- приветствие учащихся, эмоциональный настрой
- сообщение темы и целей урока
II. Проверка домашнего задания. Водные ресурсы Краснодарского края.
Фронтальный опрос.
- Выступление учащихся с подготовленными сообщениями о водных ресурсах края
1-й учащийся «Что такое лиман ?», 2- ой учащийся «Значение водохранилища», 3- ий учащийся « Что такое плавни, их отличие от лиманов»
Задания на проверку знания карты (определить расположения морей, лиманов, реки Кубань и реки Лабы по отношению к городу Краснодару и нашей станицы ) - Работа у доски по карте
Индивидуальные задания для учащихся
Карточка №1 - (найти в таблице зашифрованные названия семи рек края)
Карточка №2 - (решить головоломку и прочесть название озера, находящегося на Таманском полуострове)
Оценивание учащихся
III. Изучение нового материала
1) Актуализация имеющихся знаний. Беседа
- В каких природных зонах расположен Краснодарский край?
- Какая растительность произрастает в этих зонах?
- Какая растительность произрастает в нашей местности?
2) Решить кроссворд на доске, учитель зачитывает загадки, демонстрирует гербарий, учащиеся отгадывают и вписывают в кроссворд.
1. Ствол белеет, шапочка зеленеет . Стоит в белой одежке, свесив сережки (береза)
2. Стоят кругом сестрички, желтые глазки, белые реснички. (ромашка)
3.Дерево здоровья, хвойное, хвоинки собраны парами или по 5 штук в пучке (сосна)
4. С какого дерева летом летит пух? (тополь)
5. Травка та растет на склонах и на холмиках зеленых, запах крепок и душист, а ее зеленый лист нам идет на чай, что за трава, отвечай? (душица)
6. Из зерен этого дерева варят гречневую кашу?(гречиха)
7. Это травянистое растение с «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками (ковыль)
8. Что за дерево стоит, ветра нет - оно дрожит (осина)
9. Высокое растение, достигает 35 метров в высоту, долгожитель, живет до 1000 лет. Плоды человек употребляет в пищу (каштан)
10. Растение, получившие свое название от персидского слова «тюрбан»- чалма, гордость цветоводов (тюльпан)
Вопросы по кроссворду:
- на какие группы можно разделить эти растения, в каких природных зонах края они встречаются?
- какую пользу приносят эти растения?
- а какой вред человек может принести этим растениям?
- какую роль играет лес в жизни человека?
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение (и. п.) – сидя на стуле,
1-2 – плавно наклонить голову назад,
3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать, повторить 4-6 раз. Темп медленный
2. И.п.- сидя, руки на поясе.
1- поворот головы направо, и.п. 2- поворот головы налево, и. п., повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3. И.п.- стоя, руки на поясе.1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево,2- и.п. 3-4 -то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный

3) Рассказ учителя с элементами беседы о растительном мире нашего края (показ презентации) Воображаемое путешествие по карте.
Растительный мир нашего края очень богат и разнообразен. На Кубани более трех тысяч видов растений. Некоторые из них настоящие старожилы. Они появились здесь еще до ледникового периода, примерно 2 миллиона лет назад. Вы их хорошо знаете: липа, каштан, дуб, черника.
Давайте посмотрим на карту края .Обратим внимание : на севере края зона степи, превращенная в поля.
-Что выращивают на полях Краснодарского края?
-Ответы учащихся ( современная степь почти вся распахана и занята посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы)
Свыше 100 сельскохозяйственных культур выращивают на полях. Лишь вдоль дорог, по склонам балок, на вершинах курганов можно встретить дикорастущие растения: Пырей ползучий, лютик дикий, подорожник, полынь, лебеду, лопух, осот, ромашку и др.( Учитель к карте прикрепляет карточки со степной растительностью)
- Есть ли в степной части леса, и где?
- В степной части почти нет лесов.
Люди посадили там свои лесополосы, чтобы преградить дорогу ветрам. В них чаще всего встречаются акации, фруктовые деревья и кустарники.
В западной части края много водоемов: лиманов, плавней, озер.
-Опишите растительный мир водоемов? (белая и желтая лилии, водяной орех, рдесты, роголистник, тростник, камыш, рогоз, лотос) (К карте крепится карточка с водной растительностью) - Какие растения произрастают в лесной зоне?
В лесостепи растут широколиственные леса, состоящие из дуба, граба, клена, каштана и кустарниковых зарослей кизила, орешника, лещины,калины. Леса Кубани не только очень красивы, но и ценны своими породами деревьев (дуб, тополь, крушина)
- Чем отличается растительность предгорий? (Встречабтся буковые леса, а затем хвойные, состоящие из кавказской пихты, или сосны)
- Какие растения способны выживать в условиях гор? (В субальпийской зоне все велико и пышно, в альпийской те же растения, но высота покрова от 4 до 15 см, преобладают растения стелющихся форм. Здесь произрастают мытники, горечавки, лютики, одуванчики, незабудки.
- Что вы знаете о растительности Черноморского побережья?
От Анапы до Новороссийска склоны гор покрыты грабом, дубом, грабинником и держидеревом, вязы, кизил, боярышник,, орех, алыча, яблоня, груша, пицундская сосна. В районе большого Сочи круглый год зеленеют кипарисы, пальмы, манголии. Это потому что горы защищают от ветров, а теплое море обогревает побережье. Тут в скверах растут пальмы, бамбук, юкка, благородный лавр (Демонстрация гербария, иллюстрации крепятся к карте)
Чтение текста на слайдах о Красной книге нашего края.
4) Фронтальная работа.
На доске записаны названия растений, необходимо определить «лишнее» название, и назвать природную зону, в которой произрастают эти растения:
Полынь горькая, подорожник, шиповник, лопух, осот полевой, щавель конский, ромашка;
Тростник, камыш, рогоз, водяная лилия, алыча;
Крушина, орешник, кукуруза, боярышник, кизил;
Пальмы, бамбук, юкка, благородный лавр, бук;
(Индивидуальная работа по карточкам (тест – задание по иллюстрациям): найти лишнее растение из предложенных иллюстраций)
Физминутка для глаз
Вращение глазами вверх, влево, вниз и вправо.
Смотреть вдаль, в одну точку, перевести взгляд на ближайший предмет.
Быстро поморгать, зажмуриться, открыть глаза.
Повернуться к товарищу по парте, улыбнуться друг другу.
IV. Закрепление изученного материала
1) Самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой (I –II группа)
Работа в паре – ученики получают задание: найти в дополнительных источниках и выписать типичных представителей растительного мира Краснодарского края по зонам:
Природные зоны Название растений
Степи Лесостепи Водоемы Горный лес Черноморское побережье 2) Игра «Крестики-нолики»
На доске игровое поле, учащиеся выходят к доске, ставят «x» , если растение встречается в Краснодарском крае, «0»- если растение не встречается на Кубани.
х0 ххх0
0 ххОсот, ягель, цикламен.
Пырей, подорожник, морошка.
Клюква, зверобой, ромашка.
3) Викторина «Красная книга Кубани» (устно)
1. В каком году была учреждена Красная книга Краснодарского края? (1978 год)
2. Каковые задачи? (уточнение и углубление знаний о исчезающих растений и животных Кубани с целью разработки мер по их охране)
3. Подумайте, почему книга называется красной?( красный цвет – это значит внимание, сигнал опасности, предупреждение)
4. Почему книгу регулярно переиздают? (появились новые исчезающие виды, или виды некоторые восстановлены)
5. Какие еще приняты меры для сохранения растительного мира? (создание заповедников, заказников, национальных парков)
V. Итог урока. Выставление оценок.
Давайте подведем итог урока и выскажем свое мнение о роли растений в жизни человека. Какова роль Красной книги для охраны растительного мира Краснодарского края?
VI. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о любом растении, занесенном в Красную книгу.
Узнать, какие растения произрастают в нашей станице, какую пользу они приносят людям.