Разработка урока «Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение» 8 класс
Конспект урока,
выполненного в технологии развития критического мышления.
1. Ухова Ольга Ивановна
2. Иркутская область, Куйтунский район, поселок Уховский, муниципальное общеобразовательное учреждение «Уховская средняя общеобразовательная школа»
3. биология
4. 8 класс
5. Тема урока «Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение»
6. Изучение нового материала
Ведущая дидактическая цель урока: изучение нового материала
Задачи урока:
Образовательные: определить значение аппарата опоры и движения; строение и функции скелета формирование умений по проведению аналогий между ранее известным и новым материалом.
Развивающие: умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости, умение графически оформлять текст, развивать навыки работы с текстом и рисунками.
Воспитательные: умение анализировать свою деятельность, делать самостоятельные выводы,
Технологии РКМ. Приемы «Знаю. Хочу узнать. Узнал», «Инсерт»,
Оборудование: компьютер, мультимедиа, учебный диск со слайдами строения скелета,
Ход урока:
1-ый этап. Вводный.
Учитель: с момента рождения и до глубокой старости наше тело выполняет движения.
И.М. Сеченов писал: (слайд 1)
«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводиться окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – везде окончательным фактом является мышечное движение».
Движение тела – функции мышц, но оно не возможно без опоры – кости.
Кости могут перемещаться благодаря сокращению мышц, которые прикрепляются к ним. Вместе с тем мышцы вместе со связками удерживают кости в определенном положении.
Таким образом, скелет и мышцы – опорные структуры и органы движения человека. К изучению опорно- двигательной системы мы с вами приступаем.
2 этап. Стадия вызова
Учитель: Скелет человека не является незнакомым для вас. В 6 классе мы изучали в общих чертах строение скелета живых организмов, поэтому сейчас я предлаю вам заполнить первые две части таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
Заполненная таблица может выглядеть так:
Знаю
Хочу узнать
Узнал
1.Скелет выполняет опорную функцию.
2.Защищает внутренние органы от повреждений.
3. Осуществляет движения тела в пространстве.
4. Участвует в обмене веществ.
1.Каково строение скелета человека?
2.Как соединяются кости между собой?
3.Из чего состоят кости?
4.Какие бывают кости?
5.В каком возрасте кости крепче?
6.За счет чего растут кости?
Учитель:
- В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о скелете человека
- Обменяйтесь своими мнениями в паре.
- Давайте обсудим то, что у нас получилось. В левой колонке таблицы на доске записывается все, что говорят учащиеся.
- Заполните вторую колонку «Хочу узнать» на уроке.
- Ребята посмотрите на вторую колонку таблицы и попробуйте сформулировать цель нашего урока. (изучить строение и функции, типы соединения костей)
- Ответьте на вопрос: Из чего состоит опорно- двигательный аппарат? (заполняют схему)(слайд 2)
Опорно-двигательный аппарат
кости скелета соединение мышцы
костей
3 этап. Стадия осмысления
1. Работа с текстом учебника
Учитель: Внимательно прочитайте текс и карандашом поставьте знаки на полях:
(восьмиклассники маркируют текст, используя прием «инсерт». Этот прием помогает вдумчиво читать текст, сопоставлять имеющуюся информацию с вновь полученной. Во время чтения текста, школьники делают на полях соответствующие пометки:
“v” - уже знал
“+” - новое
“
· “ – думал иначе
“?” – не понял, есть вопросы. (знаки записаны на доске)
2. Заполнение таблицы
Учитель: Обсудите прочитанный материал в парах, задайте друг другу вопросы, найдите вместе ответы (учащиеся обсуждают прочитанное в парах, задают друг другу вопросы, находят ответы).
- Заполните 3 колонку таблицы (делают записи в таблице).
3. Обсуждение прочитанного
- А теперь давайте ответим на вопросы: (обсуждение материала осмысленного учащимися)
Примерные вопросы для обсуждения:
Какое количество костей в нашем организме?
Назовите самые большие и самые маленькие?
Какие функции выполняет скелет?
Каков химический состав костей?
Какая ткань образует кость?
Какие бывают кости?
Как кости растут в длину и в толщину?
Какие бывают соединения костей?
Каково строение сустава?
4. Работа со схемой
Учитель: Давайте проверим соответствие составленной в начале урока схемы с полученными знаниями и дополним схему (при необходимости вносим изменения).
Например:
Опорно-двигательный аппарат
Костная система Мышечная система
соединение мышцы
кости скелета костей
подвижное
скелет туловища полуподвижное
скелет черепа
скелет неподвижное
конечностей
4 этап. Рефлексия
1. Творческая форма рефлексии – Синквейн – ключевое слово Скелет
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
2. Просмотр анимации учебного диска «Биология. Человек 5-9 класс», тема «Скелет человека»
5 этап "Домашнее задание" – подобрать материал на тему «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»
6. Итог урока.