План-конспект урока по линии УМК Сферы на тему Разнообразный мир линий
Урок-путешествие, проведенный в 5 классе, учителем МКОУ «Суджанская средняя общеобразовательная Школа №2»г. Суджа, Курской области.
Тема «Разнообразный мир линий»
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование: мультимидиапроектор, экран, компьютер, карточки с заданиями, презентация.
Цели урока:
1.Воспитательная :
Воспитание целеустремленности, активности, самостоятельности в процессе умения различать линии, воспитание активной жизненной позиции и привитие интереса к историческим памятникам нашей Родины;
2. Образовательная:
Познакомить и научить распознавать на предметах, изображениях, в окружающем мире различные линии, плоские и пространственные. Распознавать на чертежах и рисунках, замкнутые и незамкнутые, самопересекающиеся и без самопересечений. Учиться описывать и характеризовать линии. Изображать различные линии.
3.Развивающая:
Развитие интереса и уважения к предмету; расширение кругозора обучающихся, мышления, памяти и внимания; умения конструировать алгоритм построения линии, изображенной на клетчатой бумаге, строить по алгоритму.
План урока.
1.Организационный момент. Актуализация знаний.
Учитель: Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем математику – царицу всех наук, улыбнемся друг другу. Мы вместе с вами сегодня окунемся в прекрасный мир математики, которая действительно является царицей всех наук.
-Математика помогает тем, кто умеет ее применять. Как вы думаете, кто сумеет применить математику в жизни? ( Кто хорошо её знает?)
-Что нам надо для того, чтобы хорошо знать математику? (Желание учиться, внимание, смекалка, труд, сообразительность, прилежание…)
Сегодня мы проведем урок –путешествие по самому красивому городу нашей Родины. А какому угадайте?
Красуйся, град петров, и стой
Непоколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия. ( да, верно это г. Санкт-Петербург) а эти красивые слова принадлежат
русскому поэту А. С. Пушкину.
В процессе путешествия познакомимся с архитектурными памятниками, города, а точнее с его мостами ,а если еще точнее с решётками мостов..На уроке каждый получит оценку за устную работу, за выполнение упражнений, за верные ответы на поставленные вопросы. Если вы верно ответите на пять вопросов, то можете поставить оценку «5». В конце урока соберу ваши тетради, проверю, как вы себя оценили, на следующем уроке, сообщу, совпадает ли ваша оценка с моей.
Откроем тетради. Запишите число. Классная работа.
А вот тему урока вам придется угадать самим.
Слайд №2. Смотрим.
-1276362603500
Карандаш на бумаге оставляет след …
Мел на асфальте тоже оставит свой след…
Бельевая веревка, шнур от утюга…
Таких примеров много –и все это
Л и н и и.
-Правильно все это линии.
Тема урока «Разнообразный мир линий»
2.Разминка для мозгов.
Учитель: Давайте посмотрим, насколько вы наблюдательны, внимательны, смекалисты, проверим вашу скорость и гибкость мышления. Вы будете отвечать на мои вопросы, ответы записывать в тетрадь. Поставьте 1 этап путешествия.
№1.Записываем числа в тетрадь без пробелов.
-Сколько концов у двух палок?
-Сколько концов у двух с половиной полок?
-Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и 5 угрей. Сколько птиц ответь скорей? (465)
№2.За сколько часов может проехать от г. Суджа до Санкт-Петербурга скорый поезд со средней скоростью 90 Км/ч, если расстояние между городами 1800 км? (20 часов).
№3 16 мая 2015 года Санкт-Петербургу исполнилось 312 лет. В каком году был основан город? (1703г)
Учитель: Санкт-Петербург был заложен на небольшом острове Заячьем в ходе Северной войны ( со шведами). Его старые исторические кварталы расположены на островах в дельте реки Невы при впадении её в Финский залив Балтийского моря. В Санкт- Петербурге, расположенном на 43 островах, приблизительно 360 мостов. Мосты разводные и неразводные. 150 мостов являются памятниками истории и культуры.
№4.Неразводных мостов в 17 раз больше чем разводных. Сколько разводных мостов в городе? ( 20)
Один из самых молодых мостов в Санкт-Петербурге- Обуховский мост-он и самый длинный 2800м. Он был построен 2005 г.(10лет,2км800м)
№5.Сколько ему лет исполнилось в этом году? И выразите его длину в км.
Ответ запишите через запятую.
-Если все задачи выполнены верно- «5», если одна ошибка –«4», если две ошибки- «3».
Изучение нового материала:
Учитель: Изобразим в тетради 4 линии.
Слайд №3. Смотрим. Даем характеристику линии.
-1562100002234565201295002234565201295001315402291782131953029591000Виды линий.4
939165240030003
43815787401.2
83439043180001243965993775001.прямая 2. Кривая. 3. Замкнутая. 4. Самопересекающаяся.
Учитель: Порисуем.
Смотрим слайд №4.
-323864445000
Изобразим замкнутую линию с самопересечениями.
Изобразим незамкнутую линию без самопересечений
Изобразите замкнутую линию с тремя самопересечениями.
Проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед.
Выводы:
Линии бывают:
Замкнутые
Незамкнутые
С самопересечением
Без самопересечения
Учитель : это линии мы с вами изображали на бумаге т.е на плоскости назовем их плоскими , а вот шнур, кабель проводки, линии оград будут пространственными линиями.
Начнем наше путешествие.
1 мост от Финского залива Благовещенский мост (мост Лейтенанта Шмидта) по нему проходит водораздел между Невой и началом Финского залива – Невской губой.
В 1850 году по проекту инженера С.В. Кербедза был построен первый постоянный мост через Неву. Чугунный в восемь пролетов мост соединил центральную часть Петербурга с Васильевским островом. Первоначально мост называли Благовещенским, а с 1855 года- Николаевским. 1818 году мосту было присвоено имя Лейтенанта Шмидта. На мосту была установлена интересная по рисунку решетка , спроектированная архитектором А.П. Брюлловым.
Смотрим слайд №5,6
Мост Благовещенский. Находим и определяем вид, линий составляющий основной рисунок ограды.
Смотрим слайд № 7
Ограда Кронверского пролива.
Слайд №8,9Решётка моста Белинского. Мост Белинского
Расположенный через реку Фонтанку, мост Белинского находится между улицей Белинского и площадью Белинского, на которой выстроен Цирк на Фонтанке 1923 года, присвоенное ему в память о литературном критике и публицисте В. Г. Белинском, жившем когда-то недалеко от этого моста, по набережной Фонтанки. До этого времени, выстроенный в 1733 году, деревянный свайный мост, оригинально оформленный под каменное арочное сооружение, именовался Симеоновским, по расположенной рядом церкви святых Симеона и Анны.
Спустя полвека, в 1785 году, Симеоновский мост был перестроен по проекту архитектора Пироне. Длина моста стала равна 56 метрам, при его ширине в 19 метров.
В 1859 году была проведена реконструкция моста, в ходе которой средний разводной пролет заменили каменным сводом, а гранитные башни и вовсе – убрали, отчего мост прибрел совсем другой облик. В 1890 году, в виду необходимости расширения проезжей части, тротуары моста были вынесены на консоли.. В 1999 году был произведен капитальный ремонт моста Белинского.
Слайд №10 Проверка наших рассуждений.
Слайд №11,12. Ограда набережной р. Мойки.
Слайд № 13,14 Ограда Тучкова моста.
Тучков мост через Малую Неву соединяет 1-ю линию Васильевского острова с Большим проспектом Петроградской стороны. Длина моста 226,2 м, ширина — 36 м. Назван по Тучкову Буяну, находившемуся на Петроградском острове.
1758Мост был построен по инициативе и на средства петербургских купцов. Он был деревянным .Это был самый длинный петербургский мост XVIII века (890 м).
В 1758 году компания купцов из четырех человек обратилась в Сенат с челобитной об отдаче им «в вечное и потомственное содержание» нескольких мостов в Петербурге, обязуясь при этом построить новый мост через Малую Неву с Васильевского острова на Петроградскую сторону. Среди них был купец Авраам Тучков, владелец складов леса на набережной Малой Невы. Мост был построен и назван по фамилии одного из компаньонов, подрядчика Авраама Тучкова.
1948Деревянные пролетные строения заменили металлическими двутавровыми балками. Опоры разводного пролета были металлическими.-
1962-1965Построен железобетонный трехпролетный консольно-рамной системы мост с 50-метровым разводным пролетом по -середине реки.
Слайд № ,14,15.16.Троицкий, Биржевой, Ново-конюшенный, Демидовский.
Путешествие закончилось. Мы не только познакомились с достопримечательностями города, но и изучили новый материал. Как вы, усвоили материал, мы сейчас проверим?
Закрепление нового материала.
Выполнить упр.10,11 стр11 учебника.
Тетради сдать на проверку.
Рефлексия.
слайд № 17.
Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
Что открыли для себя?
Опишите линии 3-7, используя термины, с которыми вы познакомились.
Слайд №18.
Домашнее задание.
Читать с.8 –учебника.№ 3 перерисовать одну бабочку на лист нелинованной бумаги А4,№ 5,9,13.