Разработка урока по математике в 5 классе по теме Разнообразный мир линий
БОУ СОШ №2 ст. Динской Урок объяснения
Тема урока № 1:Разнообразный мир линий
Составители: Статникова Маргарита Юрьевна.
Класс: 5
Дидактическая цель: обеспечить формирование умений различать виды линий, внутреннюю и внешнюю область линий, умений описывать и характеризовать , изображать и конструировать линии.
Цели по содержанию:
- обучающие: познакомить учащихся с видами линий на плоскости, научить выполнять реальные измерения и построения, решать задачи исследовательского характера, формировать наглядные представления о геометрических фигурах.
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание;
- воспитательные: развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через игровые моменты самоконтроля, самопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Тип урока: изучение нового материала
Методы:
По источникам знаний: практические, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: формирование умений;
Относительно характера познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый.
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование:.компоненты УМК «Сферы. Математика. 5-6», мультимедиа проектор, компьютер, ИД, рабочие тетради учащихся. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электоронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.:Просвещение, 2011. – 223 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы), Задачник-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др.. – М.:Просвещение, 2010. – 127 с.: ил., Тетрадь-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2011. – 128 с.: ил., мультимедиа проектор, компьютер, ИД, рабочие тетради учащихся, комплект транспортиров по числу учащихся в классе.
Этапы урока
Задачи этапа
Визуальный ряд
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организации
Создать благоприятный психологический настрой на работу
На доске записано: «Человека всегда окружали линии: линия горизонта, береговая линия, линия изгиба реки»
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Включаются в деловой ритм урока
Саморегуляция действий при работе в новой обстановке, с новым коллективом и новым учителем.
Актуализации знаний и умений
Актуализация опорных знаний и способов действий
Знакомство с учебником
Учебник и его некоторые особенности (листаем учебник):
читаем введение;
оглавление и ответы;
каждой главе – свои краски;
сквозные рубрики: «Интересно(см., например, с. 65), «Подведем итоги»;
знаки на страницах учебника и их смысл: теоретические развороты – «Восклицательный знак», «Лупа», «Скрепка»; развороты с упражнениями – «Кнопка» 9см., например, с. 29); сквозная рубрика «Неверно» (см, например, с.29);
Знакомит учащихся с новым учебником, с новыми видами заданий.
Изучают учебник и дополнительные учебные пособия.
прогнозировать, сравнивать и
анализировать, наблюдать и опровергать неверные решения
Целеполагания и мотивации
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока
На экране дата и запись «Классная работа. Разнообразный мир линий»»
Впервые человек взял в руки кусок угля и провел им по стене пещеры еще в глубокой древности. Он изобразил контуры предметов, животных, объектов природы.
Из чего состоят эти рисунки?
Цель урока
- Сегодня мы узнаем, о том, что линии бывают замкнутые и незамкнутые, самопересекающиеся и без самопересечений, что такое внутренняя и внешняя области
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
-из линий
Записывают в тетради число и тему урока.
Прогнозирование, рефлексия
Усвоение новых знаний и способов усвоения
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: разнообразный мир линий.
На экране появляется виртуальная лаборатория «Лини», учитель рисует замкнутую и незамкнутую линии.
Флеш –демонстрация 4 «ЛИНИИ»
На экране интерактивная модель
«Внутренняя и внешняя области»
Фелш-демонстрация 1 «Виды линий»
Флеш-демонстрация 2 «Внутренняя и внешняя области»
Флеш-демонстрация 3 «Внутренняя и внешняя области»
Виды линий: фото (1.1)
Линии можно проводить от руки , а можно с помощью различных инструментов: линейки, циркуля, лекала. Все точки одинаковы, и одна точка от другой ничем не отличаются. А мир линий разнообразен. (рис.1.2)
- Давайте поработаем с учебником страница 9
Линии делятся также на самопересекающиеся и линии без самопересечений
На рисунке 1.3 изображена
замкнутая линия без самопересечений. Она делит плоскость на две области – внутреннюю и внешнюю. Сама линия служит границей этих областей. Чтобы из одной области попасть в другую, надо пересечь ее границу.
Начертите в тетради замкнутую линию, закрасьте внутреннюю область синим цветом, а внешнюю - красным
Устно отвечают на вопросы интерактивного упражнения 001
Упражнения из учебника №1,2.
Ребята читают о происхождении слова «линия».
Отвечают на вопрос №3 ст.10 учебника.
Ребята рассматривают рис.1.4 Политическая карта Африки и смотрят на ИД
Флеш-демонстрацию 3 «Внутренняя и внешняя области»
Ребята выполняют упражнение
Анализ данных, постоение речевых конструкций, формирование математической речи
Организация первичного закрепления
Установление правильности и осознанности изучения темы «Разнообразный мир линий».
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Выполняем упражнения из У. №6,8,9
Ребята выполняют в тетради, один человек комментирует решение с места.
Познавательные:
Ориентироваться в электронном учебнике
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схемы
Творческого применения и добывания знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению).
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.
На экране: презентация «Релаксация», слайды с изображением воды и морских животных с музыкальным сопровождением
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
физкультминутка:
упражнения : наклоны, взмахи руками.
Клетчатая бумага – это удобный «инструмент» для вычерчивания линий; он помогает видеть характерные точки линии, выработать алгоритм изображения.
Рисуем на клетчатой бумаге упр. Учебник №10 на воспроизведение рисунка всегда нужно начинать с анализа, который лучше выполнять с карандашом в руке. Спираль (№10) можно «прочитать»: одна клетка вправо, одна клетка вверх, две клетки влево, и т.д.; теперь легко будет ее воспроизвести. Сначала это нужно сделать «от руки», тонко очерченным простым карандашом, а потом при желании провести ярче уже намеченные линии с помощью линейки. (Можно все делать «от руки», без инструментов).
Упр. №11 Рассматривая овал (№11), можно провести на рисунке в учебнике тонким карандашом горизонтальную и вертикальную прямые, которые делят его на равные части ( оси симметрии). Они определят центр овала. Ит. Д..
Выполняют упражнения
Выполняют самостоятельно в тетради
-
Позитивное отношение к учебному процессу, творческий подход к решению задач, умения эмоционального общения
Осознание роли приобретенных знаний и способов решения практических задач с помощью моделирования и интерпретации отрезками, точками, геом. фигурами
Организация первичного контроля
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков
На экране через 5 минут после начала работы появляются правильные ответы для самопроверки.
Тетрадь – тренажер стр. 15 Выполняем тест задание №1
Выполняют задания на листочках, проверяют по заготовке на ИД. Оценивают успешность своей работы.
Подведение итогов урока
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
Вопросы:
-Как вы назовете линию 6
-На сколько областей она делит плоскость?
-Опишите линии 3-7, используя термины, с которыми вы сегодня познакомились.
Сегодня на уроке вы работали продуктивно.
Отвечают на вопросы.
Конструктивное общение , сравнение на основе объективных проявлений действий личности в качестве поступков, высказываний. Сопоставление внешней оценки учителя и самроценки Сопоставление и сравнение личных успехов с чужими.
Информирования о домашней работе
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
По Учебнику п. 1.упр.№ 4-5
Т-Т № 1,3,7
Для желающих:
Эл. Интерактивные упражнения 003-2 и 003-3.
Записывают задание в дневники
Планирование и прогнозирование, самоопределение через выбор
Рефлексии
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе
- Сегодня все работали хорошо.
- Оцените свое состояние на сегодняшнем уроке. Насколько комфортно вы себя чувствовали, работая на уроке.
Все ли было вам понятно.
- Изобразите, в зависимости от вашей самооценки, в своих тетрадях один из вариантов «смайлика».
Спасибо за урок.
Изображают в конце записей
навыки рефлексии, умения выражать настроение, анализировать его изменение в течении урока
Рисунок 1Заголовок 115