ТКУ История формирования рельефа Земли


Технологическая карта урока
Автор урока Ходунова Анна Викторовна, учитель географии МБОУ гимназии имени Ф.К.Салманова, г.Сургут, ХМАО-Югра
Предмет География
Класс 7
УМК Программа: География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. - М.: Просвещение, 2011.
Учебник: География. Земля и люди. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе / Кузнецов А. П., Савельева Л. Е, Дронов В. П.; - М.: Просвещение, 2013.
Тема урока История формирования рельефа Земли
Тип урока Урок открытия нового знания
Технология Технология проблемного диалога.
ИК-технология.
Целевые ориентации урока Деятельностная цель
совершенствование навыков групповой работы, познавательной активности, самостоятельности, поисковой деятельности, анализа, синтеза.
Содержательная цель
изучение особенностей земной коры материков и океанов;
знакомство с геологическим летоисчислением и гипотезой дрейфа материков.
Планируемые образовательные результаты Личностные результаты:
понимание учебных действий, стремление к их качественному выполнению самостоятельно и в группе.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
осознание и формулирование учебной проблемы, постановка учебной цели, планирование учебной деятельности, отслеживание степени достижения цели, оценка своей деятельности и деятельности других учащихся.
Познавательные УУД:
анализ и синтез информации, полученной из разных источников, формулирование выводов, прогнозирование природных процессов и явлений.
Коммуникативные УУД:
формулирование высказываний и вопросов в рамках учебного диалога, аргументация своих суждений.
Предметные результаты
Предметные знания:
основные определения по теме, представления о геологическом летоисчислении.
Предметные умения:
анализировать схемы (рисунки), иллюстрирующие образование материковой и океанической земной коры;
сопоставлять карту строения земной коры с физической картой мира и определять время формирования континентальной коры разных участков земной поверхности;
определять по карте направления и скорости движения литосферных плит;
прогнозировать расположение материков и океанов через миллионы лет;
сопоставлять карту строения земной коры с физической картой для выявления отражения в рельефе особенностей строения земной коры.
Предметные понятия и термины Эра, период, эпоха горообразования.
Континентальная и океаническая земная кора.
Литосферная плита, платформа, щит, фундамент, осадочный чехол.
Пангея, Панталасса, Лавразия, Гондвана, Гипотеза дрейфа материков.
Метапредметные понятия Гипотеза
Оборудование и средства обучения Геохронологическая таблица.
Плакат «Материковая земная кора и океаническая земная кора».
Настенная карта: Физическая карта мира.
§4 учебника.
Атлас для 7 класса.
Тетрадь-тренажер.
Маршрутный лист (Приложение к технологической карте).
Презентация.
Электронные образовательные ресурсы Электронный учебник (приложение к учебнику «География. Земля и люди. 7 класс»).ЦОР: Векторная карта (строение земной коры) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/20255/.
Видеофрагменты: фрагмент м/ф «Ледниковый период. Континентальный дрейф» (https://www.youtube.com/watch?v=lVaQB1RKxiQ)Дифференцированное домашнее задание ДЗ базового уровня:
§4 прочитать, пересказать. Выполнить задание № 2 на стр. 9 в тетради-тренажере.
ДЗ повышенного уровня:
§4 прочитать, пересказать. Выполнить практикум № 2 на стр. 8 в тетради-практикуме.
Дополнительное творческое домашнее задание (по желанию, возможна работа в группе): подготовить выступление по 1-3 блоку кросс-текста по теме «Рельеф Земли и история его формирования».
Технология изучения темы
Деятельность учителя Деятельность учащихся и формируемые УУД
Осуществляемые действия Используемые ресурсы Личностная Познавательная Регулятивная Коммуникативная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Дидактическая задача этапа: организовать мотивацию ученика к учебной деятельности на уроке через анализ видеофрагмента
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная
Время: 2-3 минуты
Демонстрирует видеофрагмент. Организует побуждающий диалог:
объясните с точки зрения географии то, что вы увидели в данном видеофрагменте Фрагмент м/ф «Ледниковый период. Континентальный дрейф»
(с 14 сек. до 1мин. 40 сек.) Просматривают видеофрагмент Готовность и способность к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации Просматривают видеофрагмент Развитие навыков работы с информацией.
Критическое отношение к информации.
Выделение главного.
Построение умозаключений.
Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы одноклассников, участвуют в диалоге Формулировка и публичное представление собственного мнения, аргументация высказываний, ведение диалога с учителем и одноклассниками.
Соблюдение норм и техники общения, выбор адекватных стратегий коммуникации.
Умение задавать вопросы.
2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
Дидактическая задача: столкнуть «бытовое мнение» и научный факт в сознании учащихся, направить учащихся на выявление противоречий и затруднений в собственных знаниях через анализ видеосюжета
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная
Время: 2-3 минуты
Демонстрирует видеосюжет, акцентирует внимание, что это официальная научная гипотеза. Просит дать объяснение термину «гипотеза».
Инструктирует по поводу заполнения маршрутного листа (задание № 1). Видеосюжет «Дрейф материков» (остановить на 2 мин. 40 сек.).
Маршрутный лист Просматривают видеосюжет Личностное самоопределение, установление границ «знаний и незнания» Заполняют маршрутный лист по мере просмотра видеосюжета Развитие навыков работы с информацией. Критическое отношение к информации.
Выделение главного. Свертывание информации, переструктурирование информации в наглядно-символическую форму.
Заполнение таблиц.
Построение умозаключений.
Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы одноклассников Формулировка и публичное представление собственного мнения, аргументация высказываний, ведение диалога с учителем и одноклассниками.
Соблюдение норм и техники общения, выбор адекватных стратегий коммуникации.
Соблюдение норм и техники общения, выбор адекватных стратегий коммуникации.
3.Этап выявления места и причины затруднения
Дидактическая задача: создать ситуацию для обмена мнениями, выявления причин противоречий и затруднений, формулирования темы урока
Форма организации деятельности учащихся: групповая
Время: 4-5 минут
Просит учащихся поработать в группе по 4 человека (задание № 2). Организует подводящий диалог, заслушивает и комментирует ответ на вопрос 4. Подводит к формулированию темы урока. Маршрутный лист
Участвуют в обсуждении маршрутных листов Личностное самоопределение Сравнивают информацию маршрутных листов, выявляют различия, устанавливаю причины различий, обобщают информацию Развитие навыков работы с информацией. Критическое отношение к информации.
Выделение главного.
Построение умозаключений.
Следят за временем работы в группе, планируют дальнейшую работу Целеполагание, выбор эффективных путей и способов достижения цели.
Планирование путей достижения целей.
Принятие решений в проблемной ситуации на основе переговоров. Участвуют в обсуждении маршрутных листов, планируют дальнейшую работу Организация и планирование учебного сотрудничества.
Учет разных мнений, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Формулировка и собственного мнения, и ее корректировка в соответствии с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке общего мнения.
Установление рабочих отношений: сотрудничество, кооперация, интеграция.
Соблюдение норм и техники общения, выбор адекватных стратегий коммуникации.
Сравнение точек зрения.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
Дидактическая задача: подвести учащихся к формулированию цели урока, составлению плана урока, отбору ресурсов, выбору способов организации деятельности на уроке
Форма организации деятельности учащихся: групповая, фронтальная
Время: 4-5 минут
Просит учащихся озвучить ответы на вопросы 3, 5, 6, 7.
Подводит к формулированию цели урока и построению проекта по достижению цели, организуя проблемный диалог, фиксируя на доске информацию по группам: Что узнать? (план урока), Как узнать? (ресурсы), Как оформить? (продукт) Интерактивная доска с маркером
Выбирают способ достижения цели Практический опыт проектирования индивидуальной траектории обучения в рамках урока Отвечают на вопросы, формулирую цель, способы ее достижения, результат. Дополняют таблицу в маршрутном листе. Развитие навыков работы с информацией.
Дополнение таблиц.
Построение умозаключений.
Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы одноклассников Формулировка и публичное представление собственного мнения, аргументация высказываний, ведение диалога с учителем и одноклассниками.
Соблюдение норм и техники общения, выбор адекватных стратегий коммуникации.
5.Этап реализации построенного проектаДидактическая задача: создать ситуацию для ознакомления с новым материалом, оформления результатов работы
Форма организации деятельности учащихся: групповая (индивидуальная для желающих)
Время: 7-8 минут
Дает задания группам (по пунктам плана). Инструктирует о времени, отводимом для группового изучения нового материала и оформления результатов работы Учебник, атлас, ЦОР, электронный учебник. Выбирает способ работы (группа или индивидуально) Личностное самоопределение Выбирают и анализируют источники информации. Оформляют результаты работы в форме, определённой группой (кластер, интеллект карта, облако слов, карта понятий, таблица, конспект, инфографика, карта и т.п.).Развитие стратегий смыслового чтения и навыков работы с информацией.
Практическое освоение методов познания.
Развитие логических действий и операций. Критическое отношение к информации.
Выделение главного. Свертывание информации, переструктурирование информации в наглядно-символическую форму.
Анализ, синтез информации, 7полученной из разных источников.
Построение умозаключений.
Выбирают и анализируют источники информации. Оформляют результаты работы. Самостоятельный анализ условий достижений цели на основе выделенных ориентиров.
Управление своим временем и временем партнеров.
Принятие решений в проблемной ситуации на основе переговоров. Выбирают и анализируют источники информации. Оформляют результаты работы. Организация и планирование учебного сотрудничества.
Учет разных мнений, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Формулировка и собственного мнения, и ее корректировка в соответствии с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке общего мнения.
Установление рабочих отношений: сотрудничество, кооперация, интеграция.
Соблюдение норм и техники общения, выбор адекватных стратегий коммуникации.
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Дидактическая задача: организовать первичное закрепление изученного материала через презентацию результатов групповой работы, дополнение ответов
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная
Время: 10-12 минут
Предлагает группам презентовать результаты работы по направлениям, дополнить ответы друг друга:
летоисчисление земли;
материковая и океаническая земная кора;
образование платформ;
горообразование. Геохронологическая таблица, векторная карта, настенная физическая карта, плакат «Материковая земная кора и океаническая земная кора» Публичное представление результатов работы СамопрезентацияПубличное представление результатов работы Развитие навыков работы с информацией.
Построение умозаключений.
Публичное представление результатов работы Контроль и оценка свих действий, внесение корректив.
Контроль и оценка действий одноклассников. Публичное представление результатов работы Формулировка и публичное представление результатов групповой работы, ведение диалога с учителем и одноклассниками.
Соблюдение норм и техники общения, выбор адекватных стратегий коммуникации.
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталонуДидактическая задача: организовать закрепление изученного материала через самопроверку и взаимопроверку
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная
Время: 3-4 минуты
Просит выполнить задание в тетради-тренажере, затем произвести взаимопроверку Тетрадь-тренажер: стр. 7, задание № 2 Заполняют пропуски в тексте, проводят взаимооценку в парах Навыки само- и взаимооценкиЗаполняют пропуски в тексте, проводят взаимооценку в парах Развитие навыков работы с информацией.
Построение умозаключений.
Заполняют пропуски в тексте, проводят взаимооценку в парах Контроль и оценка свих действий, внесение корректив.
Контроль и оценка действий одноклассников. Заполняют пропуски в тексте, проводят взаимооценку в парах Соблюдение норм и техники общения, выбор адекватных стратегий коммуникации.
Сравнение точек зрения.
Умение задавать вопрос, осуществлять взаимоконтроль, оказывать взаимопомощь.
8.Этап включения в систему знаний и повторенияДидактическая задача: организовать повторение изученного материала
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная
Время: 2-3 минуты
Организует опрос учащихся в соответствии с заданием 1 маршрутного листа:
Какие формы рельефа преобладали на древней планете?
Почему рельеф изменяется?
Что случиться с планетой через миллионы лет? Маршрутный лист Отвечают на вопросы учителя Развитие навыков работы с информацией.
Построение умозаключений.
Отвечают на вопросы учителя Контроль и оценка свих действий.
Контроль и оценка действий одноклассников Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы одноклассников Соблюдение норм и техники общения, выбор адекватных стратегий коммуникации.
Сравнение точек зрения.
Умение задавать вопросы.
9.Этап рефлексии учебной деятельности на урокеДидактическая задача: провести рефлексивную оценку полученных знаний, формируемых умений; подвести к осознанному выбору домашнего задания
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная
Время: 3-4 минуты
Организует опрос учащихся:
Наиболее яркие, интересные, запоминающиеся факты, поразившие вас? Как вы пришли к этим фактам? Оцените свою работу и работу вашей группы.
Что осталось не понятым?
В чем затруднения?
Как их можно решить?
Задает дифференцированное домашнее задание Интерактивная доска Высказывают собственные суждения Навыки само- и взаимооценкиОтвечают на вопросы учителя. Потребность в поиске дополнительной информации.
Определяют для себя домашнее задание в соответствии с уровнем усвоения материала, интересом к теме Контроль и оценка свих действий.
Контроль и оценка действий одноклассников.
Планирование путей достижения целей. Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы одноклассников Соблюдение норм и техники общения, выбор адекватных стратегий коммуникации.
Сравнение точек зрения. Умение задавать вопросы.
Приложение
к технологической карте урока
Маршрутный лист
1.Заполните самостоятельно таблицу при просмотре видеосюжета
Дайте название видеосюжету Новые термины и понятия Факты, подтверждающие версию мультфильма Факты, опровергающие версию мультфильма В чем заключаются различия в облике древней и современной планеты? Какие формы рельефа преобладали на древней планете? 2.Обсудите результаты таблицы в группе по 4 человека:
1) Какие новые названия и термины вы услышали, можете ли вы дать им объяснения?
2) В чем Гипотеза дрейфа материков подтверждает или опровергает факты, представленные в мультфильме?
3) Какие затруднения у вас вызвало заполнение таблицы?
4) Как вы думаете, о чем будет сегодняшний урок?
Тема урока:_______________________________________________________________________
5) Сформулируете цель урока?
Хотим узнать______________________________________________________________________
Хотим научиться __________________________________________________________________
6) Какую форму организации работы вы предпочитаете?__________________________________________________________________________________
7) В какой форме вы будете оформлять результаты сегодняшней деятельности?
__________________________________________________________________________________