РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Криминология и предупреждение преступлений» специальность 031001 Правоохранительная деятельность



ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины «Криминология и предупреждение преступлений»
специальность 031001 Правоохранительная деятельность
Москва
2014

ОДОБРЕНА
Предметно цикловой комиссией
Уголовно-правовых дисциплин
Протокол № 11 от 26 июня 2013Заместитель директора
Председатель Варфоломеева И.А.по учебной работе
Архипцева И.А.
_________________________________________________________
Составители: преподаватель ГБПОУ СПО «Колледж полиции» Варфоломеева И.А. и преподаватель ГБПОУ СПО «Колледж полиции» Комарь С.В.
Рецензент _______________________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………………………………...3
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………..…………………..6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………….…………….14
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………...……………………………………………16

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Криминология и предупреждение преступлений»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) – является частью основной профессиональной образовательной программы ФГОУ СПО «ПГК» по специальности СПО 031001 Правоохранительная деятельность, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и в профессиональной подготовке по должностям сотрудников правоохранительных структур (направление – административная и правоохранительная деятельность).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к общепрофессиональным учебным дисциплинам профессионального цикла.
В результате изучения дисциплины курсант должен овладеть следующими профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.1. Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3. Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
ПК 1.4. Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.
ПК 1.11. Обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну, сведений конфиденциального характера и иных охраняемых законом тайн.
ПК 1.12. Осуществлять профилактику преступлений и иных правонарушений на основе использования закономерностей преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
1. Цели и задачи дисциплиныЦель изучения дисциплины «Криминология и предупреждение преступлений» состоит в том, чтобы создать цельное представление у обучающихся о понятии преступности, ее основных чертах и свойствах, причинах латентности преступлений, виктимности, криминологической характеристике отдельных видов преступлений. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
раскрыть и закрепить базовые представления о понятии и причинах преступности;
раскрыть механизм формирования личности преступника;
раскрыть основные черты и свойства преступности;
показать криминологические значимые аспекты характеристики отдельных видов преступлений.
2. В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
социальную природу преступности и ее основные характеристики;
особенности лиц, совершивших преступления;
особенности криминальной среды;
механизм образования индивидуального преступного поведения;
криминологическую характеристику отдельных видов преступлений;
основные задачи государственной политики в сфере предупреждения и профилактики преступности;
основные направления профилактики коррупционного поведения сотрудников и служащих правоохранительных органов;
Уметь:
уметь выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений;
осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике преступлений и иных правонарушений;
Владеть:
навыками практического использования приобретенных криминологических знаний в условиях будущей профессиональной деятельности.
1.4 Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины.
Профильное изучение дисциплины осуществляется:
Осуществлением межпредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ОПОП ФГОС.
Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).
1.5 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки 180 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 120 часов;
самостоятельной работы 60 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работыОбъем часовМаксимальная учебная нагрузка (всего) 180
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 120
в том числе практические занятия 60
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 60
в том числе: на выполнение домашнего задания для подготовки к учебным занятиям 20
на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на углубление и расширение знаний по дисциплине, необходимой в будущей профессиональной деятельности 40
Итоговая аттестация в форме зачета
Тематический план и содержание учебной дисциплины – Криминология и предупреждение преступлений
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Общие положения 34 Тема 1.1.
Понятие, предмет и система криминологии.
Содержание учебного материала 2 1 Понятие криминологии. Предмет криминологии. Система курса криминологии. Задачи и функции криминологии как отрасли законодательства. Криминологические научные учреждения в нашей стране в современный период. Криминология - обязательная учебная дисциплина юридических вузов. 1
Лабораторные занятия (не предусмотрены) - Практические занятия 2 № 1. Проведение сравнительного анализа соотношения уголовно-правовых дисциплин с дисциплиной Криминология Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся 2
№ 1 Изучение основных теорий происхождения преступности – антропологической и социологической школы криминологии.
Тема 1.2 Преступность, ее основные количественные и качественные характеристики. Содержание учебного материала 4 Понятие преступности и ее признаков. Основные качественно-количественные показатели преступности: состояние (уровень), структура преступности, динамика преступности. Понятие состояния (уровня) преступности. Показатели измерения состояния преступности. Латентная преступность. 2
2. Теории происхождения преступности: биологические, социальные, экономические. Лабораторные занятия (не предусмотрены) - Практические занятия 4 № 1. Изучение порядка формирования отчетности ОВД по качественным и количественным признакам преступности. № 2. Решение задач по определению состояния, уровня и динамики преступности. Контрольные работы (не предусмотрены) Самостоятельная работа обучающихся4
№ 1. Ознакомление со статистическими данными о состоянии преступности в г. Москве. № 2. Расчет показателей динамики преступности в Москве за последние 3 года (общеуголовная преступность)Тема 1.3 Причины и условия преступности. Фоновые криминологические явления. Содержание учебного материала 6 1. Понятие причин и условий преступности. Классификация причин и условий преступности. 2
2. Социальные и правовые явления, влияющие на уровень, структуру и динамику преступности - исторические, политические, общественно-экономические условия жизни общества, изменения в уголовном законодательстве, состояние правоприменительной практики и т.д. 3. Виктимология-наука о жертве преступления. Лабораторные занятия (не предусмотрены) - Практические занятия 4 № 1. Решение задач по определению причин и условий преступлений. № 2. Проведение анализа воздействия фоновых криминологических явлений на состояние и уровень преступности в г. Москве. Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся6
№ 1. Составление схемы: Классификация причин и условий преступности. № 2. Подготовка сообщения на тему: «Ответственность соучастников преступления». № 3. Составление психологического портрета жертвы насильственного преступника. Итого по разделу 34 Раздел 2. Формирование личности преступника
12 Тема 2.1. Личность преступника Содержание учебного материала 4 1. Понятие личности преступника. Структура личности преступника. Соотношение социального и биологического в личности преступника. 2
2. Типология личности преступника. Классификация преступников. Лабораторные занятия (не предусмотрены) Практические занятия 4 № 1. Решение задач по определению типа преступников № 2. Составление таблицы личностных качеств, влияющих на преступное поведение. Контрольные работы (не предусмотрены) Самостоятельная работа обучающихся 4 № 1. Составление схемы: «Структура личности преступника» № 2. Подготовка мини-сообщений по типам преступников. Итого по разделу 12 Раздел 3. Криминологичес-
кое прогнозирование и планирование 12 Тема 3.1.
Предупреждение преступности.
Содержание учебного материала 2 1. Понятие предупреждения преступлений как вида государственной и общественной деятельности. Определение видов предупреждения по целям и уровню, по объему и направленности. Общая и индивидуальная профилактика преступлений как разновидность предупредительной деятельности. 2
Лабораторные занятия (не предусмотрены) - Практические занятия 2 № 1 Изучение деятельности ОВД и других правоохранительных органов по предупреждению преступности. Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся 2 № 1. Ознакомление с результатами Коллегии МВД по предупреждению и профилактике преступности. Тема 3.2. Криминологическое прогнозирование и планирование мер по предупреждению преступности. Содержание учебного материала 2 Прогнозирование и научное планирование. Понятие криминологического прогнозирования. Объекты и субъекты предупреждения преступности. Общая и индивидуальная профилактика преступлений. 2
Лабораторные занятия (не предусмотрены) Практические занятия 2
№ 1. Составление таблицы «Классификация мер профилактики преступлений». Самостоятельная работа обучающихся2 № 1.Изучение материалов административной практики по предупреждению и профилактике преступности. Итого по разделу 12 Раздел 4. Методика и процедура криминологическо-
го исследования 6 Тема 4.1. Методика и процедура криминологического исследования. Содержание учебного материала 2 1. Источники криминологической информации. Методика криминологического исследования. Общенаучные и частнонаучные методы криминологического исследования. 2
Лабораторные занятия (не предусмотрены) - Практические занятия 2 № 1. Составление мониторинга преступности в рамках отдельной социальной группы. Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся 2 № 1. Проведение социологического опроса среди знакомых (5-10 человек) о состоянии и уровне преступности. Итого по разделу 6 Раздел 5. Криминологическая характеристика и особенности предупреждения отдельных видов преступлений. 116 Тема 5.1. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений в сфере экономики.
Содержание учебного материала 2 1. Понятие экономической преступности и экономических преступлений.
Характерные черты данных преступлений на современном этапе: повышенный уровень преступного профессионализма, преобладание данных преступлений в общей структуре преступности, большой удельный вес несовершеннолетних и групповых преступлений.
Особенности лиц, совершающих данные виды преступлений. Причины и условия совершения преступлений в сфере экономики. 2
Лабораторные занятия (не предусмотрены) - Практические занятия 4 № 1.Решение задач по экономической преступности. Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся2 № 1. Составление таблицы по теме «Факторы, влияющие на преступность в сфере экономики». Тема 5.2. Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной и профессиональной преступности. Содержание учебного материала 4 1. Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной преступности. 2
2. Криминологическая характеристика и профилактика профессиональной преступности. Лабораторные занятия (не предусмотрены) Практические занятия 4 № 1. Проведение сравнительного анализа понятий уголовно-правовой и криминологический рецидив. № 2. Решение задач по рецидивной и профессиональной преступности. Контрольные работы (не предусмотрены) Самостоятельная работа обучающихся4 № 1. Изучение материалов судебной практики. № 2. Подготовка сообщений на тему «Воры в законе и борьба с ними» Тема 5.3. Криминологическая характеристика и профилактика организованной преступности. Содержание учебного материала 4
1. Основные признаки организованной преступности. Виды организованных преступных формирований (по сфере деятельности, по составу). Материальная база организованной преступности. 2
2. Состояние организованной преступности в России. Основные количественные и качественные показатели организованной преступности. Лабораторные занятия (не предусмотрены) - Практические занятия 2 № 1. Изучение транснациональной преступности. Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся4
№ 1. Подготовка мини-сообщений по теме: «Виды преступных групп». № 2. Изучение материалов судебной практики. Тема 5.4.
Профилактика преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Содержание учебного материала 4
1. Характеристика и сущность незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ синтетического или естественного происхождения. Криминологический анализ представленных преступлений. 2
2. Меры по выявлению и устранению причин и условий преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Лабораторные занятия (не предусмотрены) - Практические занятия 4 № 1. Изучение Постановления Правительства РФ о наркотических средствах и психотропных веществах. № 2. Решение задач по профилактике наркотизма среди молодежи. Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся4 № 1. Изучение материалов судебной практики.
№ 2. Составление доклада на тему «Организация работы ФСКН по профилактике наркотизма». Тема 5.5.
Криминологическая характеристика и профилактика должностных преступлений.
Содержание учебного материала 4
1. Должностное лицо и должностные преступления. Отрасли экономики, где наиболее часто совершаются должностные преступления. 2
2. Криминологический анализ представленных преступлений. Меры по выявлению и устранению причин и условий правонарушений. Изучение причин преступлений, связанных с должностными преступлениями.
Лабораторные занятия (не предусмотрены) - Практические занятия 2
№ 1. Составление таблицы «Виды должностных преступлений. Должностные лица, их совершающие». Самостоятельная работа обучающихся4 № 1. Изучение материалов судебной практики. № 2. Составление доклада на тему: «Кто он, преступник по должности?» Тема 5.6.
Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Содержание учебного материала 4
1. Понятие преступности несовершеннолетних и молодежи. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи: состояние, уровень, динамика и структура. Взаимодействие преступности несовершеннолетних и молодежной преступности, их общие и отличительные черты. 2
Групповая преступность несовершеннолетних. Неформальные объединения молодежи с антиобщественной направленностью. Лабораторные занятия (не предусмотрены) - Практические занятия 8 № 1. Организация работы центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Выезд в ЦВСНП г. Москвы. Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся4 № 1. Составление памятки несовершеннолетним о недопустимости противоправного поведения. № 2. Составление рефератов на тему: «Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних по профилактике преступности несовершеннолетних. Тема 5.7. Криминологическая характеристика и профилактика насильственной преступности. Содержание учебного материала 4 1. Структура, динамика и иные криминологические характеристики насильственных преступлений. Основные криминогенные детерминанты насильственных преступлений Особенности характеристики насильственного преступника. 2
2. Совершение насильственных преступлений в соучастии. Типология и классификация личности насильственного преступника. Лабораторные занятия (не предусмотрены) Практические занятия 2 № 1. Решение задач по насильственной преступности. Контрольные работы (не предусмотрены) Самостоятельная работа обучающихся4 № 1. Составление памятки «Профилактика виктимности по насильственным преступлениям».
№ 2. Изучение материалов судебной практики. Тема 5.8. Криминологическая характеристика и профилактика женской преступности. Содержание учебного материала 4 2
1. Структура, динамика и иные криминологические характеристики женской преступности. Основные криминогенные детерминанты. 2. Совершение преступлений в соучастии. Участие женщин в совершении насильственных преступлений, в совершении преступлений экстремистской направленности. Профилактика подобных преступлений. Лабораторные занятия (не предусмотрены) Практические занятия 4 № 1. Составление таблицы «Типология женщины - насильственной преступницы». № 2.Анализ динамики женской преступности за последние 3 года. Решение ситуационных задач. Контрольные работы (не предусмотрены) Самостоятельная работа обучающихся4 № 1. Изучение материалов судебной практики по женской насильственной преступности.
№ 2. Изучение материалов судебной практики по участию женщин в террористической деятельности.
Тема 5.9. Криминологическая характеристика и особенности предупреждения преступлений, совершаемых по неосторожности. Содержание учебного материала 2 2
1. Понятие неосторожной преступности. Основные виды неосторожных преступлений и преступной неосторожности, составляющие совокупность неосторожной преступности. Лабораторные занятия (не предусмотрены) Практические занятия 4 № 1. Анализ динамики преступлений, совершенных по неосторожности за последние 3 года. № 2. Типология неосторожного преступника. Решение задач. Контрольные работы (не предусмотрены) Самостоятельная работа обучающихся2 № 1. Изучение материалов судебной практики.
Тема 5.10. Криминологическая характеристика преступлений экстремистской направленности. Содержание учебного материала 4 2
1. Понятие экстремизма и терроризма. Криминологическая характеристика преступлений и лиц их совершающих. 2. Молодежный экстремизм, его предупреждение в России и за рубежом. Лабораторные занятия (не предусмотрены) Практические занятия 4 № 1. Анализ криминологических показателей преступлений экстремистской направленности. № 2. Предупреждение преступлений экстремистской направленности. Решение ситуационных задач. Контрольные работы (не предусмотрены) Самостоятельная работа обучающихся6 № 1. Изучение материалов судебной практики по преступлениям экстремистской направленности. № 2. Составление сообщений «Типология личности преступника, совершающего преступления экстремистской направленности. № 3. Составление сообщений на тему «Участие женщин и девушек в преступлениях экстремистской направленности, профилактика подобных деяний». Тема 5.11. Преступность в местах лишения свободы.
Содержание учебного материала 4 2
1. Общая характеристика преступности в местах лишения свободы. 2. Предупреждение преступности в местах лишения свободы. Лабораторные занятия (не предусмотрены) Практические занятия 4 № 1. Решение задач по преступности в учреждениях пенитенциарной системы. № 2. Изучение материалов судебной практики. Контрольные работы (не предусмотрены) Самостоятельная работа обучающихся4 № 1. Подготовка докладов на тему: «Преступность в учреждениях пенитенциарной системы для содержания женщин». № 2. Подготовка докладов на тему: «Преступность в учреждениях пенитенциарной системы для несовершеннолетних».
Контрольные работы (не предусмотрены) Самостоятельная работа обучающихся2 № 1. Изучение материалов судебной практики.
Итого по разделу 116 Всего: 180
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Криминология и предупреждение преступлений»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общепрофессиональной дисциплины
Реализация программы дисциплины не требует наличия учебного кабинета «Криминология » и проводятся в кабинете «Уголовное право»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- Технические средства обучения: интерактивная доска.
3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.
Выписка из Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования специальности 031001 Правоохранительная деятельность.
Рабочая программа учебной дисциплины «Криминология и предупреждение преступлений».
Календарно-тематический план.
Фонд оценочных средств по дисциплине
Материалы промежуточного контроля (вопросы к зачетам).
3.3. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная
№ п/пНаименование Автор Издательство и год издания
1 Криминология и профилактика преступлений Четвериков В.С. М.: Форум , 2009
Дополнительная
№ п/пНаименование Автор Издательство и год издания
1 Криминологический анализ преступности в экономической сфере: характеристика, прогнозирование, противодействие. Монография. Дмитриев О.В. М.: Граница, 2007.
2 Современная криминальная ситуация на территории РФ и тенденции ее развития Под общ. ред. С.И. Гирько. М.: ВНИИ МВД России, 2008.
3 Криминология. Курс лекций Абызов К.Р. Гриб В.Г. Ильин И.С. М..: Маркет ДС, 2010
4. Краткий курс криминологии Ю.М. Антонян. Л.С. Саблина М.: МГЭИ , 1997
1.4.5. Интернет-ресурсы
Путеводитель по правовым источникам в Интернете www.ilrg.comКонституция Российской Федерации http://www.constitutio
Общероссийская сеть распространения правовой информации Консультант Плюс http://www.consultant.ruПодборка электронных материалов по юриспруденции http://www.law.edu.ru/КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Криминология и предупреждение преступлений»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий и исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Коды формируемых профессиональных и общих компетенций Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2 3
Знания: социальную природу преступности и ее основные характеристики:
особенности лиц, совершивших преступления:
особенности криминальной среды:
механизм образования индивидуального преступного поведения:
криминологическую характеристику отдельных видов преступлений:
основные задачи государственной политики в сфере предупреждения и профилактики преступности:
основные направления профилактики коррупционного поведения сотрудников и служащих правоохранительных органов
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.12
ОК 12 Текущий контроль знаний. Результат тестирования
Своевременное выполнение самостоятельной работы, проверка результатов работы с презентацией или кратких сообщений
Проверка выполнения практического задания
Умения: уметь выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений:
осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике преступлений и иных правонарушений:
ПК 1.1
ПК 1.4
ОК 13
ОК 14
Результат тестирования
Своевременное выполнение самостоятельной работы, проверка результатов работы с презентацией или кратких сообщений Проверка выполнения практического задания
Зачет