РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДб.01. Русский язык и литература. Литература


-222885213360МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДб.01. Русский язык и литература. Литература
общеобразовательный цикл
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
естественнонаучный профиль
г.о. Тольятти
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
ПЦК заместитель директора поУР
общеобразовательных дисциплин ____________Е.С.Бабаева протокол №__от «__»_______ 201__г. «__» ___________201__г.
председатель__________О.В.Гетманская

Составитель: Белик Т.Л., преподаватель ГБПОУ «Тольяттинский химико-технологический техникум»»
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: _____________Е.С.Бабаева, заместитель директора по УР
Содержательная экспертиза:_____________ И.А.Драчёва председатель ПЦК ОГСЭ
Внешняя экспертиза:___________________________________________________
Рекомендована к применению методическим советом
протокол №___от «___»_______201__г.
Рабочая программа разработана:
- на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- на основании примерной программы, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования», для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г.)
- в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 г.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена естественнонаучного профиля по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………3-5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………….6-32
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ………………………………………………………………….33-34
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………….. 34-36


ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»
Область применения программы:
программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» является частью учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом
объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; умениями и навыками использования литературы в различных сферах и ситуациях общения, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; совершенствования способности анализа и оценки литературоведческих явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание литературы как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи культуры и истории народа, национально-культурной специфики русской классической литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
− эстетическое отношение к миру;
− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет- ресурсов и др.);
• метапредметных:
− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
• предметных:
− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
− сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 58 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Дневное отделение
Заочное отделение*
Максимальная учебная нагрузка (всего)
175
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117
в том числе:
лабораторные работы - практические занятия
42 контрольные работы
2
курсовая работа (проект) не предусмотрено - Самостоятельная работа обучающегося (всего)
58
в том числе: реферат по заданной тематике 27 внеаудиторная самостоятельная работа:
- чтение и анализ литературных текстов;
- работа с первоисточниками (чтение, конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);
- подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и Интернет-информация);
- составление планов, тезисов, конспектов, аннотаций;
- сочинения по соответствующим темам;
- выразительное чтение стихотворений наизусть;
- подготовка рефератов, докладов, сообщений;
- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).
31 Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»
Наименование
разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объём часов
для форм обучения Уровень усвоения

очная заочная* 1 2 3 4 5
Раздел 1.
Русская литература первой половины XIX века 14
2
Тема 1.1.
Специфика литературы как вида искусства.
Содержание учебного материала 2 1 Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Тема 1.2.
А.С.Пушкин
Содержание учебного материала 2 1 Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики поэта. Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...» и др. Тема 1.3.
М.Ю.Лермонтов Содержание учебного материала 2 1 Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. Основные мотивы лирики.Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Дума», «Как часто пестрою толпою...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана...»), «Родина», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой...». Тема 1.4.
Н.В. Гоголь Содержание учебного материала 2 1 Сведения из биографии. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. Самостоятельная работа: использование библиотеки, Интернет-сети для подготовки докладов, сообщений, чтение и анализ литературных текстов, выразительное чтение стихов наизусть, работа с первоисточниками, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, написание реферата по заданной проблеме, составление планов, тезисов, аннотаций; текущая работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы.
6 3
Раздел 2. 39 2
Тема 2.1
Русская литература второй половины XIX века Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество. Укрепление реалистического направления в русской живописи второй половины XIX века
Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях»
и «новом человеке» в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово». Газета «Колокол», общественно-политическая и литературная деятельность А. И. Герцена, В. Г. Белинского. Развитие реалистических традиций в прозе (И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков и др.).
Новые типы героев в русской литературе. Нигилистический и антинигилистиче-
ский роман (Н. Г. Чернышевский, И. С. Тургенев). Драматургия А. Н. Островского и А. П. Чехова и ее сценическое воплощение. Поэзия «чистого искусства», и реалистическая поэзия.
2 Тема 2.2.
А.Н.Островский Содержание учебного материала 2
3
1 Сведения из биографии.
Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.
«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика грозы. Позиция автора и его идеал. 2 Практическое (семинарское) занятие. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Тема 2.3.
И.А.Гончаров Содержание учебного материала 2
1 2
1 Сведения из биографии.
«Обломов». Творческая история романа. Противоречивость характера Обломова. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее в романе.
Тема 2.4.
И.С.Тургенев Содержание учебного материала 1
2
3 Сведения из биографии.
«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение.
Практическое (семинарское) занятие Базаров в системе образов. Базаров и братья Кирсановы. Нигилизм Базарова.
Тема любви в романе. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.
Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе. 2
3
Тема 2.5.
Н.Г. Чернышевский Сведения из биографии.
Особенности жанра и композиции романа «Что делать?». Утопические идеи в романе Н. Г. Чернышевского. Нравственные и идеологические проблемы в романе. «Женский вопрос» в романе. Образы «новых людей». Образ «особенного человека» Рахметова. Противопоставление «новых людей» старому миру. Теория «разумного эгоизма» как философская основа романа. 2 2
Тема 2.6.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Сведения из биографии.
Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. 2 2
Тема 2.7.
Николай Семенович Лесков Сведения из биографии. Художественный мир писателя. Праведники Н. С. Лескова. Творчество Н. С. Лескова в 1870-е годы (обзор романа «Соборяне»). Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н. С. Лескова. 2 2
Тема 2.8.
Ф.М. Достоевский
Содержание учебного материала 2
2
1 Сведения из биографии.
«Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. 2 Практическое (семинарское) занятие Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. 2
3 2
3 «Двойники» Раскольникова. Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. Тема 2.9.
Л.Н.Толстой Содержание учебного материала 1
2 Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.
Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». 2
2
2
4 Практическое (семинарское) занятие Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи.
Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.
«Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Значение образа Платона Каратаева. 2
2
3 Идейные искания Толстого.
Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат», « Воскресение».
Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века. 2 2
Тема 2.10.
А.П.Чехов
Содержание учебного материала 2
2 2
1 Сведения из биографии.
«Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой», «Палата № б», «Дом с мезонином». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества.
Практическое (семинарское) занятие Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова - воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» - вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра.
Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра. 2 2
Самостоятельная работа: чтение и анализ литературных текстов, сочинения по соответствующим темам, составление планов, тезисов, конспектов, аннотаций, использование библиотеки, Интернет-сети для подготовки докладов, сообщений, выразительное чтение стихов наизусть, работа с первоисточниками, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, текущая работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы. Написание рефератов по заданной проблеме.
8 3
Раздел 3
Поэзия второй половины XIX века 10 Тема 3.1.
Ф.И. Тютчев
Содержание учебного материала 2 2
Сведения из биографии. Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...»,«Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил Вас - и все былое...»), «День и ночь», «Эти бедные селенья...» и др.
Практическое занятие. Философичность - основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта. Тема 3.2.
А.А. Фет Содержание учебного материала 2 2
Сведения из биографии. Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др. Практическое занятие. Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета. Тема 3.3.
А. К. Толстой Содержание учебного материала 2 2
Жизненный и творческий путь А. К. Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики А. К. Толстого. Многожанровость наследия А. К. Толстого. Сатирическое мастерство Толстого.
Стихотворения: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..», «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, нотолько гость случайный…», «Против течения», «Средь шумного бала, случайно…»,«Колокольчики мои, цветики степные…», «Когда природа вся трепещет и сияет…»,«То было раннею весной…», «Тебя так любят все; один твой тихий вид…». Тема 3.4.
Н.А.Некрасов Содержание учебного материала 2 2
Сведения из биографии. Стихотворения: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Вчерашний день, часу в шестом...», «В дороге», «Тройка», «Поэт и гражданин», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей...», «Внимая ужасам войны. ..».
Жанровое своеобразие лирики поэта. Гражданский пафос лирики. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Образ женщины в поэме. Практическое (семинарское) занятие Поэма Некрасова - энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Проблема счастья. Самостоятельная работа: чтение и анализ литературных текстов, сочинения по соответствующим темам, составление планов, тезисов, конспектов, аннотаций, использование библиотеки, Интернет-сети для подготовки докладов, сообщений, выразительное чтение стихов наизусть, работа с первоисточниками, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, текущая работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы. Написание рефератов по заданной проблеме. 2 3
Раздел 4. Русская литература XX века
28 Тема 4.1.
Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе Содержание учебного материала 2 2
1 Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства. Роль искусства в жизни общества. Тема 4.2.
И.А. Бунин. Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии.
Произведения: «Деревня», «Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Чистый понедельник», «Митина любовь», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи».
Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе. 2 2
Тема 4.3.
А.И. Куприн Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии.
Рассказы: «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет». Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна. 2 2
Тема 4.4.
Серебряный век русской поэзии
Содержание учебного материала 2 2
1 Проблема традиций и новаторства в литературе начала XX века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева. 2 Практическое занятие. Символизм
В.Я. Брюсов. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений). Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К.Д. Бальмонт. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...» (возможен выбор трех других стихотворений). Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. 2 2
3 Практическое занятие Акмеизм.
Н.С. Гумилев. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других, стихотворений). Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
О.Э. Мальденштам. Сведения из биографии.
«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим».
Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама. 2 2
4 Практическое занятие Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика.
И. Северянин. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В.В. Хлебников. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы...», «Еще раз, еще раз...» (возможен выбор трех других стихотворений). Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ. 2 2
Тема 4.5.
Новокрестьянская поэзия Содержание учебного материала 2 2
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX века в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Николай Алексеевич Клюев
Сведения из биографии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта де
ревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья…», «Из подвалов, из темных углов…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Тема 4.6.
М. Горький
Содержание учебного материала 2
2
1 Сведения из биографии.
Ранние рассказы: «Челкаш», «Коновалов», «Страсти-мордасти», «Старуха Изергилъ». Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения. 2
3 Практическое(семинарское) занятие. Драма «На дне». Трагедия людей «дна». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл.
Спор о назначении человека в пьесе «На дне». Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького - драматурга. Горький и МХАТ. 2 2
Тема 3.6.
А.А.Блок
Содержание учебного материала. 1 Практическое занятие Сведения из биографии.
Стихотворения; «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Незнакомка», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «На железной дороге», «На поле Куликовом.», «О, я хочу безумно жить...», «Скифы».
Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России. 2 2
2 Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции.
Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. 2 2
Самостоятельная работа: чтение и анализ литературных текстов, сочинения по соответствующим темам, составление планов, тезисов, конспектов, аннотаций, выразительное чтение стихов наизусть, использование библиотеки, Интернет-сети для подготовки докладов, сообщений, работа с первоисточниками, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, текущая работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы. Написание рефератов по заданной проблеме.
Тематика рефератов:
Модернистские течения. Символизм и младосимволизм. Футуризм.
Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина.
А.И. Куприн. Утверждение высоких нравственных идеалов русского народа в повестях писателя.
Нравственные и социальные искания героев И.С. Шмелева. Концепция общества и человека в драматических произведениях М. Горького.
Автобиографические повести М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»
Идеалы служения обществу в трактовке В. Я. Брюсова.
Тема исторических судеб России в творчестве А.А. Блока.
Акмеизм как течение в литературе; представители акмеизма. 4 2
Самостоятельная работа: чтение и анализ литературных текстов, сочинения по соответствующим темам, составление планов, тезисов, конспектов, аннотаций, использование библиотеки, Интернет-сети для подготовки докладов, сообщений, выразительное чтение стихов наизусть, работа с первоисточниками, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, текущая работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы. Написание рефератов по заданной проблеме. 4 3
Раздел 5. Литература 20 –х годов 14 Тема 5.1.
Особенности развития литературы 1920-х годов Содержание учебного материала. 2 2
2
1 Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы. 2 Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.). 3 Крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева 4 Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты). Тема 5.2.
В. В. Маяковский Содержание учебного материала. 2 2
Практическое занятие. Сведения из биографии. Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю»,
«Письмо Татьяне Яковлевой». Тема 5.3.
С. А. Есенин Содержание учебного материала. 2
2
Практическое занятие. Сведения из биографии. Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная
образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. Поэма «Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме.
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Тема 5.4.
А.А.Фадеев Содержание учебного материала. 2 2
Практическое занятие.
Сведения из биографии.
Роман «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность
идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Революционная романтика. Полемика вокруг романа «Разгром». Самостоятельная работа: чтение и анализ литературных текстов, сочинения по соответствующим темам, составление планов, тезисов, конспектов, аннотаций, использование библиотеки, Интернет-сети для подготовки докладов, сообщений, выразительное чтение стихов наизусть, работа с первоисточниками, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, текущая работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы. Написание рефератов по заданной проблеме. 6 3
Раздел 6. Литература 30 –х -40-х годов 28 Тема 6.1.
Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.
Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др. 2 2
Тема 6.2.
М.И. Цветаева. Содержание учебного материала. 2 2
1 Практическое занятие. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...», « Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Уж сколько их упало в эту бездну..», «Генералам 12-го года».
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы. Тема 6.3.
А.П. Платонов. Содержание учебного материала. 2 2
1 Сведения из биографии.
Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Повесть «Котлован».
1.Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. 2 Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя. Тема 6.4.
О. Э. Мандельштам Содержание учебного материала. 2
2
Практическое занятие. Сведения из биографии О. Э. Мандельштама. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О. Э. Мандельштама. Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Теория поэтического слова О. Мандельштама.
Стихотворения: «Selentium», «Notre Dame», «Бессонница.
Гомер. Тугие паруса…», «Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»),«За гремучую доблесть грядущих веков…», «Квартира тиха, как бумага…», «Золотистого меда струя из бутылки текла…». Тема 6.5.
И. Э. Бабель Содержание учебного материала. 2 2
Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики прозы
Бабеля. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля. «Конармия» (обзор с чтением фрагментов рассказов). Тема 6.6.
М.А. Булгаков. Содержание учебного материала 2 2
1 «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. 2 Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова Тема 6.7.
А. Н. Толстой Содержание учебного материала 2 2
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Тема русской истории в творчестве писателя. Роман «Петр Первый» — художественная история России XVIII века. Единство исторического материала и художественного вымысла в романе. Образ Петра. Проблема личности и ее роль в судьбе страны. Народ в романе. Пафос борьбы за могущество и величие России. Художественное своеобразие романа. Экранизация произведения. Тема 6.8.
М.А. Шолохов. Содержание учебного материала 2 2
1 Сведения из биографии.
Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова. Содержание учебного материала 2 2
1 «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм в романе. Содержание учебного материала 2 2
1 Практическое (семинарское) занятие Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования.
Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя. Самостоятельная работа: чтение и анализ литературных текстов, сочинения по соответствующим темам, выразительное чтение стихов наизусть, составление планов, тезисов, конспектов, аннотаций, использование библиотеки, Интернет-сети для подготовки докладов, сообщений, работа с первоисточниками, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, текущая работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы. Написание рефератов по заданной проблеме. 8
3
Раздел 7.
Литература периода ВОВ и первых послевоенных лет. 12 Тема 7.1.
Литература и война.
Содержание учебного материала 2 3
1 Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. 2 Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, М. Исаковского, М. Алигер, Ю. Друниной, М. Джалиля и др. 3 Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой. 4 Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. 5 Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. 6 Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др. Тема 7.2.
А.А.Ахматова. Содержание учебного материала 2 2
1 Жизненный и творческий путь.
Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко...», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью...», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», поэма «Реквием».
Практическое (семинарское) занятие
2. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа. 3 Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. 4 Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой. Тема 7.3.
Б.Л. Пастернак Содержание учебного материала 2 2
1 Сведения из биографии.
Практическое (семинарское) занятие Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Зимняя ночь».
Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути- - ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений. Тема 7.4.
А.Т. Твардовский Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии.
Практическое (семинарское) занятие Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...», «В тот день, когда кончилась война...», «Ты, дура смерть, грозишься людям».
Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. 2
2
2 Размышление о прошлом, настоящем и будущем Родины, утверждение нравственных ценностей в поэзии А. Твардовского. Самостоятельная работа: чтение и анализ литературных текстов, сочинения по соответствующим темам, составление планов, тезисов, конспектов, аннотаций, выразительное чтение стихов наизусть, использование библиотеки, Интернет-сети для подготовки докладов, сообщений, работа с первоисточниками, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, текущая работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы. Написание рефератов по заданной проблеме. 4 3
Раздел 8. 18 Тема 8.1.
Литература 50-80-х годов (обзор) Содержание учебного материала 2 3
1 Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950—1980-х годов. в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели». Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник». Реалистическая литература. Возрождение модернистской и авангардной тенденций в литературе. Многонациональность советской литературы. 2 Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П. Нилин «Жестокость», А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В.Дудинцев «Не хлебом единым...» и др. Тема 8.3.
Поэзия 60-х годов Содержание учебного материала 2 2
1 Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б. Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д. Самойлова, Л. Мартынова, Е. Винокурова, Н. Старшинова, Ю. Друниной, Б. Слуцкого, С. Орлова, И. Бродского, Р. Гамзатова и др. Тема 8.3.
Проза 60-х – 80-х годов
Содержание учебного материала 2 2
1 «Городская проза». Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др. 2 «Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова, С. Белова, С. Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина, и др. 3 Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти: «Прощание с Матерой» В. Распутина, «Буранный полустанок» Ч. Айтматова, «Сон в начале тумана» Ю. Рытхэу и др. 4 Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, о взаимоотношениях человека и власти в произведениях Б. Окуджавы, В. Пикуля, А. Жигулина, Д. Балашова, О. Михайлова и др. 5 Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др. Тема 8.4.
Драматургия 1950—1980-х годов Содержание учебного материала 2 2
Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей. Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия. Пьеса А. Салынского «Барабанщица» (1958). Тема любви в драмах А. Володина, Э. Радзинского.
Тематика и проблематика драматургии 1970—1980-х годов Драматургия В. Розова, А. Арбузова, А. Володина в 1970—1980-х годах. Тип «средненравственного» героя в драматургии А. Вампилова. «Поствампиловская драма». Тема 8.5.
А. И. Солженицын Содержание учебного материала 2 2
Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына. Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры
героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство А. Солженицына-психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. Литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены. «Лагерная проза» А. Солженицына: «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус». Публицистика А. И. Солженицына. Тема 8.6.
А. В. Вампилов Содержание учебного материала 2 2
Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Проза А. Вампилова. Нравственная
проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын». Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта. Пьеса «Провинциальные анекдоты». Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия — главный пафос драматургии А. Вампилова. Самостоятельная работа: чтение и анализ литературных текстов, сочинения по соответствующим темам, составление планов, тезисов, конспектов, аннотаций, использование библиотеки, Интернет-сети для подготовки докладов, сообщений, выразительное чтение стихов наизусть, работа с первоисточниками, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, текущая работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы. Написание рефератов по заданной проблеме. 6 3
Раздел 9 .
6 Тема 9.1.
Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов
(три волны эмиграции) Содержание учебного материала 2 2
Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И.Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б. Ширяева, Д. Кленовского, И. Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И. Бродского, А. Синявского, Г. Владимова.
Для чтения и изучения
В. Набоков. Машенька. Самостоятельная работа: чтение и анализ литературных текстов, сочинения по соответствующим темам, составление планов, тезисов, конспектов, аннотаций, использование библиотеки, Интернет-сети для подготовки докладов, сообщений, выразительное чтение стихов наизусть, работа с первоисточниками, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, текущая работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы. Написание рефератов по заданной проблеме. 4 3
Раздел 10 .
6 Тема 10.1.
Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы. Проза А. Солженицына, В. Распутина, Ф. Искандера, Ю. Коваля, В. Маканина, С. Алексиевич, О. Ермакова, В. Астафьева, Г. Владимова, Л. Петрушевской, В. Пьецуха, Т. Толстой и др. Развитие разных традиций в поэзии Б. Ахмадулиной, Т. Бек, Н. Горбаневской, А. Жигулина, В. Соколова, О. Чухонцева, А. Вознесенского, Н. Искренко, Т. Кибирова, М. Сухотина и др. Духовная поэзия С. Аверинцева, И. Ратушинской, Н. Горбаневской и др. Развитие рок-поэзии. Драматургия постперестроечного времени. 2 2
Самостоятельная работа: чтение и анализ литературных текстов, сочинения по соответствующим темам, выразительное чтение стихов наизусть, использование библиотеки, Интернет-сети для подготовки докладов, сообщений, работа с первоисточниками, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, текущая работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы. Написание рефератов по заданной проблеме.
4 3
Контрольная работа по пройденному курсу «Литература» 2 175 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
* по заочной форме обучение не предусмотрено
Тематика рефератов:
Жизнь и творчество одного из русских поэтов (писателей)-романтиков
Романтическая баллада в русской литературе
Развитие жанра исторического романа в эпоху романтизма
Романтические повести в русской литературе
Развитие русской литературной критики
Пушкин в воспоминаниях современников
Предки Пушкина и его семья
Царскосельский лицей и его воспитанники
Судьба Н. Н. Пушкиной
Дуэль и смерть А. С. Пушкина
Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова
М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников
М. Ю. Лермонтов — художник
Любовная лирика Лермонтова.
Петербург в жизни и творчестве Н. В. Гоголя
Н. В. Гоголь в воспоминаниях современников
«Что делать?» — главный вопрос эпохи 1850—1860-х годов
Духовные искания русской культуры второй половины XIX века
Значение творчества А. Н. Островского в истории русского театра
Мир Островского на сцене и на экране
Мир купечества у Гоголя и Островского
Экранизация произведений А. Н. Островского
Крылатые выражения в произведениях А. Н. Островского и их роль в раскрытии характеров героев, идейного
содержания
Захар — второй Обломов
Женские образы в романах Гончарова
В чем трагедия Обломова?
Что такое “обломовщина”?
Нигилизм и нигилисты в жизни и литературе (Д. И. Писарев, М. А. Антонович, И. С. Тургенев)
Общество будущего в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?”
Праведники в творчестве Н. С. Лескова (на примере одного-двух произведений),
Художественный мир Н. С. Лескова.
Изображение войны в «Севастопольских рассказах» и романе «Война и мир»
Наташа Ростова — любимая героиня Толстого
Тема дома в романе «Война и мир»
Мои любимые страницы романа “Войнаи мир”
Тема интеллигентного человека в творчестве А. П. Чехова
Пушкинские мотивы и их роль в рассказе “Ионыч”
Мой любимый поэт второй половины XIX века.
Ф. И. Тютчев в воспоминаниях современников
Философские основы творчества Ф. И. Тютчева,
Дружба двух поэтов: Ф. И. Тютчев и Г. Гейне
А. А. Фет — переводчик
А. А. Фет в воспоминаниях современников
Концепция “чистого искусства” в литературно-критических статьях А. А. Фета
Жизнь стихотворений А. А. Фета в музыкальном искусстве
А. К. Толстой в воспоминаниях современников
Некрасовский “Современник”,
Н. А. Некрасов в воспоминаниях современников
Новаторство Н. А. Некрасова в области поэтической формы (“Неправильная поэзия”)
Образы детей и произведения для детей в творчестве Н. А. Некрасова
Поэмы Н. А. Некрасова
Н. А. Некрасов как литературный критик
Произведения Н. А. Некрасова в творчестве русских художников-иллюстраторов
Женские образы в творчестве И. С. Тургенева и И. А. Бунина
Тема дворянских гнезд в творчестве А. П. Чехова и И. А. Бунина
Тема любви в творчестве И. А. Бунина и А. И. Куприна: общее и различное
Тема любви в творчестве А. С. Пушкина и А. А. Блока
Тема России в творчестве русских поэтов М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока
Тема революции в творчестве А. Блока
Музыка революции в творчестве В. В. Маяковского
Сатира в произведениях В. В. Маяковского
«Я б навеки пошел за тобой…» Тема любви в творчестве С. А. Есенина
Тема Родины в творчестве С. А. Есенина и А. А. Блока
А. А. Фадеев в жизни и творчестве
Взгляды А. А. Фадеева на литературу
Революция в творчестве А. А. Фадеева
М. И. Цветаева в воспоминаниях современников
М. И. Цветаева и А. А. Ахматова
М. И. Цветаева — драматург
Герои прозы А. Платонова
Традиции и новаторство в творчестве А. Платонова
Казачьи песни в романе-эпопее “Тихий Дон” и их роль в раскрытии идейно-нравственного и эстетического содержания произведения
Гражданские и патриотические стихи А. Ахматовой и советская литература
Трагедия “стомильонного народа” в поэме А. Ахматовой “Реквием”
Взгляд на Гражданскую войну из 1920-х и из 1950-х годов — в чем разница?
Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры
Отражение конфликтов истории в судьбах литературных героев
Развитие автобиографической прозы в творчестве К.Паустовского, И. Эренбурга (автор по выбору)
Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др. (автор по выбору)
Городская проза: тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.
Отсутствие деклараций, простота, ясность — художественные принципы В.Шаламова
Жанровое своеобразие произведений В.Шукшина “Чудик”, “Выбираю деревню на жительство”
Художественное своеобразие прозы В.Шукшина (по рассказам “Чудик”», “Выбираю деревню на жительство”, “Срезал”)
Философский смысл повести В. Распутина “Прощание с Матерой” в контексте традиций русской литературы
Авангардные поиски в поэзии второй половины ХХ века
Поэзия Н. Заболоцкого, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, А. Вознесенского в контексте русской литературы
Решение нравственной проблематики в пьесах драматургов 1950—1980-х годов
Тема поэта и поэзии в русской лирике XIX—XX веков
Образы дороги и дома в лирике А. Твардовского
Своеобразие языка Солженицына-публициста
Изобразительно-выразительный язык кинематографа и литературы
Гоголевские традиции в драматургии Вампилова
Мотив игры в пьесах А. Вампилова “Утиная охота” и А. Арбузова “Жестокие игры”
Духовная ценность писателей русского зарубежья старшего поколения (первая волна эмиграции)
История: три волны русской эмиграции
Особенности массовой литературы конца ХХ—ХХI века
Фантастика в современной литературе

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов ( на уровне учебных действий)
Развитие русской литературы
и культуры в первой половине
XIX века Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание.
Особенности развития
русской литературы во второй
половине XIX века Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие
в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание.
Поэзия второй половины
XIX века Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре.
Особенности развития
литературы и других видов
искусства в начале XX века Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с
источниками информации (дополнительная литература,
энциклопедии, словари, в том числе интернет-сточники),
составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа.
Особенности развития
литературы 1920-х годов Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на
проблемные вопросы; конспектирование; ндивидуальная
и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника; составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного планов сочинения; написание сочинения; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом.
Особенности развития
литературы 1930 — начала
1940-х годов Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа
Литература периода ВОВ и первых послевоенных лет. Аудирование; чтение и комментированное чтение; под-
готовка литературной композиции; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений; реферирование текста; написание сочинения.
Литература 50-80-х годов (обзор) Аудирование; групповая аналитическая работа с текста-
ми литературных произведений; выразительное чтение
и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание;
составление тезисного плана.
Русское литературное
зарубежье 1920—1990-х годов
(три волны эмиграции) Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений.
Особенности развития
литературы конца
1980—2000-х годов Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая
работа с текстами художественных произведений, аннотирование; подготовка докладов и сообщений.
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
освоение программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» предполагает наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по русскому языку, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по русскому языку, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой по вопросам языкознания и др.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по русскому языку и литературе, имеющимся в свободном доступе в Интернете (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов
Для студентов:
Агеносов В. В. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 11 класс. — М., 2014.
Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.
Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. Практикум / под ред И. Н. Сухих. — М., 2014.
Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И. Н. Сухих.– М., 2014.
Зинин С. А., Сахаров В. И. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень).10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Зинин С. А., Чалмаев В. А. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень).11 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10 класс /под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014.
Курдюмова Т. Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014.
Ланин Б. А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни). 10—11 класс / под ред. Б. А. Ланина — М., 2014.
Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Михайлов О. Н., Шайтанов И. О., Чалмаев В. А. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В. П. Журавлева. — М., 2014.
Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2015.
Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература. практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.
Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. — М., 2014.

Для преподавателей:
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Русская литература в 10 классе.
(базовый уровень). Книга для учителя / под ред И. Н. Сухих. — М., 2014.
Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и литература. Литература в 11 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред. И. Н. Сухих. — М., 2014.
Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М., 2010.
Карнаух Н. Л. Наши творческие работы // Литература. 8 кл. Дополнительные материалы / авт.-сост. Г. И. Беленький, О. М. Хренова. — М., 2011.
Карнаух Н. Л., Кац Э. Э. Письмо и эссе // Литература. 8 кл. — М., 2012.
Обернихина Г. А., Мацыяка Е. В. Литература. Книга для преподавателя: метод. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.
Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. — М., 2009.
Поташник М.М., Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. — М., 2014.
Самостоятельная работа: методические рекомендации для специалистов учреждений начального и среднего профессионального образования. — Киров, 2011.
Современная русская литература конца ХХ — начала ХХI века. — М., 2011.
Черняк М. А. Современная русская литература. — М., 2010.

Интернет-ресурсы:
www. gramma. ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
www. krugosvet. ru (универсальная научно-популярная онлайн - энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).
www. school-collection. edu. ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).
www. spravka. gramota. ru (сайт «Справочная служба русского языка»).