Доклад по истории на тему Краеведческая деятельность как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьников на уроках истории и обществознания у учащихся с ОВЗ.


Из опыта работы по краеведению на уроках истории и обществознания с обучающимися с ОВЗ.
Меня как учителя истории и обществознания волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у учащихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
«История Отечества» как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например,»Исторические памятники»(7 кл.), «Наша Родина –Россия» (7 Кл.), «Правление Ивана Грозного» (8 кл.), «Правление Екатерины II» (8 кл.) «Коллективизация», «Сельскохозяйственная политика Хрущева» аграрные реформы 1965 г., 1987 г. ,90-х годов (9 кл.) дополняются краеведческим материалом.
При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» (9 кл.)ребята делают сообщения о мужественных солдатах – Чистопольцах, которые участвовали во всех сражениях войны. И о том, какой исторический вклад внес наш маленький городок на Каме во времена войны. Задавая тот или иной вопрос, предлагаю им расспросить у своих старших родственников, и даю это в виде домашнего задания.
При изучении тем по истории культуры России я использую местный этнографический материал – фотографии музеев, исторических мест родного края.
На уроках посвященных проблемам современной России, активно использую материалы местных средств массовой информации (местная газета «Чистопольские известия», анализируем новости города).
Большую роль в гражданском образовании и воспитании учащихся играют уроки обществознания. Использование местного материала способствуют формированию активной гражданской позиции, толерантности, формированию у учащихся политико –правовой культуры. При изучении тем «Страна, в которой мы живем!», «Кто тоакой гражданин?», используется краеведческий материал. Когда идет изучение тем «Преступление», «Местное самоуправление», «Трудоустройство» и т. д. мы всегда вспоминаем, где находится то или иное здание, на какой улице, кто там был и по каким вопросам.
Учитель истории и обществознания Исаева О. В.