Н. А. НЕКРАСОВ. СТИХОТВОРЕНИЕ О ПРИРОДЕ (учебник, с. 167–170)
Урок 38. н. а. некрасов. стихотворение о природе (учебник, с. 167–170)
Тип урока: постановка учебной задачи
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Н. А. Некрасова; обучения видению картины, описываемой автором; способствовать формированию навыков выразительного чтения; развитию познавательных процессов, речи; расширению словарного запаса; умения замечать красоту природы; содействовать воспитанию культурного «слушателя» и «читателя»
Планируемые результаты
Предметные:
научатся читать осознанно текст художественного произведения вслух и «про себя» бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; определять тему и главную мысль произведения, оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть
Метапредметные:
познавательные: прогнозируют содержание раздела; подбирают к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения;
коммуникативные: озвучивают презентацию с опорой на слайды, выстраивают монолог по продуманному плану; строят диалог в паре или группе, задают вопросы
Личностные:
ценят и уважают писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово, составляют рассказ о его творчестве, передают в рассказе восхищение и уважение к поэту
Образовательные ресурсы: аудиозапись стихотворения Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором» (из поэмы «Мороз, Красный нос»)
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности
I. Организация начала урока
Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса. Психологически настраивает учащихся на предстоящую работу:
Показывают готовность
к уроку. Приветствуют
Владеют навыками психоло-
Друзья мои, я очень рада Я знаю, каждый в классе гений,
Войти в приветливый наш класс. Но без труда талант не впрок.
И для меня уже награда Скрестите шпаги ваших мнений,
Вниманье ваших умных глаз. Мы вместе проведем урок
учителя
гической подготовки к уроку, организации
рабочего места, вежливого общения
II. Подготовка к восприятию
– Отгадайте загадку:
Он вошёл – никто не видел, он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес
– Какой бывает мороз?
– Вам нравится морозная погода? Почему?
– Зима. Снег покрыл поля, луга. О зиме говорят: снежная, суровая, холодная. Но говорят и по-другому: зимушка-зима. По календарю зима приходит в декабре, но русская зима приходит раньше и длится дольше, чем по календарю. На Руси декабрь называли «студень», так как становилось морозно, студёно.
– Вспомните, как называли зиму поэты. – Расскажите, почему зима – олшебница?
– У зимы есть свой хозяин. Кто же это? Послушайте и отгадайте загадку.
Сердит! – закрыв лицо рукой, Она сказала: – Ишь, какой,
Сказал прохожий глухо. Кусается как пёс!
– Ударил как! – ворчал другой, И я скорей лицо прикрыл
Поглаживая ухо. Воротником пальто.
Шла мимо бабушка с клюкой, В тот день и впрямь сердитый был
В платок упрятав нос, Вы догадались, кто?
Отгадывают загадку.
– Мороз.
– Трескучий, слабый, сильный.
– Бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами.
– У Тютчева – чародейка, у Есенина «щеголиха в белой разлетайке, русская красавица зима».
– Она укрыла всё снегом, словно пухом; лес заснул, как будто заколдован.
Отгадывают загадку.
– Мороз.
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения
– Художники писали зимнюю природу, композиторы посвящали зиме музыку и песни, поэты сочиняли стихи о зиме.
– Обратите внимание на выставку книг. Произведения какого писателя занимают здесь центральное место?
– Что вы знаете о жизни Некрасова?
– Н. А. Некрасов – великий русский поэт, жил в середине XIX века. Детство он провел в деревне на Волге. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в то же время простым языком
– Некрасова.
– Жил в XIX веке, писал
о природе, о трудной крестьянской жизни. Жизнь народа была тяжёлой
III. Сообщение темы урока
– Нас ждёт встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором». Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода».
– Чему мы будем учиться, работая над этим произведением?
– Наши действия:
определим тему;
исследуем содержание;
представим главных героев;
картины, нарисованные автором;
будем учиться читать выразительно произведение, опираясь на своё отношение к прочитанному
Внимательно слушают.
Определяют цели урока
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения
IV. Изучение нового материала.
1. Первичное восприятие текста.
– Прослушаем отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».
– В начале урока вы рассказывали о зимнем настроении, а какое настроение пере
Внимательно слушают.
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают
и сохраняют
2. Беседа по содержанию прослушанного произведения.
3. Повторное чтение произведения.
4. Словарная работа.
даётся в этом отрывке, попробуйте понять во время прослушивания.
– Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? (Очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное.)
– Какое же настроение вы почувствовали? (Бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное.)
– Определите тему и жанр произведения. (Жанр произведения – стихотворение, так как оно написано в ритмической форме. Это произведение о зимней природе. Автор Н. А. Некрасов.)
– Откройте учебник на с. 169. Мы продолжаем работу с текстом произведения. У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту.
– Какие слова в тексте вам непонятны?
– Как вы понимаете значение слова воевода? Воевода – предводитель войска на Руси. Так называли начальника войск в давние времена на Руси. Слово воевода имеет два значения. А как вы думаете, в каком значении оно используется в этом тексте: как начальник войска или начальник большого владения?
– А есть ли ещё непонятные слова?
Дозором обходит – сторожит.
Палица – дубина с шипами, оружие русских богатырей.
Обозы – вереница гружёных
· богатство.
Алмазы, жемчуг – драгоценности белого переливающегося цвета.
Владенья – своя собственность.
– Каким вы себе представили Мороза-воеводу?
– Найдите и прочитайте, как описывается шествие Мороза.
– Почему поэт называет Мороза воеводой?
– Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу?
– Найдите первые два сравнения.
Не ветер бушует над бором, Мороз-воевода дозором
Не с гор побежали ручьи, Обходит владенья свои.
Отвечают на вопросы.
ределяют совместно с учителем толкование слов.Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится).
– Мощным, сильным, суровым, с ветром, бушущим над бором, с шумом горных ручьёв.
цели и задачи учебной деятельности. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками выразительного чтения. Осуществляют поиск
необходимой информации
из разных источников. Владеют навыками работы со справочной литературой.
– Какое отношение Мороз-воевода вызывает к себе у вас?
– Прочитайте стихотворение вслух, передавая свое отношение к Морозу.
– Какие звуки мы слышим, читая стихотворение Некрасова?
– Какие картины видим?
– Докажите, что стихотворение Некрасова написано народным языком. Приведите примеры из текста.
– Прочитаем еще раз стихотворение вслух с соблюдением темпа чтения, пауз, логического ударения. Прочитайте так, чтобы слушатели почувствовали силу, могущество и удаль Мороза-воеводы.
– Как вы думаете, Мороз – хороший хозяин?
– Чтобы нам ярче было видно, что Мороз – хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор.
– Найдите и зачитайте повторы. Что автор хотел сказать, используя их?
– Каким настроением проникнуты эти строки? (Возвышенным, бодрым.)
используя слова «глядит», «чу», «навряд», «краше», «моря-окияны».
Читают по «цепочке».
– Словно ветер бушует,
с гор побежали ручьи... Слышим треск льда,
то есть замерзшей воды, удары палицей по ветвям.
– Мороз украшает все снегом, инеем.
Выполняют задание.
Читают «по цепочке».
– «И нет ли где»: заглянет в каждый уголок.
Физкультминутка
– Представьте, что в классе мороз. Как дышится в морозную погоду? (Трудно, закрываем рот и нос.)
– Но иногда и полезно вдохнуть глоток свежего воздуха. Встали. Я буду произносить слова, а вы – показывать действия.
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
Носом вдох, а выдох ртом, Не боимся мы пороши,
Дышим глубже, а потом – Ловим снег – хлопок в ладоши.
Шаг на месте, не спеша, Руки в стороны, по швам –
Как погода хороша! Снега хватит нам и вам
V. Продолжение работы по теме урока
– Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А Мороз поёт хвастливую песню. Прочитаем выразительно песню Мороза.
Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности
– Какая предстала картина?
– Радостная, счастливая, Мороз восхищается своим царством и богатством.
– Какое настроение почувствовали в этих строках? (Радостное, светлое, счастливое.)
– Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт».
– Как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки? (Под лёд.)
– Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства, – это метафора. Более подробно вы будете знакомиться с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах.
– Какая зима у Некрасова?
– Живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться.
– Да, она созвучна с настроением поэта, и мы это увидели.
– А о каком морозе нам рассказал поэт?
– Мороз-воевода. Какой он?
– О Морозе-воеводе.
Высказывают предположения.
– Менялось ли настроение в стихотворении? (Да.) Почему?
– Разные картины – разное настроение.
– Прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно при помощи мимики и жестов.
– А если бы мы рисовали зимние картины, какие краски подошли бы к картинам?
Читают текст стихотворения.
– В основном синий, белый, голубой – это цвета зимы
VI. Домашнее задание
Выбрать (по желанию):
– Нарисовать Мороза-воеводу.
– Сочинить о нём сказку.
– Найти пословицы и поговорки о зиме.
– Прочитать отрывок из произведения выразительно.
– Выучить отрывок наизусть
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Принимают
и сохраняют цели и задачи.
Осуществляют поиск средств их достижения
VII. Итог урока. Рефлексия
– В начале урока мы говорили о том, что нам предстоит сделать. Посмотрим, на все ли вопросы мы ответили:
Тема произведения –
Жанр произведения –
Главный герой –
Автор рассказывает о
– Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю? Какую важную мысль он доверяет каждому из нас?
– Да, за суетой мы не всегда замечаем красоту окружающей природы. Некрасов говорил: «Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты,
и в обычном увидишь необычное».
– Мы прочитали мысли поэта, высказанные между строк. Значит, мы поняли суть произведения, его замысел, главную мысль? (Да.)
– Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимы, что мы запоминаем на всю жизнь слова: «Не ветер бушует над бором».
Стихотворная фраза у Некрасова строится так естественно, все паузы, все знаки препинания настолько четко обозначены в ней, что любой школьник напишет его стихи под диктовку, не слишком ошибаясь в расстановке точек и запятых.
– Виталий Бианки, писатель, сказал: «Произведения мастеров слова – это зёрна,
Осуществляют самоанализ учебной деятельности.
– Что природа и зимой тоже красива, несмотря на морозы, вьюги и метели; посмотри вокруг – и увидишь чудо.
Внимательно слушают
Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию. Формулируют ответы на поставленные вопросы
брошенные в души читателей. Появляются в них и крепнут ростки ясной любви к природе».
– А вы почувствовали, что стали внимательнее?
– Вы готовы увидеть всю красоту русской зимы, готовы еще сильнее полюбить нашу русскую зиму?
13PAGE 15
13PAGE 14515
15