Урок по теме Антарктида.Географическое положение.Открытие и исследование


Антарктида 7 классЦели урока:
- продолжить формирование у учащихся умения определять физико-географическое положение материка;
- познакомить с историей открытия и исследования Антарктиды – самого холодного материка и окружающих его вод;
- показать вклад русских учёных в открытие и исследование Антарктиды.
- рассказать ученикам о наиболее значительных экспедициях и исследованиях Антарктиды.
Задачи урока.
Развивать умение школьников пользоваться типовыми планами.
Развивать мышление школьников, для чего предусмотрено создание на уроке проблемной ситуации и обучение учащихся её решению.
Продолжить формирование практических умений пользоваться географическими картами.
Оборудование: физическая карта полушарий, интерактивная доска, мультимедийная презентация с использованием интерактивной доски.
У учащихся контурные карты Антарктиды, учебник, карточки с заданиями.
Класс заранее разбит на 5 групп.
Ход урока (Приложение)
Ход урока
Группа №1
Площадь Антарктиды 14 млн.кв.км. Сопоставьте ее с площадью других материков и составьте круговую диаграмму. Сделайте вывод: какое место по площади занимает Антарктида среди других материков, назвать какие материки больше, меньше и во сколько раз. На контурной карте написать площадь материка.
Группа №2
Определите, как расположен материк относительно линий градусной сетки (экватора, тропиков, полярных кругов,начальногомеридиана).
Обозначьте их на к\к.В каких полушариях расположена Антарктида?
Группа №3.
Охарактеризуйте береговую линию материка (изрезана - больше или меньше, не изрезана).
Какой полуостров выделяется далеко за пределы южного полярного круга? Подпишите его на к\к. Есть ли на материке крайние точки? Подписать на к\к.
Группа №4.
Какими океанами омывается материк? Подпишите их на к\к. Много ли островов у берегов материка? Назвать, показать и подписать на к/к наиболее крупные.
Группа № 5
Какие материки находятся близ Антарктиды, какие удалены от неё? Сколько километров отделяет Антарктиду от Африки. Сделать вывод об удалённости материка.Подписать их на к\к.
Словарь урока
Антарктика - территория, включающая материк Антарктиду и прилегающие к ней части океанов с островами до 48 - 60 ю. Ш. Площадью около 52 млн. км Название от греческого АНТИ - против, АРКТИКОС - северный, т.е. область противоположная Арктике.
Южный океан - некоторые ученые выделяют 5 океан. Включает южные части Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Граница проходит по северной линии распространения холодные антарктических вод. Здесь наблюдается одно из самых замечательных явлений ТЕЧЕНИЕ ЗАПАДНЫХ ВЕТРОВ.
Айсберг - плавающая ледяная гора, достигающая огромной величины, особенно подводной части. У берегов Антарктиды плавает одновременно более 100 тысяч айсбергов.
Антарктида - самый высокий континент на Земле. Большая часть его территории возвышается над уровнем моря более чем на 2000 м. Толщина снега и льда в Антарктиде иногда превышает 3500 м. На материке много вулканов. Один из крупнейших действующих вулканов Антарктиды - Эребус, расположенный в глубине моря Росса. Расплавленная лава и ледяной снег красиво контрастируют во время антарктических извержений.
Вулкан Эребус - Антарктида - самое холодное и самое сухое место на Земле. Здесь находится, вероятно, величайший в мире ледник Ламберта. Его ширина достигает 64 км, а длина - около 500 км. Ледник занимает примерно пятую часть ледникового щита Восточной Антарктиды. Примерно 12% запасов пресной воды на земле проходит через ледник Ламберта. Крупнейший шельфовый ледник Росса поднимается и опускается под действием приливов и отливов. Большие куски льда при этом отламываются и превращаются в столовые айсберги, самый крупный из которых, площадью 31080 км2, превосходил по размерам Бельгию.
Ледник Росса
Интересным представляется остров Десепьон - древний вулкан, чей центральный конус обрушился и образовал огромный “котел”, занятый теперь кратерным озером, сообщающимся с морем. Здесь, близко к южному полюсу, можно купаться в подогретых вулканом водах Порт-Фостер. Вода может быть такой теплой, что криль, подплывающий слишком близко к паровым скважинам на морском дне, выбрасывает на берег уже вареным.
1. Гимназия №1.
2. Дымова Любовь Анатольевна.
3. География.
4. 7Б класс.
5. Учебник Коринской В. А., Душиной И. В., Щенева В. А. “География материков и океанов”.
6. “Природа Антарктиды”.
Цели:
образовательные:
1) сформировать у учащихся представление о природе Антарктиды;
2) рассмотреть климат материка;
3) изучить особенности рельефа Антарктиды;
4) познакомиться с особенностями животного и растительного мира материка Антарктида;
5) познакомить учащихся с научной работой ученых по изучению природы континента;
развивающие:
1) продолжить развивать умение работать с картами в атласе, диаграммами, таблицами в учебнике;
2) развивать аккуратность, усидчивость, логическое мышление, умение применять полученные навыки на практике;
воспитательная:
1) показать учащимся важность изучения Антарктиды для понимания процессов происходящих на планете.
Оборудование: физическая настенная карта Антарктиды; Атлас 7 класса; учебник Коринской, Душиной, Щенева География материков и океанов 7 класс - § 49; настенная климатическая карта Антарктиды; изображения растений и животных Антарктиды; гербарный материал.
Метод: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята. Садитесь. Приготовьте все необходимое для сегодняшней работы на уроке – учебник, атлас, дневник.
II. Проверка домашнего задания
Итак, на прошлом уроке мы изучали с вами географическое положение Антарктиды и историю ее открытия и исследования. Проверим, как вы справились с домашним заданием. Внимательно слушайте мои вопросы, не торопитесь, обдумайте свой ответ. Готовы – поднимаем руку.
1) Обратите внимание на доску – на ней вывешены портреты великих исследователей и мореплавателей. Определить, кто из этих ученых является первооткрывателями Антарктиды? Когда и как это произошло это событие?
2) На карте я показываю некую область, включающую в себя Антарктиду, острова и южные воды Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Определить, что это за область. Какое понятие – Антарктида или Антарктика шире, уже и почему?
3) Дать полную физико-географическую характеристику географического положения Антарктиды по карте у доски.
4) В Антарктиде много различных полюсов. Перечислите, какие это полюса и почему они получили такое название?
III. Изучение нового материала
Молодцы, справились с домашним заданием. Объявление оценок с комментариями.
Итак, приступаем к изучению нового материала. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать материк Антарктиду. Мы познакомимся с особенностями природы Антарктиды, рассмотрим рельеф материка, изучим его климат. А так же познакомимся с представителями животного и растительного мира Антарктиды.
Откройте свои рабочие тетради и запишите число 12 февраля и тему урока “Природа Антарктиды”.
Работа по изучению природы материка проводится в виде беседы. Учащиеся обдумывают свои ответы, приводя аргументы из текста учебника, карт атласа и дополнительной литературы.
1. Рельеф Антарктиды
Антарктида резко отличается от остальных пяти континентов нашей планеты. Это область самого большого оледенения на Земле. 99% территории Антарктиды покрыто мощным ледниковым покровом. В ледяном покрове содержится 80% всех пресных вод Земли. С учетом ледяного щита Антарктиду принято считать самым высоким материком на Земле.
Что же находится под мощным ледниковым покровом? Еще 35-40 лет назад на этот вопрос нельзя было ответить уверенно. Но современные методы исследования позволили получить четкое представление о подледном рельефе.
На доске написаны вопросы для самостоятельного поиска ответов:
1. Какова средняя высота материка? (2040 метров)
2. Какая литосферная плита лежит в основании Антарктиды? (Антарктическая литосферная плита)
3. Какая древняя платформа лежит в основе большей части материка? (Антарктическая платформа)
4. Какие формы рельефа приурочены к древним платформам? (Равнины и низменности)
5. Какая часть материка имеет более расчлененную береговую линию? (Западная часть Антарктиды)
Кто первым справится с вопросами – поднимает руку на оценку.
Совершенно верно, около 1/3 поверхности материка лежит ниже уровня океана. Однако в Антарктиде есть и горные цепи, и горные массивы.
Именно в западной части по Антарктическому полуострову протянулись горы, которые тектонически являются продолжением Анд Южной Америки. Здесь находится самый высокий горный массив Антарктиды – 5140 м.
Практически через весь материк протянулись Трансантарктические горы. Найдите их на карте на стр. 18. Также в западной части Антарктиды лежит равнина Бэрда.
На востоке Антарктиды протянулись горы Вернадского, здесь же расположена равнина Шмидта.
В восточной части материка под сплошным ледовым покровом равнинные участки чередуются с горными цепями.
Есть в Антарктиде и действующие вулканы.
Найдите на карте в атласе на стр. 18 море Росса. На одном из островов в этом море и находится действующий вулкан Эребус – свидетель активных горообразовательных процессов в этом районе.
Как вы видите, многие формы рельефа получили свое название в честь великих ученых и исследователей Антарктиды, увековечив их имена на карте.
Миллионы лет назад территория современной Антарктиды входила в состав южного суперконтинента – Гондваны.
И состав горных пород, слагающих рельеф Антарктиды схож с таковыми на других материках, что еще раз доказывает родство Южных материков.
2. Климат Антарктиды
На формирование климата любой территории оказывают влияние так называемые климатообразующие факторы. Вспомним, какие климатообразующие факторы влияют на климат материка? (Географическое положение, подстилающая поверхность и воздушные течения)
К доске вызывается учащийся, который заполняет заранее заготовленную схему, и объясняет влияние этих факторов, в общем.
В своих тетрадях начертите такую опорную схему.
Откройте в атласе карту Климатические пояса мира и скажите, в каких климатических поясах лежит Антарктида? (Умеренный, субантарктический, антарктический)
В пределах, какого климатического пояса лежит большая часть Антарктиды? (В пределах антарктического климатического пояса)
Совершенно верно. Ребята, климат Антарктиды очень суров. Причин этому несколько.
Обратите внимание на карту Антарктиды на доске. Материк, как мы уже неоднократно говорили, занимает околополюсное положение. Мы знаем, что чем дальше от экватора к полюсам, тем меньше угол падения солнечных лучей и тем меньше солнечного тепла поступает на территорию. Следовательно, такое географическое положение обуславливает наименьшее количество солнечного тепла, которое получает Антарктида по сравнению с другими материками.
Итак, первая причина – околополюсное положение Антарктиды.
Обратите внимание на доску на схему движения воздуха в тропосфере.
Какие потоки воздуха циркулируют над материком – восходящие или нисходящие? (Нисходящие потоки воздуха)
Если это нисходящие потоки, скажите, какая область давления расположена над Антарктидой – высокого или низкого? (Область высокого давления)
Правильно. Нисходящие потоки воздуха не образуют облаков и это сухой воздух. Итак, над материком циркулирует сухой, холодный и очень прозрачный воздух.
Такой воздух не задерживает тепло, идущее от земли, что еще больше способствует остыванию поверхности материка.
Итак, вторая причина – отсутствие облачности.
Рассмотрим следующий фактор. Антарктида обладает уникальной подстилающей поверхностью – ледниковым покровом, которую не встретить ни на одном другом материке.
Таким образом, ледяная, зеркальная поверхность Антарктиды отражает до 90% солнечных лучей, поступающих на материк в летнее время.
Таким образом, эти три фактора обуславливают суровость климата Антарктиды.
Средние суточные температуры во внутренних районах материка даже летом не поднимается выше -30 °С, а зимой бывает ниже -70 °С
Именно в Антарктиде находится так называемый полюс холода Земли – на станции “Восток” отмечена самая низкая температура на планете - -89,3 °С.
Помимо экстремально низких температур в Антарктиде наблюдаются сильнейшие ветры. Это связано с разностью в атмосферном давлении над материком и океаном.
В каком направлении дует ветер – из области высокого давления в область низкого или, наоборот? (Из области высокого давления в область низкого)
Таким образом, сильные постоянные ветра дуют в сторону моря, сдувая с материка огромные массы снега. Поэтому здесь требуются особые жилые постройки – прикрепленные к грунту металлическими тросами, на высоких сваях.
3. Органический мир Антарктиды
Откройте атлас на стр. 9 и рассмотрите карту Природные зоны мира.
В пределах, каких природных зон находится Антарктида? (Антарктическая пустыня)
Совершенно верно, большая часть Антарктиды находится в пределах Антарктической пустыни. Это по большей части безжизненная, лишенная растительного и животного мира территория.
Современные организмы Антарктиды представлены мхами, лишайниками, микроскопическими грибами и водорослями. Жизнь присутствует практически повсюду. Даже в районе полюса холода в снегу обнаружены бактерии.
Типичные обитатели Антарктиды – пингвины. Самый распространенный вид – небольшой пингвин Адели. Особенно красивы императорские пингвины. Пингвины не умеют летать, но прекрасно плавают, питаются рыбой, моллюсками и рачками.
Летом на побережье гнездится около десятка видов птиц – чайки-поморники, альбатросы, бакланы.
В океанических водах, богатых планктоном, водятся тюлени, синие киты, кашалоты, касатки, морской лев, морской слон.
Итак, ребята, сегодня на уроке мы закончили изучение Антарктиды и всей группы Южных материков. Сегодня мы познакомились с особенностями рельефа и климата Антарктиды, рассмотрели уникальный животный и растительный мир материка.
IV. Домашнее задание. §49, с. 195-201, вопрос 1, 3, 4. Практическая работа Рельеф и полезные ископаемые Антарктиды
“Природа Антарктиды”
7 класс
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, проверки уровня усвоения учебного материала средствами технологии самостоятельного группового обучения.
Цели по содержанию.
Образовательная: создать представления о своеобразии, уникальности природы материка и опираясь на общеземлеведческие знания учащихся, подвести их к объяснению причин своеобразия, способствовать пониманию закономерности зонального поясного характера изменения природных условий в Антарктиде.
Развивающая: продолжать обучение методами географических исследований (системный подход, сравнительный подход), совершенствовать умения школьников работать с различными источниками географической информации, развивать мышление, привлекая учащихся к решению познавательных задач.
Воспитательная: воспитывать у школьников организованность, умение концентрировать внимание, стремление рационально использовать время, формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащегося в процессе самостоятельного группового обучения школьников.
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский.
Форма организации: групповая, фронтальная.
Средства обучения: учебник “География материков и океанов” Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А., физическая карта Антарктиды (настенная), атласы для 7-го класса, контурные карты, учебные картины, рисунки учащихся, дидактические материалы для организации самостоятельной работы школьников. Дополнительная литература об Антарктиде.
Ход урока
Оргмомент. Учитель приветствует учащихся, предлагает школьникам занять свое место в творческих группах (6чел.), проверить готовность рабочего места к самостоятельной групповой работе.
Целеполагание и мотивация.
Учитель: Американский исследователь А.Бэрд писал: “На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, закованная в голубое, земля, зловещая и прекрасная, она покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии и снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов, Она спит в переливах ледяных гало луны и солнца, его горизонты окрашены розовыми, золотыми зелеными и голубыми тонами постели”. Сегодня на уроке мы продолжим рассмотрение этого уникального и неповторимого материка. В процессе урока учащиеся должны научиться:
* рассказывать об особенностях уникальной природы Антарктиды;
* характеризовать ПТК материка по типовому плану и комплексу разнообразных источников;
* решать познавательные задачи.
Проверка Д/З.
1. На доске написаны даты, связанные с историей открытия и освоения материка (1820; 14.12.1911; 18.01.1912; 1840 -1843; 1828 по 1947; 1957-1958). Необходимо вспомнить, что означают эти даты.
2. Вспомнить, кому принадлежат эти слова: “Эта страна обречена природой на вечный холод: она лишена теплых солнечных лучей и погребена под мощным слоем никогда нетающего снега…”. “Я могу взять на себя достаточную смелость, чтобы сказать, что ни один человек никогда не решиться на большее, чем сделал я, и что земли, которые могут находиться на юге никогда не будут исследованы”.
3. Учитель предлагает выполнение географического диктанта на контурной карте на 2 варианта. Учитель: на контурной карте отметьте цифрами следующие географические объекты: 1 вариант- 1 - Антарктика, 2 - Юж. полярный круг, 3 - Южный полюс, 4 - станция Мирный, 5 - Восточная Антарктида, 6 - море Амундсена. 2 вариант - 1 - Южный ледовитый океан, 2- станция Восток, 3 - Антарктический полуостров, 4 - море Беллинсгаузена, 5 - станция Молодежная, 6 - Западная Антарктида. Два ученика показывают на карте местоположение географических объектов, остальные учащиеся класса проверяют на контурной карте работу и оценивают ее. Оценка выставляется лидером группы в зачетный лист группы.
Изучение нового материала.
Учитель организует самостоятельную работу по изучению нового материала. Класс разбит на 4 группы:
* ледниковый покров;
* подледный рельеф;
* климат;
* органический мир.
Учитель определяет и формирует цель работы: описать особенности ПК Антарктиды, выяснить причины уникальных особенностей материка. Подготовить таблицу в рабочей тетради, которую необходимо будет заполнить по ходу отчета групп (табл. “Характеристика ПТК Антарктиды”). Учитель выдает пакеты с заданиями.
Задание 1. Прочитать текст учебника о ледниковом покрове.
1. Используя текст учебника, дополнительную литературу, профиль ледникового покрова и ложа ледника по маршрутам Мирный - Полюс Недоступности и Мирный-Южный полюс дать характеристику ледникового покрова Антарктиды.
2. Дать понятие “шельфовый ледник”. Показать на карте Антарктиды крупнейшие шельфовые ледники. Дать характеристику ГП шельфового ледника Росса (оформить записи в таблице).
3. Разработать краткий конспект (ЛОС) по теме “Образование айсбергов и ледниковое таяние”.
4. Для ледникового покрова характерно большое количество трещин. Таких трещин много в районе Мирного, а глубина их, как говорят в Антарктиде, “до конца географии”, поэтому трещины представляют серьезную опасность и для людей и для техники. Выскажите свое предположение о том, как они возникли.
5. Бурить лед на большой глубине очень сложно. Тем не менее, ученые многих стран извлекают ледяные керны в разных частях материка. Почему?
6. Решите кроссворд.
Задание 2. Прочитать текст учебника о подледном рельефе Антарктиды.
1. Дать характеристику подводного рельефа Антарктиды по типовому плану с использованием карт атласа, текста учебника, дополнительной литературы (оформить записи в таблице “Комплексная характеристика природы Антарктиды”).
2. Разработать краткий конспект по теме “ Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Антарктиды”.
3. Дать характеристику рельефа Трансантарктического хребта по типовому плану и картам атласа.
4. В октябре 1958 г. в зарубежной прессе промелькнуло сообщение о том, что в Антарктиде обнаружены месторождения алмазов аналогичные богатейшим месторождениям в Ю. Африке. Как вы оцениваете вероятность истинности этого сообщения?
5. На одном из прибрежных островов у моря Росса расположен вулкан Эребус. Причем он извергается с завидным постоянством. О чем свидетельствует это явление?
6. Решите кроссворд.
Задание 3. Прочитать текст учебника о климате Антарктиды.
1. Дать характеристику климата Антарктиды по типовому плану с использованием карт атласа, текста учебника, дополнительной литературы (оформить записи в таблице “Комплексная характеристика природы Антарктиды”).
2. Разработать краткий конспект (ЛОС) по теме “Климат Антарктиды”.
3. Объясните, почему Антарктиду образно называют страной жесткого солнца и пурги?
4. Пользуясь климатической картой Антарктиды, подтвердите, что там действует закон широтной зональности. Для этого проследите изменение температур и осадков по меридиану 700 в.д.
5. Пользуясь климатограммами в учебнике (стр.198) сравните антарктический и субантарктический климат.
6. Решите кроссворд.
Прочитать текст учебника об органическом мире Антарктиды.
1. Дать характеристику природной зоны антарктической пустыни по типовому плану и картам атласа (оформить записи в таблице “Комплексная характеристика природы Антарктиды”).
2. Разработать краткий ЛОС по теме “Антарктическая пустыня”.
3. Дать определение понятия “оазис Антарктиды”.
4. Выпишите в таблице номера предложений, в которых дана характеристика природы оазисов Африки, Антарктиды, общие черты.
Оазисы Антарктиды. Оазисы Африки. Общие черты
* Вода существует в течение года в жидком состоянии.
* Температура воды в озерах на 10-20°С выше температуры воздуха. Высокая минерализация вод вместе с интенсивной солнечной радиацией создает условия, достаточно благоприятные для развития жизни.
* В оазисах растут деревья - финиковые пальмы, акации, абрикосы.
* В оазисах сформировались примитивные почвы.
* Растительность представлена низшими растениями: мхами, лишайниками, водорослями, микроскопическими грибами.
* Это участок суши, свободный от ледникового покрова.
* В водах прибрежных оазисов обитают тюлени.
* Влажность воздуха в оазисе несколько выше, чем на окружающей территории.
* Это район высокоинтенсивного с/х производства, здесь выращивают овощи, фрукты, финики.
* В оазисах гнездятся и выводят птенцов около 10 видов птиц - снежные буревестники, поморник, пингвин Адели, императорский пингвин.
* Подготовить небольшой рассказ об обитателях Антарктиды - пингвинах.
* Решите кроссворд.
Учитель напоминает, что школьники имеют право обратиться к учителю с вопросами, как по содержанию учебного материала, так и по организации познавательной деятельности. Время самостоятельной работы 10 мин. Лидеры организуют взаимодействие учащихся при выполнении групповой работы, заполняют зачетный лист. Через 10 мин. Учитель предлагает отчитаться по результатам самостоятельной работы.
Группы отчитываются по 1, 2, 3 пунктам задания. Все учащиеся делают записи в тетради (таб. “Характеристика ПТК Антарктиды”). Остальные задания проверяются лидерами групп ( учитель предлагает ответ и критерии оценки).
Применение знаний: Учитель организует дискуссию по решению познавательных задач.
1. Антарктида получает за год солнечной радиации больше, чем курорты России, расположенные на берегу Черного моря. Почему же Антарктида - ледяной континент?
2. 50-е широты! Это широты Киева в северном полушарии, а в южном уже - Антарктида. Как объяснить такую разницу в климатических условиях?
3. Благодаря своей пластичности, лед постоянно движется из внутренних районов к побережью, словно ледовые берега выдвигаются в море (океан отступает за год в среднем 500 м.). Выдвигаясь такими темпами, Антарктида за 3-5 тыс. лет удвоила бы свою площадь. В действительности наступления на океан не происходит. Почему? Увеличивается или сокращается площадь ледяного панциря Антарктиды? Каковы перспективы?
Ученики вместе с учителем приходят к выводу, что ПК Антарктиды уникален.
Подведение итогов. Учитель предлагает в группах определить результаты каждого ученика, показатель качества знаний группы по формуле:
(Количество учащихся получивших за работу “4”, “5”). (Общее количество учащихся в группе) x 100%.
Учитель дает слово лидеру каждой группы. Высказывает собственное суждение о результативности урока.
Домашнее задание. Подготовка к творческой работе, параграф № 49, выполнить групповое задание “Проверь себя”.