Исследовательская работа ученика « Интересные факты о Луне»
МБОУ СОШ № 7 ЗАТО УГЛЕГОРСК
РЕФЕРАТ
На тему: «Интересные факты о Луне»
Выполнил: ученик 2 «б» класса
Малышев Данил Романович
Проверила: учитель начальныхклассов Петрова Елена
Владимировна
2014г.
Содержание
Стр.
Введение…………………………………………………………………...………
3
1. Анализ результатов анкетирования……………………………………………
4-5
2. Происхождение Луны…………………………………………………………..
6
3. Фазы Луны………………………………………………………………………
7-8
4. Лунные затмения………………………………………………………………..
9
5. Поверхность Луны……………………………………………………………...
10-11
6. Приливы и отливы………………………………………………………...……
12
7. Влияние Луны на человека……………………………………………….…...
13-14
8. Человек на Луне…………………………………………………..……………
15
Заключение………………………………………………………………………..
16
Литература…………………………………………………………………………
17
Приложения……………………………………………………………………….
18
Введение
Луна – единственный естественный спутник Земли. Люди наблюдали ее с древних времен – сначала невооруженным глазом, потом в телескоп, а с недавних пор с помощью космических аппаратов. О Луне слагали мифы и легенды, с ее помощью вели счет времени, составляли Календарь. Луна таит в себе множество загадок, которые нашли свое отражение в данном реферате.
Целью работы является познакомить ребят с интересными загадками Луны.
Задачи:
Провести опрос среди учащихся 2-4 классов.
Определить что ребятам известно о Луне.
Провести классный час «Интересные факты о Луне».
1. Анализ результатов анкетирования.
Мое исследование посвящено выявлению знаний о загадках Луны, истории возникновения Луны.
В исследовании я поставил перед собой следующие задачи:
- исследовать знания детей о Луне и истории ее возникновения;
- Провести классный час «Интересные факты о Луне».
База исследования: ученики 2-4 классов.В моём исследовании я использовал следующие методы:
- Анкетирование - ответы на вопросы, поставленные в форме опросного листа – анкеты, с целью определения знаний о Луне. Использование разработанной анкеты;
- Моделирование сценария классного часа.
Последовательность действий:
1. Анкетирование учеников 2- 4 классов.
2. Обработка анкетных данных.
3. Провести классный час «Интересные факты о Луне»
4. Написание окончательных выводов.
Формы записи результатов:
1. Для анкетирования: таблица обработки данных анкеты.
2. Презентация классного часа.
Анализ результатов исследования
Анкетирование.
В анкетировании принимало участие 68 человек. Ученикам мною была предложена анкета.Таблица № 1. Результаты анкетирования. Ученики 2-ого класса.
Номер вопроса анкеты Количество ответов
Правильных Неправильных
1 18 4
2 3 19
3 17 5
4 3 19
5 4 18
Ученики 3-ого класса.
Номер вопроса анкеты Количество ответов
Правильных Неправильных
1 20 6
2 8 18
3 21 5
4 7 19
5 7 19
Ученики 4-ого класса.
Номер вопроса анкеты Количество ответов
Правильных Неправильных
1 18 2
2 10 10
3 20 0
4 8 12
5 8 12
Общий результат.
Номер вопроса анкеты Количество ответов
Правильных Неправильных
1 56 12
2 21 47
3 58 10
4 18 50
5 19 49
Вопросы анкеты
1. Луна это какой спутник Земли?
2. Знаете ли вы историю возникновения Луны?
3. Загадка про Луну.
4. Почему нельзя развести костер на Луне?
5. Что такое лунное затмение?Выводы по результатам анкетирования:
1. Большинство ребят – 56 человек знают, что Луна естественный
спутник Земли.
2. Историю возникновения знают – 21 человек.
3. Загадку про Луну отгадали – 58 человек.
4. Почему нельзя развести костер на Луне знают – 18 человек.
5. Про лунное затмение знают – 19 человек.
Выводы:
1. Многие знают что Луна - естественный спутник Земли..
2. Историю возникновения Луны почти не знает никто.
3. Большинство отгадали загадку про Луну.
4. Какие тайны скрывает в себе Луна, практически не знает никто.
5. Мой проект является актуальным и востребованным, так как ребята познакомятся с историей возникновения Луны и смогут узнать загадки Луны.
2. Происхождение Луны.
Луна – это ближайшее к Земле тело естественного происхождения. На ней нет атмосферы и почти нет воды, а поверхность практически полностью усеяна кратерами и большими плоскими участками их еще называют лунными морями.
Диаметр Луны в четыре раза меньше земного, а масса в 81 раз меньше массы нашей планеты. Луна светит не собственным, а отраженным солнечным светом .На Луне день длится 14 земных дней, а ночь 14 ночей. Резко меняется температура днем плюс 150 градусов, а ночью минус 150 градусов.
Луну отделяет от нашей планеты 380 000 км. Давайте выясним, как долго нам пришлось бы добираться до Луны, если бы это путешествие можно было совершить с помощью разного транспорта. На ракете – 2-3 дня. На самолете - 3 недели. На поезде или автомобиле более полугода. А пешком - 50 лет.
Существует множество гипотез возникновения Луны. Но большинство ученых придерживаются версии, что Луна образовалась много миллиардов лет назад от столкновения планеты Земля и планеты Тая, орбиты которых сошлись по касательной (Рис. 1). До этого жизни на Земле не было. От гигантского столкновения образовалось огромное количество пыли и скальных пород - миллионы миллиардов тонн, которые за миллиарды лет под воздействием сил притяжения склеились в одну большую планету - естественный спутник Земли.
Тая
Солнце
Земля
Рис. 1
Возникновение Луны можно увидеть на примере опыта, используя воду и растительное масло (Рис. 2). Я налил в стакан воду и добавил растительное масло. После чего размешал ложкой масло и вынул ее. В результате чего было видно, что пузырьки масла похожие на осколки Земли, соединились в одно целое. Так и образовалась Луна.
Рис. 2
3. Фазы Луны.
Луна вращается вокруг нашей планеты за 27-28 дней. Примерно за это же время Луна полностью вращается вокруг своей оси, поэтому мы видим только одну сторону Луны (фотографии обратной её стороны сделаны только из космоса).
Если внимательно наблюдать за Луной в течение месяца, то заметишь, что Луна всегда видна по-разному – то тоненький серп, то круглый блин. Иногда её концы направлены в одну сторону, а иногда в другую. Эти изменения называются фазами луны.
Луна проходит следующие фазы освещения (Рис. 3):
новолуние — состояние, когда Луна не видна (состояние 1 на рисунке);
неомения — первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа;
первая четверть — состояние, когда освещена половина луны (состояние 3 на рисунке);
полнолуние — состояние, когда освещена вся Луна целиком (состояние 5 на рисунке);
последняя четверть — состояние, когда снова освещена половина луны (состояние 7 на рисунке).
Рис. 3
Чтобы отличить первую четверть от последней, находящийся в северном полушарии можно использовать следующие правила. Если лунный серп в небе похож на букву «С», то это — луна «Стареющая», то есть это последняя четверть. Если же он повёрнут в обратную сторону, то, мысленно приставив к нему палочку, можно получить букву «Р» — луна «Растущая», то есть это первая четверть.
Растущий месяц обычно наблюдается вечером, а стареющий — утром.
Следует заметить, что вблизи экватора месяц всегда виден «лежа на боку», и данный способ не подходит для определения фазы, а в южном полушарии фазы луны проходят в обратном порядке.
Для наглядности фаз луны мы проделаем простой опыт. Возъмем большой желтый мячик и представим что это Луна. Выключим в комнате свет и с помощью фонарика, который у нас играет роль Солнца, попытаемся увидеть все фазы луны поочередно (Рис. 4).
Рис. 4
4. Лунные затмения.
Иногда мы можем наблюдать явление, которое называется лунное затмение. Оно происходит тогда, когда Солнце, Земля и Луна оказываются на одной прямой и Земля закрывает Луну от Солнца своей тенью (Рис. 5). Затмение может быть не только полным, но и частичным. В этом случае тень Земли попадает не на всю Луну, а только на её кусочек. Лунное затмение может продолжаться до одного часа.
Рис. 5
5. Поверхность Луны.
Углубления в поверхности Луны называются кратерами (Рис. 6). Много лет назад учёный Галилео Галилей назвал их морями. Теперь мы уже знаем, что никаких морей на Луне нет, но по традиции кратеры сохранили свои названия. У многих из них необычные для Земли – Море Изобилия, Море Холода, Море Дождей, Море Ясности, Море Паров. Кратеры поменьше носят имена знаменитых людей – Тихо Браге, Коперника, Птоломея, Юрия Гагарина.
Возвышенности на поверхности называют Лунными горами. Их названия вполне Земные - Кавказ, Алтай, Карпаты, Альпы, Апенины, Перинеи, Тенерифе. Высота гор может доходить до восьми километров,но обычно они достигают 3-5 км.
Сегодня кратеры на Луне уже не образовываются. Но много лет назад по мнению учёных это происходило так, сначала к поверхности Луны приближался метеорит, затем он врезался на большой скорости в поверхность и при этом образовывалось много пыли. Когда пыль оседала становилось видно, что из-за столкновения метеорита с Луной образовалась вмятина, а в её центре возвышенность. В то время на Луне ещё были вулканы и извержения, лава заполнила кратеры и они стали менее глубокими.
Рис. 6
Возникновение кратеров на Луне можно увидеть на примере опыта , используя емкость с песком и шарик от подшипника (Рис. 7). Если бросать шарик в емкость с песком с некоторой высоты, то можно наблюдать углубления которые остаются после падения шарика похожие на кратеры.
Рис. 7
6. Приливы и отливы.
Сначала Луна была намного ближе к Земле, чем сейчас. А было это 4-5 миллиардов лет назад. Сейчас она находится на расстоянии 400 тысяч километров, а тогда расстояние ровнялось двум диаметрам Земли, и поэтому она очень сильно воздействовала на Землю и зарождение жизни. От удара Земля наклонилась от своей оси на 23 градуса, и именно этот наклон позволил создать на Земле 4 времени года – зиму, лето, весну, осень. Земля до удара вращалась вокруг своей оси за 6 часов. Луна постепенно довела вращение до 24 часов. Близость луны поднимала с океанов гигантские волны в несколько километров высотой. Постепенно Земля и Луна отдаляются друг от друга на 3,8 см в год. И так за миллиарды лет эти гигантские волны и приливы потихоньку утихли, и на нашей планете появилась жизнь.
Когда по телевизору показывают гигантские цунами, я могу себе представить, какие еще больше волны бушевали тогда ежеминутно. Землю и Луну удерживают вместе силы гравитации на поверхности Земли, обращенной к Луне, эти силы складываются. Это не влияет на сушу, но воды океанов поднимаются с обеих сторон планеты (Рис. 7). Из-за вращения земли волны перемещаются, и в день происходит по два прилива и отлива. Когда Солнце Луна и Земля находятся на одной линии, их силы гравитации складываются. Так возникают самые сильные приливы.
Рис. 7
7. Влияние Луны на человека.
Влияние луны неоспоримо. Безусловно, наибольшее влияние на человека оказывает наша родная планета Земля, но и влияние других планет нельзя исключать. В наше время уже никто не сомневается в том, что солнечные процессы отражаются на организме человека. При этом влияние Луны незаслуженно ставится под сомнение. А ведь Луна, хоть и значительно меньше Солнца, но находится гораздо ближе к Земле. Соотношение масса/расстояние указывает на немного большее влияние Луны на находящиеся на Земле объекты.
Уже давно учеными подмечено, что приливы и отливы управляются Луной. Лунная гравитация вызывает подъем уровня Океана на 1,5 метра, а в узких заливах эта величина достигает 12-16 метров. Даже твердая оболочка Земли реагирует на движение Луны - она поднимается на 50 сантиметров (происходит такой подъем достаточно равномерно, поэтому мы не замечаем этого). Поэтому неудивительно, что человеческий организм, состоящий на 80% из жидкости, подвержен лунному влиянию. Кроме того, Луна оказывает воздействие и на магнитное поле Земли, а про опасность магнитных бурь мы все наслышаны.
Что мы чувствуем, когда Луна растет, и когда она убывает?
На растущей луне человек чувствует прилив сил, оптимизм, готовность справиться с любой задачей и уверенность в своих силах. На убывающей, наоборот, упадок сил, слабость, желание все бросить. В это время наблюдается наибольшее число обращений людей в депрессивном состоянии.
В связи с этим на растущей луне следует начинать любые проекты, а на убывающей - завершать. Это, конечно, не означает, что нужно успеть провернуть свой проект в течение одного и того же лунного месяца. Просто желательно учитывать этот момент и разбивать свои проекты на этапы, которые и стоит подгонять под лунный календарь.
В соответствии с этим, на растущей луне стоит начинать оздоровительные курсы, связанные с укреплением организма, увлажнением кожи - в общем, любые процедуры, связанные с впитыванием в себя нового. Тогда как на убывающей луне нужно избавляться от всего того, что уже не нужно: проводятся различные чистки (кожи, пищеварительной системы и т.д.). При этом важно помнить, что это не относится к стрижке волос - в этом случае мы не столько избавляемся от ненужных кончиков волос, сколько формируем новую прическу - а это созидательный процесс! И начинать его нужно на растущей луне.
Исследования показывают, что новолуние - самое спокойное время, а полнолуние - самое беспокойное.
Опасно ли полнолуние?
Особой опасности нет. На каждого человека влияет не только Луна, а довольно большое множество факторов. Полнолуние скорее создает определенный фон, благоприятный для всякого рода отклонений в поведении, но не обуславливает их полностью. То есть, к примеру, для людей легковозбудимых, нервная система которых сильно подвержена влияниям извне, полнолуние действительно не самое легкое время. У таких людей повышается раздражительность, они мучаются бессонницей, становятся более склонными к импульсивным поступкам. Особенно подвержены влиянию полнолуния дети, поэтому основные рекомендации будут для них.
Не рекомендуется во время полнолуния:
- читать книги про убийства и привидения;
- перед сном играть в шумные игры;
- смотреть боевики и страшилки;
- уходить далеко от дома;
- посещать шумные мероприятия, соревнования, вызывающие сильные
волнения.
Рекомендуется:
- больше гулять перед сном, проветривать комнату.
8. Человек на Луне.
Люди давно мечтали побывать на Луне, но впервые смогли сделать это только 20 июля 1969 года. Первым человеком ступившим на поверхность Луны был американский астронавт Нил Армстронг (Рис. 8). Астронавты прилунились в Море Спокойствия, где установили разные приборы и взяли первые пробы грунта. На Луне побывало несколько групп учёных, которые занимались различными исследованиями, брали пробы грунта.
На Луне нет воздуха и поэтому астронавтам высадившимся на поверхность нужно было одевать специальные скафандры с запасом воздуха и аппаратом дыхания, на голову одевался шлем с тёмным забралом для защиты глаз от солнечного света! На Луне нет такого притяжения как на Земле и поэтому астронавты, даже не смотря на тяжёлые скафандры, могли как следует напрыгаться. А ведь на Земле в этих скафандрах космонавты едва могли перемещаться. Ещё бы, ведь на Земле все предметы в шесть раз тяжелее, чем на Луне!
На Луне нет атмосферы, и поэтому никогда не бывает ветра. А это значит, что след, оставленный луноходом, так и останется там навсегда. Поскольку на Луне нет воздуха, даже лунным днём, когда на неё ярко светит солнце, небо остаётся чёрным и можно отлично рассмотреть звёзды.
В декабре 1972 года была запущена последняя лунная экспедиция-«Аполлон-17», с тех пор люди ни разу не были на Луне.
Рис. 8
Заключение
Луна во все времена вдохновляла людей. Её писали художники на картинах, её посвящали стихи поэты. Может быть потому, что она была неизведанным таинственным миром? Возможно. Но не смотря на то, что мы знаем про Луну гораздо больше, чем наши предки, она всё равно притягивает нас к себе, заставляя вглядываться в телескопы, бинокли и просто в небо.
Одним из интереснейших видов астрономических явлений, связанных с Луной, являются затмения. Затмения бывают солнечными и лунными: в первом случае, Луна загораживает собою Солнце, а во втором - земная тень скрывает Луну. Затмения случаются в те моменты, когда Солнце, Земля и Луна выстраиваются в одну линии в своем движении. Нетрудно сообразить, что это бывает либо в полнолуние, либо в новолуние.
Знание лунного календаря, который ведет счет лунным ритмам, может помочь человеку рациональным способом объяснить много загадочного в Природе, адекватно реагировать на окружающий мир, оградить себя от многих болезней.
Гравитационное поле Луны (приливы и отливы) оказывает значительное влияние на наш организм, прежде всего на распределение крови в органах и тканях.
Характер воздействия Луны на человека зависит в значительной степени от фазы лунного цикла, каждая фаза которого длится примерно неделю.
Если вы решили начать новую жизнь, то лучше это сделать после новолуния, а не с понедельника, как для нас традиционно привычно. Жизнь в согласии с лунным циклом позволяет сохранять стабильное здоровье, а при лечении болезней с учетом фаз Луны можно получить более эффективное и ускоренное выздоровление.
Литература.
1. Шалаева Г.П. Кто есть кто в мире звезд и планет – М.: Эксмо, 2007. –302 с.2. Детская Энциклопедия «Астрономия и космос» - М.: Росмэн, 2008. – 95 с.3. Янг Х., Окслейд К. Погода и небо -С-П.: Балтийская книжная компания, 2008. – 51с.4. Хабер, Хайнц. Звезды- М.:ООО ТД Мир книги,2007.-48с.5. Большая книга интересных фактов-М.:Росмэн,2006.- 240с.6. 365 научных экспериментов – 2010. – 367 с.
Анкета
Дорогой друг!!!
Просим вас принять участие в анкетировании, тем самым вы окажите помощь в написании проекта «Интересные факты о Луне». Просим Вас ответить на все вопросы анкеты, следуя инструкциям к вопросам.
Заполнить анкету несложно и не потребует много времени. Прочтите, пожалуйста вопрос и все предлагаемые варианты ответов на него. Номер того единственного ответа, который совпадает с Вашим мнением, обведите кружком.
Заранее благодарим за участие в исследовании.
1. Луна - это
А). Естественный спутник Земли.Б). Искусственный спутник Земли.
В). Чужеродный спутник Земли.2. Луна возникла в результатеА), Столкновения инопланетян с Землей.Б). Столкновения Земли с другой планетой.
В). Щучьего веления.3. Отгадай загадку:
Висит Мандаринка.
Через неделю – половинка.
Через две – долька,
А было столько!
А). Солнце.
Б). Луна.
В). Звезда.
4 . Почему нельзя развести костер на Луне?А). Потому что на Луне нет дров.Б). Потому что на Луне нет воздуха.
В). Потому что у космонавтов нет спичек.5. Лунное затмение - этоА). Когда Бог закрывает Луну руками.Б). Когда Луна прячется от людей за Солнцем.
В). Когда Луна попадает в тень Земли.
Текст доклада.
1. Слайд 1. Презентация на тему «Интересные факты о Луне». Выполнил ученик 2 «Б» класса Малышев Данил.
Друзья мои, вас приглашаю
Я в мир фантазий и мечты,
Окошко в Космос открываю –
Он полон тайн и красоты!
Каждый раз, наблюдая ночью Луну, я заинтересовался вопросами: как возникла Луна? Почему она видна нам по разному? Почему она не падает на Землю? Как она влияет на нас? Есть ли жизнь на Луне? Чтобы ответить на эти вопросы, родители подарили мне телескоп, чтобы я смог сам изучать Луну. Я прочитал много книг о Луне, чтобы узнать все тайны о Луне.
2. Слайд 2. Мною было проведено анкетирование среди учащихся 2-4 классов, с целью выявления что известно ребятам о Луне. Было опрошено 68 человек, анализ показал, что не все дети имеют достаточные знания о Луне. Поэтому я решил провести классный час с детьми на тему: «Интересные факты о Луне». Я поставил перед собой задачу рассказать ребятам о Луне, все самое интересное и загадочное.
3. Слайд 3. Луна – единственный естественный спутник Земли. Это самое близкое к нам космическое тело, которое хорошо видно ночью.
4. Слайд 4. Луна очень далеко от Земли. На ракете лететь примерно 3 дня, на самолете 3 недели, на поезде полгода, пешком 50 лет. На Луне ночью очень холодно, днем очень жарко. На Луне нет воды и воздуха, поэтому на ней нет жизни. Луна не падает на землю, потому что она вращается вокруг Земли. (Опыт с веревкой и грузом).
5. Слайд 5. Первым человеком на Земле, который исследовал Луну, был ученый Галилео Галилей. Он с помощью самодельного телескопа увидел углубления на Луне и назвал их морями, хотя воды там нет. Море Изобилия, Море Холода, Море Дождей, Море Ясности, Море Паров.
6. Слайд 6. Луна произошла в результате столкновения Земли и большой планеты Тая, из выбитых осколков образовалась наша спутница. (опыт с растительным маслом и стаканом воды).
7. Слайд 7. Поверхность Луны покрыта так называемыми кратерами, углублениями в поверхности спутника, вызванными падениями метеоритов. (опыт с песком и с шариком).
8. Слайд 8. Мы видим всегда одну и ту же сторону Луны. Это происходит потому, что Луна вращается вокруг своей собственной оси очень медленно – 27 суток, и почти за это же время она оборачивается вокруг Земли.
9. Слайд 9. Луна не светится, а отражает свет от Солнца. Так как Луна вращается вокруг Земли, то мы видим ее по-разному – то тоненький серп, то круглый блин. Иногда её концы направлены в одну сторону, а иногда в другую. Эти изменения называются фазами луны.
10. Слайд 10. Солнечное затмение происходит тогда, когда Солнце, Луна и Земля оказываются на одной прямой и Луна закрывает Землю от Солнца.
11. Слайд 11. Лунное затмение происходит тогда, когда Солнце, Земля и Луна оказываются на одной прямой и Земля закрывает Луну от Солнца своей тенью.
12. Слайд 12. Луна, вращаясь вокруг Земли, оказывает влияние на океаны и моря. Чем ближе Луна к земле, тем сильнее приливы, при удалении отливы.
13. Слайд 13. Луна также оказывает влияние на организм человека, Когда Луна растет, люди чувствуют прилив сил, радости, веселья. На убывающей Луне люди испытывают дискомфорт, грусть, упадок сил, слабость.
14. Слайд 14. Сначала Луну изучали с помощью луноходов, фотографии обратной стороны луны были сделаны космическим аппаратом.
15. Слайд 15. Первым человеком, ступившим на поверхность Луны, в 1969 году, был американский астронавт Нил Армстронг. В декабре 1972 года была запущена последняя лунная экспедиция - «Аполлон-17», с тех пор люди ни разу не были на Луне. Я думаю, что с нашего космодрома «Восточный» будет запущена следующая экспедиция на Луну.
16. Слайд 16. Не смотря на то, что я узнал о Луне многое, она всё равно притягивает меня к себе, заставляя вглядываться в телескоп и разгадывать еще больше и больше тайн, которые она скрывает.
Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!