Краткая информация об исследовании PISA





Исследование PISA (Programme for International Student Assessment)



«Международная оценка образовательных достижений учащихся»











Краткая информация об исследовании PISA

1. Исследование PISA (Programme for International Student Assessment) «Международная оценка образовательных достижений учащихся», – программа, которая осуществляется Международной организацией экономического сотрудничества и развития ОЭСР (OECD – Organisation for Economic Co-operation and Development). В 2012 году будет проводиться пятый цикл исследования PISA. В нем примут участие более 60 стран мира. Первый цикл исследования проводился в 2000 году.

2. Исследование PISA имеет следующие особенности:

Оно является одним из крупнейших международных широкомасштабных мониторинговых исследований в области образования;

В исследовании принимают участие учащиеся 15-летнего возраста, обучающиеся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования;

В исследовании оценивается, насколько учащиеся «готовы к жизни», т.е. насколько они способны использовать полученные в школе знания и умения для решения проблем, с которыми могут встретиться во взрослой жизни;

В исследовании оцениваются образовательные достижения учащихся в области математики, естествознания, решения проблем, финансовой грамотности и чтения.

3. В каждой стране в тестировании участвует от 4500 до 10 000 учащихся.

4. Участие в исследовании PISA позволяет:

Определить, насколько выпускники российской основной школы готовы к продолжению обучения;

Выявить направления совершенствования общего образования в стране;

Сравнить достижения учащихся, а также образовательный процесс в школах разных стран.

6. Дополнительную информацию об исследовании PISA можно получить в Национальном центре исследования PISA в России (Отделе оценки качества образования ИСМО РАО): http://www.centeroko.ru или на сайте организации ОЭСР: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

7. С примерами заданий, которые используются в международных тестах PISA, а также с результатами предыдущих циклов исследования можно познакомиться на сайте Национального центра исследования PISA в России (Отдела оценки качества образования ИСМО РАО) по следующему адресу: http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_pub.htm 2
8. С примерами заданий для компьютерного тестирования по математике (Mathematics) и решению проблем (Problem-Solving) на русском языке можно познакомиться на сайте Международного координационного центра исследования PISA по адресу http://cbasq.acer.edu.au

9. В каждом образовательном учреждении, отобранном для участия в исследовании, будет проводиться письменное тестирование учащихся по математике, естествознанию, чтению и финансовой грамотности, а также анкетирование учащихся. В письменном тестировании примут участие 43 учащихся, отобранных из полного списка учащихся 1996 года рождения, которые обучаются в 7-11 классах общеобразовательных учреждений или в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

10. После участия в письменном тестировании 18 из 43 отобранных учащихся дополнительно примут участие в компьютерном тестировании.

11. Учащимся будут предложены задания, напечатанные в специальных тетрадях, а также анкета. Вся письменная работа, включая разъяснение учащимся порядка выполнения тестирования и работу по заполнению анкет, займет около 3 часов. После этого учащиеся, отобранные для участия в компьютерном тестировании, будут дополнительно выполнять задания на компьютере. Компьютерное тестирование занимает примерно 1,5 часа.
Основные понятия и идеи.
Функциональная грамотность учащихся - это определенный уровень образованности учащихся на уровне общего среднего образования, выражающий степень овладения учащимися ключевыми компетенциями, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами.
Международный тест PISA не замеряет академические знания обучающихся – содержание школьных курсов математики, которые освоил 15-летний школьник. Уникальность инструментария международного экзамена в том, что он определяет те умения обучающихся, которые будут способствовать успешности выпускника школы к полной реализации себя как личности во взрослой жизни.
Оценочная технология теста PISA в направлении математическая грамотность проверяет способности использования данной возрастной категорией математических знаний в ситуациях, требующих логических подходов и математической интуиции.Таким образом, международные эксперты данного проекта оперируют таким педагогически-практическим понятием как «математическая грамотность». Прежде всего, данное понятие определяется, как способность человека использовать знания из области математики для обоснования личного выбора решения различных реальных жизненных ситуаций. Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в повседневной жизни, умение читать, интерпретировать и анализировать.
При отборе содержания тестовых вопросов учитывается каждая основная тема традиционного школьного курса математики: числа, измерения, оценка, алгебра, функции, геометрия, вероятность, статистика, элементы теории чисел. В рамках этих тем значительное внимание уделено ряду вопросов, имеющих высокую практическую значимость (измерение геометрических величин, оценка, проценты, масштаб, интерпретация диаграмм и графиков реальных зависимостей, вероятность, статистические показатели и др.).
Международные эксперты проекта PISA определяют два основополагающих принципа понятия «Математическая грамотность».

Первое - это фундаментальные математические идеи как группа взаимосвязанных общих математических понятий, связанных с реальной действительностью. При этом они характеризуют общие свойства для разнообразных объектов и явлений и тем самым способствуют лучшему пониманию роли математики в постижении и описании окружающей действительности. В качестве фундаментальных математических идей предложены области «изменения и отношения», «пространство и форма», «неопределенность «количество», каждому из которых соответствует определенное количество тестовых заданий.
Фундаментальные математические идеи

Исследователи подчеркивают, что данные фундаментальные математические идеи покрывают диапазон математических знаний, необходимых 15-летним обучающимся в качестве основы для дальнейшего использования основ математики в жизни.
Другой не менее важный принцип - это математическая компетентность как сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека, обеспечивающих успешное решение различных проблем и требующих использования знаний из области математики.
Международный тест «Математическая грамотность» содержит различные текстовые ситуации, связанные с личной жизнью (школьной, домашней, на отдыхе), профессиональной деятельностью и общественной жизнью (местного общества, всего мира), обучением и наукой.
Необходимо отметить, что в математических задачах предложены тексты, представляющие познавательный интерес для обучающихся. При этом участники исследования должны продемонстрировать не только умения использования знаний различных тем и разделов курса математики, но и других учебных предметов или внешкольных источников информации.
Тем самым 15-летние обучающиеся, завершающие основную ступень обучения, доказывают свою «математическую компетентность» посредством аргументирования решения математических ситуаций. При этом участники исследования должны использовать математический язык и современные технические средства, связанные с информационными материалами, а также
продемонстрировать коммуникативные умения (письменная и устная математическая речь).
Таким образом, уровень математической грамотности обучающихся характеризуется математической компетентностью. В исследовании PISA выделяются три уровня математической компетентности.
Для проверки достижений первого уровня компетентности (воспроизведение) в основном предлагаются традиционные учебные задачи, характерные для проверочных работ в казахстанской школе. При этом требуется знание математических фактов, воспроизведение определений математических объектов и их свойств, применение стандартных (простых и достаточно сложных) алгоритмов и методов решения, работа с формулами, выполнение вычислений. Так как способы решения в основном стандартные, то запись самого решения не представляет интереса. В этой связи на данном уровне используются задания двух типов - с выбором ответа и с кратким свободным ответом (в виде числа, выражения, слова; решение не приводится).
Второму уровню компетентности (установление связей) присущи умения устанавливать связи между различными темами программы по математике и интегрировать информацию, необходимую для решения задачи. 15-летним обучающимся необходимо самостоятельно выбрать соответствующий метод решения и математические инструменты. Ситуации, рассматриваемые в задачах, нестандартные, но не требующие высокого уровня математизации.
Достижение данного уровня компетентности проверяется с помощью решения несложных жизненных задач. В них, в отличие от заданий первого уровня, не сразу видно, на материале какой темы составлена данная задача, какой метод или алгоритм надо использовать для ее решения, при этом возможны различные подходы решения математической задачи.
Для проверки достижения третьего уровня компетентности (рассуждение) разрабатываются более сложные задачи, в которых, прежде всего, необходимо «математизировать» предложенную ситуацию. Эта процедура состоит из двух этапов: выделение проблемы, которая решается
средствами математики, и ее формулировка, разработка соответствующей математической модели, решение и его интерпретация согласно предложенной в задании ситуации.
Материалы исследования PISA-2012 данного уровня компетентности содержат задания, требующие владения достаточно сложными математическими знаниями и умениями. К примеру, составить и решить квадратное уравнение, линейное и квадратное неравенства, составить формулу числовой последовательности, распознать арифметическую и геометрическую прогрессии и использовать для решения задач формулы n-члена и суммы n-членов этих последовательностей, использовать теоремы сложения и умножения вероятностей.
Тем самым представлена иерархичность уровней компетентности, т.е. задания второго уровня сложнее первого, а третьего уровня - сложнее двух первых. Задания третьего уровня отличаются от знакомых математических задач, характерных для заданий первого и в некоторых случаях второго уровня компетентности, и требуют для своего решения высокого математического развития, интуиции, логического мышления и т.д.
Структура теста. Во многих заданиях, направленных на выявление математической грамотности участников международного экзамена, информация предоставляется не только в вербальной форме, но и в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем. Обучающимся требуется извлечь нужную для ответа на вопрос информацию при разных формах ее подачи, причем работать им приходится одновременно с несколькими таблицами, графиками, диаграммами.
Ситуация осложняется еще тем, что условие часто содержит избыточную информацию. Тем самым это свидетельствует о том, что в данном исследовании большое значение придается проверке умения извлекать важную необходимую информацию для анализа представленной проблемы или ситуации.
Для проверки математической компетентности обучающихся используются три известных типа заданий.
Наиболее сложные умения проверялись с помощью заданий третьего типа, когда от обучающегося требовалось записать полное решение или обоснование полученного ответа. На задания, требующих развернутый ответ, обучающиеся должны предоставить решения, различающиеся по развернутости, обобщенности и сложности использованных методов.
Инструментарий теста PISA-2012 предлагает также еще один тип задания - «структурированные вопросы». Эти задания составляются из нескольких вопросов различного типа, относящихся к одной и той же ситуации. Как правило, они располагаются по возрастанию уровня сложности. Чаще всего сначала даются вопросы с выбором ответа или с кратким ответом, а в конце - вопросы с развернутым ответом. Примером «структурированных» математических задач являются три вопроса, включенных в задание «Восхождение на гору Фудзи».
Вопрос 3 задания «Восхождение на гору Фудзи» относится к 5 уровню сложности математических заданий (рис. 2.1.4).
Рисунок 2.1.4. Восхождение на гору Фудзи
Гора Фудзи - известный бездействующий вулкан в Японии
Вопрос 3: Марат использовал педометр, чтобы подсчитать шаги во время ходьбы по тропе Готемба. Его педометр показал, что он прошел 22 500 шагов по дороге вверх. Высчитайте среднюю длину шага Марата, когда он поднимался вверх на 9 км по тропе Готемба. Напишите ответ в сантиметрах.
Ответ: ................................................. см.
Описание: Разделить длину на определенное число и дать коэффициентное соотношение в сантиметрах.
Математическая область: Количество.
Контекст: Социальный.
Вид учебно-познавательной деятельности: Применение.
Формат вопроса: Конструированный.
Сложность: 610 (5 уровень).
Полный ответ: 40 см.
Ответ не принимается: Ответы с 4 цифрами неверно переведенные в сантиметры. 0,4 (ответ дан в метрах), 4000 (неправильный перевод в см), другие ответы, нет ответа.
Комментарии: Здесь используется формула: пройденное расстояние = число шагов*средняя длина шага. Чтобы использовать эту формулу для решения, необходимо преобразовать ее, найдя среднюю длину шага из расстояния и количества шагов.
С данным вопросом справились успешно 25% участников от Казахстана. Не менее 545 баллов должны были набрать обучающиеся четвертого уровня сложности математических задач. Задания данного уровня требовали умений участников тестирования обобщать объяснения и аргументы,
основанные на интерпретации и рассуждении представленных математических ситуаций.
В среднем по странам ОЭСР 30,8% обучающихся находятся на 4, 5 или 6 уровнях. Странами ОЭСР с крупной долей обучающихся, находящихся на 4, 5 и 6 уровнях являются Корея (54,8%), Япония (47,4%), Швейцария (45,3%), Нидерланды (43,1%), Бельгия (40,2%) и 12 других стран ОЭСР.__
Трое из четырех обучающихся в Шанхай-Китае находятся на одном из этих уровней (75,6%) и более чем один из двух обучающихся - в Сингапуре, Гонконг-Китае и Китайском Тайбэе.
Рисунок 2.1.3. Велосипедистка Айжан
Айжан только что приобрела новый велосипед. На руле велосипеда расположен спидометр.
Спидометр показывает расстояние, которое Айжан проехала на велосипеде и среднюю скорость в пути.
Вопрос 3: Айжан проехала на своем велосипеде от дома до реки, которая находится на расстоянии 4 км. Ей потребовалось 9 минут. Она поехала домой по короткому маршруту в 3 км. На это ей потребовалось 6 минут. Какова средняя скорость Айжан (в км/ч) до реки и обратно. Средняя скорость .. км/ч.
Описание: Вычислить среднюю скорость двух поездок, учитывая два пройденных пути и потраченное время.
Математическая область: Изменения и отношение.
Контекст: Личностный.
Вид учебно-познавательной деятельности: Применение.
Формат вопроса: Конструированный.
Сложность: 696,6 (6 уровень).
Полный ответ: 28 км/ч.
Ответ не принимается: 28.3 (Неверный метод: средняя скорость для 2 поездок(26.67 и 30)), нет ответа.
Комментарии: Данный вопрос требует более глубокого понимания значения средней скорости. Средняя скорость не может быть получена только путем усредненной скорости, несмотря на неправильный ответ в данном конкретном случае (28,3 км/час), полученного путем усреднения скорости (26,67 км/ч и 30 км/ч).__
Для решения данной математической задачи необходимо провести математические рассуждения и аргументации. Только 20% казахстанских 15-летних обучающихся-участников исследования правильно ответили на этот вопрос.
Уровень 5 соответствует показателям успешности выполнения тестовых вопросов от 607 баллов до 669 баллов. На данном уровне обучающиеся могут разрабатывать и работать с моделями для сложных ситуаций, выбирать, сравнивать и оценивать соответствующие стратегии решения, использовать широкое, хорошо развитое мышление и аргументировать свою точку зрения.
Менее 10% обучающихся из 34 стран-участниц исследования продемонстрировали математическую грамотность данного уровня. Доля участников из Казахстана, Албании, Туниса, Бразилии и Аргентины, справившихся с заданиями 5 уровня сложности составила менее 1%.


















Методические рекомендации по выполнению требований к оценке математической функциональной грамотности школьников:
Рекомендации по составлению заданий.
Соответствие содержания заданий ГОСО.
Понимание основных фактов, концепций и объяснительных теорий, которые составляют основу научного знания. Такое знание включает в себя как знание природного мира, так и технологических артефактов (знание содержания), знания о том, как такие идеи производятся (процедурное знание) и понимание основного обоснования этих процедур и оснований для их использования (эпистемологическое знание).
Соответствие тестовых заданий к целям программы PISA.
-Исследует навыки 15-летних учеников по математике, чтению, естественнонаучной грамотности, коллаборативного решения проблем в сотрудничестве и финансовой грамотности.
-Использование приобретенных в школе академических знаний и навыков в различных жизненных ситуациях и успешной социализации.
Соответствие развитию функциональной математической грамотности.
Умение читать, интерпретировать и анализировать количественную информацию.
Соответствие естественнонаучным компонентом (компетенциям).
1. Объяснять явления с научной точки зрения:
- признавать, предлагать и определять важность толкования целого ряда природных и технологических явлений.
2. Анализировать и проектировать научное исследование:
- описывать и производить оценку научных
- исследований и предлогать научные способы решения вопросов.
3. Толковать данные на научной основе:
- разбирать и оценивать данные и доводы с самых разных сторон и делать соответствующие научные выводы.
Контексты.
Реальные ситуации связанные с естествознанием (здоровье и болезнь, природные ресурсы, качество окружающей среды, угрозы, границы науки и техники): личные, местные, национальные и глобальные вопросы, как текущие, так и исторические, которые требуют некоторого понимания науки и техники.
Отношения.
Набор отношений к науке, указанных интересом в области науки и техники; оценке научных подходов к исследованию, в случае необходимости, и восприятия и осознания экологических проблем.
Межпредметная связь.
Интегрирование предметов естественнонаучного направления: физики и астрономии, географии, биологии, химии.
Личностно-ориентированные задания.
Знания и понимание основных фактов, концепции и объяснение теории
Компетентностно-ориентированные задания.
Возможность объяснить явлении с точки зрения жизненных ситуации и личного опыта, толковать данные задания научно.
Личностная и практическая значимость.
Возможность объснить явлении с точки зрения личного жизненного опыта ( с практической точки зрения).
Учет уровней образовательных достижений 15-летних обучающихся.
5-6 уровень – умения самостоятельно мыслить;
4-3 уровень – способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации;
2 уровень – умение применить, имеющиеся знания и навыки в простейших не учебных ситуациях;
1 уровень – низкий уровень элементарных знаний и небольшая вероятность успешного выполнения заданий.
Тестовые задания открытого и закрытого формата.Простой множественный выбор:
Задания, требующиевыбора одного твета из четырех вариантов;выбора «горячей точки», т.е., ответа, которыйявляется элементом выбора в рисунке или тексте. Сложный множественный выбор:задания, требующиеответов на серию вопросов «Да/Нет»,которые представляют отдельное задание (типичный формат 2006 года);выбор более одного ответа из предложенныхвариантов; закончить предложение, заполнив пробелы
предложенными вариантами;перемещение элементов на экранекомпьютера при выполнении заданий на сопоставление, упорядочение, или распределение по категориям.
Полный ответ: задания, требующие письменного ответа или чертежа. Такие задания на определениеестественно-научной грамотности обычно требуют письменных ответов, начиная от фразы до короткого абзаца (например, 2-4 предложения). Небольшое количество таких заданий требует построение чертежа (например, графика или диаграммы). При использовании компьютера, выполнение подобных заданий поддерживается простыми редакторами рисования, которые специфичны для требуемого ответа.
Формат задания.
1. Сплошные типы текстов:
- описание (художественное и техническое), 13% заданий;
- повествование (рассказ, отчет, репортаж), 22% заданий;
- объяснение (объяснительное сочинение, определение, толкование, резюме, интерпретация), 13%;
- аргументация (комментарий, научное обоснование), 13%;
- инструкция (указание к выполнению работы; правила, уставы, законы), 5% заданий.
2. Несплошные тексты:
- графики (11% заданий);
- диаграммы (3%);
- таблицы (11%);
- карты (3%);
- формы (налоговые, визовые, анкеты и др.) (3%);
- информационные листы и объявления (2% заданий).
Соответствие тестового задания общепредметным умениям.
распознавать вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть исследованы научными методами (10-15%);
выделять информацию необходимую для нахождения доказательств или подтверждения выводов при проведении научного исследования (15-20%);
делать вывод (заключение) или оценивать уже сделанный вывод с учетом предложенной ситуации (15-20%);
демонстрировать коммуникативные умения: аргументированно, четко и ясно формулировать выводы, доказательства и др. (10-15%);
демонстрировать знания и понимание естественнонаучных понятий (40-50).
Соответствие типу заданий теста PISA.
с выбором краткого ответа (32%);
с выбором ответа «да/нет» (34%);
с закрытым конструируемым ответом (2%);
со свободно-конструируемым ответом (32%).
Оценка грамотности чтения текста.
Пять аспектов, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:
1. общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (20% заданий);
2.выявление информации (20% заданий);
3. интерпретация текста (30% заданий);
4. рефлексия на содержание текста (15% заданий);
5. рефлексия на форму текста (15% заданий).
Типы работы с текстом при выполнении заданий PISA.
1.Ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл в целом:
- сформулировать идею текста по заголовку текста и по его главной теме;
- сформулировать тезис, выражающий смысл текста;
- объяснить назначение карты, рисунка;
- составляющие графика или таблицы.
2.Выявить информацию:
- определить его основные элементы;
- найти необходимые единицы информации.
3.Понять текст:
- сравнить между собой содержащуюся в тексте информацию;
- обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
- сделать выводы из сформулированных в тексте посылов.
4.Осмыслить содержание текста:
- связать информацию, найденную в тексте, с информацией, полученной из других источников;
- оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- найти доводы в защиту своей точки зрения.
5. Осмыслить форму текста:
- проявить критичность мышления и самостоятельность эстетических суждений;
- оценить адекватность изображенного замыслу автора;
- различать авторские оценки озображенного.
Характеристика уровневых показателей функциональной грамотности учащихся являются:
1) целепологание:
осознание учеником потребности и способности к самореализации;
возникновение учебно-познавательного интереса;
владение приемами самостоятельной работы;
осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков;
2) планирование:
способность ориентироваться в условиях задачи;
выделение алгоритма поиска необходимой информации;
3) принятие решения:
выбор оптимального варианта для решения поставленной задачи;
анализ планов деятельности;
4) выполнение:
умение работать с текстом, рисунком, схемой и графиком.
5) оценка результатов:
самооценка достигнутых общеучебных умений и навыков; самоанализ.


Рисунок 1C:\Users\User\Desktop\2012-2013\ЦРО, 19.09.2012\PISA.jpg15