Конспект урока по краеведению для 4 класса Архангельская область – ворота в Арктику

Лавриненко Ольга Евгеньевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №2» г. Северодвинска


Спецкурс «Краеведение», 4 класс
Раздел: Вот она какая, дорогая родина моя!
Тема: Архангельская область – ворота в Арктику.

Цель: в групповой работе с письменными текстами создать условия для ознакомления учащихся с деятельностью полярных исследователей-покорителей Арктики;
содействовать формированию патриотического отношения к малой родине;
развитию учебно-познавательного интереса и навыков взаимодействия в малой группе.

Оборудование:
УМК «Морянка»: рабочая тетрадь для 4 класса.
Карточки.
Листы с текстами для 4 групп.
Портреты полярных исследователей.
Слайды.

Понятия:
Материк – большой (огромный) участок суши, со всех сторон окружённый водой.
Океан - огромное водное пространство с горько-солёной водой, омывающее материк.
Море – часть океана, которая вдаётся в сушу.
Остров – часть суши, со всех сторон окружённый водой.
Полуостров – примыкающий к материку или острову участок суши, с 3 сторон окружённый водой.
Архипелаг – группа островов, расположенных близко друг от друга.
Северный морской путь – кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, проходит вдоль берегов РФ по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово).
Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями в какой-либо отрасли.

Использованная литература:
1. Архангельская область: Словарь-справочник для младших школьников / Науч. Ред. Э.И. Николаева; Отв. ред. и сост. Е.В. Михайленко. – 4-е изд., перераб. и доп. – ГАОУ «АО ИППК РО», 2011.
2. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
3. Морянка: Рабочая тетрадь для 4 классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой. – Архангельск, 2012.
4. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч. Ред. Э.И. Николаева; сост., отв. ред. И.Ф. Полякова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Архангельск: ГОУ «АО ИППК РО», 2010.
5. Поморская энциклопедия: В 5 т. / Гл. редактор Н.П. Лаверов. Т.1: История Архангельского Севера / Гл. редактор В.Н. Булатов. – Архангельск: Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2001.
6. Интернет-источники.

Ход урока
I Организационный момент
- Эпиграфом к сегодняшнему уроку краеведения я взяла слова нашей землячки Нины Константиновны Мешко, слова из Гимна Архангельской области:
Край наш поморский
Могуч и прекрасен!
Его не забудешь вовек.
Манят отважных
Бескрайние дали,
Где не ступал человек!

- Вы, ребята, уже многое знаете о родном крае. Но мы продолжаем увлекательное путешествие в прошлое нашей малой родины. Сегодня вам предстоит искать ответы на новые интересные вопросы, думать, размышлять.

II Актуализация знаний
1) Подведение под понятие
- Какое слово я загадала?

А) Введение характеристик понятия:

* Северная полярная область Земли.
* К ней относятся и северные районы нашей страны.
* Летом там – полярный день, зимой – полярная ночь.
* Моря всегда покрыты толстой коркой льда.
- Проверим, открыв слайд: (Арктика).

Б) Введение дополнительных характеристик понятия. Да или нет:

- Вы многое знаете об Арктике. Исправьте ошибки в предложенном тексте. Рабочая тетрадь, с.8 №1.
(Работают индивидуально, проверка – вслух, фронтально).
Арктика – это огромное пространство Тихого (Северного Ледовитого) океана, с морями и островами. Полярный климат мягкий (суровый). Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту иногда освещают: солнце, луна, звёзды, северное сияние. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до минус 20 (40) градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Температура лишь на несколько градусов выше 0 (не превышает 0 градусов). Даже в разгар лета осадки выпадают в виде дождя (снега).

В) – Что еще знаете об Арктике? Приведите другие характеристики, которые еще не прозвучали на уроке. (Например, о животном и растительном мире).

(Флора и фауна приспособлены к суровым условиям. Это белый медведь, морской котик, полярная сова, тюлень, кайра, полярная лисица (песец) Мох ягель, полярный мак, камнеломка)

2) - Площадь Арктики – около 27 тыс. кв.км. Давайте рассмотрим её на карте: вот эти огромные пространства Северного Ледовитого океана, острова и северные окраины Европы, Азии и Америки.
Показ по карте. (Слайд 3)

- Кто хочет сам показать Арктику по карте?

3) - Сегодня на уроке мы будем пользоваться такими понятиями как материк, океан, море, остров, полуостров, архипелаг. Повторим, что они обозначают.

- Поднимите правую руку, если вы согласны с тем, что океан - огромное водное пространство с (пресной) горько-солёной водой, омывающее материк.
- Поднимите левую руку, если согласны, что материк – это большой участок суши, со всех сторон окружённый водой.
- Что такое море? (Море – часть океана, которая вдаётся в сушу).
- Остров? (Остров – часть суши, со всех сторон окружённый водой).
- Чем отличается полуостров? (Полуостров – примыкающий к материку или острову участок суши, с 3 сторон окружённый водой).
- Что такое архипелаг? (Архипелаг – группа островов, расположенных близко друг от друга).
- Северный морской путь – кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, проходит вдоль берегов РФ по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово).
- Знание этих понятий поможет вам освоить материал сегодняшнего урока.

4) - Ребята! Я предлагаю вам сейчас стать исследователями. А кто такой «исследователь»? Проверим по словарю. (Это человек, занимающийся научными исследованиями чего-либо. В широком смысле слова: человек, открывающий новые знания в какой-либо отрасли.)
- Следовательно, что вам предстоит делать на уроке? (Открывать новые знания).
- Считается, что Архангельская область – ворота в Арктику. Поясните!
- Кто из перечисленных людей является исследователем Арктики? Установим соответствие, использовав стрелки:
* Русанов Владимир Александрович
* Седов Георгий Яковлевич
*Воронин Владимир Иванович полярный исследователь
* Литке Федор Петрович
* Амосов Матвей Гаврилович

- Мнения разделились. Значит, что мы не знаем? Что можем узнать? (Кто из полярных исследователей отправился в экспедиции изучать Арктику.)

III Постановка темы и цели урока
- Кто может сформулировать тему урока? (Архангельская область – ворота в Арктику).
Цель урока? (Познакомиться с полярными исследователями - покорителями Арктики.)
(Таблички с темой и целью – на доску.)

IV Составление плана действий
– Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти интересующую нас информацию? (Рабочей тетрадью, энциклопедией, книгой для чтения «Морянка», словарём-справочником, можем узнать у учителя, в Интернете)
- Зачитаем ответ на поставленный вопрос. Рабочая тетрадь, с.8 №2. Фотографии можно рассмотреть на с. 9.
- Чтобы подробнее узнать о полярных исследователях, поработаем в группах с текстами. Прошу по 1 представителю от каждой группы подойти за ними.
- О каком полярном исследователе будете искать информацию? Зачитайте заголовки текстов.
- Прежде чем начать работать, составим план дйствий.
Прочитать текст.
Пересказать.
Подготовить интересный рассказ для одноклассников.
Показать путь экспедиции на карте.

V Работа групп с текстами, с картой

1 группа – Седов Георгий Яковлевич
2 группа – Воронин Владимир Иванович
3 группа – Русанов Владимир Александрович
4 группа – Литке Федор Петрович

V Выступления групп. Обмен информацией.

- Долгое время Арктика считалась непроходимой территорией, не приспособленной для жизни людей («мертвая земля»). А норвежский полярный исследователь Нансен вовсе называл Арктику страной ледяного ужаса. Но всё же она привлекала внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали всё дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту.
- Послушаем рассказы о четырех знаменитых полярных исследователях.
(Рассказ детей сопровождается показом слайдов, работой с картой).
Литке Фёдор Петрович
(1797 – 1882)
Фёдор Петрович Литке – мореплаватель, дважды обогнувший Землю, исследователь Восточной Арктики, адмирал, президент Петербургской Академии наук.
Экспедиция Фёдора Литке работала на Севере 4 года с 1821 по 1824. Специально для этого похода в Архангельске был построен шестнадцатипушечный бриг «Новая Земля». Экспедиция вышла из Архангельска в сторону Кольского полуострова. Затем судно прошло недалеко от Шпицбергена и обследовало острова Новой Земли, остров Вайгач, остров Колгуев и мыс Канин Нос.
Литке сделал описания берегов Новой Земли, берегов Белого моря, исследовал его глубины и опасные отмели этого моря.
Написанная им книга «Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821 – 1824 годах» принесла ученому известность и признание в научном мире.
Именем Литке названы 22 географических объекта в Арктике и Тихом океане, в том числе: мыс, полуостров, остров, гора, пролив и залив; улицы в Донецке (Украина) и Кронштадте (Россия) и др.
Седов Георгий Яковлевич
(1877 – 1914)
27 августа 1912 года корабль «Святой Фока» под командованием Седова Георгия Яковлевича вышел из Архангельска к Земле Франца Иосифа. Там экспедиция должна была перезимовать, а затем отправиться пешком и на собаках к полюсу.
Однако, не дойдя до Земли Франца-Иосифа, «Святой Фока» вмёрз в лёд около Новой Земли. Участники экспедиции исследовали её, составили новые, более точные карты побережья.
Только в конце лета, в августе лёд начал ломаться. С невероятным трудом, почти без топлива, «Святой Фока» дошёл до Земли Франца-Иосифа. Но здесь полярников ждал ещё один удар: не пришло судно с углём. Наступила вторая тяжёлая зимовка, а силы людей были подорваны. Началась цинга, заболел и Седов.
Но воля и настойчивость не изменили ему. С двумя отважными матросами в мороз и метель он отправляется в путь. Собачь упряжки с трудом пробирались по льду. Но дойти до Северного полюса ему не удалось. Он умер в пути. Судно «Святой Фока» вернулось в Архангельск.
Именем Седова названы архипелаг, залив, пик в Арктике, ледокольный пароход. Одна из улиц нашего города названа в честь Г. Седова.
- Что такое архипелаг?
Русанов Владимир Александрович
(1875 – 1913?)
Полярный исследователь. Изучал природу Печорского края. В 1907-1911 годах изучал Новую Землю, обогнул её с севера, описал её, составил карты. Высказал мысль о возможности пароходного сообщения с сибирскими реками Обью и Енисеем.
В 1912 году возглавил экспедицию на Шпицберген на судне «Геркулес». Русанов нашёл угольные месторождения, проводил исследования морского пути.
Со Шпицбергена «Геркулес» направился к Новой Земле, потом сообщил, что идёт на восток. Затем экспедиция пропала без вести. Поиски её долгое время были безрезультатными. Лишь в 1934 году на полуострове Таймыр был найден столб с надписью «Геркулес, 1913», остатки лагеря и вещи погибшей экспедиции.
Имя Русанова носят географические объекты на Новой Земле, Шпицбергене, улицы в Москве, Орле, Архангельске, Северодвинске, открыты музеи в Москве и на Шпицбергене.
Воронин Владимир Иванович
(1890 – 1952)
Был опытным ледовым капитаном. 54 года отдал морю и Арктике.
В 1920 году капитан Воронин пошёл на пароходе «Пролетарий» на Новую Землю с товарами для зимовщиков и ненцев. Затем была экспедиция в Сибирь, в Архангельск был привезён хлеб для голодавшего населения. В зимнее время, промышляя морского зверя в Баренцевом и Белом морях, капитан Воронин изучал условия плавания во льдах.
Длительное время Воронин был капитаном на ледокольном пароходе «Георгий Седов». Экипаж судна водрузил над Землёй Франца-Иосифа флаг нашей страны и основал метеорологическую станцию. Экспедицией были проведены большие научные исследования.
Позднее на ледоколе «Александр Сибиряков» под командованием капитана Воронина была совершена экспедиция на Дальний Восток Северным морским путём. Начальником последних 2 экспедиций был Отто Юльевич Шмидт.
Позднее В.И. Воронин командовал ледоколами «Ермак», «И. Сталин», был директором китобойной флотилии. Воронину В.И. было присвоено звание генерал-директора Северного морского пути.
Именем Воронина названы 9 географических объектов в Арктике и Антарктиде, в 1980 году его имя было присвоено Архангельскому мореходному училищу. Одна из улиц нашего города носит имя капитана Воронина.
- Что такое северный морской путь?

VI Рефлексия. Связывание информации. Перенос полученных знаний в новые условия.
- Спасибо всем выступающим.
1) – Назовите ещё раз тему урока. Достиг ли урок цели?
- Что общего в выступлениях всех групп? (Мы рассказали о покорении Арктики, о том, что из города Архангельска отправлялись полярные экспедиции).
- О каких полярниках узнали?
- Кто из ребят был прав, выполняя задание на соотнесение? (Словарь-справочник, с. 170, 138).
2) - Распределим полярных исследователей по времени их жизни и деятельности. (Лента времени: год - век).
Уже с 11 в. русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана. В 12-13 в.в. открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в 15 в. – острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. В 16 в. появилась первая карта Северного Ледовитого океана, составленная по чертежам Д. Герасимова.
- А сейчас продолжаются Арктические исследования, как вы думаете?
- Послушаем заранее подготовленный детьми рассказ.
Текущие события

*30 августа впервые в истории мореплавания российское транспортное судно «Академик Фёдоров» без сопровождения ледокола достигло Северного полюса. В ходе экспедиции была проведена геологическая разведка дна океана.
*2 декабря российские учёные получили Декартовскую премию (около 350 тыс. евро) за исследования Арктики, за работу по предсказанию будущего состояния арктических льдов. Основной вывод, сделанный учеными гласит, что к концу 21 века Северный Ледовитый океан будет замерзать только зимой.

*4 июля стартовала полярная экспедиция «Арктика 2007» под руководством известного полярника Артура Чилингарова. Цель – изучение дна океана, проведение научных исследований.
*2 августа человек впервые достиг дна океана под Северным полюсом. Там был установлен флаг РФ, сделанный для долговечности из титанового сплава. Погружение на глубину более 4 тыс.м было совершено на глубоководный обитаемых аппаратах «Мир-1» и «Мир-2».
- Уже 10 веков продолжается освоение Арктики!

2) - Что объединяет всех полярных исследователей?
Выберите подходящие характеристики: стремление к неизведанному, патриотизм, смелость, героизм, увлеченность делом, любознательность, жажда наживы, тщеславие).
- Отправляясь в экспедиции, рисковали своими жизнями.

3) – Сочините в группах синквейн на тему: Полярники. (Можно работать в группах, можно индивидуально, по желанию). Используйте карточки – опоры.
Синквейн
1) Тема
2) 2 прилагательных
3) 3 глагола
4) Фраза из 4 значимых слов.
5) Синоним

4) - На этом уроке, ребята, вы тоже побывали в роли исследователей, открывая новые знания. Может, кто-то из вас, заинтересовавшись этой темой, захочет сам отправиться на Северный полюс. Что понадобится в экспедиции: Рабочая тетрадь, с.10 №1 (можно внести свои дополнения).
– Выделите, что понадобится исследователям Арктики в экспедиции: запас еды, теплая одежда, компас, сани-нарты, солнцезащитные очки, ездовые собаки, лыжи, бейсболки, унты, кроссовки.
Виктор Михайлович Васнецов сказал: «Плох тот народ, кто не помнит, не ценит и не любит своей истории». Если вы будете хорошо знать историю своего края, будете любить его, то сможете сделать всё, чтобы улучшить жизнь в нашем крае, нашей стране. Может быть, сможете внести свою лепту в освоение Севера.

VII Оценка. Анализ работы. Подведение итогов урока.
1) – Какими источниками информации воспользовались? (Тетрадью, справочниками, текстами, рассказом учителя, Интернетом, картами)
2) – Сделайте комплимент тем ученикам (той группе), которая смогла представить информацию более интересно, ярко, чей рассказ вам понравился больше?
3) – Продолжи фразы:
* Сегодня я узнал(а), что
* Я поняла, что
* Мне захотелось
* Теперь я могу
* Мне понравилось
4) – У вас будет ещё одна возможность проявить свои творческие способности.
Домашнее задание – на выбор:
Прочитать по тетради:
А) Представь, что ты являешься участником полярной экспедиции. Сочини об этом рассказ.
Б) Найди и представь информацию о другом полярном исследователе.

5) - Закончить урок я хочу такими словами:
Край наш поморский
В движеньи и силе,
Ему по плечу Новый век!
Космос, богатства,
Глубины морские –
Всё покорит человек. (Нина Мешко)



























































15