1 ОВЗ. РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА. (Календарно-тематическое планирование для учителей 1 классов для обучающихся с ОВЗ.)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа
№23 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрено
на заседании МО
учителей
начальных классов
Протокол №__
от «__»_____ 2016г.
________Гущина М.А.
Согласовано
____________
заместитель
директора школы
М.В. Беличева«__» _____2016г. Рассмотрено
на заседании
педагогического
совета
Протокол № ____
от «__»_____2016г. Утверждено
Приказом МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ»
№ ______
от «__» _____2016г.
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Речевая практика»
1 «Б» класс
Составитель: Максимова Надежда Константиновна,
учитель
2016 -2017
учебный год
Пояснительная записка
Календарно- тематическое планирование по учебному предмету «Речевая практика», 1 класс, разработано на основе рабочей программы по учебному курсу «Язык и речевая практика», утвержденной приказом МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ» от 22 августа 2016 года № 300, с учётом федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Название учебно-методического комплекта
Комарова С.В, «Устная речь». Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ С.В. Комарова – М. : Просвещение, 2016 г.- 95 с.
Количество учебных часов
Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане – образовательная область «Язык и речевая практика». Согласно учебному плану общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающихся с ОВЗ на изучение предмета «Речевая практика» в 1 классе отводится 2 часа в неделю, 65 часов в год:
I четверть II четверть III четверть IV четверть Всего в год
16 часов 15 часов 18 часов 16 часов 65 часов
Личностными результатами изучения чтения являются:
Осознание себя как гражданина России;
Формирование чувства гордости за свою Родину;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся и развивающимся мире;
Овладение социально- бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально- значимых мотивов учебной деятельности;
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Формирование готовности к самостоятельной жизни.
Результатами изучения курса «Речевая практика»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Входить и выходить из учебного помещения со звонком
Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Познавательные УУД:
Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников.
Использовать знако-символические средства с помощью учителя.
Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях.Коммуникативные УУД:
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс);
Обращаться за помощью и принимать помощь;
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
Оформлять свои мысли в устной речи;
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
Слушать и понимать речь других;
Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодейство-вать с людьми.
Предметными результатами изучения предмета «Речевая практика» являются:
Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
Восприятие на слух сказок и рассказов;
Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
Выразительное произнесение коротких стихотворений, поговорок, чисто-говорок, загадок с опорой на образец чтения учителя;
Участие в беседах на разные темы, близкие личному опыту ребёнка;
Ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных или просмотренных в презентациях (видео-роликах), радио- телепередач.
Календарно- тематическое планирование

п/п Наименование
раздела и тем Виды деятельности
учащихся Часы учеб-ного
вре-
мениПлано-вые сроки про-хож-денияПри-ме-
ча-ниеI четверть - 16 ч.
Аудирование – 6 часов 2016 г.
1 Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя: «Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради на столе и раздай их» и т.д. Презентация.
Беседа. Сюжетно-ролевая игра «Я –школьник», Дида-ктические игры со школь-ными принадлежностями на внимание. 1 05.09 2 Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведе-ние ряда слоговых комплек-сов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в риф-мованной форме: Жа-жа-жа- есть иголки у ежа. Беседа. Слушание. Прого-варивание слоговый ряд. Повторение звуков и слогов за учителем. 1 06.09 3 Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услы-шанному предложению: Шура вытирал пыль. Шура вытирала пыль. Беседа. Работа с предмет-ными картинками. Дидакти-ческая игра «Половинка» 1 12.09 4-6 Слушание сказок и рас-сказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложе-ния текста. Беседа по сказкам. Слуша-ние сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр». Определение прочитанного сюжета по картинке. 3 13.09
19.09
20.09 Дикция и выразительность речи-16 ч.
7 Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артику-ляционного аппарата. Практические упражнения по артикуляции звуков. 1 26.09 8 Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произ-несение. Практические упражнения и работа 1 27.09 9 Упражнения на развитие речевого дыхания. Игровые упражнения над постановкой дыхания и правильное произношение звуков. 1 03.10 10 Пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен. Игровые упражнения, пов-торения и пение звуков, слогов. 1 04.10 11 Перечисление предметов (2-3) на одном выдохе с ука-занием на эти предметы. Практические упражнения на на вдохе и выдохе с языком, губами, мягким нёбом. 1 10.10 12 Произнесение небольших стихотворений в сопровож-дении движений. Игровые упражнения, пов-торения, произнесения зву-ков, слогов, коротких стро-чек из стихотворения после упражнений на дыхание. 1 11.10 13 Различение громкой и тихой речи в игре или в специа-льно созданной учителем ситуации. Игровые упражнения с голосом. 1 17.10 14 Выбор и использование пра-вильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях. Игровые и хоровые упра-жнения со звучанием голо-са и получившимися зву-ками. 1 18.10 15 Быстрое и медленное про-изнесение ряда звуков, сло-гов и слов. Дидактическая игра со звуками «Паровозик» 1 24.10 16 Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией. Игровые упражнения с темпом речи. 1 25.10 II четверть - 15 ч.
17
18 Разучивание детских сти-хотворений, мини-диалогов с последующим их воспро-изведением в ролевых иг-рах. Работа по учебнику. Заучи-вание коротких стихотво-рений, игровые упражне-ния с голосом, темпом и тембром голоса. 2 08.11
14.11 19 Вопросительная и восклица-тельная интонация в стихо-творениях, разучиваемых с голоса учителя (по подра-жанию). Работа над интонацией и выразительностью в проч-тении короткого стихот-ворения. 1 15.11 20 Практическое использова-ние вопросительной и вос-клицательной интонации в речевых ситуациях (самос-тоятельно или с помощью учителя). Работа над интонацией и выразительностью в проч-тении короткого стихот-ворения, загадки, послови-цы или скороговорки. 1 21.11 21 Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлё-нное. Работа с выражением лица, мимики и жестов. Игры на внимание и сообразитель-ность. 1 22.11 22 Соотнесение соответствую-щего выражения лица с символическим рисунком. Игры и рисование выраже-ния лица соседа или друга по схемам и образцам учи-теля на доске. 1 28.11 23 Мимическая реакция на речь учителя, детей в ситу-ациях с заданным содержа-нием. Дидактические и развива-ющие игры. 1 29.11 Подготовка речевой ситуации и организация высказывания-30 ч
24 Школьная жизнь Сюжетно-ролевые игры, ди-дактические игры со школь-ными принадлежностями. 1 05.12 25
26 Игры и игрушки Развивающие игры с игруш-каи в классе. 2 06.12
12.12 27
28 Играем в сказку Театральная игра «Тере-мок», «Колобок» 2 13.12
19.12 29 Я дома Сюжетно-ролевая игра «Я дома» 1 20.12 30
31 Я и мои товарищи Сюжетно-ролевая игра «Я и мои товарищи» 2 26.12
27.12 III четверть - 18 ч.
32 МойдодырВидео-ролик, сюжетно-ролевые игры 1 16.01 33 Мир природы Презентация. Развивающие игры на внимание с пред-метными картинками. 1 17.01 34 Давайте познакомимся Дидактические игры. 1 23.01 35 Отгадай, что в моем ранце Дидактические и развива-ющие игры на внимание, память и сообразительность 1 24.01 36 Прогулка в машине Сюжетно- ролевая игра «Прогулки в машине» с др. транспортом. 1 30.01 37 Весёлый оркестр Сюжетно-ролевая игра «Ве-сёлый оркестр» по басне Крылова. 1 31.01 38 Терем-теремок Просмотр сказки «Теремок»
Раскрашивание сюжета из сказки «Теремок». Театра-лизованное представление с куклами. 1 06.02 39 Репка Просмотр сказки «Репка»
Раскрашивание сюжета из сказки «Репка». Театрали-зованное представление с куклами. 1 07.02 40
41 Колобок Просмотр сказки «Колобок»
Раскрашивание сюжета из сказки «Колобок». Театра-лизованное представление с куклами. Пение песни Ко-лобка. 2 20.02
21.02 42
43 Мой адрес Сюжетно-ролевая игра «Я знаю свой адрес, я знаю свой дом». Составление из счётных палочек и деревян-ного геометрического мате-риала домика. Аппликация «Мой дом». 2 27.02
28.02 44 Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстра-тивный материал. Чтение сюжетно завершѐн-ных текстов с последующим пересказом по иллюстра-циям. 1 06.03 45 Называние предметов и дей-ствий с ними, характерис-тика предметов по цвету. Дидактические игры с пред-метами разных цветов из класса. 1 07.03 46 Называние предметов и дей-ствий с ними, характерис-тика предметов по вели-чине. Дидактические игры с пред-метами разных цветов и разных по величине из класса. 1 13.03 47 Называние предметов и дей-ствий с ними, характерис-тика предметов по форме. Дидактические игры с пред-метами разных цветов, величине и форме из класса. 1 14.03 48 Называние предметов и дей-ствий с ними, характерис-тика предметов по вкусу. Дидактические игры с предметными картинками (фрукты и овощи) 1 20.03 49
Составление предложений по вопросам учителя с включением в ответы отра-ботанной лексики. Беседа. Работа со словами и предложениями по предмет-ным и сюжетным картинкам по отработки лексики. 1 21.03
IV четверть - 16 ч.
50 Сравнение двух предметов или их изображений по за-данному признаку: Медведь большой, а мышка..Беседа. Работа со словами и предложениями по предмет-ным и сюжетным картинкам по отработки сравнения предметов по признакам. 1 03.04 51 Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распреде-ление ролей. Ролевые игры. 1 04.04
Культура общения-13 ч.
52
53 Использование новых слов и предложений в ролевой игре по теме ситуации. Изучение новых слов, часто используемых в сюжетно-ролевых играх. 2 10.04
11.04 54
55 Внятное выражение прось-бы и желания, обращенных к учителю или к товарищу. Изучение новых слов, обоз-начающих обращение к кому либо с просьбой. Сю-жетно-ролевая игра. 2 17.04
18.04 56
57 Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно-символической схемы к каждому предложению, ме-лового рисунка на доске, макетного театра. Беседа. Развитие речи, рас-ширение словарного запаса у детей. Индивидуальная работа по схемам предло-жений, составленных по картинкам. 2 24.04
25.04 58
59 Приветствие и прощание в школе и дома. Беседа. Развитие речи, рас-ширение словарного запаса у детей. Сюжетно-ролевая игра «Ребёнок в школе или дома, режим дня». 2 02.05 уплотне-ние за 01.05
60
61 Употребление слов здрав-ствуй, здравствуйте, доб-рое утро, до свидания, пока. Дидактические игры: «Аукцион вежливых слов» 2 08.05 уплотне-ние за 09.05
62
63 Использование как вырази-тельных средств речи, так и помощников речи. Изучение новых слов, рас-ширение словарного запаса у детей. Использование но-вых слов в беседе между учителем и учеником. 2 15.05
16.05 64
65 Употребление «вежливых» слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой си-туацией. Изучение новых вежливых слов, расширение словар-ного запаса у детей. Испо-льзование новых слов в беседе между учителем и учеником. 2 22.05
23.05 Всего 65 ч. Формы и средства контроля
Рабочая программа учебного курса «Речевая практика» в 1 классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.
Критерии оценивания
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.