Выступление на ШМО Развитие языковой личности младшего школьника на уроках обучения грамоте и русского языка.
Развитие языковой личности младшего школьника на уроках обучения грамоте и русского языка.
Языковое образование школьника представляет собой процесс и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации, на речевое, умственное и эстетическое развитие, на овладение культурой народа-носителя данного языка; это процесс и результат деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности. Уровень языкового образования – это уровень готовности школьника к полноценной речевой деятельности в устной и письменной форме. Течение жизни всё ускоряется, усиливается тревожность относительно судеб наших ценностей, осознаются существенные утраты в области чистоты, богатства, культуры русского языка, его авторитета – одного из самых развитых языков мира. Ведь язык народа – это не просто система знаков, средство общения и информации: он хранитель многовековых традиций мировосприятия, истории народа, его радостей и страданий, творчества, созидания, разума; все культурные ценности в языке хранятся и в языке наследуются.
В последнее время наблюдается сужение влияния русского языка в мире, в странах ближнего и дальнего зарубежья, а, следовательно, снижение уважения к русскому языку в мире и в самой России. Сейчас на всех уровнях активно заговорили о необходимости повышения престижа изучения русского языка как родного и как государственного, о воспитании чувства уважения к языку и гордости за его создателя – русского народа.
Развитие языковой личности ребёнка начинается в раннем детстве и активно продолжается в школе, в том числе начальной. Дети имеют право и должны почувствовать «вкус» и «цвет» русского слова, познать богатство языковых средств русского языка, обогатить ими свою речь и стать людьми «говорящими», «пишущими», умеющими свободно общаться в различных жизненных сферах. Проработав в начальных классах 29 лет, для решения этих проблем определила для себя следующие цели и задачи:
развитие у школьников речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения в устной и письменной речи, интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
С первых дней пребывания ребёнка в школе забочусь о содержании детских высказываний, об их правильности и логической последовательности, учу построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работаю над грамотным оформлением мыслей. Уже на уроках обучения грамоте стремлюсь показать детям красоту родного языка, его мелодичность, музыкальность, яркость. С этой целью использую на уроках пословицы и поговорки, загадки, небольшие стихотворные тексты. Ведь именно в них так кратко, но ярко выражена мысль. Использование пословиц, поговорок, загадок позволяет создать на уроке эмоциональный настрой, дети лучше чувствуют богатство языка, его выразительную силу.
На каждом уроке обучения грамоте использую игры и игровые моменты. Например, «Подскажи словечко» (Я начинаю фразу, а дети её продолжают. Ворона карает, а сорока ? Сова летает, а кролик ? Лягушка квакает, а лошадь ?), «Кто какой голос подаёт», «Кто как передвигается» (Лягушка - , птица - , уж - , рыба - , конь - , и т.д.), «Найдите слово» (К словам подобрать подходящее по смыслу слово, отвечающее на вопрос что делает? Лиса - , белка - , солнце - , снег - , бабушка - ), «Составьте словосочетание» (Подберите названия предметов, подходящих по смыслу к словам. Красивое - , новое - , тёплое - , спелое - , свежее - ), «Что это? Кто это?» (Белоствольная, высокая, стройная - , вкусный, алый, сахарный - , белое, пушистое, лёгкое - ) и др.
Огромную роль в лингвистическом образовании играет обогащение словарного запаса детей. Формы и методы этой работы различные, но главное – вызвать у учащихся интерес к родному языку. Очень важно при работе над словарем развивать умение точно употреблять слова в речи. Тут помогает такое упражнение, как замена словосочетания одним словом, например:
-Как называется крупный населённый пункт? (город), Как одним словом можно назвать жителей страны? (народ), Как называется главный город страны? (столица).
Отправной точкой в такой работе является диагностика уровня пассивного и активного словаря учебников. Приведу примеры тестовых заданий, которые использую для диагностики уровня развития словаря первоклассников.
№1. Подчеркните правильный ответ.
Лоскуток – это А)маленький лось,Б)кусочек ткани или кожи,В)небольшое помещение.
Украдкой – этоА)незаметно,Б)красиво,В)весело.
Землянка – этоА)ягода,Б)жилище в земле,В)берлога медведя.
№2. Подчеркните то слово, которое можно вставить в предложение.
Сестра брата в школу (привела, принесла, притащила).
На столе красивая ваза с цветами (лежала, стояла, висела).
На улице сильный дождь (летит, плывёт, идет).
Наша главная задача – дать каждому ребёнку тот положительный опыт сотрудничества с русским языком, который позволит у каждого ребёнка сформировать позитивное отношение к самому языку, даст ему возможность овладеть основами научных знаний о языке и основами языковой и речевой грамотности. Русский язык красив и понятен – вот какой вывод должны сделать дети в процессе изучения родного русского языка в начальной школе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №71
г.о.г Воронеж
Выступление на ШМО
«Становление младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку»
Выступала: Иконописцева М.В.
Январь 2014г
15