Мастер-класс «Методика введения приемов технологии модульного обучения на уроках русского языка»


МБОУ «Большеусинская средняя общеобразовательная школа»
Конспект проведения мастер-класса
Методика введения приемов
технологии модульного обучения
на уроках русского языка.
учитель русского языка и литературы
Тунгускова Татьяна Дементьевна2014 год
Конспект проведения мастер-класса
Методика введения приемов технологии модульного обучения
на уроках русского языка.
            Цели: 1) Демонстрация базовой методики работы с учащимися в технологии
модульного обучения;
                       2) Обогащение опыта коллег в рамках мастер – класса.
            Оборудование:
     а) презентация;    
     б) Листы учета знаний – образец;
     в) карточки с текстами.
          Участники: учителя разных предметов в роли учащихся.
           План проведения:
 Оргмомент (мини - лекция с мотивацией  дальнейшей деятельности).
 Практическая поисковая работа.
 Подведение итогов.
                             Ход проведения занятия
Оргмомент (мини - лекция с мотивацией  дальнейшей деятельности).
           Уважаемые коллеги! На этом занятии вам предстоит познакомиться с приемами технологии модульного обучения и в роли учащихся выполнить задание и оценить себя.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать.
Модульная технология интегрирует различные подходы к обучению:
- деятельностный подход,
- теория развивающего обучения,
- программированное обучение,
- поэтапное формирование умственных действий,
- рефлексивный подход,
- индивидуальный и дифференцированный подход (П.А.Юцявичене, Т.И.Шамова, М.А.Чошанов, П.И.Третьяков и др.).
Методы, применяемые в модульном обучении
1. Инфомационные методы:
Предъявляющие
воспроизводящие
2. Оперативные методы:
Упражнения
Практические
Лабораторные
3. Творческие методы:
Эвристические
Проблемные
Исследовательские
В модульной программе предусмотрены задания, выполнение которых требует
парной,
групповой,
коллективной
форм организации деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений.
Структура модуля
Номер учебного элемента (УЭ), цель Название учебного элемента (УЭ). Учебный материал (содержание) Содержание, формы, методы
0 Цели и задачи модуля Необходимые знания и умения
1 Учебные элементы Пояснения к учебному материалу. Источники информации
И т.д… …. Алгоритмы решения задач, ответы
Обобщение (резюме) Вопросы для само-и взаимоконтроля по трем уровням
L Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трем уровням) Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определёние частной дидактической цели каждого из них
Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но обязательны следующие:
УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения;
УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению новым материалом;
УЭ-n - (n - номер следующего учебного элемента) включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценивается степень достижения целей урока), выбор домашнего задания (выдаётся дифференцированно в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку себя, своей работы с учётом оценки окружающих).
Алгоритм составления модуля
1. Определение места модульного урока в теме;
2. Формулировка темы урока;
3. Определение и формулировка цели урока (в данном случае эта цель - интегрирующая) и конечных результатов обучения;
4. Подбор необходимого фактического материала;
5. Отбор методов и форм преподавания и контроля;
6. Определение способов учебной деятельности учащихся;
7. Составление модуля данного урока;
8. Подготовка необходимого количества копий текста урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).
2. Практическая поисковая работа.
Задание УЭ1 (входной контроль по теме «Систематизация знаний по теме Имя прилагательное»)
             Уважаемые коллеги! Перед Вами различные карточки с заданиями. Составьте три варианта разноуровневых заданий для входного контроля с целью диагностировать уровень подготовленности по теме «Имя прилагательное» на начальном этапе работы. (Приложение 1)
Проверьте правильность (см. инструкцию №1).
Оцените свою работу и поставьте баллы в Листе учета знаний. Будьте объективны.
Задание УЭ2 (Цель: актуализировать знания о правописании н / нн в суффиксах прилагательных).
Исправьте ошибки:
Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки.
Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустыных полей.
За трое суток до похолодания воробьиное бюро погоды забило тревогу.
Королева осеннего леса – это осина.
Листья осины могут быть желтыми, малиновыми, пурпурными, огнеными,
багрянно- лиловыми, почти черными.
Поменяйтесь тетрадями, проверьте сначала работу соседа самостоятельно, а затем сверьте ответы с образцом (см. приложение №2).
Если нет ошибок, то поставьте в УЭ2 – 2 балла, если 1 ошибка – 1 балл, если более 1 ошибок – 0 баллов.
         
  Задание УЭ 3. Цель: творчески применять полученные знания, умения, навыки.
I вариант.1) Внимательно рассмотрите репродукцию картины А.А.Пластова «Первый снег».
2) Какое впечатление на вас произвела картина художника? Дайте письменный ответ.
3) Составьте 5-6 словосочетаний типа прил. + сущ. в Р.п.,
ед.ч. Пользуйтесь словарем синонимов.
4)Выделите окончания существительных и прилагательных.
II вариант.1) Внимательно рассмотрите репродукцию картины А.А.Пластова «Первый снег».
2) Какова основная мысль картины? Дайте письменный ответ.
3) Составьте 5-6 распространенных предложений. Используйте прилагательные – синонимы (см. словарь синонимов).
4) Выделите окончания существительных, прилагательных, глаголов.
III вариант.1)Внимательно рассмотрите репродукцию картины А.А.Пластова «Первый снег».
2)Составьте небольшой текст (7-8) предложений, употребляя полные и краткие прилагательные. Опишите увиденное так, чтобы чувствовалось, какое впечатление на вас произвела картина художника.
3)Какую основную мысль вы будете раскрывать?
4)Выделите окончание существительных, прилагательных и глаголов.
Оцените работу соседа по пятибалльной системе и поставьте баллы в Листе учета знаний. Будьте объективны.
Задание УЭ 4. Итоги урока. Цель: самоконтроль (рефлексия).
Резюме: самостоятельно оцените, достиг ли вы цели или нет.
Задание: вернитесь к началу урока и прочитайте, какие перед вами стояли цели.
Подсчитайте баллы в карточке учета знаний:
7 - 8 баллов – «5»,
5 – 6 баллов – «4»,
3 – 4 балла – «3».
3.Подведение итогов.
     Наша встреча подошла к концу. Что успели сделать?  Спасибо всем за работу,  дорогие коллеги!
                                         
Приложение 1.
Задание 1.
Выпишите из предложения прилагательное и произведите морфологический разбор.
Выпал пушистый первый снег и, словно покрывало, укрыл землю.
Задание 2.
Прочитайте текст. Ответьте письменно на вопрос: к какому типу и стилю речи он относится? Выпишите из текста прилагательное в ед.ч., Т.п. Укажите его постоянные и непостоянные признаки. Подчеркните в 1 предложении прилагательные как члены предложения.
Широкий двор был весь покрыт белым, мягким снегом. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки.
Задание 3.
Прочитайте стихотворение И.С.Никитина.
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Теплый вечер прозрачно румян.
Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встает,
Красным заревом лес отдает.
Кротко звезд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье:
Точно в храме стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.
Запишите в два столбика: грамматические основы с краткими прилагательными, именные словосочетания с полными прилагательными. Надпишите непостоянные признаки данных прилагательных.
Задание 4.
Выпишите качественные прилагательные. Образуйте все возможные степени сравнения.
В зимние звездные ночи лунный свет колдует над темными полями.
Задание 5.
Выпишите качественные и относительные прилагательные из текста в два столбика. Образуйте, если это возможно, сравнительную степень относительных прилагательных. Образуйте, если это возможно, сравнительную и превосходную степень относительных прилагательных. Образуйте, если это возможно, сравнительную и превосходную степень качественных прилагательных.
Первый снег делает чудеса. Как красив становится лиственный лес! Он словно наряжается в изящное белоснежное кружево. Каждая веточка покрыта снегом. Доторонешься до нее – так и посыплются на тебя снежные хлопья.
Задание 6.
В каких предложениях допущены речевые ошибки? Выпишите номера предложений.
Февральские ветры сильнее январских.
Лиственный лес более густой, чем сосновый.
У этого берега река более мельче, чем у другого.
Зима – самое лучшее время года.
Родниковая вода самая вкусная.
Инструкция №1.
Сверьте свои ответы с приложением №1.1
Если ответы верны, то поставьте в свою карточку учета знаний в УЭ 1 №1 – 1 балл, в УЭ 2-№2 – 1 балл. Приступайте к выполнению УЭ 4.
Если есть ошибки в задании №1,то поставьте в карточку учета знаний в УЭ 1 №1 – 0 баллов и выполните УЭ 2.
Если есть ошибки в задании №2, то поставьте в карточку учета знаний
в УЭ 1 №2 – 0 баллов и выполните УЭ 3.Приложение 1.1
Вариант 1: карточки 1, 4
Вариант 2: карточки 2, 5
Вариант 3: карточки 3, 6
Лист учета знаний по теме «Имя прилагательное»
Фамилия, имя ___________________________
Дата: __________________
УЭ 1 УЭ 2 УЭ 3 УЭ 4 Итог: Отметка: