Статья по биологии по теме «Применение технологии модульного обучения на уроках биологии, как средство формирования компетенций учащихся»

Муниципальное Казенное образовательное учреждение Новохайская
Средняя общеобразовательная школа № 14





Обобщение
инновационного опыта
по теме:
Применение технологии модульного обучения на уроках биологии, как средство формирования компетенций учащихся
Выполнила: учитель биологии
I кв. категории
МКОУ Новохайская СОШ № 14
Семенова Людмила Георгиевна







2012-2013гг.
Содержание
№ п\п
Раздел
Страница

1.
Введение.
2-4

2.
Теоретические основы модульного обучения.
5

2.1.
Целевое назначение модульного обучения
5

2.2.
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения
5-6

2.3.
Принципиальные отличия модульного обучения от традиционного обучения
6-12

2.4.
Принципы модульного обучения
12-17

2.5.
Теория и методика построения модульной программы
17-22

2.6.
Технология модульного обучения в структуре уроков
22-24

3.
Опытно–экспериментальное исследование применения технологии модульного обучения
24-27

3.1.
Заключение
27-28

4.
Список используемых источников
29

5.
Приложение 1. Планирование урока учителем (на примере урока «Строение и работа сердца»)
30


Приложение 2. Технологические карты уроков
31-49

















Скажи - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я научусь
1. Введение
В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность.
Необходимость ускоренного социально-экономического развития страны требует от систем образования подготовки высококвалифицированных специалистов, способных трудиться самостоятельно, активно и творчески.
Объективная обусловленность модернизации школы как ведущего элемента образовательной системы предопределяется изменением социального заказа со стороны общества, который формируется и формулируется теперь уже не только государством, но и семьей.
Обновление социального заказа происходит в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Конвенцией о правах ребенка. В них образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
Перед педагогической наукой стоят еще нерешенные задачи создания эффективных дидактических систем, основанных на применении таких форм и методов обучения, которые обеспечили бы интенсивное овладение твердыми знаниями, а на их почве умениями и навыками, могли бы повысить уровень самостоятельного труда обучающихся, способствовали более эффективному развитию личности.
Выживание общеобразовательной школы в условиях неблагоприятного влияния действующих экономических и социальных факторов, возможность ее перехода от единообразия и функционирования к разнообразию и развитию опираются на традиционно сильные стороны, такие как целостность, стабильность и гибкость, позволяющие успешно нейтрализовать негативные внешние воздействия и выявить внутренние неиспользованные резервы.
В то же время имеющий место консерватизм общеобразовательной школы по-прежнему затрудняет реализацию в ее работе принципов демократии, в частности развитие школьного самоуправления. Традиционная система организации учебно-воспитательного процесса находится в противоречии с законами и закономерностями психофизиологической деятельности человека и теории управления. Классно-урочная система характеризуется многопредметностью и низкой частотностью учебных предметов, что предопределяет постоянную перегрузку ученика и учителя. Микронормированность учебного материала связана с регулярным проведением уроков по его систематизации. Ведущим типом учебного занятия остается комбинированный урок, нарушающий логику учебной деятельности и особенно нежелательный в старших классах школы.
Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность принципиально иного по организации учебно-воспитательного процесса, такого как модульное обучение, которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов знания и других циклов деятельности. Поуровневая индивидуализация учебной и дифференциация обучающей деятельности создают ситуацию выбора для учителя и обеспечивают выпускнику школы возможность дальнейшего успешного самообразования и профессионального образования.
Ведущее место при переводе общеобразовательной школы в новое качественное состояние отводится внедрению передовых педагогических теорий на технологическом уровне, существованию профессионально грамотных и компетентных педагогических коллективов.
Цель исследования состоит в обосновании возможности использования модульного обучения и выявление эффективности его внедрения в образовательный процесс при изучении биологии для повышения познавательной активности школьников.
Исходя из цели исследования, сформулированы следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы модульного обучения
выявить отличия модульного обучения от традиционного обучения
изучить принципы модульного обучения
рассмотреть теорию и методику построения модульной программы
доказать эффективность использования модульного обучения в образовательном процессе современной школы
разработать варианты уроков с использованием модульного обучения
Объект исследования: процесс обучения биологии с использованием технологии модульного обучения.
Предмет исследования: технология модульного обучения, применение ее при изучении курса биологии.
Гипотеза: если использовать на уроках биологии технологию модульного обучения, то развитие познавательных процессов учащихся будет наиболее эффективным, а качество учебной деятельности высоким.
Методы исследования. В процессе исследования были использованы психолого-педагогические методы как: теоретический анализ педагогической и психологической литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащие в нем выводы об использовании технологии модульного обучения на уроках биологии в условиях модернизации российского образования позволяют улучшить данный процесс и качество образования в целом.



2. Теоретические основы модульного обучения
Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных практических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.
2.1.Целевое назначение модульного обучения
Организация самостоятельного учения школьников:
удовлетворение образовательных потребностей каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями;
мотивационное управление учением;
развитие интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.
Модульное обучение направлено на решение основных задач развивающего обучения: развитие креативности, умения работать в команде, проектного мышления, аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности, способности к самообучению, самостоятельности.
2.2. Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения
1) содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных
комплексах-модулях, одновременно являющихся банком информации и
методическим руководством по его усвоению;
2) взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально иной основе с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня предварительной подготовленности к каждой педагогической встрече;
3) сама суть модульного обучения требует неизбежного соблюдения паритетных субъект - субъектных взаимоотношений между педагогом и обучающимися в учебном процессе.
2.3. Принципиальные отличия модульного обучения от традиционного обучения (по Юцявичене)
Традиционное
Модульное

Задачи

Обычно задачи не формируются как деятельностные. Обучающийся понимает их из учебного материала и контроля.
Задачи формируются в деятельностном аспекте и предъявляются перед началом обучения.

Подготовка учебного материала

В начале готовится учебный материал (тексты и т.д.), затем – контроль по этому материалу, но не всегда намечается, как обучающемуся использовать подготовленный материал.
В первую очередь формулируется задачи обучения, затем строится контроль за усвоением этих задач и только после этого готовится учебный материал, помогающий обучаемому решить поставленные задачи.

Деятельность в процессе обучения

Ориентация на деятельность преподавателя, предоставляющего знания группе, акцентирует преподавание.
Модули позволяют сочетать разнообразную учебную и преподавательскую деятельность. Акцентируется учебная деятельность обучаемого, индивидуализированное учение с обязательным результатом научения.

Роль преподавателя

Преподаватель играет роль информационного канала (предоставляет информацию).
Преподаватель выполняет роль диагностика, консультанта-советника, мотиватора и предоставляющего информационные источники.

Метод обучения

Наблюдается тенденция к использованию преподавателями одного-двух-трех методов, таких как лекции, письменные задания, практические работы, при этом игнорируется множество других методов.
Для реализации задач обучения используется разнообразные методы обучения с целью оптимизации усвоения конкретной темы.

Средства обучения

Средства готовятся и используются на основе ознакомления с материалом (тексты, слайды и т.д.) и подбираются преподавателем чаще всего по одному критерию: какие из них удобнее использовать (чаще всего печатные средства).
Средства выбираются таким образом, чтобы они помогали комплексному достижению целей обучения и контролю за усвоением, поэтому каждый модуль включает разнообразнейшие средства.

Участие обучаемого

Чаще всего роль является пассивной, т.е. сводится к чтению текста или прослушиванию преподавателя.
Модули обеспечивают активное участие обучаемого, который усваивает информацию в деятельности, в активной работе с учебным материалом.

Индивидуализация

Традиционное обучение ориентированно на группу. Обычно обучаемые получают ограниченное количество учебного материала (информационных источников), а преподаватель четко указывает, каким образом его нужно усваивать. Например, прочитать 20 страниц текста, ответить на вопросы и т.п.
Модули могут быть очень индивидуализированными. Каждый может использовать какое-нибудь одно средство или все имеющиеся. Чаще всего самому обучаемому предоставляется право выбирать подходящий для него способ учения с использованием средств обучения (прослушивание магнитной ленты, чтение текста, анализ чертежей, просмотр фильма, изучение реальных объектов или выбор какого-либо комплекса средств).

Темп учения

Подопечный вынужден пройти курс «Четко установленным шагом». Все проходят обучение в одном и том же темпе: начинают в одно и то же время и заканчивают все вместе.
Каждый может учиться в собственном темпе. Он может усваивать даже отдельные части модуля, если сумеет доказать, что усвоил поставленные перед ним задачи. Подопечный может также по своему усмотрению повторять усвоение конкретной части модуля столько раз, сколько ему кажется необходимым.

Время

Устанавливается обычно одинаковое для всех учащихся на усвоение темы. Это значит, что качество усвоения попадает в большую зависимость от интеллекта обучаемого.
Каждый тратит столько времени, сколько ему нужно для усвоения конкретной темы. Время, необходимое для усвоения, обычно имеет тенденцию к корреляции в соответствии с интеллектом.

Свобода действия

Традиционно каждый день по расписанию выделяется определенное время для изучения конкретных предметов. Учащиеся принуждаются посещать уроки и занятия (например, конкретный предмет 830 до 915 по понедельникам и средам).

Обучение может проходить в удобное время. Модули обеспечивают большую свободу приспособления времени занятий и содержания модуля к индивидуальным потребностям.

Транспортабельность

Традиционное обучение обычно опирается на лекцию, и обучению конкретному курсу может быть перенесено в другое место только с перемещением преподавателя. Лекция обычно может быть повторена по окончанию периода обучения. Если обучаемый пропустил часть курса, он вынужден обращаться к преподавателю, пересматривать конспекты коллег или, в крайнем случае, остается совсем без информации.
Модулями можно пользоваться без всякого труда в любой момент и в любом месте – дома, больнице и т.д. Ими можно меняться, распределять по различным школам. Каждый ученик может изучать любой материал в походящее время и в удобное время.

Условия научения

Возможны индивидуальные различия в учении. Если обучаемый заинтересован в получении дополнительного материала, он должен найти его сам. В случае неудачи, преподаватель должен работать с ним отдельно, помогая ему не отстать от товарищей. На практике бывает и противоположный вариант – преподаватель не уделяет внимания затруднениям обучаемого и оставляет его одного. Обычно не хватает времени или средства для индивидуализированной диагностики или дополнительной педагогической помощи.
Модуль считается плохим, если большому количеству учащихся не удается решить поставленных перед ними задач. Если обучаемый заинтересован в более глубоком усвоении конкретной темы, он может легко получить необходимый дополнительный материал и учиться, не мешая другим. Если же усвоение материала дается трудно, то можно учиться в дополнительное время или получать индивидуальную помощь от преподавателя, не мешая другим проходить курс.

Усвоение знаний

Большинство знает «кое-что обо всем». Реально, трудно надеяться, что подопечные смогут усвоить все наилучшим образом.
Медленно усваивающие материал учащиеся реализуют часть дидактических задач, но им может не хватить времени для усвоения всего материала за договоренное (установленное) время. Получив дополнительное время, они смогут усвоить большую часть или весь материал.

Организация повторения

Часто повторяются именно те темы, к повторению которых склонен преподаватель. Иногда преподаватель требует повторить весь материал заново.
Повторение материала зависит от результатов усвоения. Если материал усвоен не полностью, целесообразно повторение.

Закрепление знаний

При традиционном обучении знания закрепляются и корректируются чаще всего на этапе комплексного контроля – экзаменов.
Небольшой объем модуля обеспечивает немедленные контроль и коррекцию уровня усвоения.

Контроль

Контрольные задания обычно составляется по пройденному курсу. Обучаемый часто не знает, как готовиться к контролю. Контрольные задания часто предназначены только для получения балла оценки, а не для настоящей обратной связи, т.е. не для установления уровня усвоения. Чаще всего используется нормативный контроль, т.е. оценка достижений конкретного ученика зависит от результатов обучения других членов группы.
Обучающимся указываются задачи, они знакомятся с критериями оценки их достижений. Контрольные задачи составляются с целью изменения степени, уровня усвоения. Контрольные вопросы преследуют цель оценить усвоенные знания, умения и навыки, закрепить усвоение, диагностировать трудности. Проводиться эталонный контроль (по критериям результативности обучения). Оценка результатов конкретного обучаемого не зависит от результатов класса.

Неудача обучаемого

Плохое усвоение или, в крайнем случае, не усвоение материала обычно не замечается до конца четверти, года (экзамены). Нередко ученики стараются приобрести умения без должного багажа теоретических знаний. Потерпев неудачу, обучаемый часто вынужден повторять материал всего курса (года, четверти).
Недостаточное усвоение можно заметить на каждом шаге обучения, поэтому курс усваивается законченными порциями. В случае неудачи на конкретных шагах обучения ученик должен повторно изучить конкретный модуль, а не весь курс.

Гибкость

Традиционные курсы составляются на один семестр (четверть) или учебный год с опорой на соответствующие учебники или конспекты не являются гибкими.
Курсы могут быть очень гибкими, существует возможность их очень быстрого и нетрудоемкого изменения, так как структура модулей может быть очень разнообразной.


2.4. Принципы модульного обучения
Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими и определяющих общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации:
1) модульности;
2) структуризации содержания обучения на обособленные элементы;
3) динамичности;
4) метода деятельности;
5) гибкости;
6) осознанной перспективы;
7) разносторонности методического консультирования;
8) паритетности.
1. Принцип модульности определяет модульный подход к обучению, выражающийся через содержание, организационные формы и методы обучения. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным «функциональным узлам» модулям, предназначенном для достижения конкретных дидактических целей.
учебный материал следует конструировать таким образом, чтобы он в виде модульной программы или модуля вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленных перед ним дидактических целей;
учебный материал, охватываемый модулем, должен являться настолько законченным блоком, чтобы существовала возможность конструирования единого содержания обучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей;
в соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, подчиненные достижению намеченной цели.
Таким образом, можно предложить следующее определение модуля: модуль - это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающие достижение поставленных дидактических целей.
2. Принцип структуризации содержания обучения на обособленные элементы требует рассматривать учебный материал в рамках модуля не только как единую целостность, направленную на решение интегрированной дидактической цели, но и как имеющий определенную структуру, состоящую из обособленных элементов.
в интегрированной дидактической цели следует выделять структуру частных целей;
достижение каждой частной цели должно полностью обеспечивать учебным материалом каждого элемента;
совокупность элементов, служащих для достижения отдельных подцелей (частных целей) одной интегрированной дидактической цели, должна составлять один модуль.
3. Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа.
содержание каждого элемента и, тем самым, каждого модуля может легко изменяться или дополняться;
конструируя элементы различных модулей, можно, создавать новые модули;
модуль должен представляться в такой форме, чтобы его элементы были легко заменяемыми.
4. Принцип метода деятельности требует, чтобы обучаемые овладели этим методом на базе системы действенных знаний.
Принцип модульного обучения выражает, прежде всего, целенаправленность обучения. Целевое обучение способствует формированию мотивации обучения, поэтому данный принцип направлен и на мотивационную сферу учения.
При реализации принципа метода деятельности:
цели в модульном обучении должны формулироваться в терминах методов деятельности (практической, познавательной, умственной) и способов действий;
для достижения поставленных целей возможно и дисциплинарное, и
междисциплинарное построение содержания модулей;
обучение должно организовываться на основе проблемного подхода к усвоению знаний, чтобы обеспечивалось творческое отношение к учению;
необходимо ясно показывать возможности переноса знаний из одной сферы
деятельности в другую.
5. Принцип гибкости требует построения модульной программы и, соответственно, модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и пути его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых.
для индивидуализации содержания обучения по критерию базовой подготовленности необходимо проводить входную диагностику знаний;
входная диагностика знаний должна строиться таким образом, чтобы по ее результатам легко можно было построить индивидуализированную структуру конкретного модуля;
для индивидуализации содержания обучения, исходя из индивидуализированных целей обучения, необходимо проводить анализ потребности в обучении со стороны обучаемого или других заинтересованных лиц или организаций;
для индивидуализации содержания обучения можно пользоваться комплексным критерием его построения, включающим базовую подготовленность и индивидуализированные цели обучения; в этом случае индивидуализация должна проводиться двухступенчато, начиная с входной диагностики знаний и кончая анализом потребностей в обучении;
необходимо обеспечивать индивидуальный темп усвоения;
методическая часть модуля должна строиться таким образом, чтобы обеспечивалась индивидуализация технологии учения;
необходимо обеспечивать индивидуальный контроль и самоконтроль после
достижения определенной цели обучения.
6. Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания и осознания обучающимися близких, средних и отдаленных перспектив учения. Цели в модульном обучении должны выступать в качестве значимых результатов деятельности, поэтому они должны осознаваться обучающимися как перспективы познавательной и практической деятельности.
каждому обучающемуся в начале обучения необходимо представить всю модульную программу, разработанную на продолжительный этап обучения (курс, год или весь период обучения);
в модульной программе необходимо точно указать комплексную дидактическую цель, которую обучающийся должен понять и осознать как лично значимый и ожидаемый результат;
модульная программа должна включать в себя программу учебных действий для достижения намеченной цели, то есть обучающийся должен обеспечиваться путеводителем для достижения близких, средних и отдаленных перспектив;
в начале каждого модуля обязательно нужно конкретно писать интегрированные цели учения в качестве результатов деятельности;
в начале каждого элемента необходимо точно указать частные цели учения в качестве результатов деятельности.
7. Принцип разносторонности методического консультирования требует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и педагогической деятельности педагога.
учебный материал должен представляться в модулях с использованием личных объяснительных методов, облегчающих усвоение информации;
в модулях должны предлагаться различные методы и пути усвоения содержания обучения, которые обучающийся может либо выбирать свободно, либо, опираясь на них или личный опыт, строить собственный, оригинальный путь усвоения;
в модулях должно осуществляться методическое консультирование педагога по организации процесса обучения: в качестве альтернативных решений должны представляться различные методы и организационные схемы обучения, по мнению педагогов-экспертов, наиболее подходящие для усвоения порции конкретного содержания;
педагог может свободно выбирать представленные методы и организационные схемы обучения или работать по своим, оригинальным методам и организационным схемам;
в тех случаях, когда педагог сам строит модуль, желательно, чтобы в его содержание он включал используемые им методы обучения, так как это создает условия для обмена опытом между педагогами, преподающими эквивалентные курсы или предметы.
8. Принцип паритетности в модульном обучении требует субъект - субъектного взаимодействия педагога и обучаемого.
модульная программа (модули) должна обеспечивать возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимся до определенного уровня;
модульная программа должна освобождать педагога от выполнения чисто информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции;
модульная программа (модули) должна создавать условия для совместного выбора педагогом и обучающимся оптимального пути обучения;
педагог в процессе модульного обучения должен делегировать некоторые функции управления модульной программе, в которой эти функции трансформируются в функции самоуправления.
Вышеперечисленные принципы модульного обучения тесно взаимосвязаны. Почти все они (кроме принципа паритетности) отражают особенности построения содержания обучения, а принцип паритетности характеризует взаимодействие педагога и обучаемого в новых условиях, складывающихся в ходе реализации принципов модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, метода деятельности, гибкости, осознанной перспективы и разносторонности методического консультирования. Пути взаимодействия обучаемого с педагогом также определяются принципом разносторонности методического консультирования.
2.5. Теория и методика построения модульной программы
Модульные программы и, соответственно, модули строятся в соответствии со следующими общими принципами:
1) целевого назначения информационного материала;
2) сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей;
3) полноты учебного материала в модуле;
4) относительной самостоятельности элементов модуля;
5) реализации обратной связи;
6) оптимальной передачи информационного и методического материала.
1. Принцип целевого назначения информационного материала указывает, что содержание банка информации строится исходя из дидактических целей.
2. Принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей реализуется в определении структуры модульной программы и отдельных модулей. Комплексная дидактическая цель представляет собой вершину пирамиды целей и реализуется всей модульной программой. Она объединяет интегрирующие дидактические цели, реализацию каждой из которых обеспечивает конкретный модуль. Из этого следует, что модули, соответствующие всем интегрирующим дидактическим целям, составляющим комплексную дидактическую цель, объединяются модульной программой.
Каждая интегрирующая дидактическая цель (напр., «1» на рис. 4) состоит из частных дидактических целей (соответственно «1.1», «1.2», ...«1n»). Каждой частной цели в модуле соответствует один элемент обучения.
Частные цели, входящие в интегрирующую цель, могут быть полностью автономными или взаимосвязанными.
3. Принцип полноты учебного материала в модуле конкретизирует принцип модульности, а педагогические правила, обеспечивающие реализацию принципа модульности, раскрываются правилами, описывающими принцип полноты учебного содержания:
Правила, обеспечивающие реализацию принципа модульности
Правила, описывающие принцип полноты учебного содержания в модуле

Учебный материал следует конструировать таким образом, чтобы он в виде модуля обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленной перед ним дидактической цели.
В модуле полнота учебного материала, соответствующего выдвинутой дидактической цели, обеспечивается следующим образом:
1) излагаются основные моменты учебного материала его суть (в правой стороне модуля);
2) даются пояснения (можно на нескольких уровнях) к этому материалу (чаще всего в левой стороне модуля, иногдав правой);
3) указываются возможности дополнительного углубления в материал или его расширенного изучения посредством использования технических средств обучения, методов обучения или рекомендуются конкретные литературные источники (в левой стороне модуля);
4) представляются практические задачи (в правой стороне модуля) и пояснения к их решению (в левой стороне модуля);
5) задаются теоретические и практические задания (в правой стороне модуля) и приводятся ответы на них (в левой стороне модуля).

Учебный материал, охватываемый модулем, должен являться настолько законченным блоком, чтобы существовала возможность конструировать единого содержания обучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей.


В соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, подчиненные достижению намеченной цели.
Учебный материал может представляться необязательно по всем пяти пунктам. Там, где специфика учебного материала требует повышенного внимания к самостоятельной работе, в левой стороне модуля, параллельно учебному материалу, представленному в правой стороне модуля, указываются методы, способы (даже их альтернативные варианты) учения.
Специфика учебного материала требует групповой работы, соответственно указываются формы и методы обучения в группе (желательно альтернативные варианты).
Если специфика учебного материала требует управления со стороны педагога, а модуль строится не лично педагогом, а другими специалистами или централизованно, тогда соответственно на вкладном листе модуля в виде советов педагогу указываются эффективные формы и методы обучения (лучше всего несколько их вариантов).

4. Принцип относительной самостоятельности элементов дополняет принцип модульного обучения, указывающий на структуризацию содержания обучения на обособленные элементы, и тесно взаимосвязан с принципом построения модульных программ, требующим сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей.

Структура модульной программы

5. Принцип реализации обратной связи требует, чтобы процесс усвоения знаний был управляемым, и существовала возможность контроля усвоения.
Для реализации обратной связи при построении модуля необходимо соблюдать следующие правила:
- должна создаваться возможность обратной связи в преемственности, то есть необходимо обеспечить модуль средствами входного контроля, показывающего уровень подготовленности обучаемого к его усвоению;
- следует применять текущий промежуточный и обобщающий контроль: промежуточный контроль в конце каждого элемента и обобщающий – выходной – в конце модуля;
- текущий и промежуточный контроль может осуществляться в виде самоконтроля;
- текущий и промежуточный контроль должен способствовать своевременному выявлению пробелов в усвоении знаний, а в случае не усвоения – ясно показывать, какие части учебного элемента обучающемуся необходимо повторить или усвоить глубже;
- обобщающий – выходной – контроль должен показывать уровень усвоения модуля, состоящего из комплекса элементов. В случае выявления недостаточности усвоения обучающийся должен отсылаться для повторения материалов конкретных элементов, по которым получены неудовлетворительные ответы.
6. Принцип оптимальной передачи информационного и методического материала требует представления материалов модуля в такой форме, чтобы обеспечивалось наиболее эффективное их усвоение обучающимися в конкретных условиях.
Для обеспечения оптимальной передачи учебной информации в модулях предлагаемых пользоваться следующими правилами:
- за основу структуры модуля следует брать структуру его учебных элементов плюс три элемента. Один из трех дополнительных элементов всегда идет первым, нумеруется нулевым (УЭ-0) и предназначен для раскрытия интегрирующих и частных дидактических целей модуля и его содержания.
Второй дополнительный элемент всегда является предпоследним и предназначен для резюме-обобщения информационного материала, представленного в модуле.
Третий дополнительный элемент всегда идет последним и предназначен для контроля усвоения материала.
2.6. Технология модульного обучения в структуре уроков
1. Перед началом изучения нового блока учебного материала ученик получает (лучше всего заранее разложить на столах) модульные пособия или комплекты дидактических материалов, входящих в модуль:
опорный конспект содержания всего блока;
«Зачетные листы» с программой изучения материала и проверочными работами;
карточки для закрепления и взаимоконтроля;
образец итоговой контрольной работы;
решебник для самоконтроля с образцами решений и ответами ко всем заданиям «Зачетного листа».
2. Для использования «Проверочных работ» можно выбрать один из вариантов или их сочетание:
ученик выполняет задания «Проверочной работы» самостоятельно в любое удобное для него время и в любом объеме, сверяется с решениями в решебнике и сам определяет, научился ли он выполнять задания данного вида, обозначая это значком «+» в колонке «Самооценка». По мере готовности ученик сдает зачет по тем заданиям, которые он усвоил. К итоговой контрольной работе допускается только тот, кто отчитался по всем обязательным (со значком D) заданиям.
«Проверочная работа» к соответствующему «Учебному элементу» используется как самостоятельная работа на уроке с взаимопроверкой и выставлением отметок в колонке «Контроль» (в классный журнал не выставляются).
как обязательная домашняя работа (наименее желательный вариант).
как добровольный самоконтроль, без контроля со стороны учителя (хочешь – выполняй, не хочешь – не выполняй)
3. Лекционное изложение содержания всего модуля или микромодуля в целом с использованием опорного конспекта. Учитель излагает и разъясняет общую структуру, значение содержания блока, наиболее существенные и трудные для восприятия моменты, логические и другие связи, обобщенные способы. Ученики следят за изложением по своему опорному конспекту.
4. Самостоятельное детальное изучение материала по учебнику по частям по плану «Программы» в «Зачетном листе». Учитель оказывает индивидуальную помощь, консультирует.
5. При необходимости вначале учитель объясняет материал сам, показывает образцы решения, включает ученика в обсуждение изучаемого. Закрепление материала и взаимопроверка по карточкам или по заданиям «Проверочной работы». Используется либо методика работы в парах сменного состава (обмен карточками с соседями впереди - и сзади стоящих столов), либо парная работа соседей по парте.
6. Прием текущих зачетов по заданиям «Проверочной работы» у учеников, изъявивших желание отчитаться. Удобней всего это делать за специальным «Столом контроля». Ученикам, правильно выполнившим задания всех уровней и первыми, отчитавшимися перед учителем, дается право принимать зачет по сданной ими части у других учеников.
7. Обобщающее занятие по всему модулю в виде семинара, конференции, дискуссии, игры, творческого отчета и т. д.
8. Итоговый контроль (устный зачет или письменная контрольная работа).
9. Оперативная проверка и анализ результатов. Для удобства и ускорения проверки и анализа ответы или части решения заносятся учениками на определенные бланки, которые затем сравниваются с эталоном. При таком способе проверку может осуществлять не только учитель, но и сами ученики путем взаимоконтроля.
10. Выставление отметок в журнал тем ученикам, которые удовлетворены результатом. Кроме общей итоговой отметки можно теперь выставить отметки в журнал и за учебные элементы (по результатам итогового контроля).
11. Организация помощи ученикам, желающим улучшить свои результаты: внеурочные консультации учителя и одноклассников, письменные рекомендации, дополнительные задания.
12. Внеурочный повторный итоговый контроль. Возможна пересдача не всей контрольной работы или зачета, а лишь тех ее частей, которые снизили отметку.
3. Опытно - экспериментальное исследование применения технологии модульного обучения
1. база исследования
8-б класс – экспериментальный
В классе обучалось 20 человек.
8-г класс - контрольный
2. констатирующий эксперимент
Умение самостоятельно ставить цель урока - 5 человек (25%)
Умение работать с литературой, учебником, видеофрагментами -
7 человек (35%)
Умение работать в парах, группах, индивидуально - 7 человек (35%)
Умение сравнивать, анализировать, делать выводы - 6 человек (30%)
Умение оценивать себя, других - 5 человек (25%)
3. диагностирующий эксперимент
Умение самостоятельно ставить цель урока - 12 человек (60%)
Умение работать с литературой, учебником, видеофрагментами - 14 человек
(70%)
Умение работать в парах, группах, индивидуально - 16 человек (80%)
Умение сравнивать, анализировать, делать выводы - 15 человек (75%)
Умение оценивать себя, других - 15 человек (75%)
Диаграмма 1. Умение самостоятельно ставить цель урока 13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Диаграмма 2. Умение работать с литературой, учебником, видеофрагментами
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



Диаграмма 3. Умение работать в парах, группах, индивидуально
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Диаграмма 4. Умение сравнивать, анализировать, делать выводы
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Диаграмма 5. Умение оценивать себя и других
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415






Диаграмма 6. Результаты обученности по теме: Кровообращение
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Диаграмма 7. Результаты качества по теме: Кровообращение
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
3.1. Заключение
Технология начала применяться в экспериментальном классе на уроках географии в 7 классе. Каждый урок планировался мной: ставились дидактические цели, задачи, формулировались формы и методы обучения
( см. приложение 1). На уроках использовались технологические карты, которые составлялись мной исходя из стандартов и программы основного общего образования по биологии. Они состояли из 4 учебных элементов
( см. приложение 2). Каждый учебный элемент технологической карты урока преследовал свою цель обучения и являлся законченным элементом. Используя УЭ-0 на уроке, ребята учились целеполаганию. В данной технологии предполагается использование УЭ для определения исходного уровня знаний по предыдущей теме, и проверке знаний, полученных на уроке с использованием различных методов контроля и форм работы. В течение уроков применяется дифференцированный подход в обучении, заключающийся в оказании помощи учащимся в усвоении нового материала и развитии умения работать с технологической картой. В начале работы по данной технологии ребят нужно было приучить работать самостоятельно по картам, цель урока излагалась в технологических картах, в руководствах по усвоению учебного материала были четко прописаны действия, которые ребята должны были выполнить на уроке, время их выполнения. В дальнейшем в технологических картах эти два пункта не прописывались и выполнялись ребятами самостоятельно. Большой проблемой стало научить ребят не только выполнять все пункты плана урока, но и нормировать время на их выполнение. Работая с учебником, не все учащиеся могли правильно отсортировать информацию, требовалось большое количество вспомогательных вопросов. Также у ребят не были привиты азы самоконтроля и взаимоконтроля, для них основным было получить хорошую оценку, а не получить прочные знания. Поэтому при самопроверке и взаимопроверке завышали баллы. Так как у большинства ребят комбинированный тип памяти: зрительная, слуховая, моторная, применялись следующие методы обучения: наглядный, словесный, практические работы
(например, с моделью сердца, изготовление модели Дондерса, определение скорости кровотока и т.д.), самостоятельная работа с учебником и видеофрагментами, тестирование, самоконтроль и взаимоконтроль. Использовались формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. Большинство ребят 8-б класса в течение года научились самостоятельно работать с информационными источниками, перерабатывать, анализировать полученную информацию. Данная технология научила ребят целеполаганию, самостоятельной работе по поиску информации, его осмыслению, умению делать выводы, самоконтролю, что привело, на мой взгляд, к развитию и совершенствованию личности.





4. Список используемых источников

1. Буруева О.Ю. Модульное обучение: вопросы и ответы \ Биология в школе №9, 2001г.
2. Гаевая В.В. Модульное обучение. Биология 6-11 класс
3. Шамова Т. И. Модульное обучение: сущность, технологии \Биология в школе №5, 1994г.
4. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения.





















5. Приложение 1
Планирование урока учителем
(на примере урока «Строение и работа сердца»)
Дидактическая цель: создание благоприятных условий для саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности ученика, обеспечение образовательных потребностей каждого ребенка с учетом его склонностей, возможностей и интересов.
Образовательная: создать условия для формирования понятий: значение сердца, строение, работа сердца и его регуляция.
Развивающие: создание условий для развития умения самостоятельно работать с различными видами источников информации, умения правильно оценивать себя и своего товарища, контролировать время работы.
Воспитательные: создать условия для воспитания правильного отношения к своему труду, своему здоровью, воспитанию чувства коллективизма, ответственности.
Формы и методы обучения:
методы: наглядный, словесный, практическая работа с моделью сердца, самостоятельная работа с учебником и видеофрагментом, тестирование, самоконтроль и взаимоконтроль. Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Работа учителя
Работа ученика

К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь его, о чем идет речь?
Какая тема нашего урока?
1. сожмите кисть руки в кулак. Это примерно ваш размер сердца.
(сердце)



1. выполнение работы




Приложение 2
Технологическая карта урока № 1
Тема: Скелет человека
УЭ-0
Цель урока:


УЭ-1

Цель: Определить исходный уровень знаний по теме «Скелет» 1. что обозначено цифрами?





2. что обозначено цифрами?

3. ответьте на вопросы теста
1. какие из костей имеют полуподвижное соединение
а) мозговой отдел черепа
б) тазовые кости
в) ребра
2. какие из костей являются губчатыми
а) лопатки
б) тазовые кости
в) плечевые
3. за счет чего кости растут в длину
а) за счет желтого костного мозга
б) за счет хрящевых прослоек костей
в) за счет органических веществ костей
Взаимопроверка.
Выполните задание, оцените работу соседа по парте.



























Выполните тест.

УЭ-2
Цель: Изучить скелет позвоночника, скелет конечностей человека
Самостоятельная работа с учебником
1. Используя учебник, найдите ответы на вопросы:
1. чем представлен скелет туловища человека, какие отделы в нем выделяют
2. какое строение имеют позвонки, в чем отличие поясничных и шейных позвонков
3. какое количество позвонков входит в каждый отдел позвоночника человека
4. какими свойствами обладает позвоночник человека, с какими особенностями строения это связано.
5. какое значение имеет грудная клетка
6. две нижние пары ребер с грудиной не связаны, какое это имеет значение
7. какие кости входят в состав пояса верхних и нижних конечностей, какую функцию они выполняют
9. выполните практическую работу на стр. 45, 46 и сделайте выводы о работе плечевого пояса и лучевой кости
8. Выполните задание
1. зарисуйте позвонок человека, отметьте его составные части.
Прочитайте цель.

Выполните работу.

УЭ-3
Цель: проверь знания, полученные на уроке
Выполните задание 1,2 на стр. 48 письменно в тетради



УЭ-4
Параграф 8,9 подготовьтесь к проверочной работе по теме « скелет человека»


Технологическая карта урока № 2
Тема: Мышцы: строение, значение
УЭ-0
Цель урока:
Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-1

Цель: Определить исходный уровень знаний
1. По каким признакам можно предположить наличие перелома костей:
а) потеря подвижности конечности, изменение формы сустава
б) припухлость в области голеностопного сустава, отек
в) сильная боль, усиливающаяся при попытках движения
2. какие меры предпринимают в случае повреждения ребер:
а) накладывают шину и прибинтовывают ее к грудному и поясничному отделу
б) забинтовывают широкой повязкой после глубокого вдоха больного
в) забинтовывают широкой повязкой после глубокого выдоха больного
3 плечевой пояс состоит из:
а) лучевая кость, ключица, лопатка, предплечье
б) локтевая кость, ключица, лопатка, предплечье
в) ключица, лопатка
4. в грудном отделе позвоночника располагается:
а) 10 пар ребер, соединенных полуподвижно грудиной б) 12 пар ребер, соединенных полуподвижно с грудиной в)12 пар ребер, 10 из которых соединены полуподвижно с грудиной
г)12 пар ребер, 8 из которых соединены полуподвижно с грудиной
5. в позвоночнике выделяют:
а) 4 отдела
б) 5 отделов
в) 6 отделов

Взаимопроверка.
Выполните тестовое задание, оцените работу соседа по парте.


УЭ-2










Цель: Изучить основные типы мышц, их строение и значение
Самостоятельная работа с учебником.
Ответьте на вопросы:
1. какие виды мышечной ткани вы знаете, где они расположены, какую функцию выполняют
2. какое строение имеет скелетная мышца рис. 27 стр. 51
3. заполните таблицу, используя параграф 10
Группа мышц
Место расположения
Значение






Прочитайте цель.

Выполните работу.

УЭ-3
Цель: проверь знания, полученные на уроке
Ответьте на вопросы 2, 3, 4, 6 устно в классе
Выполните задание.


УЭ-4
Запиши домашнее задание
Параграф 10 ответь письменно на вопросы 1, 5 в тетради стр. 54


Технологическая карта урока № 3
№УЭ
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0
Тема урока: работа мышц. Нарушение осанки и плоскостопия

Цель урока:
Внимательно прочитайте тему урока и запишите ее в тетрадь.
Исходя из темы урока, предположите какая цель нашего урока.

УЭ-1
Цель: Определить исходный уровень знаний по теме
1. Ответьте на вопросы:
а) чем мимические мышцы отличаются от жевательных
б) каким общим свойством обладают все мышцы
в) какие органы образованы гладкой мышечной тканью
2.Выполните тестовое задание. Внимательно прочитайте каждый вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ, и соответствующую ему букву выпишите на листок контроля
Тест
1. о какой мышечной ткани идет речь: ткань сокращается медленно
а) гладкая мышечная ткань
б) поперечнополосатая
2. какие мышцы тела участвуют в движение тела, его поворотах, и наклонах
а) мышцы ног
б) мышцы спины
в) мышцы живота
3. за что отвечает круговая мышца рта
а) движение щек
б) речь
в) движение уха
4. какая из мышц отвечает за дыхание
а) большая грудная
б) мышца живота
в) диафрагма
г) мышца ног
5.какая мышца обеспечивает сохранения вертикального положения тела
а) большая грудная
б) мышца живота
в) диафрагма
г) мышца ног
6.с помощью чего прикрепляются скелетные мышцы к костям
а) суставы
б) непосредственно
в) головки
3 Проверьте свои ответы на доске. 6 баллов –высокий уровень, 5 баллов – средний уровень, 4 балла и менее – низкий уровень. Какие вопросы вызвали у вас затруднения?


Работайте вместе с классом.






Работайте самостоятельно.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.



































Самооценка своих знаний.

УЭ-2
Цель: Изучить основные признаки нарушения осанки и плоскостопия, меры профилактики, проверить осанку и наличие плоскостопия у себя
1. прослушайте рассказ учителя
Ответьте на вопросы, используя параграф 12 стр. 57:
1. что называется осанкой, какие выделяют признаки правильной осанки
2.приведите примеры причин, влияющих на нарушение осанки
3. перечислите заболевания, связанные с нарушением осанки
4.выпишите основные правила, которым должен следовать человек, чтобы у него не возникли нарушения осанки
5. выполните практическую работу на стр. 59
Ответьте на вопросы, используя параграф 12 стр. 60
6. перечислите признаки плоскостопия
7.выпишите основные правила, которым должен следовать человек, чтобы у него не возникло плоскостопие

Задание 1,2,3 ,4 выполните самостоятельно. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Поработайте в парах, выполните задание №5.
Задание 6,7 выполните самостоятельно.
Каждый правильный ответ
оценивается 1 баллом.


УЭ-3
Цель : проверить знания, полученные в ходе работы на уроке
2.Выполните тестовое задание. Внимательно прочитайте каждый вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ, и соответствующую ему букву выпишите на листок контроля
Тест
1. привычное положение тела человека в покое и при движении называется:
а) плоскостопие
б) норма
в) осанка
2.боковое искривление позвоночника называется:
а) сутулость
б) лордоз
в) сколиоз
3.появление S- образной стопы у человека, это пример:
а) плоскостопия
б) нормы
в) искривления осанки
Работайте самостоятельно.
Каждый правильный ответ оценивается
1 баллом.



УЭ-4
Итог урока.
Ответьте на вопросы:
1.Какую тему урока вы сегодня изучили?
2. Что нового узнали на уроке?
Результаты работы на уроке:
Если вы получили 15, 14 баллов за урок у вас оценка 5, 13, 12,11, баллов за урок у вас оценка 4 10 ,9, 8 баллов за урок у вас оценка 3 , менее 7 баллов оценка 2.





УЭ-5
Прочитайте параграф 12, выполните практическую работу на стр.61. Подготовьтесь к итоговой контрольной работе по теме « Опорно-двигательная система».


Ответы
УЭ-1: 1-а, 2-в,3-б, 4-в,5-г,6- б
УЭ-2:
1. осанка - это привычное положение тела человека в покое и при движении
2. неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов, неравномерное распределение нагрузки на тело, натренированность мышц, неправильная посадка
3. сколиоз, сутулость
4. при переносе тяжестей нагрузка должна быть посильной и распределяться равномерно, правильно сидеть за столом при работе
5. форма стопы плоская, в результате которой возникает усталость
6. ходить босиком, на цыпочках, заниматься плаванием, подвижными играми, не носить узкую и тесную обувь на высоком каблуке
УЭ-3 : 1-в, 2- в, 3-б
Технологическая карта урока № 4
№УЭ
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0
Тема урока: Строение и работа сердца
Цель урока:
Внимательно прочитайте тему урока и запишите
ее в тетрадь.
Исходя из темы урока,
предположите, какая цель нашего урока.

УЭ-1
Цель: Определить исходный уровень знаний по теме иммунитет, кровь
1. Ответьте на вопросы
1.почему военные, участвующие в боевых действиях, носят на шее медальоны с указанием группы крови и резус фактора
2. приведите доказательства утверждения « Кровь-это носительница жизни»
3. в чем отличие артериальной и венозной крови
2.Выполните тестовое задание. Внимательно прочитайте каждый вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ, и соответствующую ему букву запишите ответы в тетрадь
Тест
1. вакцинация относится к:
а) искусственному пассивному виду иммунитета
б) искусственному активному виду иммунитета
в) естественному пассивному виду иммунитета
г) естественному активному виду иммунитета
2. готовые антитела содержатся:
а) в вакцине
б) в сыворотке
3.Выберите органы, относящиеся к иммунной системе (несколько):
а) костный мозг
б) печень
в) селезенка
г) лимфатические узлы
д) почки
4. гуморальный иммунитет:
а) уничтожение чужеродных тел осуществляют фагоциты
б) посторонние тела удаляются с помощью антител лимфоцитов
3. Проверьте свои ответы на доске. 6 баллов – оценка «5» , 5 баллов – оценка «4», 4 балла - оценка «3» и менее – низкий уровень, оценка «2». Какие вопросы вызвали у вас затруднения?


Работайте вместе с классом.





Работайте самостоятельно.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Время - 5 минут.













Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте выполнение теста,
сверьтесь с ответами на доске.

УЭ-2















































УЭ-3
































Цель: изучить особенности строения сердца, работу сердца и его регуляцию
Используя параграф 17 стр. 80, найдите ответы на вопросы:
1) в какой полости тела располагается сердце.
2) какое значение имеет околосердечная сумка
3) из каких трех слоев состоит стенка сердца
4) Используя макет сердца и рисунок учебника 41 стр. 80, найдите:
4 камеры сердца: два желудочка и два предсердия, створчатые клапаны, полулунные клапаны
5)какое значение имеют створчатые клапаны, полулунные клапаны
6)сравните строение стенок правого и левого желудочка, выясните, в чем отличие строения
Просмотрите фильм и ответьте на вопросы
1. какие 3 фазы работы сердца выделяют
2. заполните таблицу
Фазы сердечного цикла
Положение клапанов (открыты, закрыты)
Направление движения крови
Время, сек.

Сокращение
(систола) предсердий
Створчатые__________
Полулунные_________



Сокращение (систола) желудочков
Створчатые__________
Полулунные_________



Общее расслабление (диастола)
Створчатые__________
Полулунные_________



3. почему сердце «не устает»
4.в чем заключается нервная и гуморальная регуляция работы сердца
5.какое значение имеет автоматическая работа сердца, в чем она заключается
6.как называется прибор, измеряющий работу сердечной мышцы
7. какое значение имеет тренировка сердца
Сделайте вывод:
каковы особенности строения и работы сердца.



Задание №1,2,3 выполните
самостоятельно. Каждый
правильный ответ
оценивается 1 баллом.
Поработайте в группах,
выполните задание №4 , №5.



Просмотрите
фильм и ответьте
на вопросы.



















Разберите ответы
на вопросы
совместно с
и сделайте
вывод:
каковы
особенности строения
и работы сердца.



Цель: проверить знания, полученные в ходе работы на уроке:
1.внимательно рассмотрите рисунок. Какие части сердца обозначены под цифрами:

13 EMBED PBrush 1415
2. устно выполните задание
Какие утверждения верны:
1. при сокращении предсердий створчатые клапаны открыты, кровь движется в желудочки
2. околосердечная сумка ослабляет трение сердца
3.полулунные клапаны расположены между предсердиями и желудочками
4. нервная регуляция работы сердца обеспечивается за счет импульсов от нервной системы
5. высокая работоспособность сердца обеспечивается за счет того, что сердце отдыхает по времени больше, чем работает














Сверьтесь с
ответами на доске.
Подсчитайте общее количество баллов за урок, УЭ-1 и УЭ-3.
Итог:
Если вы набрали
14, 13 баллов –
оценка «5».
Если вы набрали
12, 11 баллов –
оценка «4».
Если вы набрали
10, 9, 8 баллов –
оценка «3».
Если вы набрали
менее 7 баллов –
повторите темы и подготовьтесь
к зачету.

УЭ-4
Цель: Закрепить знания, полученные в ходе урока
Прочитайте параграф 17,ответьте на вопросы 1,2,3,4 устно
Дополнительно для желающих, составьте кроссворд по теме кровь, строение и работа сердца, иммунитет
Запишите домашнее задание.

Дополнительный материал
Кровью, которую перекачивает сердце в течение жизни человека, можно наполнить 4375 железнодорожных цистерн.
При физических и эмоциональных напряжениях сердце перекачивает в среднем за 1 минуту в 3-5 раз больше крови, чем в покое.
Сердце за жизнь человека сокращается 25 млрд. раз.
Вывод
1. сердце человека четырехкамерное, состоит из двух предсердий и двух желудочков;
2. односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови в одном направлении;
3. кровью, которую перекачивает сердце в течении жизни человека, можно наполнить 4375 железнодорожных цистерн;
4. при физических и эмоциональных напряжениях сердце перекачивает в среднем за 1 минуту в 3-5 раз больше крови, чем в покое;
5. сердце за жизнь человека сокращается 25 млрд. раз.
Дидактическая цель создание благоприятных условий для саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности ученика, обеспечение образовательных потребностей каждого ребенка с учетом его склонностей, возможностей и интереса
Работа учителя
Работа ученика

К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь его.
О чем идет речь?
Какая тема нашего урока?

1. сожмите кисть руки в кулак. Это примерно ваш размер сердца
(сердце)




1. выполнение работы


6. Проработайте предложенную таблицу « Виды сосудов»
Кровенос
ные сосуды
Особенности строения
Значение

артерии
Состоят из 3 слоев: соединительной, гладкой мышечной, однослойного эпителия. Стенки толстые.
Несут кровь от сердца

вены
Состоят из 3 слоев: соединительной, гладкой мышечной, однослойного эпителия менее толстый, чем у артерий, , внутренний слой образует кармановидные клапаны
Несут кровь к сердцу

капилляры
Состоит из одного слоя клеток
Участвует в газообмене


Ответьте на вопросы:
1. почему артерии имеют более толстые стенки, чем капилляры
2. какое значение имеют кармановидные клапаны вен


Технологическая карта урока № 5
№ УЭ
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0
Тема урока: Первая помощь при кровотечениях
цель урока:
Внимательно прочитайте
тему урока и запишите ее в
тетрадь.
Исходя из темы урока
предположите, какая цель нашего урока.

УЭ-1
Цель: Определить исходный уровень знаний по теме: Кровеносная система
1. сопоставьте виды сосудов с их функциями:
а) вены 1) несет кровь к сердцу
б) артерии 2) участвуют в газообмене, т.к состоят из одного слоя клеток
в) капилляры 3) несет кровь от сердца
2. в легочных венах протекает:
а) артериальная кровь
б) венозная кровь
3. выберите правильные утверждения:
а) правый желудочек имеет более толстые стенки, по сравнению с левым желудочком
б) левый желудочек выталкивает кровь в легочную артерию
в) левый желудочек выталкивает кровь в аорту
г) створчатые клапаны располагаются между предсердиями и желудочками
д) для сердца характерно нервная, гуморальная регуляция и автоматизм
е) по легочной вене течет артериальная кровь
ж) по легочной артерии течет артериальная кровь
4. симпатический отдел вегетативной нервной системы:
а) тормозит работу сердца, и сужает стенки артерий
б) усиливает работу сердца и сужает стенки артерий
в) тормозит работу сердца, и расширяет просветы артерий
Проверьте свои ответы на доске. Подсчитайте количество правильных ответов
Работайте вместе с классом.

Работайте самостоятельно.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Время 5 минут.
Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте выполнение теста,
сверьтесь с ответами на доске.

УЭ-2













Цель: изучить виды кровотечений, оказание первой медицинской помощи при кровотечениях
1.используя § 22 стр.95, ответьте на вопрос, какие виды кровотечений выделяют, и заполните таблицу:
Кровотечения
(особенности)
Капиллярное
Венозное
Артериальное






2. какие виды первой помощи при различных видах кровотечениях существуют?
а) капиллярное кровотечение
б) носовое капиллярное кровотечение
в) артериальное кровотечение
г) венозное кровотечение
Сделайте вывод:


Просмотрите фильм и ответьте на вопросы.
Разберите ответы на вопросы
совместно с классом и сделайте вывод.


УЭ -
3
Цель: проверить знания, полученные на уроке
Тест
1.сильная пульсирующая струя ярко-красной крови – это:
а) капиллярное кровотечение
б) венозное кровотечение
в) артериальное кровотечение
2. выберите правильные утверждения:
а) жгут нужно держать не более 2 часов
б) при носовом капиллярном кровотечении нужно на переносицу положить холодный компресс и запрокинуть голову
в) повязку накладывают ниже ранения


УЭ-4
Цель: закрепить знания, полученные в ходе урока
Подготовьтесь к проверочной работе по теме: Кровеносная система
Запишите домашнее задание
















13PAGE 15


13PAGE 144715







Рисунок 1Root Entry